Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого,7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-10618/2019
19 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2021 года
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Истоминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению образования и науки Липецкой области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительным пункта 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в части предоставления субсидии в размере, рассчитанном, исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций»; об обязании Управления образования и науки Липецкой области внести изменения в пункт 2.1 Соглашений между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в соответствии с требованиями п. 5 ст. 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» в части определения размера субсидии по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников; о признании незаконными действий Управления образования и науки Липецкой области, выразившихся в недофинансировании ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в части выплаты субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года в размере 2 509 913,58 руб.; об обязании Управления образования и науки Липецкой области перечислить в пользу ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» субсидии в размере 2 509 913,58 руб. за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился,
от ответчика: ФИО1 (доверенность № ЛЗ-1571 от 16.06.2020 г., диплом), ФИО2 (доверенность № ЛЗ-2335 от 03.09.2020 г., диплом),
УСТАНОВИЛ:
Частное образовательное учреждение дошкольного образования частный детский сад «Фантазеры» (далее – истец, ЧОУДО ЧДС «Фантазеры») обратилось в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу – Управлению образования и науки Липецкой области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным пункта 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в части предоставления субсидии в размере, рассчитанном, исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций»; об обязании Управления образования и науки Липецкой области внести изменения в пункт 2.1 Соглашений между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат №8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г. в соответствии с требованиями п. 5 ст. 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» в части определения размера субсидии по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников; о признании незаконными действий Управления образования и науки Липецкой области, выразившихся в недофинансировании ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в части выплаты субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования за период с 01 августа 2016 года по 14 августа 2019 года в размере 2 509 913,58 руб.; об обязании Управления образования и науки Липецкой области перечислить в пользу ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» субсидии в размере 2 509 913,58 руб. за период с 01.08.2016 г. по 14.08.2019 г.
Определением от 03.10.2019 суд принял заявление к производству.
В судебном заседании 17.06.2020 истец уточнил исковые требования, просил взыскать убытки в размере 2 854 725 руб. 08 коп. в связи с неисполнением ответчиком обязательств, в отношении остальной части требований заявил отказ.
Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточнение требований.
Определением от 09.07.2020 произведена замена судьи Путилиной Т.В. на судью Тетереву И.В.
В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика задолженность по выплате субсидии за период с 01.08.2016 по 31.12.2017 в размере 891 097 руб. 53 коп.
Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные требования истца.
Истец заявил ходатайство об объединении дела № А36-10618/2019 с делом №А36-4695/2020. Определением суда истцу отказано в его удовлетворении.
В настоящее судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Из представленных в дело пояснений следует, что ссылаясь на п.2.1.1 Соглашений, заключенными между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о предоставлении субсидии на возмещение затрат № 8 от 13.03.2018 и № 17 от 25.03.2019г., истец указывает на неполное перечисление субсидии на возмещение затрат на обеспечение получения дошкольного образования в сумме 891 097 руб. 53 коп. за период с 01.08.2016г. по 31.12.2017г. – л.д. 3-7 т.1, л.д. 7-8 т. 6)
Представитель ответчика против иска возразил, указав на осуществление финансирования ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» в виде субсидии в соответствии с условиями Соглашений и численностью обучающихся - л.д. 82-84 т.1, л.д. 1-3 т. 6.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы ответчика, суд установил следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, рассчитанными на основании Закона Липецкой области от 11.12.2013 г. № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» и утверждаемых ежегодно в приложениях 14 и 15 к Законам об областном бюджете Липецкой области.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» нормативы финансирования утверждаются ежегодно Законом Липецкой области об областном бюджете.
В соответствии с п. 4 ст. 99 Закона об образовании для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
Вместе с тем, ЧОУ ДО ЧДС «Фантазеры» не является образовательной организацией, оказывающей государственные или муниципальные услуги в сфере образования, соответственно, их финансовое обеспечение осуществляется с учетом нормативов финансирования, при этом размер субсидий определяется исходя из численности воспитанников.
В соответствии с п. 5 ст. 99 Закона об образовании субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Ежегодно, законами об областном бюджете утверждается предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными, казенными и бюджетными учреждениями, из областного бюджета (ст. 13). В приложениях к законам об областном бюджете устанавливаются субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям.
В соответствии с абзацем 3 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такими нормативными правовыми актами на территории Липецкой области в период с 2016 по 2019 годы являлись Порядки предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденные постановлениями администрации Липецкой области от 11.02.2016 №72 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2016 год», от 21.02.2017 №69 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2017 год», от 26.02.2018 № 145 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2018 год» и от 25.02.2019 № 98 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2019 год».
В соответствии с указанными Порядками для получения субсидий претенденты, отвечающие требованиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представляют в управление образования и науки Липецкой области, следующие документы:
1)заявку на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к
Порядку;
2) копии учредительных документов (Устав);
3) копии приказов о назначении лиц, имеющих право подписи на финансовых документах;
4) справку об отсутствии задолженности по заработной плате перед работниками на дату подачи документов;
5) справку о среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере образования, за период с начала текущего года по месяц, предшествующий дате подачи документов.
Кроме этого, управление в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов вышеназванных документов в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает следующие документы:
1) копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности;
2) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) справку налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату подачи документов;
4) информацию управления финансов Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций на дату подачи документов;
5) информацию управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности в областной бюджет по арендной плате на дату подачи документов;
6) информацию об отсутствии в отношении претендента процедур реорганизации, ликвидации, банкротства на дату подачи документов.
Управление образования и науки в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов: оформляет результаты отбора актом о рассмотрении заявок в форме протокола; издает приказ об утверждении перечня получателей субсидий из областного бюджета в разрезе получателей субсидий и размещает его на официальном сайте управления образования и науки в сети «Интернет».
Управление образования и науки в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем издания приказа, направляет получателю субсидии уведомление о необходимости заключения соглашения о предоставлении субсидии в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, либо, в случае отказа в предоставлении субсидии, направляет претенденту соответствующее уведомление с указанием причин отказа.
В соответствии с требованиями, установленными в Порядках, Управлением с ЧОУ ДО ЧДС «Фантазеры» были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат от 09.03.2016, от 17.03.2017, от 13.03.2018, от 25.03.2019.
На основании указанных соглашений, Управлением образования и науки были перечислены истцу средства субсидии в сумме: за 2016 год- 985 424,45 руб.;
за 2017 год - 1 155 150,00 руб.; за 2018 год - 1 352 946,45 руб.; за 2019 год - 1 673 076,00 руб.
В соответствии с п. 9 и п. 10 вышеназванных Порядков ежемесячное возмещение затрат детскому саду Управлением производится на основании представленной информации о произведенных затратах исходя из численности контингента воспитанников, зависящей от их возрастной категории, и норматива финансирования.
Таким образом, субсидия на возмещение затрат Организации может быть рассчитана исключительно с учетом нормативов финансирования (исходя из численности воспитанников) на основании Закона Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» и Законов Липецкой области об областном бюджете.
В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 01.12.2008 № 03-2782 «О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений») региональные нормативы финансирования определяются с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений.
Законом Липецкой области № 217-03 определены нормативы финансирования воспитанников, предусмотренные исходя из показателей наполняемости с учетом возраста воспитанников (до 3-х лет или свыше 3-х лет) и местонахождения дошкольной образовательной организации (городские, сельские поселения, городские округа).
Таким образом, расчёт указанной субсидии был произведен Управлением в соответствии действующим законодательством Липецкой области.
В соответствии с п. 2.1.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017 субсидия предоставляется получателю в порядке, объеме и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и Липецкой области.
В соответствии с п. 2.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств областного бюджета, в размере, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013 № 217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций».
Управлением полностью исполнены обязательства, предусмотренные п. 2.1.1 Соглашений от 09.03.2016, 17.03.2017, п. 2.1 Соглашений 13.03.2018, от 25.03.2019. Субсидии были рассчитаны в соответствии с законодательством и перечислены в полном объеме в сроки, что подтверждается представленными в дело платёжными поручениями.
Арифметический расчет субсидий истцом не оспорен.
Доводы истца о неполном покрытии фактических расходов по образовательной деятельности, субсидируемой из областного бюджета исходя из численности воспитанников, отклоняется, поскольку противоречит приведенным выше положениям закона и Соглашений, установленным в деле обстоятельствам.
Таким образом, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчика 891 097 руб. 53 коп. удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Определением от 03.10.2019г. истцу предоставлено отсрочка уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 20822 руб. подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Управлению образования и науки Липецкой области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании задолженности по выплате субсидии за период с 01.08.2016 по 31.12.2017 в размере 891 097 руб. 53 коп. – отказать.
Взыскать с Частного образовательного учреждения дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» (398032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 822 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья И.В. Тетерева