Арбитражный суд Курской области
Ул. К.Маркса, 25, г.Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35-955/2011
20 мая 2011 г.
Резолютивная часть объявлена 13.05.2011.
Полный текст решения изготовлен 20.05.2011.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прозоровой Я.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания»
к Комитету по тарифам и ценам Курской области,
о признании незаконным и об отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 г. № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «региональная энергосбытовая компания»,
в судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.06.2010; ФИО2 по дов. от №33 от 28.02.2011, заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 04.09.2010, ФИО4 по доверенности № 8-Д от 14.03.2011.
Общество с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» (далее ООО «РЭК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления комитета по тарифам и ценам Курской области (далее Комитет) от 21.12.2010 г. № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме согласно доводов заявления, дополнений.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения требования по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву.
Выслушав доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Комитет по тарифам и ценам Курской области, является уполномоченным органом Курской области в сфере государственного регулирования тарифов и осуществляет регулирование деятельности гарантирующих поставщиков, вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
Согласно части 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
В соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденном постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 N 458 "Вопросы комитета по тарифам и ценам Курской области", комитет в целях реализации возложенных на него задач: - устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; -регулирует деятельность гарантирующих поставщиков в соответствии с действующим законодательством, в том числе участвует в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
ООО «Региональная энергосбытовая компания» представлены 30 апреля 2010 года входящий № 02.3 ПР-1092 в комитет по тарифам и ценам Курской области расчетные материалы для рассмотрения и утверждения сбытовой надбавки.
Согласно установленного Регламента рассмотрения дел, Комитетом приказом от 7 мая 2010 года № 127 было открыто дело об установлении тарифов и назначен уполномоченный по делу.
21 декабря 2010 года состоялось заседание Правления комитета, оформленное протоколом от 21.12.20010 г. № 170, где коллегиальным органом комитета - Правлением было принято постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 г. № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания», согласно которому было принято решение: установить и ввести в действие с 1 января 2011 года сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания»» в размере 83,286 руб./МВтч (без НДС) в т.ч. и для тарифной группы «население». Срок действия сбытовой надбавки установлен с 1 января 2011 года до 31 декабря 2011 года.
Таким образом, согласно постановлению комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания», ООО «РЭК» была установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика на основании представленных в орган документов на 2011 год.
По мнению заявителя, Комитет вынес оспариваемое постановление с нарушением норм Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», что нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в свою очередь и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный акт может быть признан незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 (далее Правила) присвоение статуса гарантирующего поставщика и определение зон его деятельности входит в компетенцию органа исполнительной власти в области регулирования тарифов - комитета по тарифам и ценам Курской области.
Комитет по тарифам и ценам Курской области при принятии обжалуемого постановления от 21.12.2010 г. № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» действовал в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением норм действующего законодательства, регламентирующего порядок установления сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, а именно.
При принятии оспариваемого акта Комитета последним обосновано были использованы следующие материалы. Для проведения экономического анализа исследовалась бухгалтерская и финансовая отчетность ООО «РЭК» за 2009 год, 9 месяцев 2010 года. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия за 2009 год и 9 месяцев 2010 года показал, что технико – экономические показатели за рассматриваемые периоды соответствует данным статистической и бухгалтерской отчетности.
В силу пункта 43 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, Обществом представлена справка с расчетом показателей финансового состояния за 2009 г., 9 месяцев 2010 г., а именно: 2009 года - 22 дня, на конец 9 месяцев 2010 года - 29 дней, при контрольном значении не более 40 дней; - доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности на конец 2009 года -0 % и на конец 9 месяцев 2010 года - 0 %, при контрольном значении не более 15 %; - текущий коэффициент ликвидности на конец 2009 года - 2,7, на конец 9 месяцев 2010 года - 2,07, при контрольном значении не менее 0,8; - коэффициент финансовой независимости на конец 2009 года -0,11 на конец 9 месяцев 2010 года - 0,03, при контрольном значении не менее 0,15.
