АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
18 апреля 2017 года
Дело № А35-8836/2016
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.04.2017.
Полный текст решения изготовлен 18.04.2017.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 04.04.2017 с перерывом до 11.04.2017 дело по заявлению
Садового некоммерческого товарищества «Красная звезда» к
Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску
о признании незаконными действий по отказу в возврате платежей, обязании устранить допущенные нарушения, возместить судебные издержки,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – председатель СНТ; выписка из ЕГРЮЛ; ФИО2 – по доверенности от 23.11.2016 (после перерыва не явился, извещен надлежащим образом);
от ответчика: ФИО3 – по пост. доверенности от 11.10.2016;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Садовое некоммерческое товарищество «Красная звезда» (далее – СНТ «Красная звезда», Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области) о признании незаконными действий Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области по отказу в возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженных в письмах № 30-09/23258 от 17.06.2016 и № 30-09/29565 от 04.08.2016;
об обязании Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области возвратить заявителю излишне уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы, пени и штрафные санкции на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года в размере 131443 руб. 16 коп.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что СНТ «Красная звезда» при наличии права на пониженный тариф оплаты страховых взносов уплачивало страховые взносы в пенсионный фонд в полном объеме (100%), в связи с чем полагал имеющимся у заявителя права на возврат излишне уплаченных страховых взносов, пеней и санкций, а отказ ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов – незаконным и необоснованным.
Ответчик в письменном отзыве заявленные требования отклонил, ссылаясь на то, что доля доходов заявителя от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному им виду деятельности составляет менее 70%, в силу чего полагал не выполненным условие ч.1.4 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для использования права на применение пониженного тарифа.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменного мнения на заявление, иных документов и доказательств в материалы дела не представила. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. ст. 156, 201 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя надлежаще извещенного третьего лица.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Садовое некоммерческое товарищество «Красная звезда», место нахождения – 305014, <...>, внесено в единый государственный реестр юридических лиц 26.12.2002 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, в перечень основных видов экономической деятельности СНТ «Красная звезда» включена деятельность по управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32), Товарищество применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСНО).
При сдаче квартальной отчетности за 1 квартал 2016 года и уточненных отчетов за 3 предшествующих года, СНТ «Красная звезда» также было подано заявление от 23.05.2016 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В обоснование подачи указанного заявления Товарищество сослалось на наличие права применения пониженного тарифа в размере 20% при уплате страховых взносов в пенсионный фонд.
ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области при рассмотрении указанного заявления пришло к выводу, что у СНТ «Красная звезда» отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Письмом от 17.06.2016 № 30-09/23258 ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области отказало СНТ «Красная звезда» в возврате излишне уплаченных страховых взносов, сославшись на то, что доля доходов Товарищества, определяемая в соответствии с ч.1.4 ст. 58 Закон № 212-ФЗ, составляет менее 70% в общем объеме доходов и рана «0».
Представив запрошенные пенсионным органом копии деклараций за 2013-2014 годы, 25.07.2016 СНТ «Красная звезда» повторно обратилось в ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 131443 руб. 16 коп. (т.2 л.д.96).
Письмом от 04.08.2016 №30-09/29565 пенсионный орган повторно отказал СНТ «Красная звезда» в возврате излишне уплаченных страховых взносов по тем же основаниям.
Не согласившись с действиями ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области по отказу СНТ «Красная звезда» в возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженными в письмах № 30-09/23258 от 17.06.2016 и № 30-09/29565 от 04.08.2016, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статья 198 АПК РФ не устанавливает предельных допустимых сроков для их восстановления, указывая только на то, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен.
Таким образом, для восстановления предусмотренного законом срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.
Принимая во внимание дату первоначального отказа пенсионного органа, выраженного в письме №30-09/23258, (17.06.2016), дату обращения заявителя с требованиями в арбитражный суд (22.09.2016), а также отсутствие надлежащих доказательств направления указанного письма в адрес заявителя, суд полагает причины пропуска заявителем срока на обращение в суд по указанному эпизоду уважительными, а заявленными требования – подлежащими рассмотрению по существу. В отношении оспариваемых заявителем действий, выраженных в письме от 04.08.2016, срок, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, соблюден, в связи с чем требования в этой части также подлежат рассмотрению существу.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В период совершения оспариваемых действий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 01.01.2017 (здесь и далее приведены нормы указанного закона в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (здесь и далее – в период действия Закона) СНТ «Красная звезда» является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст.3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст.10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 ст.58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Статьей 58 Закона № 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п.8 ч.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ.
Согласно пп. «я.2» п.8 ч.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
Из анализа норм, изложенных в пп. «я2» п.8 и п.11 ч.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ, следует, что после введения п.11 ч.1 ст.58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п.8 ч.1 ст.58 для некоммерческих организаций не установлено.
