ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-130/17 от 28.03.2017 АС Липецкой области

  Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, д. 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-130/2017

«17» апреля 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Малышева Я.С.,

  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой Д.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества работников «Народное предприятие» «Измалковский элеватор», с. Измалково, Измалковского района, Липецкой области

к заинтересованным лицам:

1) Управлению делами Администрации Липецкой области, г. Липецк

2) начальнику Управления экономики Администрации Липецкой области ФИО1, г. Липецк

о признании незаконными действий (бездействия) и об обязании совершить определенные действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представителя (доверенность № 27 от 27.10.2016 г.),

от 1-го заинтересованного лица: ФИО3 – представителя (доверенность № ВК-379 от 15.02.2017 г.),

от 2-го заинтересованного лица: ФИО1 – начальника управления (документ, удостоверяющий личность),

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество работников «Народное предприятие» Измалковский элеватор» (далее – АО работников «НП «Измалковский элеватор», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными действий начальника Управления экономики Администрации Липецкой области ФИО1 (далее соответственно – начальник управления ФИО1, Управление экономики) по отклонению заявки АО работников «НП «Измалковский элеватор» в предоставлении субсидии, предусмотренной п. 91 Приложения № 27 Закона Липецкой области от 14.12.2015 г. № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» и обязании Управления делами Администрации Липецкой области (далее – Управление делами) подписать с АО работников «НП «Измалковский элеватор» соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренное Порядком предоставления субсидий народным предприятиям и акционерным обществам, за исключением публичных акционерных обществ, на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 27.05.2016 г. № 244, в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу (т. 1, л.д. 2-8).

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2017 г. заявление АО работников «НП «Измалковский элеватор» принято и возбуждено производство по делу №А36-130/2017 (т. 1, л.д. 1).

В судебном заседании 22.03.2017 г. представитель АО работников «НП «Измалковский элеватор» заявил об уточнении требований, просил суд признать незаконными действия начальника управления ФИО1 по направлению в адрес АО работников «НП «Измалковский элеватор» письма за исх. № И17/04/-1537 от 23.12.2016 г. об отклонении заявки на получение субсидии; признать незаконным бездействие Управления делами, выразившееся в непредставлении АО работников «НП «Измалковский элеватор» субсидии, предусмотренной п. 91 Приложения № 27 Закона Липецкой области от 14.12.2015 г. № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (далее – Закон об областном бюджете) и обязать Управление делами подписать с АО работников «НП «Измалковский элеватор» соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренное Порядком предоставления субсидий народным предприятиям и акционерным обществам, за исключением публичных акционерных обществ, на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 27.05.2016 г. № 244 (далее - Порядок предоставления субсидий), в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу (см. заявление об уточнении заявленных требований, т. 3, л.д. 129- 132).

Руководствуясь частью 1 статьи 197, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд принял измененные требования к рассмотрению.

Представитель АО работников «НП «Измалковский элеватор» поддержал измененные требования по основаниям, изложенным в заявлении, поступившем в арбитражный суд 12.01.2017 г. и дополнении к нему, настаивал на их удовлетворении, указав, что Порядком предоставления субсидий не установлены основания для отказа в предоставлении субсидии, а также не предусмотрена возможность отклонения заявки на получение последней (т. 1, л.д. 2-8; т. 3, л.д. 138-141).

Представитель Управления делами возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзывах, поступивших в арбитражный суд 16.02.2017 г. и 22.03.2017 г., указав, что правовые основания для заключения с заявителем соглашения о предоставлении субсидии отсутствовали ввиду его несоответствия условиям, установленным Законом об областном бюджете (т. 1, л.д. 80-82; т. 3, л.д. 142-146).

Начальник управления ФИО1 возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве № И17/04/-175 от 15.02.2017 г. и дополнении к нему, указав, что Общество было признано несоответствующим условиям, установленным Законом об областном бюджете, в связи с непредставлением полного пакета документов, предусмотренных Порядком предоставления субсидий, и наличием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение законодательства РФ, а также задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования России (т. 1, л.д. 56-58; т. 3, л.д. 147-150).

Арбитражный суд, выслушав позиции представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи установил следующее.

