ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-13871/18 от 13.05.2019 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, д.7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк

Дело № А36-13871/2018

20 мая 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13  мая  2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено  20 мая 2019  года.

          Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Никоновой Н.В.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старцевой М.А.,

          рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

          общества с  ограниченной ответственностью «Липецк-Леспром» в лице        конкурсного управляющего  ФИО1

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области

           о признании незаконным отказа в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости – здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> стр. 1Г, строение 1Д, обязании снять данный объект недвижимости с кадастрового учета,

          при участии в судебном заседании:

от заявителя: не   явился,

от заинтересованного лица: не явился,

УСТАНОВИЛ:

          Общество с  ограниченной ответственностью «Липецк-Леспром» в   лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – заявитель,  ООО «Липецк-Леспром») обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо,  Управление  Росреестра   по  Липецкой   области) о признании незаконным отказа в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости – здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> стр. 1Г, строение 1Д, обязании снять данный объект недвижимости с кадастрового учета.

   Определением от 28.12.2018г. заявление принято к рассмотрению  и  возбуждено  производство  по настоящему   делу.

           В судебном заседании 30.04.2019г.  представитель  заявителя   на   удовлетворении заявленных  требований   настаивал, пояснив,  что  при  проведении  технического  обследования было  установлено,  что  поставленный   на   кадастровый   учет  объект  (будка),  фактически отсутствует  на   земельном   участке,  в   связи  с   чем конкурсный  управляющий   обратилась  с   заявлением  о  снятии  его  с  государственного  кадастрового учета.  Поскольку   документы,  подтверждающие   принадлежность  спорного  объекта  у общества  отсутствовали  и   не  могли  быть  предоставлены,  государственную  регистрацию приостановили,  и   в   дальнейшем    выдано уведомление об отказе.

         Представитель  заявителя   просил признать незаконными действия Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> строение 1Г, 1Д; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Липецк-Леспром» путем снятия с государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> строение 1Г, 1Д.     

         На   основании  части  1   статьи   49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК  РФ) суд принял  к   рассмотрению  уточнение   заявленных  требований.

         Представитель заинтересованного лица  представил  заверенную  копию реестрового  дела,  пояснив,  что причиной отказа  стало  не   предоставление  обществом   документов,  подтверждающих  право  собственности  на  данный   объект  недвижимого  имущества.

         В судебном заседании 30.04.2019г.  объявлен  перерыв   до  13.05.2019г.

         В настоящее судебное заседание представители  сторон не явились. Учитывая наличие в материалах дела уведомлений органа почтовой связи, протокол  судебного заседания от  30.04.2019г., сведения в Картотеке арбитражных дел, арбитражный суд считает, что стороны надлежащим образом  извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 48:20:0011313:55 расположено фактически несуществующее здание с кадастровым номером 48:20:0011313:204 (площадь 10,1 кв.м, адрес: Липецкая область, <...> строение 1Г, 1Д).

 Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204,  1900  года  постройки, не имеется записей о правах и обременениях, что подтверждается справочной информацией электронного портала услуг Росреестра по  Липецкой области по объекту недвижимости с кадастровым номером 48:20:0011313:204.

 Актом обследования от 17.07.2018г. ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» (398043, <...>) установлено, что в результате осмотра местонахождения здания с кадастровым помором 48:20:0011313:204, выявлено прекращение его существования в связи со сносом.

        30.07.2018г. ООО «Липецк-Леспром» в   лице конкурсного управляющего                   ФИО1 обратилось  в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204 в связи с прекращением его существования, представив акт обследования от 17.07.2018г. ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация».

 Управлением Росреестра по Липецкой области было оказано в снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204,  в   связи  с   тем,  что отсутствуют копии документов, удостоверяющие или устанавливающие право собственности ООО «Липецк-Леспром» на данный объект недвижимости (пункт 5 части 1 статьи 26 и пункт 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-Ф3                      «О государственной регистрации недвижимости»).

 В  результате  отказа ООО «Липецк-Леспром» выдано уведомление об отказе от 27.12.2018 г. № КУВД-001/2018-2629537/2.

 Поскольку  документы, удостоверяющие или устанавливающие право собственности ООО «Липецк-Леспром» на снесенное здание с кадастровым номером 48:20:0011313:204 отсутствуют, заявитель лишен  права зарегистрировать переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером 48:20:0011313:55, на котором согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости расположено несуществующее здание с кадастровым номером 48:20:0011313:204,  так   как отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий и сооружений недопустимо в силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ.

