ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-1023/13 от 12.11.2013 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

ул. Скороходова, 2, г. Липецк, 398019

httр://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело № А 36- 1023/2013

« 18 » ноября 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2013г., полный текст решения изготовлен 18.11.2013г.

Арбитражный суд Липецкой области

в составе:

судьи Гридневой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефановой Т.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Городская энергосбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к открытому акционерному обществу «Липецкая городская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

об обязании представить проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление энергетики и тарифов Липецкой области (1), ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Липецкэнерго» (2),

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности № 62 от 1.08.2013 г., ФИО2 по доверенности № 4 от 9.01.2013 г.,

от ответчика: ФИО3 по доверенности № 704 от 8.12.2012 г., ФИО4 по доверенности № 65 от 12.04.2013г.,ФИО5 по доверенности №101 от 28.06.2013г.,

от третьего лица: (1) ФИО6 по доверенности № 01-8 от 30.08.2012 г., ФИО7 по доверенности № 01-1 от 12.02.2013 г.,

(2) ФИО8 по доверенности от 31.05.2013 г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Липецкая городская энергетическая компания» об обязании представить проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ).

Иск предъявлен в связи со следующим.

В соответствии с п. 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии № 861 сетевая организация (ответчик), обязана рассмотреть заявление о намерении заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии.

В связи с тем, что ответчиком нарушены права истца на получение проекта договора, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик исковые требования оспаривает, заявляя об обоснованном отказе в представлении проекта договора в связи с невозможностью указать существенное условие о стоимости услуг из-за отсутствия соответствующего тарифа на 2013 год.

Дополнительно поясняя исковые требования, представитель истца указала, что способ защиты выбран истцом, исходя из п. 20, 21, 24 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г., в нарушение которых ответчиком заявлен отказ в заключении договора, мотивированный отсутствием соответствующего тарифа.

Ответчик исковые требования оспаривает, ссылаясь на действующую схему договорных отношений между сетевыми организациями и соответствующую данной схеме модель тарифного регулирования.

Определением от 06.08.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление энергетики и тарифов Липецкой области.

Согласно поступившего до начала судебного заседания привлеченное третье лицо считает исковые требования неподлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 декабря 2012 года № 58/10 установлен с 1 января 2013 года единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии па территории Липецкой области и, индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для сетевых организаций Липецкой области для взаиморасчетов с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго».

Тарифы сформированы по схеме, выбранной совместно гарантирующими поставщиками и электросетевыми организациями на совещании в управлении энергетики и тарифов, состоявшемся 31 октября 2007г. Согласно данной схеме , держателем «котла» является ОАО «Липецкэиерго» (правопреемник - ОАО «МРСК. Центра»). При этом ОАО «Липецкэнерго» заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии со всеми сетевыми организациями области и в договорах с гарантирующими поставщиками и независимыми сбытовыми компаниями па оплату услуг по передаче электрической энергии дополнительно включило все точки поставки электроэнергии по конечным потребителям вне зависимости, к чьим сетям они присоединены.

Формирование тарифов на 2013 год было произведено исходя ил договорных отношений, сформированных между смежными сетевыми организациями на 2013 год согласно вышеуказанной схеме взаиморасчетов. В этой схеме для ОАО «ЛГЭК» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии, по которому «котлодержателем» производится оплата услуг по передаче электроэнергии, оказываемых ОАО «ЛГЭК».

Таким образом, ОАО «ЛГЭК», являясь смежной сетевой организацией, не вправе в текущем периоде регулирования применять единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии па территории Липецкой области для взаиморасчетов с ОАО «ГЭСК».

В соответствии с пунктом 7 «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178, установленные котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области и, индивидуальные тарифы для взаиморасчетов филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» с ОАО «ЛГЭК», действуют с начала 2013 года в течение не менее 12 месяцев. Для тарифного регулирования па 2014 год регулируемые организации обязаны подать заявления на регулирование тарифов в сроки, установленные данными Правилами. При этом, для возможности изменения существующей схемы расчетов, ООО «ГЭСК» в соответствии с пунктом 47 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.200-1 г. № 861, обязано не менее чем за 8 месяцев до наступления периода регулирования сообщить в адрес ОАО «ЛГЭК» информацию об объеме планируемых услуг на предстоящий период регулирования.

В соответствии с действующим законодательством на территории области для потребителей и сбытовых компаний (в т.ч. гарантирующих поставщиков), действующих в отношении потребителей, на территории области устанавливаются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии. При этом котловая тарифная выручка может распределяться между смежными сетевыми организациями различным образом на основании договоров, заключаемых в соответствии с п. 41 Правил.

Таким образом, истцом нарушен срок для предоставления необходимых сведений для последующего утверждения соответствующего тарифа.

