ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-2935/13 от 28.10.2013 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

ул. Скороходова, 2, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2013 г.

Решение в полном объёме изготовлено 30.10.2013 г.

г. Липецк Дело № А36-2935/2013 «30» октября 2013 года

Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.

при участии в судебном заседании и ведении протокола секретарём судебного заседания Барановой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью Строительное управление – 10 треста «Липецкстрой» г. Липецк

о признании незаконным и отмене постановления первого заместителя начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области Фролова В.В. по делу об административном правонарушении № 01-04/2013 от 13 июня 2013 года о привлечении ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ

заинтересованное лицо: Управление строительства и архитектуры Липецкой области

при участии в заседании:

от заявителя: Мостовая У.А. (доверенность без номера от 27.05.2013 г.);

от заинтересованного лица: Ткачёва А.А. (доверенность №01-38 от 24.05.2013 г.);

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления первого заместителя начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области Фролова В.В. по делу об административном правонарушении № 01-04/2013 от 13 июня 2013 года о привлечении ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении №01-04/2013-пс настаивая на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и отзыве на жалобу от 25.07.2013 года за №05-441 возразил против удовлетворения заявленных требований, так как в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего кодекса – административные органы), о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207 АПК РФ).

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Исходя из требований ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 ст. 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2).

Следовательно, в арбитражный суд обжалуются постановления, вынесенные в отношении юридических лиц или предпринимателей органами, созданными и уполномоченными законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ГРАУНД» (далее – ООО «СК «ГРАУНД») было реорганизовано в форме разделения на ООО «СУ-10 «Липецкстрой» и ООО «Липецкстройинвест». В соответствии с разделительным балансом, утвержденным решением общего собрания учредителей ООО «СК «ГРАУНД» от 30.09.2009 г., обязательства перед участниками долевого строительства многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: г.Липецк, улица 50 лет НЛМК, были переданы ООО «СУ-10 «Липецкстрой».

17 мая 2010 г. ООО «СУ-10 «Липецкстрой» было реорганизовано в форме разделения на ООО «СУ-17 «Липецкстрой», ООО «СУ-10 «Липецкстрой» и ООО «СУ-7 «Липецкстрой».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 17.05.2010 г. в реорганизованном виде ООО «СУ-10 «Липецкстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 110 4823006672.

В соответствии с разделительным балансом ООО «СУ-10 «Липецкстрой» к последнему перешли обязательства перед участниками долевого строительства на общую сумму 372 353 839 руб.

Считая, что ООО «СУ-10 «Липецкстрой» являясь правопреемником ООО «СК «ГРАУНД», осуществлявшего строительство многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не выполнило обязательства по передаче объектов долевого строительства участникам долевого строительства в предусмотренные договором сроки, тем самым нарушило пункт 3 части 7 статьи 23 ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ, Управление строительства и архитектуры Липецкой области обратилось в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сроком на один год.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2013 года по делу №4254/2012 были установлены вышеуказанные обстоятельства и деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 10 треста Липецкстрой», связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости была приостановлена сроком на один год.

Исходя из требований части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторый законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ, в редакции Федеральных законов по состоянию на 10.07.2012 г. (далее – Закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства») случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Частью 2 статьи 23 вышеуказанного Закона предусмотрено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Распоряжением Главы администрации Липецкой области от 18.05.2010 г. № 173-р утверждено Положение об управлении строительства и архитектуры Липецкой области (т.1 л.д. 18-23).

Согласно пункта 2.18 вышеуказанного Положения заявитель осуществляет государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что при проведении мероприятий по контролю и надзору в области долевого строительства заинтересованным лицом было установлено, что по состоянию на 14.08.2012 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
 и сделок с ним от 14.08.2012 № 01/014/2012-433, далее - Выписка из ЕГРП) заявителем были заключены новые договоры участия в долевом строительстве с ООО «Торговый дом «Возрождение». Таким образом, в III квартале 2012 года действовали договоры участия в долевом строительстве, заключенные непосредственно ООО СУ-10 треста «Липецкстрой».