Коэффициент финансовый независимости за 2009 год и за 9 месяцев 2010 года отклонился от контрольного значения в сторону ухудшения, в связи с чем, в адрес ООО «Региональная энергосбытовая компания» направлено уведомление об устранении данного отклонения в течение 4 квартала 2010 года.
Согласно форме 2 бухгалтерского баланса прибыль предприятия от продаж за 2009 год составила 37539 тыс. руб. или 221,5 % рентабельности, за 9 месяцев 2010 года прибыль от продаж составила 92396 тыс. руб. или 410,3 % рентабельности.
При рассмотрении прямых затрат и прибыли, включаемых в сбытовую надбавку на 2011 год, экспертной группой Комитета были произведены корректировки расходов по статьям затрат в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 г. N 302-э/5.
В соответствии с пунктами 21,22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109: в протоколе заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 г. № 170 указаны основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации) и основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (протокол в материалах дела).
ООО «РЭК» было получено экспертное заключение Комитета по расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2011 год 09.12.2010 года, заседание Правления комитета по рассмотрению данного вопроса было назначено на 14.12.2010 г.
Как усматривается из материалов дела, в ходе обсуждения экспертного заключения 14.12.2010 представитель ООО «РЭК» огласил письменные возражения предприятия по вопросу утверждения сбытовой надбавки (письмо от 13.12.2010 г., исходящий № 2097). Доводы ООО «РЭК» были проанализированы Комитетом и им дана надлежащая оценка, отраженная в протоколе от 21.12.2010 г. № 170.
При рассмотрении расчетных материалов по расчету сбытовой надбавки и составлении экспертного заключения экспертная группа комитета действовала в строгом соответствии с действующими нормативно - правовыми актами в области тарифного регулирования в электроэнергетике, а именно Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными приказом ФСТ России от 24 ноября 2006 года № 302-э/5.
В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов организаций, включаемых в тариф на электрическую энергию, регулирующие органы используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в
результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных
процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование
денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного периода, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Довод заявителя о не включении в состав сбытовой надбавки затрат на оплату вступительного взноса в НП «Совет рынка» в размере 5000 тыс. руб., несостоятелен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в первоначальной редакции, действующей до 09.11.2007 г.) был определен порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, который представлял собой совершение юридическим лицом всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка; вступление в члены администратора торговой системы оптового, рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
При этом указанной нормой предусматривалось, что при выполнении юридическим лицом всех условий получения статуса субъекта оптового рынка, предусмотренных основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, администратор торговой системы оптового рынка не вправе отказать данному лицу во вступлении в его члены и (или) в заключении договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласно Свидетельства о внесении в Реестр субъектов оптового
рынка от 18.10.2007 г., выданного ООО «РЭК» некоммерческим
партнерством Администратором торговой системы оптового рынка
электроэнергии единой энергетической системы (далее- НП АТС),
в соответствии с решением Правления НП «АТС» о присвоении статуса
субъекта оптового рынка (протокол № 78 от 18.10.2007 г.)
подтверждается факт получения ООО «РЭК» статуса субъекта
оптового рынка - участника обращения электрической энергии на
оптовом рынке.
Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке был изменен Федеральным законом от 04.11.2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России».
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Федеральный закон от 04.11.2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» согласно статьи 5 вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован в «Собрании законодательства РФ» - 05.11.2007, в «Парламентской газете» - 09.11.2007), то есть после факта получения ООО «РЭК» свидетельства от 18.10.2007 г., подтверждающего его статус как субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке.
Федеральным законом № 35 - ФЗ не определено внесение платы и размер платы необходимый для вступления в совет рынка.
В Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по Курской области на 2008 год, утвержденном приказом ФСТ России от 30 ноября 2007 года № 402 -э/5, ООО «РЭК» выделено отдельной строкой, как участник оптового рынка.
