ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-2187/11 от 17.08.2011 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

ул. Скороходова 2, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: arbsud@lipetsk.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Липецк Дело №А36-2190/2011

Резолютивная часть решения оглашена «17» августа 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2011г.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наливайченко М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного автономного учреждения культуры «Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого»

о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Липецка от 22.04.2011г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 15001, 15002, «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 3535, 3536, 5337

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – адвокат (доверенность от 24.06.2011г. – л.д. 83), ФИО2 – главный бухгалтер (доверенность от 10.05.2011г.),

от ИФНС: ФИО3 – специалист правового отдела (доверенность от 20.07.2011г. № 39), ФИО4 – государственный налоговый инспектор отдела камеральных налоговых проверок № 2 (доверенность от 17.08.2011г. № 14-11\40),

установил: Областное автономное учреждение культуры «Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого» (далее – Театр) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решений от 22.04.2011г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Липецка (далее – ИФНС), в том числе «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 15001, 15002, «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 3535, 3536, 5337. Указанные требования объединены для совместного рассмотрения в деле № А36-2190\2011 из дел №№ А36-2187\2011, А36-2188\2011 и А36-2191\2011 (см. определение от 20.07.2011г. по делу №А36-21788\2011 (л.д. 123-124 – т.2).

Названными решениями №№ 15001, 15002 заявитель привлечен к налоговой ответственности: по ст.122 НК РФ - за неуплату земельного налога в виде штрафов соответственно в размере 34467,30 руб. и 45951,70 руб., по ч.1 ст.119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации в установленный срок в виде штрафа в размере 68927,55 руб.; ему предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2010 год в сумме 344 673 руб. и за 2009 год в сумме 459 517 руб. Решениями №№ 3535, 3536 и 5337 заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 1-3 кварталы 2010г. в общей сумме 1034016 руб. (по 344672 руб. в каждом решении).

По утверждению заявителя, в проверяемый период Театр, являясь автономным учреждением, финансируемым из областного бюджета, пользовался льготой – был освобожден от уплаты земельного налога на основании ч.1 п.2.4 в действующей редакции Положения «Об уплате земельного налога на территории города Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 16.08.2005г. № 93. В связи с этим, по его мнению, налоговым органом необоснованно доначислены земельный налог и соответствующие ему штрафы.

Представитель налогового органа возразил против доводов Театра, утверждая, что Театр не является бюджетным учреждением, а из автономных учреждений от уплаты земельного налога на территории города Липецка частью 2 пункта 2.4 того же Положения освобождены только муниципальные учреждения. Аналогичное толкование Положения дано разъяснением Департамента финансов администрации города Липецка от 20.04.2011г. № 16-04-08. В связи с этим налоговый орган считает, что обжалуемые решения приняты им в соответствии с действующими нормативными актами.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В январе - марте 2011г. сотрудником ИФНС проведены камеральные налоговые проверки на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной Театром по ТКС 24.01.2011г.; уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной 09.12.2010г.; на основе первичных налоговых декларациях (расчетах) «Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу» за 1, 2 и 3 кварталы 2010г., представленных 24.12.2010г.

По результатам проверок составлены акты №№ 15162, 15159, 15158, 15157 и 15160 от 14.03.2011г. (см. л.д.100-101 – т.1, 99-100 – т.2, 99-100 – т.3, 100-101 – т.4, 98-99 – т.5). На основании указанных актов заместителем начальника ИФНС 22.04.2011г. приняты решения «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 15001, 15002, «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 3535, 3536, 5337 (см. л.д. 76-79 – т.1, 24-26 – т.2, т.3, т.4, т.5). Названные решения обжалованы Театром в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган – УФНС РФ по Липецкой области (см. л.д.102-104 – т.1, 101-103 – т.2, 102-104 – т.3, 102-104 – т.4, 100-102 – т.5). Решениями заместителя руководителя УФНС от 10.06.2011г. указанные решения ИФНС оставлены без изменения (см. л.д. 72-75 – т.1, 20-23 – т.2, т.3, т.4, т.5).

