ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-890/2022 от 18.04.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

25 апреля 2022 года

Дело№ А35-890/2022

Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2022

Полный текст решения изготовлен 25.04.2022

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.О. Кравченко, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Курск,

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об изменении постановления по делу об административном правонарушении № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022, вынесенного заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО1, и замене назначенного ФБУ «Курский ЦСМ» наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. предупреждением, либо признании совершенного правонарушения малозначительным, освобождении ФБУ «Курский ЦСМ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 – доверенность от 15.04.2022 № 01-31/109, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 04.03.2021 № 1-18, диплом, служебное удостоверение.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» (далее – Учреждение, ФБУ «Курский ЦСМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган) об изменении постановления по делу об административном правонарушении № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022, вынесенного заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО1, и замене назначенного ФБУ «Курский ЦСМ» наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. предупреждением, либо признании совершенного правонарушения малозначительным, освобождении ФБУ «Курский ЦСМ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Заявление ФБУ «Курский ЦСМ» поступило в Арбитражный суд Курской области 07.02.2022г., делу присвоен № А35-890/2022.

Определением арбитражного суда от 0108.02.2022г. в порядке ч.ч. 1, 2 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление ФБУ «Курский ЦСМ» принято к производству в порядке упрощенного производства.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что в целях эффективного рассмотрения указанного дела, с учетом представленных заявителем документов, необходимо рассмотрение последнего по общим правилам административного судопроизводства.

Определением от 17.03.2022г. в соответствии с ч. 5 ст. 227 АПК РФ арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.    

Представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что впоследствии, после выявления факта совершения административного правонарушения, была подана надлежащая декларация, нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности не усматривает.

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований, считает невозможным применение ст. 2.9 КоАП РФ, полагает возможной замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Суд, с учетом мнения сторон, поступивших в материалы дела доказательств, в отсутствии возражений, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание, открыл открытое судебное заседание в суде первой инстанции

Как следует из материалов дела, Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области», место нахождения – 305029, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.11.1999, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 09.12.2002.

Основным видом деятельности учреждения является производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации.

На основании задания заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО4 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Управлением проведены мероприятия по контролю от 21.10.2021 № збв1-7/03 (Отчет о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями №Обв1-170/03 от 02.11.2021).

В ходе проведенного мероприятия по контролю Управлением установлены следующие обстоятельства.

Согласно данным единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) (УТМ) «Отчет об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» акционерное общество «Биохим», ИНН: <***>, КПП: 682801001, адрес: Россия, <...>, за период с 01.07.2021  по 30.09.2021 осуществлена поставка продукции по коду 020 - (высшей очистки 96,340%) в адрес «ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» осуществления деятельности: Россия, 305029, Курская обл., Южный пер., <...> в объеме 4,98 дал, в том числе по ТТН:

ТТН ид

Дата ТТН

Номер ТТН

Объем,дал

TTN- 0481300395

16.07.2021г.

464/21

4,98

Однако ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме № 4 согласно Приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61890) за 3 квартал 2021 года не была предоставлена.

В ходе проведения проверки установлено, что между АО «Биохим» и ФБУ «Курский ЦСМ» заключен договор поставки № 251 от 18.06.2021.

Поскольку данные факты указывают на признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, заместителем начальника отдела отчетности и анализа информационных систем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 вынесено определение № 03-21/1023-1 от 29.11.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе производства по делу об административном правонарушении ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» декларацию № 4 за 3 квартал 2021 года предоставило 07.12.2021 в 20:12:08.

Согласно Приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396, обязанность по предоставлению деклараций за 3 квартал 2021 ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» должна быть исполнена не позднее 20.10.2021 года.

