ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-1433/2022 от 31.05.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, д.7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Липецк Дело №А36-1433/2022

03 июня 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2022.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ласар», г.Липецк

к заинтересованному лицу – Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Липецк

о признании недействительным решения от 28.01.2022 №48002180003796 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения в размере 55 817 руб. 65 коп., взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Кругляков Г.А. – представитель (доверенность 21.03.2022, диплом о высшем юридическом образовании),

от заинтересованного лица: Акименко О.А. – представитель (доверенность 30.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ласар» (далее – общество, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ЛРО ФСС, Фонд, Региональное отделение) о признании недействительным решения от 28.01.2022 №48002180003796 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения в размере 55 817 руб. 65 коп., взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Определением от 28.02.2022 арбитражный суд принял заявление общества и возбудил производство по делу №А36-1433/2022.

Определением от 19.04.2022 судебное заседание отложено на 31.05.2022.

В судебном заседании 31.05.2022 представитель ООО «Ласар» поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в заявлении исх.№17 от 17.02.2022 (л.д.2-7).

Представитель ЛРО ФСС в судебном заседании 31.05.2022 возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве от 23.03.2022 (л.д.61-64)

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

22.11.2021 Фондом вынесено решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.

По результатам проведения проверки составлен акт выездной проверки от 17.12.2021 №48002180003794.

28.01.2022 принято решение о возмещении страхователем излишне
понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения №48002180003796.

Как следует из Акта выездной проверки от 17.12.2021 №48002180003794, в ходе проведения выездной проверки Фондом выявлено предоставление страхователем в региональное отделение недостоверных сведений, а именно: реестры сведений, необходимые для назначения и выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком работнику Попову А.П., предоставленные страховщику, были заполнены в нарушение «Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком», являющегося приложением №5 к приказу Фонда социального страхования РФ от 24.11.2017 579 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения» (далее – Порядок).

Порядком утверждены Формы Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение №5) и Порядок заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение №6).

Для назначения и выплаты пособия Попову Артему Петровичу страхователем в региональное отделение 30.05.2018 предоставлен электронный реестр сведений №2018-0618-16134-80-4804230050, содержащий следующие данные:

Ф.И.О. Попов Артем Петрович;

Тип пособия: «Пособие по оплате отпуска по уходу за ребенком»;

Первый год расчетного периода: 2016;

Данные для расчёта: сумма заработка за первый год 254552,40 руб.;

Второй год расчетного периода 2017;

Данные для расчета: сумма заработка за второй год 303525,38 руб.

Количество дней расчетного периода: 693;

Период отпуска: с 31.05.18 по 20.09.2019;

Ф.И.О. ребенка: Попова Амели Артемовна;

Дата рождения ребенка: 20.03.2018;

Ставка 1,00;

№ справки матери № 35;

Дата справки матери: 16.05.2018

Региональным отделением сумма пособия Попову А.П. определена путем деления заработка за два года на 693 дня (п.1 ч.3.1 ст.14 Федерального закона № 255-ФЗ), умножением среднедневного заработка на 40% (п.1 ст.11.2 Федерального закона №255-ФЗ) и коэффициент 30,4 (п.5.1 ст.14 Федерального закона №255-ФЗ).

Сумма пособия Попову А.П. определена в размере 9 792,57 руб. за целый месяц. Выплата пособия по уходу за ребенком по заявлению Попова А.П. осуществлена путем перечисления на банковскую карту застрахованного лица.

При проверке правильности предоставления сведений для оплаты отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет установлено, что в данном случае в нарушение Порядка искажены сведения о неполном рабочем времени. Так, в столбце «Размер ставки» страхователем был указан «1,0», тогда как указанное лицо работал на условиях сокращения рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком,

В ходе проверки установлено: Попову А.П. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (Поповой Амели Артемовной 20.03.2018 г.р.) согласно приказу от 30.05.2018 №1 с 31.05.2018 по 20.09.2019.

На основании приказа б/н от 01.06.2018 Попов А.П. был переведен с 01.06.2018 на неполное рабочее время с режимом работы понедельник-четверг с 09.00 до 17.00, перерыв для отдыха и питания с 12-00 до 13-00.

Согласно трудовому договору №40 от 13.05.2014 Попов А.П. принят на должность электросварщика ручной сварки.

Трудовым договором установлен 8 - часовой рабочий день при 5 - дневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) (пункт 6.1). Рабочее время ему установлено с 08 часов 00 минут до 16 часов 12 минут (пункт 6.1). Оклад установлен 7200,00 руб. и надбавка 288 руб. в месяц (п. 7.1 трудового договора).

Дополнительным соглашением от 01.06.2018 пункт 6.1 изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается 32-часовая рабочая неделя и режим неполного рабочего времени при 4- дневной рабочей неделе с тремя выходными днями (пятница, суббота, воскресенье), начало рабочего дня 9 часов 00 минут, окончание 17 часов 00 минут».-В табелях рабочего времени за период май-ноябрь 2018 года отражено рабочее время 8,00 часов ежедневно, 32-часовая рабочая неделя.

