ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-9594/13 от 12.03.2014 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

20 марта 2014 года

Дело № А35-9594/2013

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 20.03.2014.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел после объявленных перерывов в открытом судебном заседании  дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница «Курск» (ОГРН 1024600948712, ИНН 4632010755)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курской области (ОГРН 1044637028303, ИНН 4632046046)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 23.10.2013 № 176/4.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: Хохлов А.Г. – по доверенности от 28.08.2013;

от заинтересованного лица: Шумакова В.Д. – по доверенности от 13.01.2014, Павлова И.Г. – по доверенности от 07.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница «Курск» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о признании незаконным и отмене  постановления о назначении административного наказания от 23.10.2013 № 176/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 12 000 руб.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница «Курск»  (далее - заявитель, ООО «Туристская гостиница «Курск», Общество) в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курской области (далее – административный орган, Управление, Управление Росприроднадзора по Курской области) заявленные требования не признал, сослался на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы, о чем были вынесены протокольные определения. После перерывов судебное заседание было продолжено.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск", расположено по адресу:305000, Курская область, Курский район, г. Курск, ул. Ленина, д. 24, 22.09.1999 зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1024600948712, ИНН 4632010755.

Согласно Уставу общества, основным видом деятельности заявителя является турооператорская, турагентская деятельность и деятельность гостиниц с ресторанами. 

С 02.09.2013 по 27.09.2013 в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 26.08.2013 № 176, проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск"  с целью осуществления надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха согласно плану контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на 2013 год, утвержденному приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 30.10.2012 № 57.

12.09.2013 заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Шумаковой В.Д. составлен протокол № 176 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе проведения проверки, согласно акту проверки от 25.09.2013 № 176, проверяющими были установлены нарушения, в том числе:

- не представляется форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказа Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»;

- не предоставляется ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие  на окружающую среду в части размещения отходов и неорганизованного сброса ливневых сточных вод и содержащиеся в расчетах платы и приложениях к ним сведения о движении отходов, образованных в отчетном периоде, что является нарушением приказа Росмтехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Так как установленные в ходе проверки факты являются нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д. 15.10.2013, в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, был составлен протокол № 176/4 об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Туристская гостиница «Курск».

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумакова В.Д., в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, постановлением от 23.10.2013 № 176/4 привлекла общество с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница «Курск» по факту совершенного правонарушения к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 12000 руб.

 Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления административного органа незаконным и его отмене.

Постановление № 176/4 вынесено 23.10.2013, заявитель обратился в суд 01.11.2013, то есть в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основании статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

 Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Курской области, законами области и иными нормативными правовыми актами области, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 № 450 (далее - Положение).

В соответствии с Положением Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня.

Согласно пункту 4.1.6 Положения Управление осуществляет контроль и надзор в сфере своей деятельности, в том числе, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха и обращении с отходами.

Плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница «Курск» проводилась в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 26.08.2013 № 176, с целью осуществления надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха согласно плану контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на 2013 год, утвержденному приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 30.10.2012 № 57.

В соответствии с ч. 1 ст. 23. 29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, протокол об административном правонарушении от 15.10.2013 № 176/4 и постановление о назначении административного наказания от 23.10.2013 № 176/4 принято уполномоченным должностным лицом – старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Как установлено актом проверки от 25.09.2013 № 176, Общество не представляет форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказа Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»; не предоставляет ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие  на окружающую среду в части размещения отходов и неорганизованного сброса ливневых сточных вод и содержащиеся в расчетах платы и приложениях к ним сведения о движении отходов, образованных в отчетном периоде, что является нарушением приказа Росмтехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Согласно ст. 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Пунктами 1 и 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17 утвержден статистический инструментарий для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления.

Согласно указанному документу сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления представляют: юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, которые распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 устанавливается, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила обращения с отзодами), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 установлено значение применяющихся в данных Правилах терминов, так: 

 "потребители ртутьсодержащих ламп" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;

"накопление" - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп;

"специализированные организации" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности;

"место первичного сбора и размещения" - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения;

"тара" - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании;

Помимо прочего Правилами обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару (п. 7 Правил обращения с отходами).

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил обращения с отходами).

Хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре (п. 17 Правил обращения с отходами).

Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как отмечалось ранее, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, под захоронением отходов - изоляция, отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, субъектом ответственности по статье 8.5 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки. При этом обязанное лицо должно являться обладателем такой информации, под которым понимается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ составляет сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Все указанные выше действия должны быть совершены лицами, обязанными сообщать соответствующую информацию.

Однако ни из материалов дела и ни из оспариваемого постановления не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.

 Вместе с тем, как следует из материалов дела, между ООО «Туристская гостиница «Курск» и МУП «Спецавтобаза по уборке города Курска» был заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от 01.07.2013 № 469. Количество твердых бытовых отходов, подлежащих сбору и транспортировке, утилизации (захоронению) в течение срока действия договора (с 01.07.2013 по 31.12.2013) определяется в объеме 67,5 куб.м. в месяц, согласно фактическому накоплению или норм накопления бытовых отходов от потребителей города, утвержденных постановлением Администрации города Курска. Для сбора данных отходов у гостиницы имеются контейнеры, куда поступает мусор и от прилегающих зданий.

