Арбитражный суд Липецкой области
398019 , г. Липецк, ул. Скороходова , 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-3536/2007
«14» января 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2008г.
Полный текст решения изготовлен 14 января 2008г.
Арбитражный суд Липецкой области
Судья Захарова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыпкиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области, г. Липецк
лицо, привлекаемое к административной ответственности: Муниципальное унитарное предприятие «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие», г.Липецк
о привлечении МУП «ЛПАТП» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шишова В.А. – старшего государственного инспектора отдела автодорожного надзора и контроля (доверенность от 09.01.2008 г.),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Косых С.В. – начальника правового отдела (доверенность № 01/2008 от 09.01.2008 г.),
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области (далее УГАДН по Липецкой области) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» (далее МУП «ЛПАТАП») к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 3-6).
В судебном заседании представитель УГАДН по Липецкой области поддержал вышеуказанное требование, пояснив, что предприятием допускается нарушение лицензионных требований и условий в части несоблюдения режима труда и отдыха водителей, ежегодного согласования расписания движения автобуса по регулярному маршруту № 50, осуществления перевозок пассажиров по регулярным автобусным маршрутам №№ 3, 11, 35, проходящим через нерегулируемые железнодорожные переезды, движение по которым запрещено, что установлено актом обследования дорожных условий по маршрутам пассажирского транспорта г.Липецка от 16-18.10.2007 г., о чем предприятию было известно. Пояснил, что ранее данное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности (т.1, л.д. 69-73, см. протокол судебного заседания от 10.01.2008г., т.2, л.д.47,48).
Представитель МУП «ЛПАТП» требование, изложенное в заявлении, не признал, указал на то, что предприятие действовало предусмотрительно, поскольку в соответствии со ст.ст. 97, 99 Трудового кодекса РФ вправе было привлекать водителей автобусов к сверхурочной работе, оплата за которую производилась в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, что было связано со сходами с линии подвижного состава и необходимости закрытия выходов городских маршрутов согласно расписания, утвержденного главой администрации г. Липецка, кроме того, в данном случае оно действовало согласно распоряжения главы г. Липецка от 31.10.2007 г., которым был утвержден плановый выпуск подвижного состава на городские маршруты в осенне-зимний период. Пояснил, что за согласованием расписания движения автобусов по маршруту № 50 предприятие в 2007 году не обращалось поскольку данный маршрут не менялся, после проведения проверки 04.12.2007 г. оно обратилось в МУ «ПЭП» для разработки данного расписания с целью его последующего согласования, до этого перевозки осуществлялись по ранее согласованному расписанию. В соответствии с п.3 ст.4 Закона Липецкой области № 149-ОЗ открытие, изменение и закрытие регулярных маршрутов транспорта общего пользования осуществляется администрацией области, органами местного самоуправления, таким образом, у МУП «ЛПАТП» отсутствуют полномочия по закрытию маршрутов №№ 3, 11, 35. Более того, движение подвижного состава по указанным маршрутам, проходящим через нерегулируемые переезды, было открыто уже давно, в настоящее время принимаются меры по разрешению данной проблемы (т.1, л.д. 95-98, см. протокол судебного заседания от 10.01.2008 г., т.2, л.д.47,48).
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно свидетельства серии 48 № 000316464 Муниципальное унитарное предприятие «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» зарегистрировано, о чем 14.10.2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния за основным государственным регистрационным номером 1054800471450 (т.1, л.д. 125).
21.12.2005 года Управлением государственного автодорожного надзора по Липецкой области МУП «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» была выдана лицензия № АСС-48-113288, разрешающая перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (т.1, л.д. 65).
В соответствии с приказом начальника Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области № 1511 от 30.11.2007г. государственным инспектором Бабкиным Д.А. было проведено внеплановое мероприятие по проверке соблюдения МУП «ЛПАТП» законодательства о лицензировании при перевозке пассажиров автотранспортом (т.1, л.д.9,11-13).
Актом проверки № 000090 от 30.11-04.12.2007г., протоколом об административном правонарушении № 000170/254 от 04.12.2007г. зафиксированы факты нарушения юридическим лицом МУП «ЛПАТП» лицензионных требований и условий, выразившихся в следующем:
- не соблюдается режим труда и отдыха водителей, так междусменный отдых водителей составил: Гресь П.В. с 18 на 19.11.2007 г. – 9 час. 30 мин., с 22 на 23.11.2007 г. – 10 час. 31 мин., Незнамова В.В. с 19 на 20.11.2007 г. – 9 час. 07 мин., с 20 на 21.11.2007 г. – 9 час. 06 мин., с 21 на 22.11.2007 г. – 9 час.; рабочее время водителей составило: Кузнецова А.С. 30.11.2007 г. – 13 час. 02 мин., Соломахина Ю.М. 20.11.2007 г. – 12 час. 40 мин., 23.11.2007 г. – 13 час. 34 мин. при норме междусменного отдыха не менее 12 час., рабочего времени – не более 12 час.;
- не согласовано расписание движения на регулярном автобусном маршруте № 50 с органами местного самоуправления;
- осуществляется эксплуатация регулярных автобусных маршрутов №№ 3, 11, 35, проходящих через нерегулируемые железнодорожные переезды» (т.1, л.д. 8, 11-13).