Поповым А.П. предоставлена справка с места работы мамы (Поповой Е.В.) от ООО «Антарес» от 16.05.2018 №35 о том, что пособие по уходу за ребенком Поповой Амели Артемовной 20.03.2018г.р. ей не назначалось.

На основании материалов проверки Фондом принято решение 48002180003794 от 28.01.2022 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения, согласно которому страхователю предложено возместить расходы в сумме 55 817 руб. 65 коп., излишне понесенные страховщиком в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений (далее – решение №48002180003794 от 28.01.2022; л.д.76-82).

ООО «ЛАСАР», считая решение №48002180003794 от 28.01.2022 незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в арбитражный суд

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полномочия заместителя управляющего ЛРО ФСС на принятие оспариваемого решения судом установлены и заявителем не оспариваются.

Нарушений процедуры проведения выездной проверки страхователя, рассмотрения материалов проверки и принятия оспариваемого решения №48002180003794 от 28.01.2022 не имеется. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Фактические обстоятельства, зафиксированные в акте проверки №48002180003794 от 17.12.2021 и в решении №48002180003794 от 28.01.2022, заявителем не оспариваются.

Оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по заявлению работника ему предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон №81-ФЗ).

В соответствии со ст.13 Закона №81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ч.1 ст.11.1 Закона №255-ФЗ).

В силу ч.2 ст.11.1 Закона №255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Исходя из совокупности вышеуказанных норм права следует, что обязательным условием выплаты пособия по уходу за ребенком работнику, который трудится на условиях неполного рабочего времени и находится в отпуске по уходу за ребенком, является фактическое осуществление ухода за ребенком. Лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени. При этом оно сохраняет право на получение пособия при условии, что фактически осуществляет уход за ребенком.

Указанное требование Закона №255-ФЗ обусловлено, прежде всего, тем, что в силу положений ст.1.2 данного Закона цель выплаты пособия по уходу за ребенком - это компенсация лицу утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая и невозможностью трудиться (в том числе трудиться полный рабочий день). Поэтом лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком до 1,5 лет и продолжающее трудиться на условиях неполного рабочего дня, пособие получает взамен заработка, утраченного из-за невозможности трудиться полный рабочий день.

В Определении от 28.02.2017 №329-О Конституционный Суд РФ указал, что в рамках действующего правового регулирования право застрахованного лица на получение данного ежемесячного пособия связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года №179-О-П, от 7 июня 2011 года №742-О-О и от 13 мая 2014 года №983-О).

Преследуя цель обеспечить защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, законодатель - в изъятие из вышеприведенного правила - предусмотрел возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, часть 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», действуя во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, а также Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», направлена на создание условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей посредством сохранения за застрахованным лицом возможности получения обеспечения по обязательному социальному страхованию названного вида, исходя из оценки страхователем и страховщиком обстоятельств страхового случая, характеризующих объем реализации социального страхового риска, при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В силу пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права и цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, арбитражный суд приходит к выводу о том, что формальное и незначительное сокращение рабочего времени работника (застрахованного лица), не позволяющее в надлежащем объеме осуществлять уход за малолетним ребенком не может служить законным основанием для выплаты пособия. Фактически в такой ситуации работник получает не пособие взамен утраченного заработка, а дополнительную денежную выплату.

Соответствующий правовой подход нашел свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №307-КГ17-1728 по делу №А13-2070/2016, согласно которому незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.

С учетом вышеуказанных положения закона арбитражный суд признает обоснованными доводы Фонда о том, что предоставляя работнику отпуск по уходу за ребенком, при работе на условиях неполного рабочего времени с сокращением рабочего дня на определенное количество времени, работодателю необходимо учитывать реальную возможность осуществления этим лицом фактического (постоянного и непосредственного) ухода за ребенком, а не предоставлять отпуск по уходу за ребенком по формальным основаниям. При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности. Незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Возможность работы на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию сотрудницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена ч.3 ст.256 Трудового кодекса РФ.

При этом неполным считается рабочее время продолжительностью менее 40 часов в неделю (ч.2 ст.91 ТК РФ). Согласно ст. 93 ТК РФ неполное рабочее время может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

При этом, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за работником только при условии, что данное лицо само фактически осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 утверждено «Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта» (далее – Положение).

Согласно п.2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом (п.3 Положения).

В силу п.9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Подпунктом «а» пункта 57 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 №1012н (далее – Порядок №1012н, действовавший с спорный период) предусматирвалось, что снованием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является: для лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 39 настоящего Порядка, - решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

В силу п.16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (п.17 Положения).