В соответствии со статьей 13 Закона об отходах производства и потребления п. 1.2. т.п. 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 в городе Курска применяется планово-регулярная централизованная система удаления отходов от объектов общественного назначения и жилых зданий. Планово-регулярная система предусматривает ежедневный или один раз в трое суток (зима/лето) сбор твердых бытовых отходов. Для сбора твердых бытовых отходов используются мусоросборники (контейнеры), установленные в общедоступных местах на специальных площадках, которые не являются природными объектами, а, следовательно, пользование ими не является природопользованием. МУП «Спецавтобаза по уборке города Курска», забирая отходы от контейнеров на общественной площадке, осуществляет коммунальную услугу по вывозу отходов от общественной контейнерной площадки общим мусоровозным транспортом. При этом в общественном мусорном контейнере отходы ООО «Туристская гостиница «Курс» многократно смешаны с подобными отходами от населения, других объектов общественного назначения, то есть обезличены и прекращают существование как объект права собственности.

ООО «Туристская гостиница «Курск» не осуществляет накопление отходов, так как является объектом общего назначения, не имеет разрывов (санитарно-защитных зон) от жилья и его деятельность связана проживанием граждан. Доказательств наличия у заявителя полигона в материалы дела не представлено. 

Смет с территории не является продуктом деятельности ООО «Туристская гостиница «Курск», по причине того, что гостиница не имеет территорию, а только помещения, к тому же загрязненность территории принадлежащей арендодателю (Федерации профсоюзов) происходит в результате естественных процессов водной и ветровой эрозии и обработки города противогололёдной смесью (пыль, песок), а также опавшей листвы от зеленых насаждений.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 дворовый и уличный смет входит в состав ТБО удаляемых из города по централизованной схеме.

Таким образом, в процессе деятельности заявитель не занимается сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением твердых бытовых отходов (пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания, мусора от бытовых помещений организаций несортированного), а потому в этой части на ООО «Туристская гостиница «Курск» не может возлагаться обязанность по представлению сведений о движении отходов, образованных в отчетном периоде, содержащихся в ежеквартальных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду и приложений к ним за период 2012-2013 гг. и формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Обществу вменяется также и то, что Обществом не представляются вышеуказанные сведения в отношении отходов - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, рубки отработанные и брак.

Согласно п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, под отработанными ртутьсодержащими лампами понимается ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.

Из содержания акта проверки от25.09.2013 следует, что 04.01.2008 заявителем заключен договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов. Количество образованных отходов данного вида (ламп типа ЛБ) и переданных в соответствие с договором от 04.01.2008 на утилизацию, согласно Акта от 28.05.2013 № 0000007 составляет 466 штук. Передача обработанных ртутьсодержащих ламп на утилизацию осуществлялась один раз в 2012 году и один раз в 2013 году.

В соответствии с Правилами обращения с отходами сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. Использование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ведущие их переработку, учет и отчетность по ним. Полученные в результате переработки ртуть и ртутьсодержащие вещества передаются в установленном порядке организациям - потребителям ртути и ртутьсодержащих веществ. Таким образом, учет и отчетность составляется исполнителем по договору на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов от 04.01.2008.

Из пояснений заявителя следует, что в гостинице ООО «Туристская гостиница «Курск» не предусмотрено накопление отработанных люминесцентных ламп, сбор ламп исполнителем по договору на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов от 04.01.2008 осуществляется непосредственно из светильников по мере необходимости.

Передача ламп по договору на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов не означает накопление заявителем опасных отходов.

Помимо этого заявитель указывает, что Обществом используются лампы изготовителей Philips и Osram (Siemens), марок ЛБ – 20 и ЛБ – 40, с содержанием ртути 0,005 % и 0,0059 %, соответственно. Таким образом, содержание паров ртути в используемых лампах менее 0,01 %. Постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681 регулируются действия в отношении ртутьсодержащих ламп, содержание ртути в которых не мене 0,01 %.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя о типе ламп, используемых Обществом на момент проведения проверки,  административным органом не представлено.

Таким образом, в нарушение ст. 65 и п. 4 ст. 210 АПК РФ убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и свидетельствующих о нарушении заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения. Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Иные доводы сторон не принимаются в силу вышеизложенного.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 17, 29, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.4, статьями 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 176/4 о назначении административного наказания, вынесенное старшим государственным инспектором по Курской области, заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д. 23.10.2013 в городе Курск, о привлечении  общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" (305000, Курская область, Курский район, г. Курск, ул. Ленина, д. 24, 11.10.1999 зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1024600948712, ИНН 4632010755) к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 12000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение десяти  дней со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                    О.А.Матвеева