ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-1277/2021 от 08.06.2021 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-1277/2021

11 июня 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2021.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булыня И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области, г.Липецк

к лицу, привлекаемому к административной ответственности, – Индивидуальному предпринимателю Коробовой Оксане Владимировне, г.Липецк

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Пятых С.А. – представитель (доверенность от 14.12.2020 №73449/09-1),

от лица, привлекаемого к административной ответственности в режиме онлайн-заседания: Наумова А.А. – представитель (доверенность №33АА2131874 от 15.03.2021).

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Коробовой Оксаны Владимировны (далее – предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 19.02.2021 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу.

В предварительном судебном заседании 17.03.2021 представитель предпринимателя заявил, что не поддерживает ходатайство о передаче дела для рассмотрения по месту жительства ИП Коробовой О.В., в связи с чем данное ходатайство судом по существу не разрешалось (т.2, л.д.48-49, 99).

Определением суда от 17.05.2021 судебное заседание отложено на 08.06.2021.

В судебном заседании 08.06.2021 представитель Управления поддержал требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, по основаниям, изложенным в заявлении от 18.02.2021 и возражения на отзыв от 13.05.2021 (т.1, л.д.2-6; т.2, л.д.133-136).

В судебном заседании 08.06.2021 представитель ИП Коробовой О.В. возразил против удовлетворения заявления по основания, изложенным в отзыве от 12.03.2021 и в дополнительных пояснениях от 12.04.2021, от 26.05.2021 (т.2, л.д.63-65, 109-110; т.3, л.д.7-9).

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Материалами дела подтверждается государственная регистрация Коробовой О.В. в качестве индивидуального предпринимателя (т.1, л.д.141-143).

Из представленных доказательств следует, что 19.10.2020 в адрес Управления поступила жалоба потребителя в отношении ИП Коробовой О.В. о нарушениях при реализации разливных духов в торговой точке на территории магазина «Ашан» (т.2, л.д.1-6, 8-12).

В ходе осмотра торгового места «PARPUM OIL МАСЛЯНЫЕ ДУХИ» ИП Коробовой О.В. (г.Липецк, ул.Героя Эдуарда Билана, д.26) Управлением установлено, что 10.11.2020 г. в 15 час. 00 мин. ИП Коробовой О.В. рекламировалась и предлагалась к продаже на розлив парфюмерная продукция, разлитая в стеклянные графины в ассортименте различных названий, на которых отсутствовала маркировка с информацией для потребителя о товаре и изготовителе, в частности: наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; назначение парфюмерно-косметической продукции; наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС; номинальное количество продукции в потребительской таре (объем, и (или) масса, и (или) штуки); срок годности; описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов; символ, указывающий на наличие дополнительной информации о парфюмерно-косметической продукции. Отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Товарно-сопроводительные документы, а так же документы подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции на момент осмотра не предъявлены. Предоставлен только каталог на «PARFUM OIL» с указанием цен на духи 15мл, 30 мл, 50 мл и цен на масло 5 мл, 7 мл. 10 мл. На витрине торгового места «PARFUM OIL МАСЛЯНЫЕ ДУХИ» ИП Коробовой О.В. имелась информация «Духи масляные» Parfumerium.

По протоколу ареста от 10.11.2020 в присутствии понятых арестовано 267 стеклянных графинов с жидкостью, опечатаны подписями, оставлены на хранение в стеклянных витринах торгового места «PARFUM OIL МАСЛЯНЫЕ ДУХИ» ИП Коробовой О.В. (т.1, л.д.123-140). При этом объем и цена реализуемой продукции Управлением не устанавливалась по объективным причинам, в связи с отсутствием графинах информация о наименовании продукции (духи или масло), а так же информация об объеме (мл).

11.11.2020 в адрес ИП Коробовой О.В. направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (т.1, л.д.121, 122).

В целях исполнения определения от 11.11.2020 от представителем ИП Коробовой О.В. (Коробовым И.В. по доверенности 33 АА №1853216 от 31.01.2020 – т.1, л.д.77-78) представлено письменное пояснение от 12.11.2020, а также документы: товарные чеки на имя Коробовой О.В. от компании «BLAC OUD» разливная парфюмерия (г.Хасавюрт, ул.Гамидова, 72, ТЦ «Арбат», 1 этаж.) на товар, заверенные печатью ИП Исаев Рашид Магомедович (ИНН 050204660141); копия договора аренды торгового оборудования № K2(TO)-Lip-2020-SPL.; отчет на 10.11.2020 г. об остатке товаров в торговой точке ИП Коробова О.В. (т.1, л.д.56-78).