Соответствующее толкование внесенных изменений следует также из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 № 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395.
В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относятся, в том числе, «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1) и «Управление эксплуатацией нежилого фонда» (код 70.32.2).
На основании ч.1.4 ст.58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п.8 ч.1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п.8 ч.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в п.8 ч.1 ст.58 Закона №212-ФЗ возможно при соблюдении трех условий:
- применение упрощенной системы налогообложения;
- основной вид деятельности должен быть включен в п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ;
- доля от реализации продукции или оказанных услуг, согласно ч.1.4 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, по деятельности, предусмотренной п.п. «я.2»п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, должна составлять не менее 70 процентов общего объема доходов.
При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пп.1 п.1.1 ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст.251 НК РФ.
В соответствии п.2 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно п.1 ч.2 ст.251 НК РФ К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Проверяя наличие/отсутствие совокупности условий, подтверждающих наличие права заявителя на применение пониженного тарифа страховых взносов, суд установил следующее.
Судом установлено и не оспаривалось пенсионным органом, что СНТ «Красная звезда» применяет упрощенную систему налогообложения – УСНО.
Таким образом, условие о применении страхователем упрощенной системы налогообложения заявителем соблюдено.
Также не оспаривалось сторонами и подтверждено п.56 выписки из ЕГРЮЛ, что СНТ «Красная звезда» соблюдено и второе условие, позволяющее применять пониженные тарифы страховых взносов, поскольку вид деятельности СНТ по ОКВЭД 70.32.2 «Управление эксплуатацией нежилого фонда» включен в перечень п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В ходе проведенной проверки Управлением не было установлено ведение товариществом деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД
В то же время, ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области полагало не соблюденным СНТ «Красная звезда» условие о доле доходов, определяемой в соответствии ч.1.4 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ, которая должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Арбитражный суд не может согласиться с указанной позицией пенсионного органа, ввиду следующего.
Министерство труда и социальной защиты РФ Письмом от 26.05.2014 № 17-4/В-225 дало следующие разъяснения.
Исходя из положений пункта 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сфере, на период до 2018 года включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 20 процентов.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, если основным видом экономической деятельности ДНТ (дачных некоммерческих товариществ), применяющего УСН, является такой вид деятельности, как управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32), предусмотренный подпунктом «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, включающий управление эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2), страховые взносы уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности.
Учитывая, что деятельность ДН финансируется, в том числе, за счет платежей физических лиц - членов дачного товарищества на содержание ДНТ, суммы уплачиваемых взносов, в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, относятся к доходам по данному виду деятельности.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 № 5071-19 также разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подраздел 3.6 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п.8 ч.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ», в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Как усматривается из материалов дела и не опровергнуто пенсионным органом, в разделе 3.2 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ» расчета РСВ-1 за 1 квартал 2016 года СНТ «Красная звезда» отразило доход: всего — 290005 руб. 00 коп., в том числе доход, определяемый в целях применения ч.1.4 ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, равный 246604 руб. 00 коп. (т.1, л.д.41).
Указанная сумма доходов в размере 246604 руб. 00 коп. состоит из вступительных взносов, членских взносов, и других взносов физических лиц — членов СНТ «Красная звезда», что подтверждается книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Форма 135-н) за 1 квартал 2016 года, а также бухгалтерской справкой за 1 квартал 2016 года.
Согласно форме РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч.1.4 ст.58 Закона № 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч.1.4 ст.58 Закона № 212-ФЗ (руб.), надо разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст.346.15 НК РФ, всего (руб.), и умножить на 100 процентов.
Материалы дела свидетельствуют, что расчетная доля доходов СНТ «Красная звезда», определяемая в целях применения ч.1 ст. 58 Закона №212-ФЗ, в % соотношении составили:
в 2013 году – 86,96%;
в 2014 году – 90,08%;
в 2015 году – 86,25%;
в 2016 году – 85,03% (т. 1 л.д.22-34).
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, применяющими УСН, от определения ими налоговой базы при применении УСН и наличия у такого плательщика суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСН, ссылки ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области на неправомерное включение Товариществом в доход вступительных взносов, членских взносов и других взносов физических лиц – членов СНТ «Красная звезда», подлежат отклонению как несостоятельные.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебно-арбитражной практике, в том числе: в Определении ВАС РФ от 09.12.2013 № ВАС-17190/13 по делу № А50-20245/2012, Постановлении ФАС Уральского округа от 19.02.2014 № Ф09-14298/13 по делу № А50-4775/2013, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 по делу № А56-28051/2013, Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 № 17АП-8767/2015-АК по делу № А71-2019/2015, от 18.11.2013 № 17АП-12849/2013-АК по делу № А50-4775/2013.