Как следует из материалов дела, 10.10.2016 г. АО работников «НП «Измалковский элеватор» обратилось в Управление экономики с заявкой на получение субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности в размере 629 611,5 рублей (т. 2, л.д. 1-2).

К указанной заявке Общество представило следующие документы:

- справку о размере оплаты труда от 27.09.2016 г.;

- справку о численности работников по состоянию на 31.12.2015 г.;

- справку № 146623 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.09.2016 г.;

- справку Пенсионного фонда России № 04-11/2850 об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов по состоянию на 20.09.2016 г.;

- протокол № 19/06/2014-НП;

- протокол № 16/05/14-ИЭ;

- список зарегистрированных акционеров Общества;

- справку об исполнении условий, сроков и порядка выкупа акций заявителя у его акционеров;

- лист записи ЕГРЮЛ (АО);

- приказ о вступлении в должность единоличного исполнительного органа Общества от 07.08.2014 г.;

- протокол № 26/05/15-ИЭ;

- лист записи ЕГРЮЛ (ООО);

- лист записи ЕГРЮЛ (ЗАО);

- протокол № 19/06/2014;

- свидетельство о постановке на учет в налогом органе;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- договор поставки № 41 от 04.04.2016 г. с прилагаемыми документами;

- договор поставки № 11/05/2016-ДП/1 от 11.05.2016 г. с прилагаемыми документами;

- Устав АО работников «НП «Измалковский элеватор»;

- техническую документацию (нория и сепаратор БЦС-50);

- справку об отсутствии задолженности перед работниками по оплате труда от 07.10.2016 г.;

- бухгалтерскую отчетность за 2015 г.; бизнес-план (т. 2, л.д. 3-156; т. 3 л.д. 1-26).

В целях проверки соответствия заявителя условиям предоставления субсидий, установленным Законом об областном бюджете, на основании п. 4 Порядка предоставления субсидий 12.10.2016 года Управлением экономики в рамках межведомственного взаимодействия были сделаны запросы в ФНС России о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в Пенсионный фонд России (далее – ПФР) о наличии (отсутствии) задолженности в государственные внебюджетные фонды и в Фонд социального страхования России (далее - ФСС России) о наличии (отсутствии) задолженности по платежам на текущую дату, на основании которых от ФНС России и ФСС России были получены ответы об имеющихся задолженностях АО работников «НП «Измалковский элеватор» по состоянию на 12.10.2016 г. (т. 1, л.д. 75-76; т. 3, л.д. 27-30, 77-78).

Кроме того, в материалах дела имеется справка Межрайонной ИФНС России № 7 по Липецкой области № 153398 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, свидетельствующая о наличии у Общества задолженности по уплате пени по состоянию на 13.10.2016 года (т. 2, 79,80).

14.12.2016 г. в соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидий Управлением экономики был оформлен Акт рассмотрения заявок, представленных народными предприятиями для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год (т. 1, л.д. 97-102), согласно которому заявка АО работников «НП «Измалковский элеватор» признана не соответствующей условиям предоставления субсидий, установленным Законом об областном бюджете, по следующим основаниям:

1) наличие у Общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение законодательства РФ, а также задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

2) отсутствие актов приема-передачи основных средств (форма ОС-1);

3) отсутствие расчета причитающейся суммы субсидии;

4) представленная АО работников «НП «Измалковский элеватор» справка об исполнении условий, сроков и порядка выкупа акций народного предприятия у его акционеров, предусмотренных договором создании народного предприятия, с даты создания народного предприятия до даты подачи заявки не позволяет оценить выполнение Обществом требований Федерального закона от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» - определить долю в уставном капитале номинальной стоимости акций народного предприятия, принадлежащих работникам предприятия, долю в уставном капитале номинальной стоимости акций, которыми владеет работник, долю работников народного предприятия, не являющихся акционерами.

На основании указанного акта 21.12.2016 г. Управлением делами был издан Приказ № 39 «Об утверждении результатов распределения субсидий из областного бюджета народным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год», из которого следует, что АО работников «НП «Измалковский элеватор» не вошло в перечень получателей субсидии (т. 1, л.д. 103-104).

