ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-10418/2021 от 25.05.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-10418/2021

27 мая 2022 г.

Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 27.05.2022.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промышленные железные дороги», г.Липецк

к заинтересованному лицу – Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Липецк, Соборная площадь, 3)

о признании незаконным и отмене решения №058S19210008391 от 14.09.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 03.02.2022, диплом );

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель (доверенность от 01.10.2021, диплом КХ 73633, рег.номер 040/13 от 10.07.2013)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Промышленные железные дороги» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании незаконным и отмене решения №058S19210008391 от 14.09.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 18.02.2022 заявление принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 28.03.2022 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

В судебном заседании 25.05.2022 представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав и оценив обстоятельства и представленные доказательства, установил следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «ПЖД»представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) на 209 застрахованных лиц за отчетный период: 2020г. в УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) 25.01.2021 в установленный законодательством срок.

При сверке ежемесячных сведений о работающих (форма СЗВ-М) за отчетный год, ежеквартальных сведений в разделе 3 Расчетов по страховым взносам по форме КНД 1151111 за отчетный год и годовых сведений о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) выявлены расхождения на 01 застрахованных лиц.

В адрес страхователя ООО «ПЖД» 24.05.2021г. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР при приеме отчетности.

В соответствии с п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №211н от 20 апреля 2020 года, страхователь в течении пяти рабочих дней со дня получения уведомления (требования) об устранении имеющихся расхождений обязан представить в орган ПФР уточненные данные.

Страхователь ООО «ПЖД», являющийся таковым в силу ст. 6 ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», представил сведения по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) на 01 застрахованных лиц за отчетный период: 2020г. в УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) 16.07.2021г.

30.07.2021г. должностным лицом УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного №05 8S18210007446 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 14.09.2021г.

В связи с тем, что статья 17 Закона № 27-ФЗ не содержит перечень и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств, то до внесения соответствующих изменений в Закон № 27-ФЗ Управление не обладает полномочиями по принятию решений об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Решением заместителя начальника управления №058S19210008391 от 14.09.2021г. ООО «ПЖД» в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.

Требование об уплате финансовой санкции от 21.10.2021г. №058S01210007006 направлено в адрес страхователя.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда №058S19210008391 от 14.09.2021г., ООО «ПЖД» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ст. 18 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ юридические лица являются страхователями.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.

На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), определен порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В пункте 37 Инструкции N 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно п. 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок) датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

При этом в пункте 39 Инструкции N 766н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из пояснений заявителя, уведомление об устранении ошибок от 24.05.2021 было получено 27.05.2021, однако не было открыто и прочитано в связи с тем, что в теме письма (отправления) было указано «Уведомление по сверке ФНС и СЗВ-СТАЖ за 2017-2020 г.», а не «Уведомление об устранении ошибок».

Из представленного заинтересованным лицом скриншота электронной страницы программы ПК БПИ также следует, что уведомление об устранении ошибок от 24.05.2021, совместно с протоколом сверки 2017-2019г. и протоколом сверки 2020г. доставлены заявителю 27.05.2021 (л.д.92-96).

Доводы заявителя относительно формы представления документов не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" утверждена форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Однако данное постановление не содержит уточнения относительно темы письма при отправлении уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом также установлено, что форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации соблюдена.

С учетом изложенного, указание Пенсионным фондом в теме письма «Уведомление по сверке ФНС и СЗВ-СТАЖ за 2017-2020 г.» не свидетельствует об отсутствии во вложении спорного уведомления от 24.05.2021 года.

Относительно довода об отсутствии со стороны заявителя направленного в адрес Пенсионного фонда заявления на подключение к системе электронного документооборота суд установил следующее.

В соответствии с п. 2.6 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ - Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 (ранее 25 человек) человек, представляет сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц.

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Исходя из п.п. 2, 4, 10 Порядка электронного документооборота между страхователями и пенсионным фондом российской федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета от 11.03.2020 № 178П, для организации электронного документооборота необходимо заключить договор с оператором электронного документооборота, получить квалифицированную электронную цифровую подпись (КЭП), а также ПО для ее использования и шифрования информации; зарегистрироваться в системе электронного документооборота с ПФР.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Численность зарегистрированных лиц у страхователя ООО «ПЖД» превышает указанное количество в п. 2.6 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ, следовательно, общество обязано представлять отчетность в электронном виде, с использованием электронного документооборота.

Судом также установлено, и не оспаривалось заявителем, что у ООО «ПЖД» имеется действующий сертификат, издателем которого является провайдер ООО «Компания «Тензор», через которую осуществляется представление отчетности в Пенсионный фонд. Срок действия сертификата - 08.02.2023г.

Учитывая изложенное, а также тот факт, чтоотчетность по предыдущим периодам сдавалась Обществом с использованием электронного документооборота, иные уведомления, об устранении несоответствий, направленные Пенсионным фондом посредством электронного документооборота исполнялись заявителем в установленный срок, суд считает данный довод заявителя несостоятельным.

При таких обстоятельствах суд считает, что ООО «ПЖД» правомерно привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ. При этом нарушений процедуры принятия оспариваемого решения судом не установлено.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований в полном объеме судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и не подлежат возмещению за счет Пенсионного фонда

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные железные дороги» (ОГРН <***>) к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области отказать в полном объеме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата изготовления решения суда в полном объеме.

Судья А.А. Хорошилов