ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-2227/16 от 24.05.2016 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.  Липецк                                                                          Дело №  А36-2227/2016

Резолютивная часть решения оглашена  «24» мая 2016 г. 

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2016г.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Измалковский» (399000, Липецкая обл., Измалковский р-он, <...> ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области (399782, Липецкая обл., г.Елец, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 09.10.2015 г. № 3513,

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Измалковский» (далее – СП ССК «Измалковский», заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области (далее – МИФНС № 7, налоговый орган, заинтересованное лицо) № 3513 от 09.10.2015г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По утверждению заявителя, налоговым органом необоснованно начислены налог на имущество, пени и штраф в оспариваемом решении, так как он имеет право на льготу, предусмотренную п.33 ст.4 Закона Липецкой области от 27.11.2003г. № 80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области», как сельскохозяйственный кооператив, осуществляющий, помимо кредитования, в основном снабженческо-сбытовую деятельность.

Налоговый орган возразил против заявленных требований, указав, что в соответствии п.33 ст.4 указанного заявителем Закона кредитные сельскохозяйственные потребительские кооперативы не имеют право на льготу, независимо от того, что они осуществляют иные виды деятельности.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной заявителем 16.07.2015г. уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 12 месяцев 2014г.  (см. л.д.99-106 – т.1). В ходе проверок составлен акт № 25212 от 13.08.2015г. (см. л.д.132-134 – т.1) и 09.10.2015г. принято решение № 3513  «О  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (см. л.д.142-150 – т.1).Названным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 55658,60 руб., ему начислен налог на имущество в сумме 139041 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 7376,84 руб.

Не согласившись с принятым ненормативным актом, СХПК обжаловал его в вышестоящий налоговый орган (см. л.д.1-5 – т.2). Решением № 3 от 15.01.2016г. вышестоящий налоговый орган – УФНС России по Липецкой области - оставил указанное решение без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения (см. л.д.16-23 – т.1)

 В связи с этим налогоплательщик в течение трех месяцев со дня рассмотрения его жалобы в УФНС России по Липецкой области, то есть в пределах срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, 18.03.2016г. обратился в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением. Судом установлено следующее.

В соответствии со ст.372 НК РФ налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

На территории Липецкой области налог на имущество организаций установлен Законом Липецкой области от 27.11.2003 № 80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» (далее - Закон ЛО № 80-ОЗ).

Пунктом 33 статьи 4 Закона ЛО № 80-ОЗ предусмотрена льгота – освобождение от налогообложения сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (за исключением кредитных), снабженческих, заготовительных, животноводческих), созданных в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 193-ФЗ).

На основании ст.2 Закона Липецкой области от 28.11.2013 № 215-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» и ст.379 НК РФ указанная льгота вступила в силу с 01.01.2014г.

Статьей 1 Закона № 193-ФЗ установлено, что сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Согласно п.1 ст.3 Закона № 193-ФЗ сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Как следует из п.1 ст.4 Закона № 193-ФЗ, сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Сельскохозяйственным товаропроизводителем статья 1 Закона № 193-ФЗ именует физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

Как следует из пунктов 2-8 статьи 4 Закона № 193-ФЗ, подвидами сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются следующие: перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные. Перечень их не является исчерпывающим. Главное условие для отнесения кооператива к сельскохозяйственному потребительскому – это его  создание в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

 Заявитель создан в качестве сельскохозяйственного кооператива 15.02.2010г. (см. сведения из ЕГРЮЛ – л.д.52 – т.1, выписку из ЕГРЮЛ – л.д.6 – т.2). В период заявления им льготы по налогу на имущество – 2014 год – кооператив именовался как сельскохозяйственный кредитный потребительский  снабженческо-сбытовой кооператив «Измалковский» (см. выписку из ЕГРЮЛ от 11.11.2015г. – л.д.6 – т.2, копию Устава в редакции от 23.07.2012г. – л.д.114-115 – т.1). Его создание осуществлено сельскохозяйственными товаропроизводителями, основано на Законе № 193-ФЗ (см. пункты 1.1, 1.8 Устава – л.д.115 – т.1). Предметом его деятельности являются: закупка и продажа сельскохозяйственной продукции, ее хранение, сортировка, упаковка и транспортировка, закупка и продажа средств производства и т.п., предоставление займов членам кооператива, оказание иных услуг членам кооператива (см. п.2.1, 2.2 Устава – л.д.115 – т.1).