Определением от 08.10.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Липецкэнерго».

ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Липецкэнерго» считает, что у истца отсутствует нарушенное право, полагает, что ОАО «ЛГЭК» по отношению к ООО «ГЭСК» не является сетевой организацией, поэтому не обязано заключать с истцом договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе не обязано направлять проект договора.

Ответчик не приобрел статуса сетевой организации по отношению к истцу, поскольку для него не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчета с конечными потребителями, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками.

Кроме того, отсутствие у ОАО «ЛГЭК» тарифа на услуги по передаче электрической энергии, необходимого для расчетов с конечными потребителями, не позволяет ему подготовить и направить истцу проект договора в силу невозможности указания в нем одного из существенных условий.

Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 4 Правил № 861, услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.

На основании подпункта «б» пункта 13 Правил № 861 договор должен содержать следующие существенные условия:

порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил, включающий;

сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;

порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии».

Пункт 15(1) Правил № 861 предусматривает, что «обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом. Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии».

Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, лицо, владеющее на праве собственности или на законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъект оптового рынка электрической энергии, осуществляющий экспорт (импорт) электрической энергии, заключившие договор с сетевой организацией, а также гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация в отношении обслуживаемых по договору энергоснабжения потребителей электрической энергии, обязаны не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного расчетного периода регулирования уведомить сетевую организацию об объеме услуг по передаче электрической энергии, планируемом к потреблению в предстоящем расчетном периоде регулирования, в том числе о величине заявленной мощности, которая не может превышать максимальную мощность, определенную в договоре.

Планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 настоящих Правил. В соответствии с пунктом 48 вышеуказанных Правил, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом п. 142 настоящих Правил.

Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению организации, предусмотрен пунктом 17 Правил. Согласно данному пункту к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10)инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;

12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;

13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности;

14) один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:

договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;

вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии.

В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (пункт 24 Правил).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов и предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно подп. 3 пункта 3, пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2011г. № 1178, органы исполнительной власти субъектов РФ и в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, устанавливаются единые (котловые) тарифы, индивидуальные тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с № 35-ФЗ»Об электроэнергетике» (ст. 21 п.4) от 26.03.2003г., тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в рамках федеральных уровней, установленных ФСТ России).

Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов ) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления);

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов)

сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;

цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:

единые (котловые) тарифы;

тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям.

Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых от других сетевых организаций).

Приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 N 318-э/15 были внесены изменения в пункт 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 в ныне действующей редакции пункт 49 Методических указаний № 20-э/2 .

Текст пункта был дополнен положением, согласно которому, начиная с 2008 года, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на одном уровне напряжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, независимо от того, к сетям какой организации ни присоединены.

Вышеуказанный приказ вводит с 2008 года так называемый котловой метод расчета тарифа.

В условиях действия индивидуальных тарифов каждая сетевая организация, участвующая в передаче электроэнергии получает свой индивидуальный тариф на передачу электроэнергии только по своим сетям.

На территории Липецкой области с 2008 года устанавливаются единые по области «котловые» тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Потребители электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии по данным тарифам, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии, и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги. При этом денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, аккумулируются у сетевой организации, на которую возложены функции «котлодержателя» (филиал ОАО «МРСК Центра» -Липецкэнерго»), которая в свою очередь передает часть полученных средств смежным сетевым организациям (в том числе ОАО «ЛГЭК») по установленным для них индивидуальным тарифам. Данный механизм регламентируется разделом III Правил № 861.

По мнению Управления энергетики и тарифов Липецкой области, в условиях, существовавших на момент расчета тарифов на 2013 год договорных отношений, котловые тарифы для потребителей области, включающие в себя экономически обоснованные расходы всех смежных сетевых организаций, могут быть применимы только в договорных отношениях с «котлодержателем» - филиалом ОАО «МРСК Центра»-«Липецкэнерго». Для всех остальных смежных сетевых организаций установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра»- филиал «Липецкэнерго».

Единственный тариф на услуги по передаче электрической энергии, который установлен для ОАО «ЛГЭК» на 2013 год - это индивидуальный тариф для взаиморасчетов с филиалом ОАО «МРСК Центра»- «Липецкэнерго». Но этот тариф также не может быть применен в расчетах между ОАО «ЛГЭК» и ООО «ГЭСК», поскольку рассчитан исключительно для оплаты услуг между смежными сетевыми организациями.

Отсутствие утвержденного для сетевой организации индивидуального тарифа является основанием для отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком (пункт 3 статьи 426 ГК РФ, пункт 1 статьи 8 Федеральной закона «О естественных монополий»).