Управлением установлено, что в представленных товарных чеках отсутствует наименование товара. Названия представлены буквами латинского алфавита. Товарные чеки не содержат по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Предъявленное фото сертификата соответствия по системе добровольной сертификации на «Продукцию парфюмерную (версия оригинала) духи масляные мужские и женские, торговая марка «BLAC OUD» имеет не читаемый номер сертификата, что не позволяет проверить его подлинность. Провести идентификацию предоставленных документов и ее отношении к реализуемой продукцией Управление также не смогло по причине отсутствия на товаре обязательной маркировки.

Кроме того, 16.11.2020 в Управлением поступил Акт от 10.11.2020 №10104000/210/101120/А000045 таможенного осмотра помещений и территорий торгового места «PARFUM OIL МАСЛЯНЫЕ ДУХИ» ИП Коробовой О.В. (г.Липецк, ул.Героя Эдуарда Билана, д. 26), составленный Воронежской таможней, о факте нарушения требований технических регламентов к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Согласно п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

С учетом установленных обстоятельств должностным лицом Управления в отношении ИП Коробовой О.В. составлен протокол №77 от 02.02.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.43 КоАП РФ (т.1, л.д.10-13).

В порядке, предусмотренном ст.202 АПК РФ, административный орган обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.

Частью 1 ст.202 АПК РФ предусмотрено, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Полномочия должностного лица Управления Савиной Н.В. на составление протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрены п.63 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, Приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 №40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (т.2, л.д.15-17, 29).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражным судом установлено, что административным органом соблюдены требования ст.28.2 КоАП РФ.

В силу ч.4.1 ст.28.2 в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов дела следует, что протокол №77 от 02.02.2021 составлен в отсутствие ИП Коробовой О.В. надлежащим образом извещенной о времени и месте составления протокола: уведомление о времени и месте составления протокола вручено предпринимателю 21.01.2021 (т.1, л.д.14-18).

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные, в том числе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1.1, 1, 6.2 статьи 46 Закона о техническом регулировании.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции» (далее – Федеральный закон №29-ФЗ) положения статей 2 - 8, статьи 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статьи 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16, пунктов 1, 2, 5 - 8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1 - 3 и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21 - 28 настоящего Федерального закона распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия

Согласно пунктам 2, 3 ст.3 Федерального закона №29-ФЗ в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.

Пунктом 1 ст.18 Федерального закона №29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Обязательные требования к обращению парфюмерно-косметическую продукцию установлены Техническим Таможенного союза TP ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденным Решением Комиссией Таможенного союза от 23.09.2011 №799 (далее – TP ТС 009/2011).

Согласно пунктам 1, 3 ст.1 TP ТС 009/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - ТС) распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств - членов ТС парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре; устанавливает требования к продукции, а также на связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.

В статье 3 TP ТС 009/2011 указано, что безопасность парфюмерно-косметической продукции - совокупность свойств и характеристик парфюмерно-косметической продукции, которые обеспечивают отсутствие вредного воздействия парфюмерно-косметической продукции на потребителя при ее использовании в соответствии с назначением и способом применения в течение срока годности; маркировка парфюмерно-косметической продукции (маркировка) - информация для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений, наносимая на потребительскую тару, этикетку, ярлык; потребительская тара парфюмерно-косметической продукции - первичная или совокупность первичной и вторичной упаковки парфюмерно-косметической продукции, поступающая к потребителю с парфюмерно-косметической продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары.

Парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия (п.1 ст.4 TP ТС 009/2011).

В соответствии с п.1 ст. 5 TP ТС 009/2011 безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований:

1)к составу;

2)к физико-химическим показателям;

3)к микробиологическим показателям;

4)к содержанию токсичных элементов;

5)к токсикологическим показателям;

6)к клиническим (клинико-лабораторным) показателям;

7)к производству;

8)к потребительской таре;

9)к маркировке продукции.

Парфюмерно-косметическая продукция при использовании по назначению должна быть безопасна для человека (п.6.1 ст.5 TP ТС 009/2011).

