ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-1951/08 от 11.08.2008 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа  2008 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008 года

г.  Липецк                             Дело №А36-1951/2008                11  августа  2008 г.

Судья Арбитражного суда Липецкой области  Дружинин А.В.

при участии в судебном заседании и ведении протокола помощником судьи Толмачёвой Л.В.

рассмотрев заявление Инспекции государственного строительного надзора  Липецкой области

о привлечении к административной ответственности

Общества с ограниченной ответственностью « Новый Альянс»   г. Липецк

при участии в заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица:  адвокат Голиков Р.Ю. (доверенность № 1 от 11.01.2007 г.);

УСТАНОВИЛ:

        Инспекция государственного строительного надзора Липецкой области обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Новый Альянс»  по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № 210 от 19.06.2008 года.

        Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении № 210 от 19.06.2008 года надлежащим образом не извещалось. 

        В судебное заседание 11.08.2008 года представитель заявителя не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен (почтовое уведомление № 29584 от 25.07.2008 г.). При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в его отсутствие.

С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:

В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Общество с ограниченной ответственностью «Новый Альянс» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Левобережному району         г. Липецка Липецкой области, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 48               № 000227762 от 15.06.2004 года, ОГРН <***>) (л.д. 70).

Инспекция государственного строительного надзора Липецкой области, деятельность которой в настоящее время регулируется Положением, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 14.03.2007 года № 166-р (л.д. 33-36), является контрольным исполнительным органом государственной власти Липецкой области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на территории Липецкой области.

22 февраля 2008 года начальником отдела инспекции ФИО1 была проведена проверка соответствия выполненных работ в процессе строительства объекта капитального строительства - 17-ти этажного жилого дома со встроенными помещениями соцкультбыта, строительный № 25, расположенного по адресу: г. Липецк, Октябрьский округ, 26 микрорайон, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, о чём составлен акт проверки    № 3 при строительстве объекта капитального строительства от 22.02.2008 года (л.д. 7). За нарушения законодательства в области строительства объекта, допущенные при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства, ООО «Новый Альянс» было выдано предписание № 3  от 22.02.2008 года (л.д. 16)  об устранении выявленных нарушений в установленные сроки,  о выполнении которого необходимо было в срок до 22.03.2008 года уведомить заявителя. На основании решения заместителя руководителя инспекции ФИО2 от 22.04.2008 года (л.д. 25) срок исполнения вышеуказанного предписания был продлен  до 30.05.2008 года.

В связи с тем, что предписание не было исполнено в установленный срок, это послужило основанием для составления 19 июня 2008 года протокола № 210 об административном правонарушении и обращения заявителя в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении ООО «Новый Альянс» к административной ответственности в соответствии с частью 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ  невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В силу  ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).

В ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации,  и по результатам проведенной проверки составляется акт, являющийся основанием для выдачи  лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент,  проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность  за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлена в ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В п/п 70 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса. Положения ст. 28.3 настоящего Кодекса, устанавливающего круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, заявителем соблюдены.

В ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях  установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; а законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, который подписывается должностным лицом, его составившим, и законным представителем, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Частью 3 ст. 28.2 вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

В силу ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица  являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации. В отсутствие данного лица протокол может быть составлен, если имеются доказательства извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 27.01.2003 года N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Вас РФ от 02.06.2004 № 10) положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Как следует из материалов дела, объяснений свидетелей ФИО3  и Ломакиной Е.И. (л.д. 111, 112), ООО «Новый Альянс» не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении № 210 от 19.06.2008 года.Представленная суду копия письма - извещения (подлинник отсутствует)  от 10.06.2008 г. за №957/01-13 (л.д. 55) о  месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении общества, имеющего отметку об отправлении его по факсу и получении  секретарем Ломакиной, не свидетельствует о надлежащим уведомлении лица, привлекаемого  к административной ответственности, так как данное извещение не  было  передано законному представителю юридического лица, в отношении которого  возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно приказа № Ц00091 от 01.07.2008 г. (л.д. 108) Ломакина Е.И. работает в ООО «Новый Альянс» инженером ПТО 1 категории, из её пояснений следует, что функции секретаря она не выполняет (л.д. 112). Иные доказательства (подлинные почтовая квитанция, реестр отправки заказной почтовой корреспонденции и т.д.) надлежащего уведомления общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 210 от 19.06.2008 года   административным органом не представлены.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Таким образом, поскольку протокол об административном правонарушении Инспекцией государственного строительного надзора  Липецкой области составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ в отсутствие представителя лица, в отношении которого возбуждено административное производство, доказательств надлежащего уведомления общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено, ввиду чего ООО «Новый Альянс» было лишено гарантии защиты прав при производстве по делу об административном правонарушении, поэтому суд  расценивает указанные процессуальные нарушения как существенные.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

С учётом изложенных обстоятельств, суд считает, что заявителем нарушена процедура привлечения ООО «Новый Альянс» к административной ответственности, не соблюдены положения вышеуказанных норм права, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 2, 13, 27, 65, 202-206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления Инспекции государственного строительного надзора  Липецкой области о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью « Новый Альянс»   г. Липецк, зарегистрированного в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Левобережному району г. Липецка Липецкой области (свидетельство серии 48 № 000227762 от 15.06.2004 года, ОГРН <***>), к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – отказать.

        Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в течении десяти дней со дня его принятия.

        Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья                                                                                       А.В. Дружинин