Кроме того, 23.12.2016 г. в адрес заявителя было направлено письмо № И17/04/-1537 за подписью начальника управления ФИО1, в котором сообщалось, что заявка Общества отклонена в связи с несоответствием последнего условиям предоставления субсидий, установленным Законом об областном бюджете (в части наличия у Общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение законодательства РФ, а также задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов согласно документам, представленным ФНС России и ФСС России), а также представлением неполного пакета документов, предусмотренных п. 2 Порядка (в части отсутствия актов приема-передачи основных средств (форма ОС-1) и расчета причитающейся суммы субсидии) (т. 1, л.д. 14).

Полагая, что действия начальника управления ФИО1 по направлению письма № И17/04/-1537 от 23.12.2016 г., а также бездействие Управления делами, выразившееся в непредставлении АО работников «НП «Измалковский элеватор» субсидии, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании указанных действий (бездействия) незаконными и обязании Управления делами подписать с АО работников «НП «Измалковский элеватор» соглашение о предоставлении субсидии в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из совокупности и системного толкования норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2,3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидий народным предприятиям и акционерным обществам, за исключением публичных акционерных обществ, на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности предусмотрено пунктом 91 Приложения 27 к Закону Липецкой области от 14.12.2015 г. № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (далее – Закон об областном бюджете).

Механизм предоставления указанных субсидий определен Порядком предоставления субсидий. Согласно п. 2 указанного Порядка субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности предоставляются юридическим лицам, отвечающим условиям, приведенным в Законе об областном бюджете.

В соответствии с п. 91 Приложения 27 к Закону об областном бюджете одним из условий предоставления субсидии является отсутствие у народного предприятия, акционерного общества просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.

Согласно п. 4 Порядка предоставления субсидий Управление экономики в течение трех рабочих дней со дня поступления заявки самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает:

- справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на текущую дату;

- справку пенсионного фонда об отсутствии задолженности в государственные внебюджетные фонды и справку об отсутствии задолженности по платежам в фонд социального страхования на текущую дату.

При этом данным пунктом предусмотрено, что народное предприятие, акционерное общество вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Как следует из материалов дела, заявитель в составе заявки представил справку МИФНС России № 7 по Липецкой области № 146623 и справку ПФР № 04-11/2850, подтверждающие отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 20.09.2016 г. (т. 2, л.д. 5-7).

Учитывая, что заявка и прилагаемые к ней документы были представлены Обществом 10.10.2016 г., а справки МИФНС России № 7 по Липецкой области № 146623 и ПФР № 04-11/2850 подтверждали отсутствие задолженности по состоянию на 20.09.2016 г., а также отсутствие в представленном пакете документов справки об отсутствии задолженности по платежам в фонд социального страхования Управлением экономики во исполнение п. 4 Порядка предоставления субсидий 12.10.2016 г. были сделаны запросы в ФНС России о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в ПФР о наличии (отсутствии) задолженности в государственные внебюджетные фонды и в ФСС России о наличии (отсутствии) задолженности по платежам по состоянию на 12.10.2016 г., на основании которых от ФНС России и ФСС России были получены ответы об имеющихся задолженностях АО работников «НП «Измалковский элеватор» по состоянию на 12.10.2016 г. (т. 1, л.д. 75-76; т. 3, л.д. 27-30, 77-78).

Наличие указанных задолженностей по состоянию на 12.10.2016 г. подтверждается также полученными в ходе судебного разбирательства справкой МИФНС России № 7 по Липецкой области № 161819 и справкой ФСС России № 01-14/4805-1298 (т. 3, л.д. 103-105, 111).

Кроме того, из материалов дела следует, что Общество имело задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах также по состоянию на 13.10.2016 г. и 24.11.2016 г. (т. 3, л.д. 79-80, 82-85, 106-107).

Ссылка заявителя на отсутствие оснований для запроса Управлением экономики сведений о наличии (отсутствии) у Общества задолженности по обязательным платежам ввиду представления указанных сведений заявителем является несостоятельной, поскольку представленные АО работников «НП «Измалковский элеватор» справки подтверждают отсутствие задолженности по состоянию на 20.09.2016 года, т.е. ранее 20 дней до момента обращения с заявкой и не позволяют установить наличие (отсутствие) задолженности на дату подачи заявки (10.10.2016 года).