В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСТ России от 10.06.2009 г. № 125-э/1, НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее - Совет рынка) направляет в Федеральную службу по тарифам не позднее 1 июля перечень субъектов оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка и получивших право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с указанием их полных наименований, присвоенных им номеров в Реестре субъектов оптового рынка, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их типа и идентификационных кодов и с привязкой к наименованиям обслуживаемых участником оптового рынка потребителей розничного рынка.
Итоговый вышеназванный перечень субъектов оптового рынка представляется Советом рынка в Федеральную службу по тарифам не позднее 1 октября.
Таким образом, ООО «РЭК» получило статус субъекта оптового рынка, а значит, выполнило все необходимые требования, указанные в статье 35 Федерального закона № 35 - ФЗ, до внесения изменений о необходимости вступления в совет рынка.
Следовательно, оплата вступительного взноса в НП «Совет рынка» в размере 5000 тыс. руб. производилась ООО «РЭК» добровольно.
В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ Комитет устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней, устанавливаемых Правительством Российской Федерации на очередной финансовый год.
При расчете предельных уровней тарифов на электрическую энергию на 2009-2010 годы ФСТ России в составе затрат гарантирующих поставщиков не предусматривались расходы на оплату вступительных взносов в НП «Совет рынка».
В тоже время, ООО «РЭК» не были оспорены в установленном порядке действия НП «Совет рынка» по истребованию вступительных взносов в размере 5000 тыс. руб.
ООО «РЭК» добровольно приняло решение уплатить взнос, при этом последним не предоставило никаких доказательств: - по выставлению требований от НП «Совет рынка» к ООО «РЭК» по уплате вступительного взноса в размере 5 000 000 руб.; - подтверждения действий ООО «РЭК» по обжалованию требований НП «Совет рынка», нарушающих пункт 3 Предписания ФАС России от 25.03.2009 г. по делу № 1 10/108-08; - документального подтверждения действий ООО «РЭК» по оплате вступительного взноса в размере 5 000 000 руб. в НП «Совет рынка».
Таким образом, требования ООО «РЭК» о включении в состав НВВ на 2011 год расходов по вступлению в НП «Совет рынка» возникших в 2009 году являются необоснованными, нарушающими законодательство РФ о недопустимости превышения предельных индексов (параметров), утверждаемых ФСТ России (Правительством РФ) в электроэнергетике.
Довод заявителя об исключении расходов по комиссионному
вознаграждению ОАО «АТС» в сумме 99,9 тыс. руб., расходов по
услугам на организацию оптовой торговли электроэнергией в сумме
123,1 тыс. руб., расходов по услугам на организацию и
регулированию биржевой торговли в сумме 122,2 тыс. руб., расходов по оперативно-испетчерскому управлению в электроэнергетике в сумме 42,5 тыс. руб., итого расходов на сумму 387,7 тыс. руб. на 2011 г., несостоятелен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии
(мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим
поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой
организацией, к числу потребителей которой относится население, на
оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты
гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций,
энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии
включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
- сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой
частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и
размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
- стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии
(мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность)
поставляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора, устанавливает цены на услуги по оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков.
Таким образом, сумма тарифов на услуги ОАО «АТС» и оперативно-диспетчерскому управлению является отдельной составляющей конечной цены на электроэнергию и не может быть учтена в сбытовой надбавке гарантирующего поставщика.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 35-ФЗ и главы 2 параграфа 1 договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в услуги коммерческого оператора, тариф на которые регулируется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, входит организация оптовой торговли электрической энергией мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами.
Таким образом, оплата услуг по организации оптовой торговли электрической энергии, указываемых ООО «РЭК» в своем заявлении, относится к услугам коммерческого оператора, которые являются отдельной составляющей тарифа на электроэнергию и не могут включаться в состав сбытовой надбавки.
