__________________________________________________
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
К. Маркса ул., 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Курск Дело №А35-8748/2012
01 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 года
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел после объявленных перерывов в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Курская фосфоритная компания»
к Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области
о признании недействительным предписание №12/9-03 от 17.04.2012.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Сапелин О.А. (директор, выписка из ЕГРЮЛ, личность удостоверена на основании паспорта), Литвинов В.М. - по доверенности от 31.12.2012 №3,
от административного органа: Махрин А.Ф. – по доверенности от 09.01.2013, Сосновских С.В. – по доверенности от 27.01.2012.
Общество с ограниченной ответственностью «Курская фосфоритная компания» (далее – ООО «Курская фосфоритная компания», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписание №12/9-03 от 17.04.2012, вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля, государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Махриным А.Ф.
Кроме того, ООО «Курская фосфоритная компания» ходатайствовало о восстановлении пропущенного процессуального срока на оспаривание предписания №12/09-03 от 17.04.2012г., вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля, государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Махриным А.Ф. В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявитель ссылается на то, что 13.07.2012г. ООО «Курская фосфоритная компания» было подано заявление об оспаривании действий главного специалиста-эксперта отдела государственного контроля, государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Махрина А.Ф. в Промышленный районный суд города Курска, что подтверждается штампом на заявлении. Определением от 18.07.2012г. судья Промышленного районного суда г. Курска Гладкова Ю.В. отказа в принятии заявления к производству. Определение было получено ООО «Курская фосфоритная компания» 23.07.2012г. в Арбитражный суд Курской области ООО «Курская фосфоритная компания» обратилось 23.07.2012г., о чем свидетельствует штамп на заявлении.
В судебном заседании, назначенном на 26.02.2013, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялись перерывы до 05.03.2013.
Представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, ходатайствовали о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на доказанность вины заявителя в совершении административного правонарушения и правомерности внесения оспариваемого предписания.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если считают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 1 ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 ст. 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. №367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 АПК РФ срока.
Признавая причину пропуска срока уважительной, суд восстанавливает ООО «Курская фосфоритная компания» срок на оспаривание предписания №12/9-03 от 17.04.2012г., вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля, государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Махриным А.Ф.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Курская фосфоритная компания» расположено по адресу: 305025, г. Курск, ул. 1-я Строительная д. 3, зарегистрировано в качестве юридического лица 03.10.2006 Инспекцией ФНС России по г. Курску за основным государственным регистрационным номером 1044637042141, ИНН 4632048389.
ООО «Курская фосфоритная компания» по результатам аукциона выдана лицензия на право пользования недрами КРС 80066 ТР от 31.01.2011 со сроком действия до 31.01.2026 с целевым назначением – геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого – песка на участке недр местного значения «Туровский Восточный фланг» Обоянского района Курской области.
17.04.2012 в соответствии с распоряжением заместителя директора Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области от 12.04.2012 № 41/01-18 проведена плановая выездная проверка ООО «Курская фосфоритная компания» с целью осуществления государственного контроля выполнения недропользователем условий пользования недрами, содержащихся в лицензии КРС 80066 ТР от 31.01.2011, с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого – песка на участке недр местного значения «Туровский Восточный фланг» Обоянского района Курской области, в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012 году, утвержденным приказом Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области от 07.10.2011 № 186/01-11.
В ходе проведения проверки административным органом установлено следующее.
В карьере, на западном фланге участка недр местного значения «Туровский Восточный фланг» экскаватором марки ЭО-DOOSAN 420 осуществлялась добыча из недр песка и его складирование в конус. Двумя фронтальными погрузчиками марки ЭО-DOOSAN 340 осуществлялась отгрузка песка из конуса, заскладированного в карьере и его транспортировка в конус, расположенный на западном борту карьера.
На момент проверки административным органом не выявлено угловых точек горного и земельного отводов на местности, что является нарушением п. 3.5. Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР;
недропользователем не представлены документы, удостоверяющие согласование рабочего проекта на разработку карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого – песка и рекультивацию участка недр местного значения «Туровский Восточный фланг» с комиссией по согласованию технических проектов по Курской области Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу; документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода; план развития горных работ, согласованный с уполномоченными органами; документы, удостоверяющие перевод земель в границах горного отвода в категорию земель, соответствующую данному виду деятельности, что не соответствует п. 4.6. Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР;
недропользователь не уведомил Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области о начале разработки участка недр «Туровский Восточный фланг», чем нарушил п. 4.6 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР;
недропользователь в течение двух недель не проинформировал Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области об изменении юридического адреса, что является нарушением п. 16 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР.
По итогам проверки был составлен Акт проверки №12/9-05 от 17.04.2012г.
17.04.2012 в отношении ООО «Курская фосфоритная компания» главным специалистом отдела государственного контроля, государственным инспектором Курской области по геологическому контролю Махриным А.Ф. составлен протокол № 12/9-03 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с которым зафиксировано (выявлено), что ООО «Курская фосфоритная компания» нарушаются требования законодательства о недрах.