В связи с выявлением административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, заместителем начальника отдела отчетности и анализа информационных систем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 12.01.2022, в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, в отношении ФБУ «Курский ЦСМ» был составлен протокол № y1-ап 37/03 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол № y1-ап 37/03 от 12.01.2022 и другие материалы дела об административном правонарушении, 25.01.2022 заместителем руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО1, в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, вынесено постановление № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 о привлечении ФБУ «Курский ЦСМ» к административной ответственности на основании ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Посчитав вынесенное постановление нарушающим права и законные интересы Учреждения, ФБУ «Курский ЦСМ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Административный орган полагает Постановление по делу об административном правонарушении № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022 о назначении административного наказания ФБУ «Курский ЦСМ» законным, обоснованным и не подлежащим отмене, поскольку факт совершения Учреждением административного правонарушения был установлен в ходе проведенной проверки.

Оспариваемое постановление вынесено 25.01.2022г., Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением 07.02.2022г., то есть с соблюдением процессуального срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ.   

Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 АПК РФ  заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном АПК РФ порядке.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закона N 171-ФЗ) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства России от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».

В соответствии с пунктами 4, 5.3.8. данного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктами 1 и 7 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.10.2009 №72 «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу» территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим осуществление функций, возложенных на службу, в границах соответствующего федерального округа является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу. Межрегиональное управление находится в городе Москве и осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в границах Центрального федерального округа.

В силу пунктов 8.10, 8.11 указанного Положения Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности, составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.50 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководитель инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, протокол № y1-ап 37/03 от 12.01.2022 был составлен заместителем начальника отдела отчетности и анализа информационных систем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5, постановление о назначении административного наказания № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022  было принято уполномоченным лицом – заместителем руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО1

С учетом указанного, полномочия административного органа на проведение проверки, должностных лиц на составление протокола об административном правонарушении и на принятие оспариваемого постановления проверены судом, подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с п. 6 приложения 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020  г. № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 г. №61890) (далее - Порядок) организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, лица, осуществляющие закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), которые указаны в подпункте 12 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, лица, осуществляющие закупку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 13 Порядка декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 14 Порядка декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

В силу п. 15 Порядка Декларации, за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 7 и 8 к настоящему Порядку, представляются организациями, индивидуальными предпринимателями, включая их обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Нарушение установленного порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа, за оборотом этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правоотношений являются общественные правоотношения по обеспечению контроля легальности находящейся в обороте алкогольной продукции. Это обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, поставщику и продавцу алкогольной продукции (относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям и не обложенной соответствующим акцизом.

Объективную сторону данного административного правонарушения образуют следующие самостоятельные действия (бездействие):

- нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции;

- несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции;

- искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрения дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат».

Как следует из материалов настоящего дела, на основании задания заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО4 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Управлением проведены мероприятия по контролю от 21.10.2021 № збв1-7/03 (Отчет о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями №Обв1-170/03 от 02.11.2021).

В соответствии с п. 6 приложения 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020  г. № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» в отношении ФБУ «Курский ЦСМ» проведен анализ полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, в результате которого установлено следующее.

Согласно данным единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) (УТМ) «Отчет об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» акционерное общество «Биохим», ИНН: <***>, КПП: 682801001, адрес: Россия, <...>, за период с 01.07.2021  г. по 30.09.2021  г. осуществлена поставка продукции по коду 020 - (высшей очистки 96,340%) в адрес «ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» осуществления деятельности: Россия, 305029, Курская обл., Южный пер., <...> в объеме 4,98 дал, в том числе по ТТН:

ТТН ид

Дата ТТН

Номер ТТН

Объем,дал

TTN- 0481300395

16.07.2021г.

464/21

4,98

Вместе с тем, ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме № 4 согласно Приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» за 3 квартал 2021 года не была предоставлена.

В ходе проведения проверки установлено, что между АО «Биохим» и ФБУ «Курский ЦСМ» заключен договор поставки № 251 от 18.06.2021.

По данному факту заместителем начальника отдела отчетности и анализа информационных систем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 вынесено Определение № 03-21/1023-1 от 29.11.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» предоставило декларацию № 4 за 3 квартал 2021 года 07.12.2021 в 20:12:08.