В соответствии с пунктом 18.7 параграфа 18 главы 3 договора о присоединении к торговой системе оптового рынка покупка/продажа мощности на оптовом рынке с 1 июля 2008 года осуществляется, в том числе на основании свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, заключаемых участниками оптового рынка в соответствии с настоящим Договором и Регламентами оптового рынка по цене, определенной в ходе биржевой торговли.
В соответствии с параграфом 12 главы 3 договора о присоединении к торговой системе оптового рынка заключение свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности не входит в перечень договоров, заключение которых с целью участия в работе торговой системы оптового рынка обязательно для участников оптового рынка.
Следовательно, участие в биржевой торговле является добровольным, а, следовательно, и расходы по услугам на ее организацию, оплачиваются только теми, кто изъявил желание участвовать в биржевой торговле.
Таким образом, требования ООО «РЭК» о включении в состав сбытовой надбавки на 2011 год вышеперечисленных платежей в сумме 387,7 тыс. руб. являются необоснованными.
Довод заявителя об исключении консультативных услуг судом не принимается в связи со следующим. Согласно экспертному заключению по расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО «РЭК» на 2008 год в состав НВВ гарантирующего поставщика включены расходы на подготовку кадров в сумме 123,3 тыс. руб., что соответствовало предложению предприятия (Таблица № 3), на 2009 год данные расходы приняты в сумме 133,5 тыс. руб., причем расчет производился исходя из количества семинаров, посещенных предприятием в 2008 году. Кроме того, по факту 2008 года организация необоснованно потратила средства поступающие от регулируемого вида деятельности на участие в семинаре в сумме 500 тыс. руб. На 2010 год в состав НВВ предприятия расходы на обучение персонала включены комитетом по тарифам и ценам Курской области на уровне 2009 года, тогда как при формировании предельных уровней тарифов на электрическую энергию на 2010 год ФСТ России включала в состав НВВ гарантирующих поставщиков, указанные расходы с коэффициентом 0,9 к затратам, утвержденным на 2009 год. Заявителем затраты по данной статье, включенные в расчет сбытовой надбавки на 2008 - 2010 годы не оспаривались.
По факту 2009 года у организации затраты на подготовку кадров разделились на две статьи: «подготовка кадров» и «консультационные услуги», которые значительно и необъяснимо возросли в сравнении с фактическими затратами по данной статье за предыдущие периоды регулирования.
Предприятием не представлены обоснования в соответствии с действующим законодательством о необходимости посещения такого количества обучающих семинаров и значительного роста затрат по данной статье в сравнении с предыдущими периодами регулирования.
Должностными инструкциями персонала предусмотрено самостоятельное изучение и применение постоянно изменяющегося законодательства.
Таким образом, предложенная ООО «РЭК» сумма расходов на обучение персонала и консультационные услуги необоснованно завышена и приводит к необоснованному увеличению нагрузки на конечного потребителя.
Расходы на подготовку кадров приняты комитетом в сумме 142,8 тыс. руб., вместо 193 тыс. руб., предложенных предприятием. Расчет произведен исходя из базы 2010 года и применением индекса роста 1,07.
Довод ООО «РЭК» о том, что экспертами необоснованно исключены из состава рекламных услуг затраты на публикацию информации гарантирующим поставщиком в связи с требованиями нормативных актов по раскрытию информации необоснованны в связи со следующим.
В соответствии с главой 25 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы.
ООО «РЭК» в статью затрат «рекламные расходы» включены именно вышеперечисленные расходы и не содержится затрат на публикации в средствах массовой информации в связи с требованиями по раскрытию информации гарантирующими поставщиками и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Данный факт подтверждается обосновывающими материалами, прилагаемыми предприятием под обоснование данной статьи расходов (дела № 02.3 ПР-1092 об установлении на 2011 год сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО «РЭК»).