Судом установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001г. в редакции Федеральных законов от 13.03.2002 N 28-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.12.2002 N 164-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 11.03.2003 N 32-ФЗ, от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 31.12.2005 N 200-ФЗ, от 27.07.2006 N 156-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.20006 N 244-ФЗ, от 29.12.2006 N 252-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 135-ФЗ, от 19.07.2007 № 136-ФЗ,от 04.11.2007 № 250-ФЗ (далее ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п.п «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г., лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозки более восьми человек, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ в редакции Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее ФЗ «О безопасности дорожного движения») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу п.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (далее Требования), утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, зарегистрированного в Минюсте РФ 04.05.1994 № 554, настоящие требования распространяются на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Согласно п.2.3.6 вышеназванных Требований обеспечение надежности водительского состава обеспечивается за счет, в том числе соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.
В соответствии с п. 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России № 27 от 09.03.1995 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.95г. № 868 (далее Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов) режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В силу п. 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15, зарегистрированным в Минюсте РФ 01.11.2004г. № 6094 (далее Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей), настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители). Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (п. 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
В соответствии с п.п. 7, 8, 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
В силу п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как усматривается из акта проверки № 000090 от 30.11-04.12.2007г., протокола об административном правонарушении № 000170/254 от 04.12.2007 г., путевых листов № 072522 от 18.11.2007 г., №№ 072570, 077701 от 19.11.2007 г., №№ 072641, 078047 от 20.11.2007 г., № 078303 от 21.11.2007г., №№ 072721, 078492 от 22.11.2007 г., №№ 072819, 072834 от 23.11.2007 г., № 080029 от 30.11.2007 г., расписаний движения автобусов по маршрутам №№ 28, 30, 36, письменных пояснений представителя МУП «ЛПАТП», предприятие допустило эксплуатацию принадлежащих ему транспортных средств под управлением водителей Кузнецова А.С., Соломахина Ю.М., Гресь П.В., Незнамова В.В. с нарушением режима труда и отдыха указанных водителей: продолжительность рабочего времени составила более 12 часов, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха - менее 12 часов (т.1, л.д. 8, 11-13, 15-24, 28, 29-59, 76-79, 95-98).
Довод представителя МУП «ЛПАТП» о том, что предприятие в соответствии со ст.ст. 97, 99 Трудового кодекса РФ вправе было привлекать водителей к сверхурочной работе, производя ее оплату в установленном порядке, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий является обязательным.
В силу ч.1 ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно ст.329 Трудового кодекса Российской Федерации (далее Трудовой кодекс РФ) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ Министерством транспорта РФ было разработано Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15, которое устанавливает, что продолжительность рабочего времени водителей должна быть не более 12 часов, междусменного отдыха – не менее 12 часов.
В силу п.23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса РФ.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса РФ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Согласно ст.99 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях: 1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; 2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; 3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: 1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи; 3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Из вышеизложенного следует, что МУП «ЛПАТП» при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии не вправе, а обязано соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, при этом продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 12 часов, рабочего времени - не более 12 часов даже в случае привлечения водителей к сверхурочной работе.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства МУП «ЛПАТП» не было представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного ст.99 ТК РФ порядка привлечения работников к сверхурочной работе.
Согласно п.п. 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 в редакции от 18.07.2000 г. и зарегистрированного в Минюсте РФ 14.05.1997 г. № 1302 (далее Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В соответствии с п.п. 5.7.2., 5.7.3., 5.7.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, режимы труда и отдыха водителей на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Согласно п.7 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В силу ст. 7 Закона Липецкой области «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования в Липецкой области» № 149-ОЗ от 22.12.2004г. (в ред. Закона Липецкой области от 07.12.2005 N 241-ОЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в управлении пассажирским транспортом относится в том числе, организация внутримуниципальных перевозок, согласование расписания движения транспортных средств по регулярным маршрутам.
В соответствии с п. 55 «Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса № 200 от 31.12.1981г., применяемых в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству, расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов.
Как следует из акта проверки № 000090 от 30.11-04.12.2007г., протокола об административном правонарушении № 000170/254 от 04.12.2007г., расписания движения автобусов по маршруту № 50, пояснений представителя МУП «ЛПАТП» в ходе судебного разбирательства, предприятием на момент проведения проверки не было согласовано расписание движения на регулярном автобусном маршруте № 50 с органами местного самоуправления (т.1, л.д. 8, 11-13, 60-64, т.2, л.д. 47-48).