На основании ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

Статьей 388 НК РФ обязанность уплачивать земельный налог возложена на организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как видно из материалов дела, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования в городе Липецке принадлежит земельный участок площадью 12619 кв.м для размещения на нем здания театра (см. свидетельство серии 48АВ № 676871, решение от 07.07.2009г. № 2345 – л.д. 80, 99 – т.1).

В силу этого в смысле статьи 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (п.3 ст.56 НК РФ).

Согласно ст.15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

В связи с этим земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В городе Липецка порядок уплаты земельного налога установлен Положением «Об уплате земельного налога на территории города Липецка», утвержденным Решением Липецкого городского Совета депутатов от 16.08.2005г. № 93 (далее – Положение) (см. л.д.105-110 – т.1).

Пунктом 2.4 названного Положения установлены налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков. Так, на основании части первой пункта 2.4 от уплаты земельного налога освобождены учреждения искусства, образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и другие учреждения (за исключением доли земельного участка, приходящегося на площадь объекта недвижимости, используемого не по профилю), финансируемые за счет средств областного или местного бюджета. На основании части 2 того же пункта 2.4 Положения от уплаты земельного налога освобождены органы государственной власти и органы местного самоуправления – в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения возложенных на них функций, а также муниципальные автономные учреждения (см. редакции Положения 29.11.2005г. № 175 и от 26.05.2009г. № 10790 – л.д.109-110 – т.1).

Судом установлено, что в соответствии с уставом Театр является областным автономным учреждением культуры. Следовательно, льгота, предусмотренная частью 2 пункта 2.4 Положения, на него не распространяется, так как он не является муниципальным автономным учреждением.

Что касается части 1 п.2.4 Положения, судом установлено следующее.

В силу ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Одним из видов учреждений является автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (п.1 ст.1 Федерального закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Как уже было отмечено Театр – это учреждение культуры; предметом его деятельности являются: развитие и популяризация театрального искусства, сохранение и пропаганда духовных и нравственных ориентиров общества, внесение своего вклада в общественный процесс его обновления, формирование и удовлетворение потребностей населения города Липецка и Липецкой области в сценическом искусстве, пропаганда достижений театральной культуры Липецкой области в других регионах страны и за рубежом. Основной целью деятельности Театра является создание и публичное исполнение спектаклей (см. Р.2 Устава Театра – л.д.45 – т.1).

На основании п.4 ст.4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и п.8.7 Устава финансовое обеспечение основной деятельности Театра как автономного учреждения осуществляется его учредителем – Липецкой областью в лице Управления культуры и искусства Липецкой области (п.3.1 Устава – л.д.47 – т.1) в виде субсидий из областного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников. Условия и порядок финансового обеспечения заявителя определены его учредителем в соответствующих Соглашениях, заключенных 01.04.2009г. и 10.01.2010г. на основании п.5 ст.4 ФЗ «Об автономных учреждениях». Согласно названным Соглашениям субсидии перечисляются в определенных суммах на счет Театра, открытый в кредитной организации. Те же размеры субсидий указаны и в Государственных заданиях Театру на 2009 и 2010 годы.

Указанный порядок финансирования Театра основан как на положениях ФЗ «Об автономных учреждениях», так и на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст.69.2 БК РФ). Статьей 69.1 БК РФ предусмотрено, что предоставление субсидий автономным учреждениям относится к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). На основании ст.6 БК РФ бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; а бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Согласно той же статье Кодекса расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Перечисление субсидий из областного бюджета заявителю подтверждается выпиской из лицевого счета заявителя за 2010 год Липецкого отделения Сбербанка. Уведомлением о бюджетных ассигнованиях, справками Управления финансов Липецкой области от 10.08.2011г. № 05-27\1613, Управления культуры и искусства Липецкой области от 12.07.2011г. № 1271\01-12 (см. л.д.122 – т.1). Как видно из представленных расшифровок статьи расходов Театра «Содержание недвижимого имущества» на 2009, 2010 годы, перечисление в составе субсидий налогов было предусмотрено только в 2009 году (п.7 расшифровки статьи расходов на 2009 год). Как следует из представленных сторонами документов, перечисленная учредителем Театра денежная сумма соответствовала по своему размеру налогу на имущество Театра и была использована им по назначению – в уплату этого налога (см. выписки из лицевого счета за 2009-2010гг. по налогу на имущество, платежные поручения Театра в уплату налога на имущество за 2009 год). Как следует из Закона Липецкой области от 27.11.2003г. № 80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области», областные и муниципальные автономные учреждения с 01.01.2010г. освобождены от уплаты налога на имущество. Финансирование Театра из областного бюджета в целях уплаты им земельного налога в 2009-2010гг. судом не установлено, налоговым органом не подтверждено.