Факт отсутствия в плановых затратах предприятия на рекламу расходов связанных с публикацией по раскрытию информации подтверждается тем, что проверка проведенная Управлением Федеральной антимонопольной службой по Курской области выявила, что ООО «РЭК» за период апрель - июль 2010 года не публиковала в СМИ информацию, предусмотренную стандартами раскрытия информации.
Постановление по данному нарушению вынесено 19 ноября 2010 года по делу № 04-02-30-2010 УФАС по Курской области и содержит следующие установленные факты: -ООО «РЭК» нарушены требования, предусмотренные п.п. 3, 22 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24; -ООО «РЭК» признано нарушившим положения статьи 9.15 КоАП РФ «Нарушение стандартов
раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической
энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии»,
выразившееся в нарушении субъектом оптового рынка электрической
энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии
установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов
или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в
соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации публикуются официальные материалы органов
государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а
также порядка, способов или сроков предоставления информации по
письменному запросу заинтересованных лиц; - доказательствами виновности ООО «РЭК» являются : Письмо ООО «РЭК» от 08.09.2010 г. исх. № 1484; отсутствие информации, предусмотренной пп.2 п. 22 стандартов, о деятельности ООО «РЭК» в официальных печатных изданиях Курской области по состоянию на 27.08.2010 г.
Таким образом, публикации в официальных печатных изданиях Курской области заявителем не производилось (была публикация на сайте ООО «РЭК» в сети интернет). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Расчетные материалы по установлению сбытовой надбавки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» предоставляются до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования.
Следовательно, поскольку ООО «РЭК» не производила раскрытие информации в 2010 году, она не могла предусмотреть данные расходы в составе вышеуказанной статьи затрат.
В тоже время, предприятием не был представлен расчет расходов по объёму и стоимости планируемых к опубликованию материалов по стандартам раскрытия информации в 2011 году.
Таким образом, доводы заявителя по не включению затрат на публикацию информации гарантирующим поставщиком в связи с требованиями нормативных актов по раскрытию информации необоснованны.
Доводы заявителя по вопросу исключения из расчета сбытовой надбавки затрат по подстанции «Индустрия 110/6 кВ» судом не принимаются по следующим основаниям.
Постановлением Комитета от 05.10.2006 г. № 69 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика», трем сбытовым компаниям: ОАО «Курская ЭСК», ОАО «Курскэнергосбыт» и ООО «РЭК» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курской области и определены их зоны деятельности.
Согласно вышеуказанному постановлению границей зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК» является граница балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих или находящихся на обслуживании МУП «Горэлектросети» г. Железногорск, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ООО «РЭК» и конкретные точки подключения потребителей.
В силу вышеуказанного постановления границей зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК» является граница балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих или находящихся на обслуживании МУП «Горэлектросети» г. Железногорск, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ООО «РЭК» и конкретные точки подключения потребителей.
На момент вступления в силу вышеуказанного постановления' комитета подстанция «Индустрия 110/6 кВ» не входила в состав энергооборудования, находящегося на балансе сетевой компании МУП «Горэлектросети» г. Железногорск, в связи с этим, потребители, присоединенные к вышеуказанной подстанции не входили в зону деятельности ООО «РЭК».
ООО «РЭК» 27.12.2006 года приобрело в собственность подстанцию «Индустрия 110/6 кВ» и передало в аренду МУП «Горэлетросети» МО г. Железногорск, в связи с чем, ООО «РЭК» письмом от 27.02.2008 года № 136 обратилось в комитет по тарифам и ценам Курской области об изменении границ зоны деятельности.
Однако, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика до проведения конкурса возможно только при наличии согласования о таком изменении со стороны смежных гарантирующих поставщиков, чьи зоны деятельности изменяются.
До настоящего времени гарантирующим поставщиком ООО «РЭК» не представлено письменное согласие смежных гарантирующих поставщиков об изменении границ зоны деятельности.