Следовательно, ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» было обязано предоставить ежеквартальную Отчетность в соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по итогам III квартала 2012 года и выполнять данную обязанность до исполнения своих обязательств по всем действующим договорам участия в долевом строительстве.

В соответствии с п. 3 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 (далее - Правила), Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или, если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.

Пунктом 4 Правил установлено, что Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Отчетность может быть представлена в контролирующий орган представителем застройщика либо направлена в виде почтового отправления с описью вложения, при этом днем представления Отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата фактической передачи по принадлежности (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.1 1.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», решение Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 № ГКПИ08-49).

Пунктом 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации.

Договор участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома с объектами соцкультбыта, расположенного по строительному адресу: г. Липецк, улица 50 лет НЛМК, от 24.09.2009 № 222, представленный обществом, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.03.2012:

Следовательно, по утверждению заинтересованного лица данный договор считается заключенным, а права и обязанности сторон возникшими именно 06.03.2012, что подтверждает возникновение у ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» обязанности по предоставлению отчетности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Указанные выше Правила официально опубликованы и являются доступными для всех заинтересованных лиц. Кроме того, ООО «Строительная компания «Граунд», правопреемником которого является ООО СУ-10 треста «Липецкстрой», ранее представляло отчетность в контролирующий орган.

Таким образом, у общества имелась возможность представлять отчётность, соответствующую требованиям действующего законодательства, однако обществом не были приняты меры по недопущению нарушения действующего законодательства.

Пунктом 7 Правил установлено, что застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение сроков представления отчётности.

Ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - (в ред. Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ) установлена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.

Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок представлять органу, осуществляющему контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетность в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

24.05.2013 года заинтересованным лицом был составлен протокол № 04/2013 об административном правонарушении, совершённом в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на основании которого заинтересованным лицом 13.06.2013 года было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 01-04/2013-пс и Общество с ограниченной ответственностью СУ-10 треста «Липецкстрой» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об участии в долевом строительстве) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной документации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома или договора аренды такого земельного участка.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что право на привлечение денежных средств граждан имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Следовательно, обязательными условиями для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является не только соблюдения им требований, указанных в пункте 1 статьи 3 Закона (получение разрешения на строительство, опубликование проектной документации, государственной регистрации права на земельный участок), но и требований пункта 2 статьи 3 этого Закона (наличие договора, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию).

Именно совокупность выполнения этих требований и предоставляет право застройщику привлекать денежные средства граждан.

На момент составления протокола об административном правонарушении от 24.05.2013 № 04/2013, а также на момент вынесения настоящего постановления ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» не была предоставлена отчетность по итогам III, IV кварталов 2012 года и I квартал 2013 года.

Исходя из ст. 2.10. КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, указанных в ст. 28.4. Кодекса, которая предусматривает, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2. КоАП РФ, и выносится в сроки, установленные статьей 28.5. вышеуказанного Кодекса.

В ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; а законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, который подписывается должностным лицом, его составившим, и законным представителем, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Частью 3 ст. 28.2 вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола (постановления прокурора), должен выступать законный представитель организации.

В соответствии со ст. 25.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Из материалов дела следует, что при составлении протокола № 04/2013 об административном правонарушении, совершённом в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости 24.05.2013 года отсутствовал законный представитель общества. Уведомление о составлении протокола направленное в адрес заявителя было получено обществом 23.05.2013 г. (т. 2 л.д. 2). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что процедура привлечения общества к административной ответственности заинтересованным лицом была соблюдена.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества с ограниченной ответственностью Строительное управление – 10 треста «Липецкстрой» г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления первого заместителя начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области Фролова В.В. по делу об административном правонарушении № 01-04/2013-пс от 13 июня 2013 года о привлечении ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в Арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (п. 4 ст. 208 АПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 2, 13, 27, 167-170, 189, 197-201, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Общества с ограниченной ответственностью Строительное управление – 10 треста «Липецкстрой» г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления первого заместителя начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области Фролова В.В. по делу об административном правонарушении № 01-04/2013-пс от 13 июня 2013 года о привлечении ООО СУ-10 треста «Липецкстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж).

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья А.В. Дружинин