Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого д.7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-14049/2017
12 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Дегоевой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наливайченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Юго-восточной железной дороге (105120, Костомаровский переулок, д. 2, г. Москва, адрес филиала: 394043, Купянский пер., д. 11, г.Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области (398050, ул. Интернациональная, д. 35, г. Липецк; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания от 27.10.2017 № 6/2017 об устранении выявленных нарушений,
при участии в заседании представителей:
от заявителя:ФИО1 – доверенность от 26.12.2017, ФИО2 – доверенность от 29.12.2017,
от УФАС: ФИО3 – доверенность № 142 от 01.02.2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Юго-восточной железной дороге (далее – заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области (далее – Управление, Росгвардия) предписания от 27.10.2017 № 6/2017 об устранении выявленных нарушений.
Росгвардия письменным отзывом оспорила заявленные требования.
Выслушав позицию участников процесса по существу спора, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что в октебре 2017 года Росгвардией проведена плановая проверка в отношении Воронежского отряда – филиала "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в стрелковых командах предприятия на ст. Елец, на ст. ФИО4, ст. Грязи, ст. Казинка, а также по охране ж/д моста перегона ст. Дон-Патриаршая на предмет соблюдения Предприятием обязательных требований при организации и осуществления охранной деятельности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 169.6 Инструкции N 288 рубежи охранно-пожарной сигнализации не подключены на пульт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны; в нарушение пп. «г» п. 127 Инструкции № 288 не ведется книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на ПЦН вневедомственной охраны; в нарушение пп. «г» п. 130 Инструкции № 288 ведется не соответствующая приложению № 69 Инструкции книга номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридического лица. По результатам проверки составлен акты проверки от 27.10.2017 (т. л. л.д.32-37).
В связи с выявленными нарушениями, Управлением выдано Предприятию предписание от 27.10.2017 N 6/2017, содержащие указание на необходимость устранения обозначенных выше нарушений (т. 1 л.д. 130-131).
Считая, что предписание Росгвардии от 27.10.2017 N 6/2017 является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - ФЗ "Об оружии") гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Приказом Министерства внутренних дел России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция N 288), в абзаце 1 п. 169.6 которой предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой Министерства чрезвычайных ситуаций России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Согласно абз. 5 п. 169.6 Инструкции N 288 охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Верховным Судом Российской Федерации в решении от 03.02.2004 N ГКПИ2003-1234 разъяснено, что согласно содержания абз. 5 п. 169.6 Инструкции N 288 пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
На основании ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - ФЗ "О ведомственной охране") ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1.4. Устава предприятие является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется ФЗ "О ведомственной охране".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Положение о ведомственной охране), в п. 19 которого предусмотрено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему (далее - Инструкция N 232), в п. 3.3 которой предусмотрено, что комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Инструкцией N 288; также охранно-пожарная сигнализация может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения вневедомственной и (или) поста охраны.
С учетом п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - ФЗ "О полиции") (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации") (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ), на полицию возлагались обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами Федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
Во исполнение ст. 12 ФЗ "О полиции" издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р, в пункте 7 которого предусмотрено, что комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России, относились к объектам, подлежащим охране полицией.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ редакция п. 25 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции" изменена, в этой связи принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации", в соответствии с п. 37 которого к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, отнесены комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укрепленности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны обязательной охране полицией, а также войсками национальной гвардии не подлежат.
Таким образом, на момент выдачи оспариваемого предписания от 27.10.2017 уже действовал п. 25 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ), в котором исключена обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным следует признать неправомерным и п. 2 предписания, который обязывает Предприятие завести книги учета посещений объекта и подключения сигнализации на ПЦН вневедомственной охраны в стрелковых комндах.
Кроме того, в предписании указано на необходимость приведения Предприятием в соответствии с требованиями пп. «г» п. 130 Инструкции № 288 (Приложение 69) книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками стрелковых команд.
В соответствии с п. 130 «г» вышеуказанной инструкции в подразделении охраны, сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, должны в вестись следующие учетные и служебные документы: «г) книги номерного учете и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридического лица (приложение 69)».
В своей деятельности ФГП ВО ЖДТ России руководствуется Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232, которым утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, транспортировки Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему (далее - Инструкция). Данный приказ прошел согласование с Министерством внутренних дел Российской Федерации (письмо МВД России о согласовании приказа от 15.03.2011 № 1/1961).
В пункте 1.1 Инструкции перечислен перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми она была разработана, в том числе приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №В14».
Согласно п. 1.2. Инструкции устанавливается единый порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в федеральном государственном предприятии «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России).
В соответствии п. 2.3. в структурных подразделениях ФГП ВО ЖДТ России согласно Табелю положенности (Приложение №1 к Инструкции) журналы, наряды, накладные, карточки, ведомости, акты и другие документы, на основании которых осуществляются приходно-расходные операции (далее - учетные документы): а) книга номерного учета оружия (Приложение №2 к Инструкции); б) книга учета и персонального закрепления оружия, патронов и специальных средств (Приложение № 3 к Инструкции); в) книга осмотра оружия, патронов и специальных средств (Приложение №4 к Инструкции); г) книга приема и сдачи дежурств (Приложение № 5 к Инструкции); д) книга выдачи и приема оружия, патронов и специальных средств (Приложение №6 к Инструкции).
Вышеуказанные книги разработаны с учетом требований нормативных правовых актов МВД России и специфики оборота оружия в ФГП ВО ЖДТ России, и перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел на транспорте! по месту учета оружия и патронов подразделений отряда (филиала).
Пункт 3.1.1 указания о мероприятиях по контролю за оборотом оружия № К-20/447/14/4572 от 22.08.2011 обязывает во всех| подразделениях ФГП ВО ЖДТ России ввести учетные книги, утвержденные Приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232.
Таким образом, требования п. 130 «г» Инструкции № 228 Предприятием не нарушены.
На основании вышеизложенного подлежат удовлетворению заявленные ведомственной охраной требования о признании незаконным предписания Росгвардии от 27.10.2017 № 6/2017.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 1 статьи 112 АПК РФ установлено, что вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Поскольку при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), по результатам рассмотрения настоящего спора понесенные заявителем судебные расходы в сумме 3 000 руб. по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Росгвардии.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 176, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области от 27.10.2017 № 6/2017 об устранении выявленных нарушений.
Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области (398050, ул. Интернациональная, д. 35, г. Липецк; ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Юго-восточной железной дороге (105120, Костомаровский переулок, д. 2, г. Москва, адрес филиала: 394043, Купянский пер., д. 11, г.Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Юго-восточной железной дороге (105120, Костомаровский переулок, д. 2, г. Москва, адрес филиала: 394043, Купянский пер., д. 11, г.Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины, перечисленной по платежному поручению от 20.11.2017 № 1321.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Дегоева О.А.