Более того, ООО «РЭК» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Курской области о понуждении гарантирующего поставщика ОАО «Курская ЭСК» к согласованию зоны деятельности. Решением Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2010 года по делу № А35-2008/2010 в удовлетворении исковых требований ООО «РЭК» к ОАО «Курская ЭСК» о понуждении к согласованию границ зон деятельности гарантирующих поставщиков отказано.
ООО «РЭК» обжаловало решение Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2010 года по делу № A3 5-2008/2010 в Девятнадцатом Арбитражном Апелляционном суде, который постановлением от 26 августа 2010 года по делу № A35-2008/2010 решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2010 г. по делу № А35-2008/2010 оставил без изменения, а апелляционную жалобу ООО «РЭК» - без удовлетворения.
Таким образом, согласно постановлению комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. № 69 потребители, присоединенные к подстанции «Индустрия 110/6 кВ», в настоящее время не входят в зону деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК».
В связи с этим ООО «РЭК» может осуществлять продажу
электрической энергии и мощности потребителям, присоединенным к
подстанции «Индустрия 110/6 кВ», как энергосбытовая компания, не подлежащая государственному регулированию.
Разделение объемов по группам точек поставки на оптовом рынке (далее - ГТП) началось только при формировании Сводного баланса на 2010 год, до этого времени объемы представлялись общей величиной, поэтому комитет по тарифам и ценам Курской области не мог знать, включало ли ООО «РЭК» при представлении объемных показателей для формировании Сводного баланса объемы потребителей, подключенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ».
Вместе с тем, при подаче расчетных материалов для утверждения сбытовой надбавки гарантирующие поставщики, в том числе и гарантирующий поставщик ООО «РЭК», не разделяют свои затраты по потребителям или ГТП, а представляет их в целом по предприятию.
В связи с вышеизложенным, комитет по тарифам и ценам Курской области не располагал сведениями о том, что ООО «РЭК» представляло расчетные материалы по утверждению сбытовой надбавки и объемные показатели для расчета сбытовой надбавки и включения в Сводный баланс с учетом затрат и объемов электроэнергии и мощности потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ», которые находятся не в его зоне деятельности.
Комитетом в 2010 году проводилась проверка гарантирующего поставщика - ООО «РЭК» на правильность применения тарифов на электроэнергию и экономическую обоснованность затрат, включаемых в ' сбытовую надбавку. В результате проверки было выявлено, что ООО «РЭК», являющееся для потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия - 110/6 кВ» нерегулируемой энергосбытовой компанией, выступало для данных потребителей гарантирующим поставщиком и включало затраты на обслуживание данных потребителей в расчет сбытовой надбавки.
Постановлением № 03-11/2 по делу об административном правонарушении № 03-05/3 от 28 апреля 2010 года комитет по тарифам и ценам Курской области признал ООО «РЭК» виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, выразившегося в представлении заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а именно включение в расчет сбытовой надбавки затрат и объемных показателей по обслуживанию потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ», которые не входят в зону деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК».
ООО «РЭК» обжаловало постановление комитета от 28 апреля 2010 года № 03-11/2 по делу об административном правонарушении № 03-05/3. Решением Арбитражного суда Курской области от 27 августа 2010 года по делу № А35-4975/2010 в удовлетворении требований ООО «РЭК» в отмене вышеназванного постановления комитета в части признания ООО «РЭК» виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении отказано.
Таким образом, обстоятельство представления недостоверной информации ООО «РЭК» по фактам включения в расчет сбытовой надбавки затрат и объемных показателей по обслуживанию потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ», которые не входят в зону деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК», подтвержден вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем данное обстоятельство не является предметом рассмотрения в настоящем деле, оно уже установлено. В связи с этим, при установлении сбытовой надбавки на 2011 год из необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика ООО «РЭК» были исключены расходы, связанные с обслуживанием потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ» и объемы потребления электрической энергии данными потребителями.