Согласно Приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 ФБУ «КУРСКИЙ ЦСМ» обязанность по предоставлению декларации за 3 квартал 2021 года должна быть исполнена не позднее 20.10.2021 года.

В связи с обнаружением административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, заместителем начальника отдела отчетности и анализа информационных систем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 12.01.2022 в отношении ФБУ «Курский ЦСМ» был составлен протокол № y1-ап 37/03 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол № y1-ап 37/03 от 12.01.2022 и другие материалы дела об административном правонарушении, 25.01.2022 заместителем руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО1 вынесено постановлением № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 о привлечении ФБУ «Курский ЦСМ» к административной ответственности на основании ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 9 апреля 2001 года N 74-0, от 24 апреля 2002 года N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.

Следовательно, существенный вред правонарушений в области декларирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заключается в невозможности проведения своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа, и, как следствие, невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Также существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда) причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Установленные в ходе проведенной проверки нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума №10 от 02.06.2004   «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п.16 Постановления).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п.16.1 Постановления).

В связи с вышеуказанным, факт несоблюдения ФБУ «Курский ЦСМ» установленных требований действующего законодательства подтверждается материалами дела.

ФБУ «Курский ЦСМ», как лицо, обладающее всей необходимой информацией, имело возможность не допускать нарушений установленного порядка, но не предприняло всех необходимых мер по исполнению своей обязанности.

Кроме того, ФБУ «Курский ЦСМ», как в рамках административного производства, так и после обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, не представило доказательств, свидетельствующих о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Доказательств того, что у ФБУ «Курский ЦСМ» не было возможности для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.

Следовательно, административным органом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ФБУ «Курский ЦСМ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

Учитывая, что обязанность по соблюдению соответствующих требований действующего законодательства Российской Федерации возложена на Учреждение, суд признает доказанной вину ФБУ «Курский ЦСМ» в совершении выявленного правонарушения.

С учетом изложенного, совершение ФБУ «Курский ЦСМ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № y1-ап 37/03 от 12.01.2022, постановлением о назначении административного наказания № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом с соблюдением установленных законом сроков.

Нарушений порядка привлечения ФБУ «Курский ЦСМ» к административной ответственности арбитражным судом не установлено, заявителем таковых не представлено.

Доводы Учреждения, касающиеся нарушения административным органом сроков составления протокола об административном правонарушении отклоняются судом, поскольку само по себе несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по  делу  об  административном  правонарушении,  если  этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о законности постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о назначении административного наказания № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022, арбитражный суд полагает возможным признать совершенное ФБУ «Курский ЦСМ» административное правонарушение малозначительным в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с п.п. 17, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 №60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальных характер.

По информации, представленной заявителем, Учреждением в июле 2021 года в АО «Биохим» в связи с производственной необходимостью был закуплен спирт этиловый ректификованный высшей очистки из пищевого сырья (ГОСТ 5962-2013) в количестве 5,0 (пять) декалитров (договор поставки спирта этилового ректификованного №251 от 18.06.2021 г. № 251). Фактически поставка осуществлена в количестве 4,98 дал спирта.

По факту данной закупки ФБУ «Курский ЦСМ» не была своевременно предоставлена декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме №4 согласно Приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396.

По сведениям Учреждения, ФБУ «Курский ЦСМ» приобретает этиловый спирт в исключительно малых объемах для технических целей на длительный срок.

Согласно пп. в) п. 2 Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года) предусматривалась подача деклараций только для организаций, приобретавших спиртосодержащую продукции в объеме более 200 декалитров в год. Все остальные организации, закупавшие данную продукцию в меньших объемах, никаких деклараций не подавали.

В настоящем случае ФБУ «Курский ЦСМ» приобрело по договору поставки 5,0 (пять) декалитров этилового спирта.

Ввиду указанного, как поясняет ФБУ «Курский ЦСМ», сотрудники Учреждения не располагали актуальной информацией о необходимости подачи вышеуказанной декларации.

Арбитражный суд принимает указанную информацию к сведению, с учетом объемов закупки, назначения товара - для технического обслуживания, длительности периодов между закупками товара указанной категории.

Арбитражным судом установлено, что сразу после получения информации о нарушении требований законода­тельства о предоставлении декларации, до составления протокола об административном правонарушении Учреждением были предприняты меры к устра­нению выявленного нарушения - декларация была подана ФБУ «Курский ЦСМ» 07.12.2021г., протокол об административном правонарушении составлен 12.01.2022.

Указанное обстоятельство является обстоятельством, смягчающим административную ответственность лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Арбитражный суд также учитывает тот факт, что АО «Биохим», являвшееся поставщиком этилового спирта ФБУ «Курский ЦСМ», был своевременно предоставлен в ЕГАИС (УТМ) в установленном порядке отчет об объеме по­ставки этилового спирта, с указанием всех покупателей, в том числе, ФБУ «Курский ЦСМ», и приобретенного последним количества спирта. Указанное находит отражение в Постановлении о привлечении к административной ответственности № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022.

Таким образом, в связи с предоставлением поставщиком спирта - АО «Биохим» отче­та об объеме поставки ими этилового спирта, административный орган имел сведения, необходимые для учета и контроля за оборотом этилового спирта, ввиду чего несвоевременная подача ФБУ «Курский ЦСМ» декларации не нанесла существенного вреда охраняемым об­щественным правоотношениям.

Изучив обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что правонарушение совершено Учреждением без умысла нарушения порядка предоставления соответствующей декларации, ФБУ «Курский ЦСМ» впервые совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.13 КоАП РФ, ранее ФБУ «Курский ЦСМ» к административной ответственности, в том числе по иным составам административных правонарушений не привлекалось, информации, подтверждающей обратное, суду не представлено, Учреждение признает вину в совершении вменяемого административного правонарушения.

Арбитражный суд в настоящем конкретном случае считает также возможным принять во внимание представленное в качестве доказательства по делу Решение Росалкогольрегулирования от 14.03.2022 №Ап-32/02-03.

Так, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), как орган, правомочный рассматривать жалобы на постановления подведомственных ей МРУ, при рассмотрении жалобы ФБУ «Владимирский ЦСМ» по аналогичному делу признала правонарушение, выразившееся в несвоевременной подаче Декларации, малозначительным (решение от 14.03.2022г.).

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного деяния, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административное правонарушение не содержит существенной угрозы общественным интересам, не причинило экономического ущерба интересам государства, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, Общества и государства. Суд не усматривает в действиях Общества пренебрежительного отношения к исполнению обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.

Суд также принимает во внимание, что лицо, привлеченное к административной ответственности, раскаялось в совершенном административном правонарушении. В ходе рассмотрения настоящего спора по существу Общество не оспаривало ни факт совершения административного правонарушения, ни свою вину в совершенном правонарушении, а ходатайствовало о признании административного правонарушения малозначительным.

Данные обстоятельства не исключают вины Общества в совершении административного правонарушения, однако, по мнению суда, существенно уменьшают степень общественной опасности инкриминируемого деяния.

Доводы административного органа об отсутствии признаков малозначительности не принимаются судом ввиду совокупности вышеизложенного.

Административным органом также не представлено документального подтверждения, в чем конкретно выразилась высокая степень общественной опасности совершенного Обществом деяния.

В рассматриваемой ситуации цели превенции (предупреждения противоправного поведения), с учетом осознания лицом своего противоправного поведения и принятия Обществом мер к недопущению совершения аналогичных правонарушений в дальнейшем, могут быть достигнуты в случае объявления устного замечания без применения санкций в виде штрафа в размере, являющемся для Учреждения существенным.

Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, суд считает, что в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений возможно не применять меру наказания.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и ограничивается устным замечанием.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, п.п.17, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При таких условиях требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9., 4.1., 4.5, 15.13, 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 03-21/1023-5 № 0102/291121/06103-5 от 25.01.2022, вынесенное заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО1, о привлечении Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                     Е.Ф. Вербина