Согласно п.п.2,3, п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ), ст.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 №101), страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, при проведении Фондом документальных выездных проверок страхователей и в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, страховщик имеет право не принимать к зачету указанные расходы, о чем выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Иных оснований предусмотреть возможность своевременного выявления указанных нарушений ЛРО ФСС в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты» при получении от страхователя соответствующих сведений (в электронном виде либо на бумажном носителе) законодательством не предусмотрено.

Арбитражный суд признает обоснованными доводы Фонда о том, что незначительное сокращение рабочего времени сотрудников, претендующих на получение пособия по уходу за ребенком, не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, а потому, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.

При этом при анализе дохода в период отпуска Фондом установлено, что за апрель 2018 года при полном рабочем времени Попову А.П. начислено 21 331,23 руб., из них 15 934,84 руб. – премия, 4 828,74 руб. – оклад, доплаты – 567,65 руб.

В свою очередь, при сокращенном рабочем времени Попову А.П. начислено: за июнь 2018 года – 23 767,28 руб. (17 932,07 руб. – премия, 5 433,96 руб. – оклад, доплаты – 401,25 руб.); за июль 2018 года – 19 904,50 руб. (премия – 14 850 руб., оклад – 4 500 руб., доплаты - 554,50 руб.); за август 2018 года – 20 303,15 руб. (премия – 13 429,58 руб., оклад – 4 069,57 руб., доплаты – 510,53 руб., оплата больничного листа за счет работодателя – 2 293,47 руб.); за сентябрь 2018 года – 25 426,40 руб. (19 008 руб. – премия, 5 760 руб. – оклад, доплаты – 658,40 руб.); за октябрь 2018 года – 26 151,99 руб. (19 498,69 руб. – премия, 5908,70 руб. – оклад, доплаты – 744,60 руб.); за ноябрь 2018 года – 17 999,99 руб. (10 748,56 руб. – премия, 3 257,14 руб. – оклад, доплаты - 397,79 руб.)

Следовательно, за шесть месяцев Поповым А,П. получено 129 956,81 руб., или в среднем за один месяц – 21 659,47 руб.

Общий доход с учетом пособия, выплаченного за полный месяц в сумме 9 792,57 руб., составит 31 452,04 руб., то есть 147,4 % от заработка апреля 2018 года.

Однако для возникновения права на получение пособия по уходу за ребенком установление неполного рабочего времени на основании ст.93 ТК РФ должно быть произведено таким образом, чтобы работник в соответствующий промежуток времени (т.е. в промежуток времени, равный разнице между установленным ему в соответствии с законодательством, сокращенным рабочем временем и установленным ему неполным рабочем днем) имел возможность фактически осуществлять уход за ребенком.

В силу ст.13 Закона №81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вместе с тем, как правомерно установил Фонд, сокращение рабочего времени на 1 день недостаточно для осуществления фактического ухода за ребенком.

Предоставляя работнику отпуск по уходу за ребенком, при работе на условиях неполного рабочего времени с сокращением рабочего дня на определенное количество времени, работодателю необходимо учитывать реальную возможность осуществления этим лицом фактического (постоянного и непосредственного) ухода за ребенком, а не предоставлять отпуск по уходу за ребенком по формальным основаниям. При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.

Арбитражный суд считает, что незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Вышеуказанная позиция соответствует единообразной судебной практике (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.11.2020 №Ф10-4327/20 по делу №А09-8942/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.04.2021 №Ф10-1067/21 по делу №А09-11880/2019).

Соответственно, при направлении ООО «Ласар» реестра сведений для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком Попову А.П., на момент загрузки и обработки подсистема «Прямые выплаты страхового обеспечения» форматную ошибку не выдала. Факт неправомерности выплаты ежемесячного по уходу за ребенком вышеуказанным лицам был выявлен региональным отделением в рамках проведения документальной выездной проверки страхователя.

Следовательно, являются правомерными доводы Фонда о том, что излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию произошла по причине необоснованного включения обществом в электронный реестр данных на оплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Попову А.П. в отсутствие на то законных оснований.

В результате неправомерного принятия решения страхователем о предоставлении отпуска по уходу за ребенком при незначительном сокращении рабочего времени отделением Фонда излишне понесены расходы на оплату отпуска по уходу за ребенком в сумме 55 817,65 руб.

Пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона 29.12.2006 №255-ФЗ установлено: в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия но уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств оспариваемое решение №48002180003794 от 28.01.2022 арбитражный суд признает законным и обоснованным.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, заявленные ООО «Ласар» требования не подлежат удовлетворению.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд ООО «Ласар» оплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб., размер которой соответствует требованиям ст.333.21 НК РФ (л.д.9).

В связи с отказом в удовлетворении заявления расходы по оплате государственной пошлины относятся на общество и не подлежат возмещению за счет Фонда.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Ласар» (ОГРН 1024840838835) к Государственному учреждению – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья А.А. Хорошилов