Согласно п.9.1 ст.5 TP ТС 009/2011 маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если информация о составе продукции и мерах предосторожности размещена на ярлыке, прикрепляемом или прилагаемом к каждой единице продукции и (или) вкладываемом во вторичную упаковку, на потребительскую тару наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11). Допускается вместо графического знака приводить сведения, указывающие место нанесения данной информации (например: "Состав/Ingredients и меры предосторожности смотри на...").

В силу п.9.2 ст.5 TP ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

-назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

-косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

-наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

-страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя

(уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;

- номинальное количество продукции в потребительской таре (объем, и (или) масса, и (или) штуки). Для продукции номинальным объемом менее 5 мл (ml) или номинальной массой менее 5 г (g), а также для пробников продукции допускается не указывать номинальное количество;

-цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

-срок годности указывается одним из следующих способов: "Годен до..." (дата);

"Использовать до..." (дата);

"Дата изготовления..." (дата) и "Срок годности..." (месяцев, лет); "Дата изготовления..." и "Годен до..." (дата); "Дата изготовления..." и "Использовать до..." (дата);

"Срок годности... с даты изготовления, указанной на упаковке" (месяцев, лет). Слова "Дата изготовления..." в маркировке могут быть заменены словом "Изготовлено..,".

После слов "Дата изготовления", "Годен до", "Использовать до" указывается дата. Допускается нанесение на потребительскую тару фразы "Срок годности смотри на...", когда срок годности наносится на дно первичной упаковки, шов тубы и т.п. Для продукции, потребительская тара которой имеет небольшие размеры или сложную конфигурацию (помада, подводка, тени, тушь для ресниц и т.п.), допускается срок годности указывать следующим образом: "До... (дата)". Дата включает в себя месяц и год (мм.гггг или мм.гг) или день, месяц и год (дд.мм.гпт или дд.мм.гг). Срок годности может указываться без разделителя или с использованием разделителя. В роли разделителя могут использоваться дефис точка слэш "/" и др. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, в этом случае месяц пишется словом. В случае если срок годности продукции указан как "До... (месяц, год)", срок годности истекает в последний день предыдущего месяца, если "До... (день, месяц, год)", срок годности истекает до указанного дня;

-описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

-особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента;

-номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

-сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 настоящей статьи.

Пунктом 9.3 ст.5 ТP ТС 009/2011 предусмотрено, что пробники, предназначенные для передачи потребителям, маркируются в соответствии с пунктом 9.2 настоящей статьи.

Пробники, предназначенные для демонстрации свойств продукции и не предназначенные для передачи потребителям, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:

наименование, название (при наличии) и назначение (при необходимости) продукции, указанные в технических документах изготовителя;

наименование изготовителя (краткое, достаточное для идентификации изготовителя) и (или) товарный знак;

цвет и (или) тон (для декоративной косметики);

срок годности (в соответствии с пунктом 9.2 настоящей статьи);

номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции.

Допускается указывать данную информацию на потребительской таре или на информационном носителе, расположенном в непосредственной близости от пробника (ярлыке, листовке, брошюре и т.п.). В данном случае на потребительскую тару не требуется наносить графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).

Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация должна быть несмываемой, четкой. Маркировка должна сохраняться на потребительской таре при хранении, транспортировании, реализации и использовании продукции в течение срока годности (п.9.4 ст.5 TP ТС 009/2011).

Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация о парфюмерно-косметической продукции предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции, название цвета и (или) тона (для декоративной косметики и окрашивающих средств), выраженное словесно, название линии (серии), единицы измерения объема (ml, L) или массы (g, kg) могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции (п.9.5 ст.5 TP ТС 009/2011).

В силу п.1 ст.6 TP ТС 009/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории ТС парфюмерно-косметическая продукция подвергается процедуре оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС.

Согласно п.2 ст.6 TP ТС 009/2011 оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента ТС проводится в следующих формах:

подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением продукции, включенной в перечень согласно приложению 12;

государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, включенной в перечень, предусмотренный приложением 12 к настоящему техническому регламенту ТС.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

Факт нарушения предпринимателем требований ТР ТС 009/211 при реализации разливной парфюмерной продукции без маркировки и без документов, подтверждающих качество и безопасность такой продукции, создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.

С учетом представленных в материалы дела доказательств арбитражный суд признает обоснованными и доказанными выводы Управления о нарушении ИП Коробовой О.В. требований ст.ст.3, 5 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ст.ст.5, 6 ТР ТС 009/2011.