С учетом установленных судом обстоятельств, наличие совокупности условий, подтверждающих наличие права на применение пониженных тарифов страховых взносов, установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела и подтверждено представленными в материалы дела документальными доказательствами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Товарищество имеет облагаемый по ст.346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст.58 Закона № 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Размер излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года (131443 руб. 16 коп.) подтвержден материалами дела и органом Пенсионного фонда РФ не оспаривался, не опровергнут; о наличии иных, помимо приведенных выше, обстоятельств, препятствующих возврату, орган ПФР в ходе рассмотрения спора не заявлял, соответствующих доказательств их наличия не представил.
При таких обстоятельствах отказ ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области в возврате излишне уплаченных страховых взносов СНТ «Красная звезда» по основанию отсутствия права на применение пониженных тарифов страховых взносов в пенсионный фонд нельзя признать законным и обоснованным.
Исследовав и оценив с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что они отвечают критериям достаточности, допустимости и достоверности, и подтверждают право СНТ «Красная звезда» на применение пониженных тарифов страховых взносов, и в связи с этим – факт нарушения его прав оспариваемыми действиями.
Учитывая положения ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания в рассматриваемом случае действий по отказу в предоставлении земельной доли в собственность за плату незаконными, необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемых действий закону и нарушения указанными действиями прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемые действия по отказу в возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженные в письмах № 30-09/23258 от 17.06.2016 и № 30-09/29565 от 04.08.2016, не соответствуют требованиям ч.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в силу чего нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку препятствуют возможности свободного использования денежных средств Товарищества, излишне уплаченных в пенсионный фонд, в предпринимательской деятельности.
При таких условиях, с учетом положений ч.2 ст.201 АПК РФ, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Оценивая возможность восстановления нарушенного права заявителя и компетенцию органов, уполномоченных на момент рассмотрения спора производить возврат излишне уплаченных страховых взносов, суд принимает во внимание следующее.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон №250-ФЗ).
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).
На основании ч.ч. 6 и 7 ст. 26.13 Закона №250-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда страхователь узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, территориальный орган страховщика принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Порядок организации работы по администрированию страховых взносов также разъяснен в письме ФНС России № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 «О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам».
Согласно указанным разъяснениям, на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России.
Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органом, уполномоченным совершить действия по возврату заявителю излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, в том числе – принимать решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов, является территориальный орган ПФР, который обязан направить указанное решение в УФНС России для последующей передачи в орган Федерального казначейства по месту обслуживания страхователя.
С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя, в том числе: в установленном законом порядке совершить действия по возврату Садовому некоммерческому товариществу «Красная звезда» излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносов, пеней и штрафные санкции на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года в размере 131443 руб. 16 коп.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны по делу, при этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. По этим же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением между указанными лицами.
При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки необходимых установленных нормативов, сложившихся рыночных цен и фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если суд признает расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно.
В подтверждение понесенных судебных расходов, связанных с оплатой стоимости оказанных юридических услуг, Товариществом представлена в материалы дела квитанция к приходному кассовому ордеру №68 от 07.09.2016 Коллегии адвокатов «Адвокатская контора» Адвокатской палаты Курской области на сумму 5000 руб. 00 коп. за подготовку заявления СНТ «Красная звезда» к ГУ-УПФ РФ в г. Курске Курской области.
Исходя из критериев разумности и экономической обоснованности, с учетом объема фактически оказанных услуг, суд считает, что расходы в размере 5000 руб. 00 коп. за составление заявления, заявленные Товариществом, соответствуют временным затратам, которые мог бы понести квалифицированный специалист на подготовку заявления об оспаривании ненормативного правового акта, а также среднерыночному уровню цен на подобные услуги в г. Курске, в связи с чем признает указанную сумму разумной, достаточной и документально подтвержденной.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 4943 руб. 32 коп. подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 65, 110, 156, 167-170, 177, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные требования Садового некоммерческого товарищества «Красная звезда» к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области по отказу в возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженные в письмах № 30-09/23258 от 17.06.2016 и № 30-09/29565 от 04.08.2016.
В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в том числе:
в установленном законом порядке совершить действия по возврату Садовому некоммерческому товариществу «Красная звезда» излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года в размере 131443 руб. 16 коп.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 17.10.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Садового некоммерческого товарищества «Красная звезда» (305014, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 26.12.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>) 4943 руб. 32 коп. расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 17.10.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Садового некоммерческого товарищества «Красная звезда» (305014, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 26.12.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>) 5000 руб. 00 коп. судебных издержек.
Оспариваемые действия и решения проверены на соответствие Гражданскому кодексу РФ, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь