АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
18 декабря 2019 года | Дело№ А35-8966/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.12.2019.
Полный текст решения изготовлен 18.12.2019.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелухиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 12.12.2019 дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1 к
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
о признании недействительным требования Инспекции,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - предприниматель;
от ответчика: ФИО2 - по пост. доверенности от 15.05.2019.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 по состоянию на 10.07.2019, а также расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование своих требований ИП ФИО1 ссылался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении № 27-П, согласно которой взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
С учетом этого, налогоплательщик полагал оспариваемый акт не соответствующим законодательству, поскольку он имел право уплачивать страховые взносы, исходя из величины дохода, уменьшенного на величину фактически произведенных расходов.
Инспекция в письменном отзыве и дополнении к нему от 12.12.2019, ссылаясь на письмо Минфина России от 12.02.2018 г. № 03-15-07/8369 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273, полагала, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению, так как выводы в указанном деле были сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими общий режим налогообложения, предусматривающий уплату НДФЛ.
По мнению ответчика, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО1 (адрес - 305048, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.06.2004 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения доходы минус расходы.
Согласно представленному извещению от 21.04.2019 ИП ФИО1 в Инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2018 год, в которой заявитель задекларировал сумму дохода в размере 39718455 руб., расходы - 36562382 руб. (л.д. 20-22).
Таким образом, сумма, подлежащая уплате, составила 28561 руб. ((39718455 руб. - 36562382 руб. - 300000 руб.)*1%).
В заявлении ИП ФИО1 указал, что 24.06.2019 он заплатил взносы по тарифу 1% в сумме 28561 руб. (платежное поручение № 77 от 24.06.2019).
Страховые взносы за 2018 год рассчитаны налогоплательщиком, руководствуясь нормами действующего законодательства и были добровольно уплачены в установленный законом срок, что подтверждается - платежным поручением № 77 от 24.06.2019 (л.д. 26).
Вместе с тем, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску в направленном в адрес заявителя требовании «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 (л.д.16-17) сообщила, что по состоянию на 10.07.2019 за ИП ФИО1 числится (выявлена) недоимка, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 157254 руб., и пене по указанным страховым взносам в размере 314 руб. 51 коп., а в общей сумме - 157568 руб. 51 коп., которую Инспекция предложила погасить в срок до 02.08.2019.
Как следует из материалов дела и письменного отзыва Инспекции (л.д.53-55), с учетом задекларированного дохода - 39718455 рублей за 2018 в отношении ИП ФИО1 начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 26545 руб.,
- 1 % с суммы дохода, превышающего 300000 руб., в сумме 185815 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 5840 рублей.
ИП ФИО1 оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 26545 руб., 1 % с суммы дохода, превышающего 300000 руб. только в сумме 28561 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 5840 рублей.
В связи с тем, оставшаяся часть подлежащих уплате, по мнению налогового органа, страховых взносов в сумме 157254 руб. (185815 руб.-28561 руб.) не уплачена в установленные законодательством сроки (до 01.07.2019), Инспекцией ФНС России по г. Курску сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 10.07.2019 № 142370 на сумму 157568,51 руб., из них взносы 1%- 157254 руб., пени - 314 руб. 51 коп., со сроком исполнения 02.08.2019 года.
Согласно пояснениям налогоплательщика, на основании выставленного требования платежными ордерами № 33682 от 20.08.2019, № 33682 от 19.08.2019, инкассовым поручением № 33681 от 15.08.2019 денежные средства в размере 157568 руб. 51 коп. были списаны с расчетного счета ИП ФИО1 (л.д.23-25).
ИП ФИО1 обратился в Управление ФНС России по Курской области с жалобой на требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 по состоянию на 10.07.2019, в которой просил признать его незаконным (л.д.11).
Управление ФНС России по Курской области в письме от 13.08.2019 исх.№15-17/01355ЗГ сообщило налогоплательщику о том, что положения статьи 430 НК РФ не предполагают для таких плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов, так как величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются. При этом налоговый орган сослался на то, что положения подпункта 1 пункта 1 и подпункта 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя на УСН исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем выбранного им объекта налогообложения при применении УСН в соответствии со статьей 346.14 НК РФ.
Арбитражный суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Согласно ст.28 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в частности, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, указанных в подпунктах 6 – 8 пункта 1 настоящей статьи, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.
В соответствии со ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Согласно ст.4 НК РФ правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии со ст.18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд соглашается с доводами заявителя об отсутствии у налогового органа правовых оснований выставления в адрес налогоплательщика оспариваемого требования и списания суммы недоимки и пени, учитывая при этом следующее.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу положений ст.30, 31, 32 НК РФ, ч.2 ст.4 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные доначисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование произведены налоговым органом налогоплательщику за период 2018 года, в связи с чем полномочия по начислению и взысканию недоимок по спорным страховым взносам входят в компетенцию Инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Кодекс определяет их как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями - подпункт 1 приведенной нормы), и как плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2).
На основании пункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Согласно ст.430 НК РФ (в редакции, действовавшей в периоде 2018 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:
1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
2) для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
В случае, если в течение расчетного периода плательщиками, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании пункта 7 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствующих размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась указанная деятельность.
В целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
2) для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 настоящего Кодекса;
3) для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса;
4) для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса;
5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 настоящего Кодекса;
6) для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.
В соответствии со ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст.209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст.210 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
С учетом положений данных норм в их системной взаимосвязи, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документальное подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В развитие указанного правового подхода, предметом оценки Верховным Судом Российской Федерации в определении Верховного Суда Российской Федерации № 304-КГ16-16937 от 12.04.2017, включенном в п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2017) от 12.07.2017, являлся также и порядок определения размера страховых взносов (в частности – размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
До 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определялся нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пп.3 п.9 ст.430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи (то есть для исчисления страховых взносов) доход учитывается, в частности, для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса. Следовательно, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Согласно ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, положения ст.346.15 НК РФ предусматривают только порядок определения доходов при определении объекта налогообложения, к которому относятся и доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако применение указанных положений не является свидетельством того, что при исчислении страховых взносов используются только доходы, как это толкуется налоговым органом.
При этом налоговым органом не учтено, что в силу положений ст.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. То есть законодатель предусмотрел компенсацию уплаты страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы». Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» такое положение не предусмотрено.
Как уже отмечено ранее, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документальное подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 Кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 Кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 5, а также статьями 14-16 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», для которой предусмотрена более низкая ставка налога, уплачивают страховые взносы исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов безотносительно от произведенных ими расходов; при этом, однако, такие налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).
Таким образом, законодательное регулирование создает необходимый баланс интересов налогоплательщика (плательщика страховых взносов) с учетом выбранной им системы налогообложения, и публичного субъекта, администрирующего соответствующие обязательные платежи.
Следовательно, приведенное правовое регулирование, предоставляющее индивидуальным предпринимателям возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение.
Анализируя приведенные выше нормы, а также положения ст.346.14-346.16 в их системной взаимосвязи, Верховный Суд Российской Федерации в определении Верховного Суда Российской Федерации № 304-КГ16-16937 от 12.04.2017, включенном в п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2017) от 12.07.2017, пришел к выводу, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П правовая позиция подлежит применению и в ситуации, когда страховые взносы уплачиваются индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов.
Согласно данным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации определил, что предприниматели, использующие УСНО с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, могут уплачивать страховые взносы исходя из чистой прибыли, а не из общей суммы дохода.
Трактуя положения ст.430 НК РФ, налоговый орган ссылается, в частности, на то, что указанные положения содержат отсылку к положениям ст. 346.15 НК РФ, из чего делает вывод о том, что при исчислении страховых взносов должны учитываться только доходы. Но между тем, ни положения ст. 430 НК РФ ни положения ст. 346.15 НК РФ не позволяют делать такие выводы в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Согласно положениям пп.3 п.9 ст.430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается, в частности, для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Между тем, согласно ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, положения ст.346.15 НК РФ предусматривают только порядок определения доходов при определении объекта налогообложения, к которому относятся и доходы, уменьшенные на величину расходов. Применение указанных положений не является свидетельством того, что при исчислении страховых взносов используются только доходы.
Помимо этого, налоговым органом не учтено, что в силу положения ст.346.21 ННК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Таким образом, законодатель предусмотрел компенсацию уплаты страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы». Вместе с тем, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», такое положение не предусмотрено.
В соответствии со статьей 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ.
Следовательно, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющим УСН, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В свою очередь, если индивидуальный предприниматель самостоятельно выбрал упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», страховые взносы уплачиваются исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов, безотносительно произведенных им расходов. Такие налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов.
С 01.01.2017 в связи с введением в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органа полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» главы 34 Кодекса «Страховые взносы», Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу, порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование стал регулироваться нормами главы 34 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования – индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктом 3 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса определено, что в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
В положения статьи 346.15 Кодекса в связи с введением главы 34 Кодекса изменения не вносились.
При этом, согласно пункту 3.1 статьи 346.21 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017) индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.
Исходя из изложенного и учитывая конструкцию пункта 2 части 1.1 статьи 14 и пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и указанных положений статей 420 и 430 Кодекса во взаимосвязи с названными положениями главы 26.2 Кодекса, следует вывод, что признание Закона № 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 Кодекса не изменили конструкцию правового регулирования порядка определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в отношении индивидуальных предпринимателей – плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, выбравших УСН с объектом налогообложения как «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и «доходы», в связи с чем правовой подход, изложенный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 45-О, в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, от 30.05.2017 № 304-КГ16-20851, от 13.06.2017 № 306-КГ1ё7-423, от 03.08.2017 № 304-ЭС17-1872, от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359, остается актуальным.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 г. № 03-15-07/8369, на которое ссылается налоговый орган, и последующие письма аналогичного содержания, в силу требований статьи 13 АПК РФ, статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 11 ГПК РФ, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих споров, и, кроме того, в силу статьи 4 НК РФ указанные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Ссылки налогового органа на отказ в признании недействующим указанного письма, изложенный в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 № АКПИ18-273, отклоняются судом, поскольку основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании данного письма недействующим послужили выводы о том, что данное письмо не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах, поэтому содержание оспариваемого акта не устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение; письмо в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в указанном решении не привел положений, свидетельствующих об изменении ранее сформулированной им правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации № 304-КГ16-16937 от 12.04.2017, включенном в п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2017) от 12.07.2017.
Данная правовая позиция также поддержана судебной практикой по конкретным спорам со схожими фактическими обстоятельствами – постановлением Верховного Суда Российской Федерации № 303-КГ17-8359 от 22.11.2017, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2019 по делу № А41-64507/18, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по делу № А48-8585/2018, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 по делу № А27-22494/2018.
Как следует из материалов дела, согласно представленной заявителем налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2018 год сумма дохода составила - 39718455 рублей, сумма расходов за 2018 год составила 36562382 руб. Учитывая задекларированные данные в представленной отчетности, ИП ФИО1 обоснованно исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 28561 рублей (1 % от полученного дохода, превышающего 300000 руб., с учетом понесенных расходов).
Исчисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 28561,000 руб. уплачены налогоплательщиком в бюджет платежным поручением № 77 от 24.06.2019 (л.д.26) и были учтены налоговым органом, что им не оспаривается.
Далее Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску в направленном в адрес заявителя требовании «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 (л.д.16-17) сообщила, что по состоянию на 10.07.2019 за ИП ФИО1 числится (выявлена) недоимка, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 157254 руб. и пене по указанным страховым взносам в размере 314 руб. 51 коп., а в общей сумме -157568 руб. 51 коп., которую Инспекция предложила погасить в срок до 02.08.2019.
По ошибочным данным налогового органа, по состоянию на 10.07.2019 задолженность на уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование с доходов, превышающих 300000,00 руб., у Заявителя составила 157254 руб. (185815 руб.-28561 руб.).
После истечения срока уплаты по требованию от 10.07.2019№142370 «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)» Инспекцией к расчетному счету предъявлены платежные ордеры и инкассовое поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации в размере 157568 руб. 51 коп.
Списание денежных средств произведено в полном объеме, что подтверждается платежными ордерами № 33682 от 20.08.2019, № 33682 от 19.08.2019, инкассовым поручением № 33681 от 15.08.2019 (л.д.23-25).
Суд считает также необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, в частности, из указанных требований, основанием взимания указанных страховых взносов указано невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством.
В ходе рассмотрения настоящего дела налоговый орган сослался на наличие недоимки налогоплательщика по уплате страховых взносов.
В соответствии со ст. 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Недоимка возникает либо вследствие неуплаты налогоплательщиком исчисленных им сумм налогов и страховых взносов в установленный срок в представленных им расчетах и декларациях, либо вследствие доначисления указанных сумм налоговым органом по результатам проверки.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст.88 и 89 НК РФ). Результаты проверок оформляются актом, который доводится до сведения налогоплательщика, и по результатам рассмотрения актов принимается соответствующее решение руководителем налогового органа.
Результаты доначисления налоговым органом страховых взносов Инспекцией не оформлялись, решение не принималось и о возникновении недоимки именно в указанных суммах налогоплательщику стало известно из предъявленного ему в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требования.
По мнению суда, с учетом изложенного, у налогового органа при таких обстоятельствах отсутствовали основания для доначисления и принудительного взыскания с налогоплательщика 157254 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии и пеней по указанным страховым взносам в размере 314 руб. 51 коп., всего -157568 руб. 51 коп.), в силу чего и оспариваемое налогоплательщиком требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 по состоянию на 10.07.2019 не соответствует требованиям ст.69 НК РФ и нарушает права налогоплательщика.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В нарушение положений статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ Инспекция не представила суду отвечающих критериям достоверности, достаточности и допустимости доказательств, свидетельствующих о наличии у ИП ФИО1обязанности по уплате страховых взносов в указанном в оспариваемом требовании размере.
С учетом вышеизложенного, требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску «Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов» №142370 по состоянию на 10.07.2019 в размере 157568 руб. 51 коп. не соответствует положениям налогового законодательства и подлежит признанию недействительным, а заявленные ИП ФИО1 требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ суд считает необходимым обязать ответчика принять меры по восстановлению нарушенных прав заявителя.
В силу ст.101, ч.ч.1, 3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп. подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску в пользу заявителя в полном объеме.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску удовлетворить.
Признать недействительным требование ИФНС России по г. Курску об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) № 142370 от 10.07.2019.
Оспариваемое требование проверено на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (305007, <...>, зарегистрирована в качестве юридического лица 27.12.2004 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (305038, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.06.2004 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 300 руб. 00 коп. в возмещение понесенных заявителем расходов на оплату госпошлины.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь