ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-10618/19 от 12.04.2021 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого,7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело № А36-10618/2019

19 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2021 года

Арбитражный суд Липецкой области

в составе судьи Тетеревой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Истоминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению образования и науки Липецкой области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным пункта 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в части предоставления субсидии в размере, рассчитанном, исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций»; об обязании Управления образования и науки Липецкой области внести изменения в пункт 2.1 Соглашений между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в соответствии с требованиями п. 5 ст. 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» в части определения размера субсидии по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников; о признании незаконными действий Управления образования и науки Липецкой области, выразившихся в недофинансировании ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в части выплаты субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года в размере 2 509 913,58 руб.; об обязании Управления образования и науки Липецкой области перечислить в пользу ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» субсидии в размере 2 509 913,58 руб. за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился,

от ответчика: ФИО1 (доверенность № ЛЗ-1571 от 16.06.2020 г., диплом), ФИО2 (доверенность № ЛЗ-2335 от 03.09.2020 г., диплом),

УСТАНОВИЛ:

Частное образовательное учреждение дошкольного образования частный детский сад «Фантазеры» (далее – истец, ЧОУДО ЧДС «Фантазеры») обратилось в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу – Управлению образования и науки Липецкой области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным пункта 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в части предоставления субсидии в размере, рассчитанном, исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций»; об обязании Управления образования и науки Липецкой области внести изменения в пункт 2.1 Соглашений между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в соответствии с требованиями п. 5 ст. 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» в части определения размера субсидии по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников; о признании незаконными действий Управления образования и науки Липецкой области, выразившихся в недофинансировании ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в части выплаты субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года в размере 2 509 913,58 руб.; об обязании Управления образования и науки Липецкой области перечислить в пользу ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» субсидии в размере 2 509 913,58 руб. за период с 01.08.2016 г. по 14.08.2019 г.

Определением от 03.10.2019 суд принял заявление к производству.

В судебном заседании 17.06.2020 истец уточнил исковые требования, просил взыскать убытки в размере 2 854 725 руб. 08 коп. в связи с неисполнением ответчиком обязательств, в отношении остальной части требований заявил отказ.

Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточнение требований.

Определением от 09.07.2020 произведена замена судьи Путилиной Т.В. на судью Тетереву И.В.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика задолженность по выплате субсидии за период с 01.08.2016 по 31.12.2017 в размере 891 097 руб. 53 коп.

Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные требования истца.

Истец заявил ходатайство об объединении дела № А36-10618/2019 с делом №А36-4695/2020. Определением суда истцу отказано в его удовлетворении.

В настоящее судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Из представленных в дело пояснений следует, что ссылаясь на п.2.1.1 Соглашений, заключенными между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат № 8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г., истец указывает на неполное перечисление субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования в сумме 891 097 руб. 53 коп. за период с 01.08.2016г. по 31.12.2017г. – л.д. 3-7 т.1, л.д. 7-8 т. 6)

Представитель ответчика против иска возразил, указав на осуществление финансирования ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в виде субсидии в соответствии с условиями Соглашений и численностью обучающихся - л.д. 82-84 т.1, л.д. 1-3 т. 6.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы ответчика, суд установил следующее.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, рассчитанными на основании Закона Липецкой области от 11.12.2013 г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» и утверждаемых ежегодно в приложениях 14 и 15 к Законам об областном бюджете Липецкой области.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» нормативы финансирования утверждаются ежегодно Законом Липецкой области об областном бюджете.

В соответствии с п. 4 ст. 99 Закона об образовании для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Вместе с тем, ЧОУ ДО ЧДС «Фантазеры» не является образовательной организацией, оказывающей государственные или муниципальные услуги в сфере образования, соответственно, их финансовое обеспечение осуществляется с учетом нормативов финансирования, при этом размер субсидий определяется исходя из численности воспитанников.

В соответствии с п. 5 ст. 99 Закона об образовании субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Ежегодно, законами об областном бюджете утверждается предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными, казенными и бюджетными учреждениями, из областного бюджета (ст. 13). В приложениях к законам об областном бюджете устанавливаются субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям.

В соответствии с абзацем 3 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такими нормативными правовыми актами на территории Липецкой области в период с 2016 по 2019 годы являлись Порядки предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденные постановлениями администрации Липецкой области от 11.02.2016 №72 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2016 год», от 21.02.2017 №69 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2017 год», от 26.02.2018 № 145 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2018 год» и от 25.02.2019 № 98 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2019 год».

В соответствии с указанными Порядками для получения субсидий претенденты, отвечающие требованиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представляют в управление образования и науки Липецкой области, следующие документы:

1)заявку на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к

Порядку;

2) копии учредительных документов (Устав);

3) копии приказов о назначении лиц, имеющих право подписи на финансовых документах;

4) справку об отсутствии задолженности по заработной плате перед работниками на дату подачи документов;

5) справку о среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере образования, за период с начала текущего года по месяц, предшествующий дате подачи документов.

Кроме этого, управление в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов вышеназванных документов в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает следующие документы:

1) копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности;

2) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

3) справку налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату подачи документов;

4) информацию управления финансов Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций на дату подачи документов;

5) информацию управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности в областной бюджет по арендной плате на дату подачи документов;

6) информацию об отсутствии в отношении претендента процедур реорганизации, ликвидации, банкротства на дату подачи документов.

Управление образования и науки в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов: оформляет результаты отбора актом о рассмотрении заявок в форме протокола; издает приказ об утверждении перечня получателей субсидий из областного бюджета в разрезе получателей субсидий и размещает его на официальном сайте управления образования и науки в сети «Интернет».

Управление образования и науки в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем издания приказа, направляет получателю субсидии уведомление о необходимости заключения соглашения о предоставлении субсидии в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, либо, в случае отказа в предоставлении субсидии, направляет претенденту соответствующее уведомление с указанием причин отказа.

В соответствии с требованиями, установленными в Порядках, Управлением с ЧОУ ДО ЧДС «Фантазеры» были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат от 09.03.2016, от 17.03.2017, от 13.03.2018, от 25.03.2019.

На основании указанных соглашений, Управлением образования и науки были перечислены истцу средства субсидии в сумме: за 2016 год- 985 424,45 руб.;

за 2017 год - 1 155 150,00 руб.; за 2018 год - 1 352 946,45 руб.; за 2019 год - 1 673 076,00 руб.

В соответствии с п. 9 и п. 10 вышеназванных Порядков ежемесячное возмещение затрат детскому саду Управлением производится на основании представленной информации о произведенных затратах исходя из численности контингента воспитанников, зависящей от их возрастной категории, и норматива финансирования.

Таким образом, субсидия на возмещение затрат Организации может быть рассчитана исключительно с учетом нормативов финансирования (исходя из численности воспитанников) на основании Закона Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» и Законов Липецкой области об областном бюджете.

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 01.12.2008 № 03-2782 «О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений») региональные нормативы финансирования определяются с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений.

Законом Липецкой области № 217-03 определены нормативы финансирования воспитанников, предусмотренные исходя из показателей наполняемости с учетом возраста воспитанников (до 3-х лет или свыше 3-х лет) и местонахождения дошкольной образовательной организации (городские, сельские поселения, городские округа).

Таким образом, расчёт указанной субсидии был произведен Управлением в соответствии действующим законодательством Липецкой области.

В соответствии с п. 2.1.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017 субсидия предоставляется получателю в порядке, объеме и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и Липецкой области.

В соответствии с п. 2.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств областного бюджета, в размере, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций».

Управлением полностью исполнены обязательства, предусмотренные п. 2.1.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017, п. 2.1 Соглашений 13.03.2018, от 25.03.2019. Субсидии были рассчитаны в соответствии с законодательством и перечислены в полном объеме в сроки, что подтверждается представленными в дело платёжными поручениями.

Арифметический расчет субсидий истцом не оспорен.

Доводы истца о неполном покрытии фактических расходов по образовательной деятельности, субсидируемой из областного бюджета исходя из численности воспитанников, отклоняется, поскольку противоречит приведенным выше положениям закона и Соглашений, установленным в деле обстоятельствам.

Таким образом, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчика 891 097 руб. 53 коп. удовлетворению не подлежит.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Определением от 03.10.2019г. истцу предоставлено отсрочка уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 20822 руб. подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Управлению образования и науки Липецкой области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании задолженности по выплате субсидии за период с 01.08.2016 по 31.12.2017 в размере 891 097 руб. 53 коп. – отказать.

Взыскать с Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 822 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья И.В. Тетерева