Законность указанных действий Комитета подтверждается судебными актами: Решением Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2010 года и постановлением от 26 августа 2010 года Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу № A35-2008/2010; Решением Арбитражного суда Курской области от 27 августа 2010 года по делу № А35-4975/2010; Решением Арбитражного суда Курской области по делу № A35-1669/2010, постановлением Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08.02.2011 г. по делу А35-1669/2010.
Таким образом, согласно постановлению комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. № 69 потребители, присоединенные к подстанции «Индустрия 110/6 кВ», в настоящее время не входят в зону деятельности гарантирующего поставщика ООО «РЭК», что подтверждено вступившим в законную силу решениями суда, в связи с чем, данное обстоятельство не является предметом рассмотрения в настоящем деле, оно уже установлено.
На основании указанного, при установлении сбытовой надбавки на 2011 год из необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика ООО «РЭК» были исключены расходы, связанные с обслуживанием потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия 110/6 кВ» и объемы потребления электрической энергии данными потребителями.
Доводы заявителя в отношении вопроса о применении коэффициента отнесения НВВ предприятия на регулируемый вид деятельности, несостоятельныны, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по видам деятельности.
В соответствии с пунктом 11 и 12 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 24 ноября 2006 года № 302-э/5, расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности производится по следующим составляющим: материалы, используемые для хозяйственных нужд, покупная энергия всех видов, топливо и горючесмазочные материалы для обеспечения работы транспорта, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда персонала, отчисления на соц. нужды и т.д.
Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают в себя: расходы по обслуживанию кредитов, выплату процентов по кредитам, резерв по сомнительным долгам и т.д.
Распределение указанных в пунктах 11 и 12 Методических указаний расходов между видами деятельности, осуществляемыми гарантирующим поставщиком, осуществляются в соответствии с учетной политикой, принятой в организации (п. 12 Методических указаний).
ООО «Региональная энергосбытовая компания» в настоящее время наряду с регулируемым видом деятельности осуществляет и нерегулируемый вид деятельности, то есть осуществляет куплю - продажи электрической энергии вне зоны своей деятельности и выступает для данных потребителей независимой энергосбытовой компанией.
Согласно пункту 6.3. Учетной политики 000 «Региональная энергосбытовая компания» на 2010 год, утвержденной Приказом от 31.12.2009 года № 129, на предприятии ведется раздельный учет затрат, причем затраты по видам деятельности распределяются пропорционально доле объема покупки электроэнергии реализуемой вне зоны деятельности гарантирующего поставщика и в зоне деятельности гарантирующего поставщика.
В целом затраты и прибыль определены экспертной группой для ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2011 год в размере 20906,3 тыс. руб. Эта величина отражена в протоколе заседания правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 г. № 170.
Определение общих затрат ООО «РЭК» на 2011 год определено Комитетом исходя из базовых показателей, принятых в тарифе на 2010 год, с применением установленных индексов-дефляторов изменения материальных затрат на 2011 год.
Расчетные материалы по установлению сбытовой надбавки на 2010 год представляются до 1 мая 2009 года. Планируемые показатели 2010 года были сформированы согласно базовых показателей 2009 года при наличии одного регулируемого вида деятельности у ООО «РЭК», в связи с чем никакого разделения на регулируемый и нерегулируемый виды ООО «РЭК» при утверждении сбытовой надбавки на 2009 год и на 2010 год не производилось.
Таким образом, по расчетным данным, заложенным в плановые
затраты на 2010 год Комитетом получены в целом затраты и прибыль по
ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2011 год в размере
20906,3 тыс. руб. согласно расчету (таблица 1).