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2012 г. 1/10 установлены с 1 января 2013 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области и индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для сетевых организаций Липецкой области для взаиморасчетов с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго». Тарифы сформированы по схеме, выбранной совместно гарантирующими поставщиками и электросетевыми организациями 31.10.2007 г. Согласно согласованной субъектами розничного рынка электрической энергии схеме взаимоотношений и взаиморасчетов, филиал ОАО «МРСК Центра»- «Липецкэнерго» заключает договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с гарантирующими поставщиками, сбытовыми компаниями, сетевыми организациями области в интересах всех конечных потребителей вне зависимости от того, к чьим сетям они присоединены.

Согласно пункту 18 Правил № 861, следует, лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию определенный перечень информации, которая в том числе должна содержать сведения:

в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, - фамилия, имя и отчество, дата и номер договора энергоснабжения, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор;

в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов;

величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки;

К заявлению ООО «ГЭСК» от 28.12.2012 г. был приложен пакет документов,в котором в полном объеме не отражена величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых ООО «ГЭСК» намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки. Без указанных данных невозможно заключить договор. Вышеупомянутый пакет документов был предоставлен на обозрение суда в ходе судебного заседания 16.10.2013 г.

Также ряд объектов, в отношении которых ООО «ГЭСК» планирует заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не имеют присоединения к сетям ОАО «ЛГЭК», что является основанием в соответствии с пунктом 24 Правил № 861 основанием для отказа в заключении договора.

Договорные взаимоотношения между ООО «ГЭСК», ОАО «ЛГЭК» и филиалом ОАО «МРСК Центра»-«Липецкэнерго» урегулированы следующими договорами:

договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО «ГЭСК» (гарантирующим поставщиком) и филиалом ОАО «МРСК Центра»-«Липецкэнерго» в интересах обслуживаемых ООО «ГЭСК» потребителей электроэнергии, со сроком начала действия с 01.01.2008 г.,

договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «ЛГЭК» и филиалом ОАО «МРСК Центра»-«Липецкэнерго» в интересах обслуживаемых ООО «ГЭСК» потребителей электроэнергии, со сроком начала действия с 01.01.2008 г.

Указанные договоры были заключены в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, с учетом введения котлового метода расчета на услуги по передаче электрической энергии Информационное письмо ФСТ РФ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12).

За утверждением тарифа на услуги по передаче, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, обращается сетевая организация в срок до 1 мая года, предшествующего регулируемому, на основании действующих или планируемых договорных отношений.

За установлением тарифа для взаиморасчётов с ООО «ГЭСК» ОАО «ЛГЭК» в течение 2013 года в УЭиТ ЛО не обращалось, так как на основании п. 7 Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 ,цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

В силу действующей схемы договорных взаимоотношений между сетевыми организациями и соответствующей данной схеме модели тарифного регулирования (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.07.2007 № 138-э/б) на филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» возложены функции по аккумулированию денежных средств, получаемых от гарантирующих поставщиков за передачу электроэнергии обслуживаемым ими потребителям по тарифу, учитывающему расходы всех сетевых организаций, с последующей передачей сетевым организациям части полученных средств по установленным для них индивидуальным тарифам.

Постановлением УЭиТ ЛО от 27.12.2012 г. № 58/10 тарифы были утверждены, исходя из существующих договорных отношений согласно вышеуказанной схеме.

Для ОАО «ЛГЭК» на 2013 год установлен индивидуальный тариф для расчётов с ОАО «МРСК Центра»-«Липецкэнерго».

Для обращения в УЭиТ ЛО за установлением тарифа для взаиморасчётов с ООО «ГЭСК» у ОАО «ЛГЭК» нет оснований, так как ООО «ГЭСК» с просьбой заключить договор с 2014 года в адрес ОАО «ЛГЭК» не обращалось и не представляло информацию в соответствии и в сроки, регламентированные п. 47 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 61 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче по электрической энергии и оказания этих услуг».

В соответствии с Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 и на основании действующих договорных отношений ОАО «ЛГЭК» направляло в УЭиТ ЛО соответствующие пакеты документов на 2013 и 2014 годы.

Таким образом, в существующей схеме расчётов единый котловой тариф для расчёта ОАО «ЛГЭК» с гарантирующим поставщиком в 2013 году не устанавливался, что, согласно ст. 432 ГК РФ, свидетельствует о невозможности достичь соглашения по всем существенным условиям договора между ОАО «ЛГЭК» и ООО «ГЭСК».

Согласно п.2 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики» договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным для заключения сетевой организацией.

В силу раздела 2 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. ПП № 861 от 27.12.2004, только на сетевой организации лежит обязанность рассмотреть заявку потребителя, направить ему проект договора и заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Следовательно, понудить к заключению договора, равно как и обязать направить проект договора, можно только сетевую организацию.