Таким образом, судом установлено, что в проверяемый период Театр: 1) являлся учреждением культуры; 2) финансировался из областного бюджета; 3) налоговым органом не заявлено и представлено доказательств того, что переданный Театру земельный участок использовался Театром не по профилю его деятельности.

Указанная совокупность обстоятельств предоставляет Театру право пользоваться льготой по уплате земельного налога, предусмотренной частью 1 пункта 2.4 Положения.

Как видно из указанной нормы, в ней перечислены виды учреждений по характеру их деятельности, но не указаны виды учреждений по их организационно-правовой форме (бюджетные, казенные, автономные – п.2 ст.120 ГК РФ). С учетом этого арбитражный суд пришел к выводу о том, что льготой, установленной частью 1 пункта 2.4 Положения, может пользоваться любое учреждение указанной в нем сферы деятельности и финансируемое из соответствующего бюджета.

Разъяснение Департамента финансов администрации города Липецка от 20.04.2011г. № 334-16-04-08 в силу п.2 ст.34.2 НК РФ не носит обязательного характера и не является источником официального толкования Положения, поскольку Департамент финансов не является нормотворческим органом муниципального образования.

Более того, на основании п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, применение Театром налоговой льготы по земельному налогу в 2009-2010гг. является правомерным.

С учетом изложенного по совокупности указанных норм закона и установленных судом обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу о том, что инспекция не имела оснований для доначисления земельного налога Театру в проверяемый период.

Что касается привлечения Театра к налоговой ответственности, судом установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в силу ст.119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Из указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что они носят материальный характер, размер ответственности определяется от фактической суммы не уплаченного в бюджет налога.

Поскольку действительная обязанность Театра по уплате земельного налога в данном деле не установлена, оснований для начисления соответствующих ей штрафов в процентном отношении к доначисленной сумме налога у налогового органа также не имелось.

С учетом изложенного требования Театра подлежат удовлетворению.

В силу ст.101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

За рассмотрение данного спора заявителем оплачена государственная пошлина в сумме 20000 руб.: по 2000 руб. за рассмотрение каждого требования о признании незаконными пяти решений ИФНС и по 2000 руб. за рассмотрение пяти заявлений о применении обеспечительных мер (см. платежные поручения от 24.06.2011г. № 477,475, 479, 476, 478, от 28.06.2011г. № 489, 493, 491, 490, 492 – л.д.17, 91 – т.1, л.д.17, 18 – т.2 – т.5).

Учитывая, что судебный акт по данному делу принимается в пользу заявителя, имеются основания для взыскания с налогового органа понесенных заявителем судебных расходов на уплату государственной пошлины. Оснований для освобождения налогового органа от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит. Льгота, предусмотренная п\п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к налоговому органу как ответчику по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п.3 ст.110 АПК РФ). В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.

С учетом изложенного с ИФНС по Советскому району г.Липецка в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 20000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными решения заместителя начальника Инспекции ФНС России по Советскому району г.Липецка от 22.04.2011г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» №№ 15001, 15002 (в части привлечения Областного автономного учреждения культуры «Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 45951,70 руб., а также предложения уплатить недоимку земельного налога в сумме 459517 руб.), «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: №№ 3535, 3536, 5337.

Обязать Инспекцию ФНС России по Советскому району г.Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного автономного учреждения культуры «Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого» в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Советскому району г.Липецка в пользу Областного автономного учреждения культуры «Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого»(ОГРН <***>) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 20000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Липецкой области: в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Воронеже, по истечении указанного времени в двухмесячный срок - в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске.

Судья Л.С. Тонких