Более того, как было отмечено ранее, справка об отсутствии задолженности по платежам в фонд социального страхования РФ не была приложена Обществом к заявке на получение субсидии, поступившей 10.10.2016 г. в Управление экономики Администрации Липецкой области.

Из системного анализа положений пункта 91 Приложения 27 к Закону об областном бюджете и Порядка предоставления субсидий следует, что для установления соответствия соискателя субсидии вышеуказанным требованиям у последнего должна отсутствовать просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды не на любую произвольную дату, предшествующую обращению с заявкой, а непосредственно на дату ее подачи в уполномоченный орган.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений при предоставлении документов, указанных в п. 4 Порядке самостоятельно заявителем, задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды должна отсутствовать на момент поступления заявки, а в случае не предоставления данных документов в течение трех рабочих дней со дня поступления заявки, необходимых для запроса соответствующих сведений в порядке межведомственного взаимодействия (текущая дата).

Обстоятельство, связанное с наличием (отсутствием) у Общества задолженности в последующие временные периоды, т.е. по истечении трех рабочих дней с момента поступления заявки, в том числе по состоянию на 24.11.2016 года, по смыслу Порядка не могло иметь правового значения для заключения (не заключения) с претендентом соглашения о предоставлении субсидий и включения (не включения) его в соответствующий приказ.

В связи с этим, принимая во внимание, что представленные Обществом справки не свидетельствовали об отсутствии у него просроченной задолженности на дату подачи заявки, т.е. по состоянию на 10.10.2016 года, суд полагает, что сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды правомерно были запрошены Управлением у соответствующих органов.

При этом суд полагает необходимым отметить, что порядок предоставления субсидий на 2016 год не содержит запрета на запрос Управлением указанных сведений и в случае предоставления соответствующих справок вместе с заявкой.

Заявитель в обоснование своей позиции приводит довод о том, что у Общества по состоянию на 12.10.2016 г. и 24.11.2016 г. отсутствовала просроченная задолженность по уплате налогов и сборов. Указанный довод подлежит отклонению, поскольку согласно буквальному толкованию положений Закона об областном бюджете в качестве условия предоставления субсидии предусмотрено отсутствие у народного предприятия или акционерного общества просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ независимо от того являются ли последние обязательными платежами, или пенями и штрафами.

Ограничительному толкованию положения п. 91 Приложения 27 к Закону об областном бюджете и п. 4 Порядка относительно понимая под задолженность исключительно недоимки по налогам и сборам не подлежат.

Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (статья 10 АПК РФ).

Вместе с тем, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие отсутствие у АО работников «НП «Измалковский элеватор» просроченной задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, как по состоянию на дату подачи заявки (10.10.2016 года), так и в течение трех дней со дня ее поступления (в период с 10.10.2016 г. по 12.10.2016 г.).

Согласно п. 2 Порядка предоставления субсидий юридические лица, отвечающие условиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представляют в Управление экономики копии актов приема-передачи основных средств (форма ОС-1).

Между тем, указанный документ АО работников «НП «Измалковский элеватор» представлен не был, что подтверждается перечнем документов, прилагаемых к заявке на получение субсидии (т. 2, л.д. 1-2).

Акт приема-передачи основных средств (форма ОС-1) утвержден постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7 и является унифицированной формой первичной учетной документации по учету основных средств.

Общество в обоснование своей позиции ссылается на то, что унифицированная форма ОС-1 не является обязательной к применению, при этом в качестве документов, подтверждающих оплату и получение основных средств, им представлены договоры поставки № 41 от 04.04.2016 г. и № 11/05/2016-ДП/1 от 11.05.2016 г. (т. 2, л.д. 80-97).

Указанный довод подлежит отклонению судом, поскольку обязанность заявителя представить в Управление экономики копии актов приема-передачи основных средств (форма ОС-1) является императивным (обязательным) требованием (условием) Порядка предоставления субсидий.

Включение в перечень документов, подлежащих представлению претендентом для получения субсидии из областного бюджета акта приема-передачи основных средств формы ОС-1, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7, не свидетельствует о несоответствии Порядка требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В связи с этим, довод заявителя в указанной части является несостоятельным.

Пункт 2 Порядка предоставления субсидий предусматривает также представление юридическими лицами, претендующими на получение субсидий, расчета причитающейся суммы субсидии.

Вместе с тем, данный документ АО работников «НП «Измалковский элеватор» также не был представлен, что подтверждается заявкой на получение субсидии (т. 2, л.д. 1-2) и не оспаривается заявителем.

Довод Общества о том, что требование по представлению расчета испрашиваемой суммы субсидии в виде отдельного документа является формальным и не может повлечь отказ в предоставлении субсидии, подлежит отклонению, поскольку в силу ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12 Закона об областном бюджете порядок предоставления субсидий (в том числе перечень документов) определяется нормативным правовым актом администрации Липецкой области.

Установленный Актом № 1 рассмотрения заявок, представленных народными предприятиями для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год (т. 1, л.д. 97-102) факт представления АО работников «НП «Измалковский элеватор» справки об исполнении условий, сроков и порядка выкупа акций народного предприятия у его акционеров, предусмотренных договором создании народного предприятия, с даты создания народного предприятия до даты подачи заявки, не позволяющей оценить выполнение Обществом требований Федерального закона от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» - определить долю в уставном капитале номинальной стоимости акций народного предприятия, принадлежащих работникам предприятия, долю в уставном капитале номинальной стоимости акций, которыми владеет работник, долю работников народного предприятия, не являющихся акционерами, заявителем не опровергается.

Таким образом, обстоятельства, изложенные в акте рассмотрения заявок, представленных народными предприятиями для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год, послужившие основанием для признания заявки АО работников «НП «Измалковский элеватор» несоответствующей условиям предоставления субсидий, установленным Законом об областном бюджете, нашли свое подтверждение в материалах дела.

Обжалуя действия начальника управления ФИО1 по направлению в адрес Общества письма за исх. № И17/04/-1537 от 23.12.2016 года заявитель ссылается на то, что Порядок предоставления субсидий не предусматривает возможности отклонения заявки.

Как следует из материалов дела, результаты рассмотрения заявок были оформлены актом Управления экономики № 1 рассмотрения заявок, предоставленных народными предприятиями для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год от 14.12.2016 г. и утверждены Приказом Управления делами № 39 от 21.12.2016 г. «Об утверждении результатов распределения субсидий из областного бюджета народным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год» (т. 3, л.д. 86-93).

Письмо Управления экономики за исх. № И17/04/-1537 от 23.12.2016 г. было подготовлено 23.12.2016 г. и направлено в адрес АО работников «НП «Измалковский элеватор» уже после утверждения результатов распределения субсидий – 21.12.2016 года (т. 1, л.д. 14), соответственно указанное письмо не может быть расценено как решение об отказе в предоставлении субсидии либо об отклонении заявки.

Принятие решения начальником управления экономики о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидий по результатам рассмотрения заявок Порядком не предусмотрено.

Согласно названному порядку результаты рассмотрения заявок оформляются актом, направляемым в последующем в Управление делами администрации области для заключения соглашений о предоставлении субсидий, а не единоличным решением начальника управления экономики.

В связи с этим, направление данного письма не могло каким-либо образом повлиять на права или обязанности заявителя.

Учитывая изложенное, суд не усматривает в действиях начальника управления ФИО1, выразившихся в направлении в адрес АО работников «НП «Измалковский элеватор» письма за исх. № И17/04/-1537 от 23.12.2016 г. как нарушения требований законодательства РФ, так и нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем приходит к выводу о том, что требование Общества в указанной части не подлежит удовлетворению.

Довод заявителя о применении к рассматриваемым правоотношениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является несостоятельным, поскольку положения указанного Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие между уполномоченным органом государственной власти и юридическими лицами по вопросам субсидирования.