На основании акта проверки от 17.04.2012г. №12/9-05 главным специалистом отдела государственного контроля, государственным инспектором Курской области по геологическому контролю Махриным А.Ф. было выдано предписание №12/9-03 об устранении выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензирования на пользование недрами. ООО «Курская фосфоритная компания» было предписано прекратить добычу общераспространенного полезного ископаемого – песка на участке недр местного значения «Туровский Восточный фланг» с нарушением условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в присутствии директора общества, заместитель директора Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Чяушка Т.В. постановлением от 27.04.2012 №12/9-01 привлекла ООО «Курская фосфоритная компания» по факту совершенного правонарушения к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Полагая, что предписание №12/09-05 от 17.04.2012, вынесенное главным специалистом отдела государственного контроля, государственным инспектором Курской области по геологическому контролю Махриным А.Ф., является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Курская фосфоритная компания» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, реализуя право на оспаривание ненормативных правовых актов, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в рамках срока, установленного частью 4 вышеназванной статьи.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания оспариваемых решения и предписания соответственно незаконным и недействительным необходимо одновременно наличие двух факторов: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - департамент) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Курской области, законами области и иными нормативными правовыми актами области, Положением о департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области, утвержденным Постановлением Губернатора Курской области от 18.06.2007 № 273 (далее – Положение).
В соответствии с Положением, департамент является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим управление и реализацию прав Курской области в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности и рационального природопользования, а также переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений и экологической экспертизы и в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции в сфере регулирования отношений недропользования на территории Курской области и осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, в том числе за выполнением условий лицензий на пользование участками недр местного значения в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 20.03.2006 № 20 «О государственном геологическом надзоре в Курской области по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 06.03.2006 № 14 «О Порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Курской области».
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 20.03.2006 № 20 «О государственном геологическом надзоре в Курской области по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации» департамент осуществляет государственный геологический надзор, в том числе за выполнением условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
С учетом изложенного, а также положений Административного регламента департамента экологической безопасности и природопользования Курской области по исполнению государственной функции «Осуществление государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации», утвержденного приказом Департамента от 15.12.2009 № 170\01-12 (с изменениями и дополнениями), и действовавшего на момент проверки, суд приходит к выводу о наличии соответствующих полномочий у должностных лиц на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое предписание принято и подписано уполномоченным лицом - государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Махриным А.Ф. в рамках предоставленных полномочий.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
При рассмотрении настоящего дела судом учтено следующее.
До рассмотрения настоящего дела заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области от 27.04.2012 № 12\9-01, которым ООО «Курская фосфоритная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
При этом судом установлено, что названный акт был принят по тому же делу об административном правонарушении, выразившемся в снятия плодородного слоя почв и основных вскрышных пород на значительной площади горного отвода, предоставленного ООО «Курская фосфоритная компания» в соответствии с лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011, а также добыча из недр песка и его складирование в конус, и являющееся предметом настоящего спора – предписание о прекращении добычи общераспространенного полезного ископаемого – песка на участке недр местного значения «Туровский Восточный фланг» с нарушением условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011г.
Решением от 28.09.2012г. по делу №А35-7555/2012 заявленные требования были удовлетворены: оспариваемое постановление заместителя директора Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, заместителя главного государственного инспектора Курской области Чяушка Т.В. от 27.04.2012 № 12\9-01, которым Общество с ограниченной ответственностью «Курская фосфоритная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. признано незаконным и отменено. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013г. по делу №А35-7555/2012 решение Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012г. по делу №А35-7555/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела судом были установлено, что административным органом не представлено существенных и убедительных доказательств того, что действия ООО «Курская фосфоритная компания» нарушают Закон о недрах и Условия пользования недрами, установленные лицензией КРС 80066 ТР. При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, Департаментом не доказано
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу названной нормы, установленные судом конкретные факты, закрепленные в мотивировочной части судебного акта и не подлежащие повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами, являются преюдициальными. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Таким образом, отсутствие факта нарушения ООО «Курская фосфоритная компания» Закона о недрах и Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР, установленный решением Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012г. по делу №А35-7555/2012, являются преюдициальными и не подлежат доказываю по настоящему делу, в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ.
Исходя из изложенного, суд при вынесении решения по настоящему делу, опираясь на обстоятельства, установленные в деле №А35-7555/2012, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным и его отмены, поскольку оно вынесено при отсутствии установленных действующим законодательством оснований и не соблюдением всех установленных требований.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Оценив доводы заявителя, арбитражный суд, с учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 17, 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Предписание №12/9-03 от 17.04.2012г., вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля, государственным инспектором по геологическому контролю Курской области Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области признать недействительным.
Оспариваемый акт проверен судом на соответствие нормам Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.
Взыскать с Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области в пользу ООО «Курская фосфоритная компания» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Курской области.
Судья О.А. Матвеева