Данные обстоятельства не опровергаются налоговым органом.

Более того, материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности кооператива явилась снабженческо-сбытовая, выручка от этого вида деятельности в 2014 году составила 93,5 % в общем объеме доходов заявителя, процентные доходы по предоставленным займам составили 1,9 % (см. анализ учета доходов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения», «Налог на добавленную стоимость», «Прочие доходы» - л.д.40-43 – т.1).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель является сельскохозяйственным потребительским кооперативом, осуществлявшим в проверяемый период снабженческо-сбытовые и кредитные функции. Отнести его к какому-либо конкретному подвиду потребительского кооператива: сбытовому,   снабженческому, обслуживающему, кредитному – не представляется возможным, поскольку материалами дела подтверждается, что кооператив создан для осуществления и осуществлял комплекс  видов деятельности, присущих в целом сельскохозяйственному потребительскому кооперативу как некоммерческой организации. Указанная деятельность не противоречит Закону № 193-ФЗ.

В связи с этим оснований считать заявителя исключительно кредитным кооперативом у суда не имеется.

Довод налогового органа о том, что осуществление деятельности по предоставлению займов членам кооператива, создание присущих кредитным кооперативам фондов не позволяет применять установленную льготу по налогу на имущество, суд считает необоснованным.

Во-первых, как уже было отмечено, указанные обстоятельства наряду с осуществлением иных основных видов хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что заявитель является сельскохозяйственным потребительским кооперативом и исключительно кредитным кооперативом не является.

Во-вторых, из текста   пункта 33 статьи 4 Закона ЛО № 80-ОЗ не следует, что осуществление нескольких видов деятельности, присущих разным сельскохозяйственным потребительским кооперативам, влияет на применение льготы.

Согласно ч.2 ст.1 Закона ЛО № 80-ОЗ общие принципы, на основании которых определяются налогоплательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые льготы, порядок исчисления и уплаты суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Одним из основных начал законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, установленных НК РФ, является положение о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ч.7 ст.3 НК РФ).

В связи с этим с учетом указанной выше совокупности обстоятельств арбитражный суд считает возможным толковать все сомнения и неясности п.33 статьи 4 Закона ЛО № 80-ОЗ в пользу Кооператива и считать его имеющим право на льготу по налогу на имущество в силу названной выше нормы Закона.

С учетом изложенного суд считает требования Кооператива подлежащими удовлетворению.

При подаче заявления в суд заявителем оплачено 3000 руб. государственной пошлины (см. платежное поручение № 1 от 16.03.2016г. – л.д.12 – т.1).

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Госпошлина в силу ст.101 АПК РФ относится к судебным расходам, и по результатам рассмотрения этого дела на основании п.1 ст.110 АПК РФ расходы по ее оплате заявителем должны быть взысканы с налогового органа. Оснований для освобождения налогового органа от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит. Льгота, предусмотренная п\п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к налоговому органу как ответчику по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п.3 ст.110 АПК РФ).  В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.

С учетом изложенного с МИФНС России № 7 по Липецкой области в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение МИФНС № 7 по Липецкой области  от 09.10.2015г. № 3513.

Обязать МИФНС № 7 устранить допущенные нарушения прав СПССК «Измалковский» не позднее десяти дней после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области (399782, Липецкая обл., г.Елец, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Измалковский» (399000, Липецкая обл., Измалковский р-он, <...> ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 руб. – возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца через Арбитражный суд Липецкой области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Воронеже.    

Судья                                                                                            Л.С.Тонких