Оспаривая бездействие Управления делами, выразившееся в непредставлении АО работников «НП «Измалковский элеватор» субсидии, предусмотренной п. 91 Приложения № 27 к Закону об областном бюджете, заявитель ссылается на то, что Порядком предоставления субсидий не предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем, по его мнению, при разрешении вопроса о предоставлении субсидии необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 06.09.2016 г. № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридически лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» (далее – постановление Правительства РФ № 887).

Суд не может согласиться с указанным доводом заявителя, поскольку Порядок предоставления субсидий (в ред. от 29.08.2016 г.) принят до вступления в законную силу постановления Правительства РФ № 887, а именно до 16.09.2016 г., и какие-либо изменения в него после указанной даты не вносились.

Судом также установлено, что указанный Порядок в установленном законом порядке не обжаловался, отменен не был и продолжал действовать до 31.12.2016 г.

Оценив Порядок предоставления субсидий, суд приходит к выводу о том, что поскольку основаниями для предоставления субсидий являются соответствие юридических лиц, требованиям, установленным Законом об областном бюджете, а также представление ими документов, предусмотренных п. 2 указанного Порядка, несоблюдение данных требований влечет отказ в предоставлении субсидии.

Наличие каких-либо неясностей или двусмысленностей, не позволяющих определенно и достоверность установить критерии соответствия заявителей условиям Порядка, перечень необходимых документов и предъявляемые требования к соискателям субсидии, материалами дела не подтверждается и арбитражным судом не установлено.

Поскольку Актом № 1 рассмотрения заявок, представленных народными предприятиями для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год (т. 1, л.д. 97-102) установлено несоответствие заявки АО работников «НП «Измалковский элеватор» условиям предоставления субсидий, установленным Законом об областном бюджете, в связи с наличием у Общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение законодательства РФ, а также задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, и непредставлением полного пакета документов, предусмотренных п. 2 Порядка предоставления субсидий, суд приходит к выводу о правомерности не включения заявителя в Приказ Управления делами № 39 от 21.12.2016 г. «Об утверждении результатов распределения субсидий из областного бюджета народным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год» (т. 3, л.д. 86-93).

Учитывая изложенное, требование Общества о признании незаконным бездействия Управления делами, выразившегося в непредставлении заявителю субсидии, предусмотренной п. 91 Приложения № 27 к Закону об областном бюджете, не подлежит удовлетворению.

Требование заявителя об обязании Управления делами подписать с Обществом соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренное Порядком предоставления субсидии, в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу, является способом восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества.

Поскольку в рамках судебного разбирательства не было установлено факта нарушения Управлением положений п. 91 Приложения 27 к Закону об областном бюджете и Порядка предоставления субсидий при рассмотрении заявки, а также прав и законных интересов АО работников «НП «Измалковский элеватор» суд полагает, что указанное требование также не подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд полагает, что оспариваемые действия начальника Управления экономики Администрации Липецкой области ФИО1 на момент их совершения соответствовали закону и не нарушали права и интересы Общества, а бездействие Управления делами Администрации Липецкой области не имело место, в связи с этим соответствующие требования АО работников «НП «Измалковский элеватор» удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении с заявлением в арбитражный суд АО работников «НП «Измалковский элеватор» уплатило государственную пошлину в сумме 6 000 руб. (см. платежные поручения № 10 от 11.01.2017 г. и № 161 от 20.01.2017 г., т. 1, л.д. 11, 47), размер которой с учетом окончательного предмета требований соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

  РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконными действий начальника Управления экономики Администрации Липецкой области ФИО1 по направлению в адрес АО работников «НП «Измалковский элеватор» письма за исх. № И17/04/-1537 от 23.12.2016 г. об отклонении заявки на получение субсидии.

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Управления делами Администрации Липецкой области, выразившегося в непредставлении АО работников «НП «Измалковский элеватор» субсидии, предусмотренной п. 91 Приложения № 27 Закона Липецкой области от 14.12.2015 г. № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» и обязании Управления делами Администрации Липецкой области подписать с АО работников «НП «Измалковский элеватор» соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренное Порядком предоставления субсидии народным предприятиям и акционерным обществам, за исключением публичных акционерных обществ, на возмещение затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности на 2016 год, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 27.05.2016 г. № 244, в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья Я.С. Малышев