Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Резолютивная часть решения оглашена 26.11.2018 г.
Полный текст решения изготовлен 12.12.2018 г.
г. Липецк Дело № А36-11825/2018
«12» декабря 2018 года
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Дружинина А.В.
при участии в судебном заседании ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Октябрьского района г. Липецка старшего советника юстиции Макеева М.Г.
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ
лицо, привлекаемое к административной ответственности: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» г. Липецк
при участии в заседании:
от заявителя: Голубева А.В. (доверенность №08/18 от 26.11.2018 г.);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: директор Золотарёв С.М. (паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении к административной ответственности Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении от 17 октября 2018 года.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и отзыве на заявление от 26.11.2018 года полностью согласился с выявленными нарушениями и просил учесть при вынесении наказания тяжёлое финансовое положение учреждения и факт устранения выявленных нарушений.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки 09.10.2018 года в период времени с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Папина д. 4 «А» была проведена проверка в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» на предмет соблюдения лицензионных требований.
Выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований (п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966) послужили основанием для вынесения прокурором Октябрьского района г. Липецка старшим советником юстиции Макеевым М.Г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Установлено, что в нарушении п/п «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966 у лица, привлекаемого к административной ответственности (далее заинтересованного лица, учреждения) отсутствует соответствующая требованиям ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя и мастера производственного обучения», а именно в представленной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, утверждённой директором учреждения 24.05.2016 года отсутствуют календарный учебный график и оценочные материалы, отсутствуют в штате учреждения или привлечённые на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующие требованиям ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: у Каширского И.Н., Золотарёва В.М., и Пашенцева А.В., принятых на должности «мастер производственного обучения» 17.07.2015 года и 01.07.2015 года соответственно, отсутствует профессиональное образование по профилю обучения и по направлениям подготовки «Образование и педагогика». Не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации – отсутствуют системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Отсутствует пандус, соответствующий установленным государственным требованиям, информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании … .
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами административных правонарушений выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Состав указанных правонарушений является формальным, объективную сторону образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Субъектом правонарушения выступает лицензиат. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вышеизложенные обстоятельства учреждением не оспариваются, и подтверждаются документально (л.д. 7-77). В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив в совокупности доказательства, представленные заявителем в материалы дела суд приходит к выводу о том, что заявителем доказан факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Возражения против допустимости данных доказательств лицом, привлекаемым к ответственности, в ходе судебного разбирательства не заявлялись.
Согласно части 2 статьи 10 АПК РФ доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта. Доказательств, опровергающих вышеназванные обстоятельства, ИП Заевым С.П. представлено не было.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск.
Арбитражный суд полагает, что совершенное учреждением административное правонарушение характеризуется неосторожной формой вины, поскольку оно не предвидело возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вина заинтересованного лица заключается в непринятии всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионный требований.
Право прокурора Октябрьского района г. Липецка старшего советника юстиции Макеева М.Г. на вынесение постановления об административном правонарушении предусмотрено ст.ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении было составлено в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
При определении конкретного вида административного наказания арбитражный суд учитывает следующие обстоятельства.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В связи с этим определение конкретного вида и размера административного наказания при рассмотрении каждого административного дела должно осуществляться в соответствии с требованиями КоАП РФ, регламентирующими правила назначения административного наказания, исходя из задач и целей законодательства об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч.ч.1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рамках данного дела административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 11.03.1998 №8-П, 12.05.1998 №14-П, 15.07.1999 №11-П, определении от 01.04.1999 №29-О, вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. При этом административные санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалы дела свидетельствуют, что заинтересованное лицо не привлекалась ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Доказательства причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда, в материалах дела не имеется, и административным органом суду представлено не было.
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, учитывая факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ, впервые (доказательства обратного суду не представлены); отсутствие обстоятельств, отягчающих его административную ответственность; характер совершенного административного правонарушения; отсутствие имущественного ущерба и вреда (возникновения угрозы причинения вреда) общественным отношениям, указанным в ст.3.4 КоАП РФ, а также учитывая финансовое положение учреждения, арбитражный суд считает возможным назначить заинтересованному лицу административное наказание в виде предупреждения.
Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
С учётом изложенного, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, ст. 4.1.1, ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» г. Липецк к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья А.В. Дружинин