Арбитражный суд Липецкой области
ул. Скороходова, 2, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: arbsud@lipetsk.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-2170/2012
«22» мая 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевым Я.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОГИБДД М ОМВД России «Лебедянский», г. Лебедянь, Липецкой области
лицо, привлекаемое к административной ответственности: индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Лебедянь, Липецкой области
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – государственного инспектора (служебное удостоверение ЛПУ № 032795 от 13.10.2011 г.),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Отдел ГИБДД М ОМВД России «Лебедянский» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 3).
Определением от 16.03.2012 года арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу (л.д. 1,2).
ИП ФИО1 в судебное заседание не явился. Доказательства, указанные в определении 27.04.2012 года, арбитражному суду не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд считает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, своевременно и надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует уведомление органа почтовой связи № 398000 42 49338 7.
С учетом положений части 3 статьи 205 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть заявление по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В настоящем судебном заседании представитель ОГИБДД М ОМВД России «Лебедянский» поддержал требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, поступившем в арбитражный суд 15.03.2012 года, указав о том, что выявленный факт установки лицом, привлекаемым к административной ответственности, 08.02.2012 года рекламной конструкции по ул. Шоссейный проезд, г. Лебедянь без соответствующего разрешения образует в его деянии объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ (л.д. 3).
Принимая во внимание, что отдел ГИБДД входит в состав М ОМВД России «Лебедянский» арбитражный суд полагает, что последний является надлежащим заявителем по рассматриваемому делу.
Арбитражный суд, выслушав позицию представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи установил следующее.
В силу части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно свидетельству серии 48 № 001020800, 14.02.2008 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе ФИО1, зарегистрированном за основным государственным регистрационным номером 308481104500021 (л.д. 16).
Как следует из материалов дела, в результате осуществления служебных обязанностей по контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Лебедянского района, должностным лицом ОГИБДД М ОМВД России «Лебедянский» было установлено нарушение ИПФИО1 законодательства о рекламе (л.д. 27-31).
Выявленное нарушение явились основанием для составления государственным инспектором ОГИБДД М ОМВД России «Лебедянский» старшим лейтенантом полиции ФИО2 08.02.2012 года протокола № 865307 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ (л.д. 4).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 08.02.2012 года № 865307, индивидуальному предпринимателю вменено в вину нарушение требований законодательства о рекламе, выразившееся в установке рекламной конструкции без соответствующего разрешения.
В порядке статьи 202 АПК РФ М ОМВД России «Лебедянский» обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ.
Судом установлено следующее.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектами административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с соблюдением требований при установке рекламной конструкции.
Состав правонарушения является формальным,наступление вредных последствий не требуется, объективную сторону образуют альтернативные действия, указанные в диспозиции статьи 14.37 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2 Федерльного закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее – ФЗ «О рекламе») предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе»).
Таким образом, установка рекламной конструкции, предусмотренной частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», без разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального образования, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
При этом, статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно пунктам 1,3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 3,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении и необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется событие (факт) совершения административного правонарушения.
В свою очередь в составленном должностным лицом М ОМВД России «Лебедянский» протоколе об административном правонарушении от 08.02.2012 года № 865307 событие правонарушения, вмененного в вину ИП ФИО1, описано следующим образом: «18.02.2012 года на ул. Шоссейный проезд, г. Лебедянь, являясь индивидуальным предпринимателем, произвел установку рекламной конструкции не имея соответствующего разрешения на установку» (л.д. 4).
Для квалификации действий ИП ФИО1 статье 14.37 КоАП РФ необходима совокупность следующих составляющих: 1) факт установки указанным лицом конструкции, предусмотренной частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе»; 2) размещение на указанной конструкции информации, отвечающей критериям пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», - рекламы; 3) отсутствие у лица предусмотренного законодательством разрешения на установку рекламной конструкции.
Таким образом, административный орган при привлечении лица к административной ответственности за указанное правонарушение обязан доказать не только факт отсутствия необходимого разрешения, но и факт установки данным лицом конструкции, содержащей ту или иную рекламную информацию.
Вместе с тем, описание события правонарушения в административном протоколе от 08.02.2012 № 865307 не позволяет установить ряд обстоятельств, имеющих важное значение для рассмотрения дела по существу: 1) тип установленной предпринимателем конструкции, предусмотренный частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе»; 2) содержание информации, размещенной на конструкции, и ее соответствие требованиям пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем арбитражный суд полагает, что, исходя из диспозиции статьи 14.37 КоАП РФ, фиксация в протоколе об административном правонарушении вышеуказанных сведений имеет существенное правовое значение при проверке и оценке доводов административного органа о наличии состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, а также при проверке обстоятельств, связанных с малозначительностью.
Следовательно, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявителем в протоколе от 08.02.2012 года № 865307 не раскрыта объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, не изложено его существо, то есть не конкретизировано деяние, содержащее признаки вмененного в вину предпринимателю правонарушения.
При этом арбитражный суд считает, что отсутствие в протоколе от 08.02.2012 года № 865307 четкой фиксации события административного правонарушения является существенным нарушением правил административного процесса, которое не может быть устранено при рассмотрении дела, поскольку связано с реализацией гарантированного лицу права на защиту с момента составления протокола.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 205 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Более того, М ОМВД России «Лебедянский» в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, подтверждающих установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> непосредственно ИП ФИО1, а не каким-либо иным лицом.
Документы, позволяющие суду определить дату установки спорной рекламной конструкции в целях проверки обстоятельств, связанных с соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 КоАП, в материалах дела также отсутствуют.
В силу части 2 статьи 10 АПК РФ доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.
Копии фотографий, представленных заявителем в материалы дела, также не подтверждают факт установки рекламной конструкции ИП ФИО1 и не могут быть соотнесены с нарушением, зафиксированным в протоколе от 08.02.2012 года № 865307, поскольку в нем не отражено содержание информации, находившейся на соответствующей конструкции (л.д. 9-11).
С учетом изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает, что заявителем не доказан факт установки ИП ФИО1 рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения.
Следовательно, административным органом не доказано наличие в действиях предпринимателя объективной стороны как обязательного элемента состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения.
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование М ОМВД России «Лебедянский» о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лебедянский» в удовлетворении требования о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <...> (основной государственный регистрационный номер 308481104500021, идентификационный номер налогоплательщика 481103400491, дата государственной регистрации 14.02.2008 г.), к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья Е.И. Захарова