В связи с тем, что ООО «Региональная энергосбытовая компания» осуществляет регулируемый и не регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой, принятой на предприятии, комитетом по тарифам и ценам Курской области в 2010 году проводилась проверка гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на правильность применения тарифов на электроэнергию и экономическую обоснованность затрат, включаемых в сбытовую надбавку. В результате проверки было выявлено, что ООО «Региональная энергосбытовая компания», являющееся для потребителей, присоединенных к подстанции «Индустрия - 110/6 кВ» нерегулируемой энергосбытовой компанией, выступало для данных потребителей гарантирующим поставщиком и включало затраты на обслуживание данных потребителей в расчет сбытовой надбавки.
Таким образом, при установлении сбытовой надбавки на 2011 год необходимо учитывать данное обстоятельство при определении НВВ, относимой на регулируемый вид деятельности.
Согласно Сводного прогнозного баланса, производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Курской области на 2011 год, утвержденного Приказом ФСТ России от 20.07.2010 года № 153-э/1, с учетом изменений внесенных приказом ФСТ России от 24.11.2010 года № 333-э/1, общий объем покупки электрической энергии ООО «Региональная энергосбытовая компания» с оптового рынка на 2011 год составит - 250980 тыс. кВтч, в т.ч.: для реализации по регулируемому виду деятельности - 176968 тыс. кВтч; для реализации по нерегулируемому виду деятельности с учетом реализации потребителям, присоединенным к подстанции «Индустрия - 110/6 кВ» -74012 тыс. кВтч.
Таким образом, объем электрической энергии реализуемый по
регулируемому виду деятельности занимает в общем объеме покупки
электрической энергии с оптового рынка 70,5% (176968 тыс. кВтч / 250980 тыс. кВтч* 100 %= 70,5%), следовательно, коэффициент отнесения НВВ предприятия на регулируемый вид деятельности составит 0,705 или 70,5 % от общего НВВ.
В связи с этим, затраты и прибыль относимые на регулируемую деятельность ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2011 год составили 14738,9 тыс. руб. или 70,5 % от общей НВВ (20906,3 тыс. руб.х0,705).
В соответствии с объемом продаж электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика 176968 тыс. кВтч. сбытовая надбавка составит - 83,286 руб./МВтч (14738,9 тыс. руб./ 176968 тыс. кВтч*1000).
Также, в соответствии с пунктом 24 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, распределение косвенных расходов между различными видами деятельности, осуществляемыми организацией, по решению регионального органа производится в соответствии с одним из нижеследующих методов: согласно учетной политике, принятой в организации; пропорционально условно - постоянным расходам; -пропорционально прямым расходам по регулируемым видам
деятельности.
Для энергосбытовой компании или гарантирующего поставщика прямыми расходами будут являться только затраты на покупку электрической энергии с оптового рынка и оплату услуг по передаче электрической энергии, все остальные затраты (материальные расходы, заработная плата, амортизация основных средств и т.д.), которые у гарантирующего поставщика входят в расчет сбытовой надбавки, будут являться косвенными, данный факт отмечен также в положении об учетной политике ООО «Региональная энергосбытовая компания» для целей налогообложения на 2010 год (пункт 5.4.).
Таким образом, распределение косвенных расходов ООО «РЭК» между видами деятельности может производиться одним из перечисленных выше способов.
Исходя из указанного, руководствуясь нормами действующего законодательства комитетом по тарифом и ценам Курской области с целью недопущения включения в расчет сбытовой надбавки расходов относимых на нерегулируемой вид деятельности произведено разделение НВВ на регулируемый и не регулируемый вид деятельности.
При таких обстоятельствах суд считает, что вынесенное заинтересованным лицом постановление является законным и обоснованным. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Оценив, представленные сторонами доказательства суд считает, что вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено убедительных доводов, основанных на доказательной базе, о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы и документы заявителя судом не принимаются в силу выше изложенного.
Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования, при указанных заявителем правовых основаниях, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ООО «РЭК» требований.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 17, 29, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» о признании незаконным и об отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 г. № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» отказать.
Оспариваемое постановление проверено на соответствие нормам Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, через Арбитражный суд Курской области.
Судья М.Н. Морозова