В силу п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Статья 13 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусматривает, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления несоответствия продукции или связанных с ее производством процессов требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.

В силу части 1 статьи 13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В силу ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск.

ИП Коробова О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, осуществляя свою деятельность на профессиональной основе, должна быть осведомлена об установленных и обязательных требованиях к реализации любой продукции, в том числе парфюмерной, могла и должна была знать о необходимости соблюдения требований ТР ТС 009/2011.

С учетом положений ст.1.5 КоАП РФ в рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших предпринимателю исполнить требования указанного технического регламента, не установлено, вследствие чего деяние, совершенное ИП Коробовой О.В. является виновным.

Надлежащих доказательств подтверждающих качество спорной реализуемой продукции и опровергающих документы административного органа суду не представлено.

Арбитражный суд также считает, что в данном деле отсутствуют основания для оценки совершенного предпринимателем административного правонарушения в качестве малозначительного.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно абзацу третьему п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Арбитражный суд считает, что установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения предпринимателем требований технического регламента, а, напротив, указывают на пренебрежительное отношение к соблюдению данных требований, установленных законодательством.

В соответствии со ст.ст.6, 7 ФЗ «О техническом регулировании» целью его принятия является защита жизни и здоровья граждан.

При этом, исходя из характера выявленного нарушения, образующего событие административного правонарушения, принимая во внимание, что данное правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, качества и безопасности парфюмерной продукции, как следствие, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ оснований для оценки совершенного предпринимателем правонарушения в качестве малозначительного.

Истечения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, не имеется.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование Управления о привлечении ИП Коробовой О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

Санкция ч.2 ст.14.43 КоАП РФ предусматривает для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наказание в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судом не установлено (ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Арбитражный суд считает, что в данном случае минимальное наказание, предусмотренное ч.2 ст.14.43 КоАП РФ для предпринимателей в виде штрафа в размере 30 000 руб., соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.

В связи с этим, руководствуясь ст.4.1 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, то есть в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., с конфискацией арестованной парфюмерной продукции, указанной в протоколе ареста товаров и иных вещей от 10.11.2020 (т.1, л.д.123-124)

При этом указанные в протоколе ареста товаров и иных вещей от 10.11.2020 иные вещи (предметы), не относящиеся к парфюмерной продукции, подлежат возврату предпринимателю.

Кроме того, поскольку выявленная немаркированная парфюмерная продукция находилась не в потребительской таре, предусмотренной ТР ТС 009/211, и не в упакованном виде (не в запечатанном виде), а в различных сосудах (графинах, флаконах и т.п.), которые могут быть использованы для розлива любой жидкости и сами по себе не являются продукцией, изъятой из оборота, то такая тара (сосуды, графины, флаконы и т.п.) подлежит возврату ИП Коробовой после вступления настоящего решения суда в законную силу и после его исполнения в части конфискации (уничтожения) непосредственно изъятой парфюмерной продукции в виде соответствующих жидкостей.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь Индивидуального предпринимателя Коробову Оксану Владимировну (07.09.1980 года рождения; место рождения: г.Брянск; адрес регистрации места жительства: г.Владимир, ул.Михайловская, д.8А, кв.65; ОГРНИП 320332800004003; ИНН 323501625793; зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.01.2020 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен Индивидуальным предпринимателем Коробовой Оксаной Владимировной не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: Управление федерального казначейства по Липецкой области (Управление Роспотребнадзора по Липецкой области; г.Липецк, ул.Гагарина, 60а)

ИНН: 4825040932

КПП: 482501001

Расчетный счет: 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области, г.Липецк

БИК банка: 044206001

КБК: 14101000016000140

ОКАТО: 4270100.

В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок направить решение суда для принудительного исполнения.

Конфисковать у Индивидуального предпринимателя Коробовой Оксаны Владимировны (07.09.1980 года рождения; место рождения: г.Брянск; адрес регистрации места жительства: г.Владимир, ул.Михайловская, д.8А, кв.65; ОГРНИП 320332800004003; ИНН 323501625793; зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.01.2020 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира) предметы административного правонарушения – продукцию (парфюмерную в виде жидкостей), изъятую на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 10.11.2020.

Направить решение суда для принудительного исполнения в части конфискации предметов административного правонарушения после его вступления в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья А.А. Хорошилов