 Решением   от  12.10.2017г.  по  делу   № А36-3001/2017   ООО «Липецк-Леспром» признано  несостоятельным  (банкротом). В  связи  с  отказом Управления Росреестра по Липецкой области снять с кадастрового учета несуществующее здание с кадастровым номером 48:20:0011313:204, не   может  быть  осуществлена  реализация имущества должника-банкрота.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Липецкой  области с настоящим заявлением.

Согласно  пункту  12   статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Исходя из  указанного,  суд  рассматривает по  существу   заявление ООО «Липецк-Леспром»,  не   усматривая  основания   для  вывода  о  несоблюдении досудебного  порядка  урегулирования  спора.     

В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон                 № 218-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

На Управление Росреестра по  Липецкой   области возложены полномочия по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество. На основании принятого заявления, уполномоченные должностные лица органа осуществляют проверку документов, по результатам которого регистрационным органом принимается соответствующее решение.

В подпункте   2  пункта 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ предусмотрено,  что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).

          Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановления от 26.05.2011                            № 10-П, от 10.11.2016 № 23-П; определения от 05.07.2001 № 132-О и № 154-О, от 29.01.2015 № 216-О.)

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Между тем осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Аналогичным образом следует относиться и к значению кадастрового учета в целях признания объекта недвижимой вещью  и   подтверждения   фактического  его  существования.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8                                Закона № 218-ФЗ).

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

С 01.01.2017 сведения ЕГРН и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона о регистрации недвижимости участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости).

Поскольку пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, установление отсутствия оснований для осуществления кадастрового учета объекта   недвижимости  ввиду прекращения его существования в связи со сносом влечет прекращение на него прав как на недвижимость. (Аналогичный   подход  изложен  в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.12.2018 по делу № 310-ЭС18-13357.)

 Согласно справочной информации электронного портала услуг Росреестра по  Липецкой области по объекту недвижимости с кадастровым номером 48:20:0011313:204 установлено, что  данный   объект  значится   как   ранее   учтенный,  с   датой   постановки на   кадастровый   учет   -  05.12.2013г.

 Из  материалов  не   представляется   возможным  сделать  вывод  о  том,  что  на   момент  включения  в Единый государственный реестр недвижимости объекта   с кадастровым номером 48:20:0011313:204,  документально  был  подтвержден  факт  его  существования.

Согласно сведениям реестра прав ЕГРН в отношении данного объекта недвижимого имущества не имеется записей о правах и обременениях.

Таким образом, материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспорено, что спорный объект недвижимости, расположенный на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности, прекратил свое существование, следовательно, не может быть объектом гражданских прав.

Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества.

Таким образом, прекращение права собственности, относящегося к вещным правам, связано с прекращением физического существования самой вещи, поскольку право не может существовать без вещи.

В рассматриваемом случае отказ в снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости, фактически обусловлен отсутствием правоустанавливающих документов на него.

В отсутствие правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на указанное здание общество лишено возможности снять его с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существование по причине сноса здания, запись о спорном здании в реестре недвижимости не исключена, что препятствует обществу,  признанному   банкротом, реализовать земельный участок, на котором числится спорный объект,  в   установленного  Законом  «О несостоятельности  (банкротстве)»  порядке. 

Таким образом, действие Управления,  выразившееся в отказе в снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> строение 1Г, 1Д, изложенном в уведомление об отказе от 27.12.2018 г. № КУВД-001/2018-2629537/2, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания незаконными  действий органа, осуществляющего публичные полномочия.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

В  силу  статьи  110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  понесенные  заявителем на   основании платежного  поручения   №  102  от  14.12.2018г.   расходы на   оплату   государственной пошлины в размере 3000 руб.  взыскиваются   с  заинтересованного  лица.  

Руководствуясь статьями 101-110, 167-170, 176, 180, 181,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 Признать незаконными действия Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> строение 1Г, 1Д.

         Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Липецк-Леспром» путем снятия с государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 48:20:0011313:204, расположенного по адресу: <...> строение 1Г, 1Д.     

         Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области  (ОГРН <***>, ИНН <***>)  в   пользу общества с  ограниченной ответственностью «Липецк-Леспром» (ОГРН <***>, ИНН <***>)3000 руб. судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья                                                                                                Никонова Н.В.