Из сообщения Департамента городского транспорта администрации г. Липецка усматривается, что расписание движения по регулярному автобусному маршруту № 50 было согласовано 29.06.2006 г. (т.1, л.д.144).
Таким образом, вышеназванное расписание на период работы с 29.06.2007 г. должно было быть согласовано предприятием с органами местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства, представитель МУП «ЛПАТП» пояснил о том, что за разработкой расписания движения автобусов по маршруту № 50 для его последующего согласования с Департаментом городского транспорта администрации г. Липецка, предприятие обратилось после проведения проверки 04.12.2007 г. (т.2, л.д. 47-48).
Довод представителя МУП «ЛПАТП» о том, что расписание движения автобусов по маршруту № 50 в 2007 году не следовало согласовывать с органами местного самоуправления, поскольку маршрут не менялся, не может быть принят судом во внимание, поскольку действующее законодательство содержит императивную норму о ежегодном согласовании расписания движения автобусов для городских маршрутов вне зависимости от того, изменялся ли последний либо нет.
В силу п.4.12 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами открытие маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через нерегулируемые железнодорожные переезды, запрещается.
В соответствии с п.5.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители - предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств: не открывают движение на маршруте перевозок; прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения; изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.
Из паспортов автобусных маршрутов №№ 3, 11, 35, акта обследования дорожных условий по маршрутам пассажирского транспорта г. Липецка от 16-18.10.2007 г. усматривается, что регулярные автобусные маршруты №№ 3, 11, 35 проходят через нерегулируемые железнодорожные переезды, движение по которым запрещено (т.1, л.д. 80-84; т.2, л.д. 8-44).
Как следует из акта проверки № 000090 от 30.11-04.12.2007г., протокола об административном правонарушении № 000170/254 от 04.12.2007г., пояснений представителя МУП «ЛПАТП» в ходе судебного разбирательства, предприятие осуществляет перевозки пассажиров по вышеуказанным регулярным автобусным маршрутам (т.1, л.д. 8, 11-13, 95-98).
В ходе судебного разбирательства представитель МУП «ЛПАТП» пояснил, что движение подвижного состава предприятия по городским маршрутам, в том числе №№ 3, 11 и 35, в осенне-зимний период было установлено распоряжением главы администрации г. Липецка от 31.10.2007 г. № 2480-р, что не позволяло им прекратить движение на данных маршрутах (т.1, л.д. 95-98, 131-132).
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как было указано выше, пунктом 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов предусмотрены действия организации в зависимости от обстоятельств в случае выявления на маршруте недостатков в состоянии и оборудовании дорог, угрожающих безопасности дорожного движения, до устранения таких недостатков, в том числе : не открывать движение на маршруте перевозок либо прекратить движение на данном маршруте.
В ходе судебного разбирательства МУП «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» не было представлено доказательств, подтверждающих совершение вышеуказанных действий
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что предприятием не были предприняты все зависящие от него меры для того, чтобы не допустить нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров: не прекращено движение по маршрутам №№ 3, 11 и 35, проходящим через нерегулируемые железнодорожные переезды, до устранения данных недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, от принятия которых наличие распоряжения главы администрации г. Липецка лицензиата не освобождало.
При таких обстоятельствах, следует признать, что выявленные административным органом в ходе проверки факты не соблюдения режима труда и отдыха водителей, не согласования расписания движения автобусов с органами местного самоуправления, осуществления перевозок по регулярным автобусным маршрутам, проходящим через нерегулируемые железнодорожные переезды, образуют в действиях МУП «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Право государственного инспектора Бабкина Д.А. на составление протокола об административном правонарушении предусмотрено ч.ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, приказом Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) № ГК-938фс от 30.10.2007 г. (т.1, л.д. 87).
Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает в качестве отягчающего обстоятельства неоднократное совершение однородного правонарушения в течение года и полагает необходимым назначить Муниципальному унитарному предприятию «ЛПАТП» наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей (т.1,л.д.85).
Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, частью 3 ст. 4.1, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь Муниципальное унитарное предприятие «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие», расположенное по адресу: г.Липецк, ул.Папина, 4а (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 48 № 000316464 от 14.10.2005 г., ОГРН 1054800471450), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Административный штраф может быть уплачен не позднее 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Липецкой области (УГАДН по Липецкой области),
ИНН: 4824000013
КПП:482401001
Расчетный счет: 40101810200000010006
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России
БИК банка: 044206001
КБК: 10611690040040000140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты штрафа в установленный срок выдать Управлению государственного автодорожного надзора по Липецкой области исполнительный лист.
Судья Е. И. Захарова