ОАО «ЛГЭК по отношению к ООО «ГЭСК» не является сетевой организацией, поэтому не обязано заключать с истцом договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе не обязано направлять проект договора.

Кроме того, с учетом системного толкования положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, организация получает статус сетевой при наличии одновременно двух условий, а именно: она должна владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, и должна иметь тариф, необходимый для расчета с потребителями ее услуг.

В соответствии с пунктом 5 Правил N 861 в случае, если иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее -опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

В пункте 6 Правил_№ 861 предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Ответчик не приобрел статуса сетевой организации по отношению к истцу, поскольку для него не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчета с конечными потребителями, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками.

Исходя из положений части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 25 Правил N 861, при необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно статьям 432, 433, 435, 438, 443 ГК РФ, регламентирующих действия сторон при намерении заключить договор, следует, что:

1.Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

2.Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

3.Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

4.Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

5.Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

6.Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.

Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

В пункте 27 Правил № 861 установлено: подача заявление в сетевую организацию и направление проекта договора (оферты).

То есть, гарантирующий поставщик обязан подать заявление с обязательным исполнением существенных требований, предъявляемых к нему Правилами № 861, либо самому направить проект договора, который он считает нужным заключить.

Из выше изложенных пунктов Правил № 861 и Основных положений № 442 вытекает, что Гарантирующий поставщик не является потребителем услуг по передаче электроэнергии, как указано в определении, данном Основными положениями № 442.

Соответственно он имеет право обратиться в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии только в интересах потребителей, заключающих с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения. При этом по потребителям ООО «ГЭСК», по точкам поставки которых ООО «ГЭСК» обратилось в ОАО «ЛГЭК» для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, договора энергоснабжения существуют, вопрос оказания услуг по передаче урегулирован ранее с Филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липепкэнерго». электрической энергии в интересах потребителей

Действующее законодательство не предусматривает возможность выступить гарантирующему поставщику инициатором изменения существующих договорных отношений по услугам по передаче электрической энергии в собственных интересах.

Утверждение истца, со ссылками на часть 3 ст.424 ГК РФ о возможности отсутствия в возмездном договоре условия о цене, основан на неверном толковании норм той же статьи 424 ГК РФ, но только части 1, а также тарифного законодательства, касающегося регулируемых видов деятельности. Сфера электроэнергетики является сферой государственного регулирования тарифов, цен, плат и т.п.

Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца, что тарифное регулирование в отношении ответчика на 2013 год не осуществлялось и поэтому требуется осуществить тарифное регулирование в течение 30 дней. Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 декабря 2012 N 58/10 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" установлены тарифы для ответчика. Данное постановление не оспорено и не признано недействующим.

Таким образом, ОАО «ЛГЭК» не вправе применять при взаиморасчетах с потребителями единый котловой тариф.

В то же время, необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность организации, владеющей на праве собственности или ином законном праве электросетевым имуществом, обратиться в государственный регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Исходя из содержания пунктов 5,6 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004, в случае отсутствия такого тарифа организация обязана лишь беспрепятственно пропускать электрическую энергию через свои сети и не вправе претендовать на оплату услуг.

Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004, истец вправе требовать заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей от сетевой организацией, то есть ОАО «МРСК Центра, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии для потребителей, то есть ОАО «ЛГЭК». Но такой договор уже заключен и действует. В отношении конечных потребителей, чьи интересы представляет ООО «ГЭСК», услуга по передаче электроэнергии урегулирована с ОАО «МРСК Центра» -договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.01.2008 № 11. Расчет осуществляется по установленному для ОАО «МРСК Центра» тарифу. Тариф действующий, экономически обоснованный и никем не оспорен.

В связи с этим, требование, заявленное ООО «ГЭСК», не связано ни с оспариванием, ни с нарушением его прав. Между тем, согласно ст.11 ГК РФ, суд осуществляет защиту лишь нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Кроме того, отсутствие у ОАО «ЛГЭК» тарифа на услуги по передаче электрической энергии, необходимого для расчетов с конечными потребителями, не позволяет ему подготовить и направить истцу проект договора в силу невозможности указания в нем одного из существенных условий.

Требование истца о направлении ему проекта договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, безусловно предполагает отражение в этом проекте всех существенных условий этого договора.

Так, согласно ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п. 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004г., одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии является порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил.

Данный пункт предусматривает, что стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии

Следовательно, отсутствие установленного в соответствии нормативными требованиями тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяет включить в договор одно из существенных условий. А направление проекта договора без существенного условия не достигает цели данного действия, поскольку договор не может считаться заключенным ввиду отсутствия в нем существенного условия.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований в полном объеме, в иске следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,167-170,171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже через Арбитражный суд Липецкой области.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в городе Калуге через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья Е.М.Гриднева.