ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-3641/20 от 16.09.2020 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                          Дело №А36-3641/2020

16 сентября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2020.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления образования и науки Липецкой области, г.Липецк

к Профессиональному образовательному учреждению «Липецкий аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», г.Липецк

об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 48Л01 №0001959, рег.№1763 от 04.07.2018,

при участии в судебном заседании:

от истца: Азовцев А.А. – представитель (доверенность от 16.06.2020 №ЛЗ-1574), Кирина С.Н. – представитель (доверенность от 03.08.2020 №ЛЗ-2033), Зиновьева Е.С. – представитель (доверенность от 15.09.2020 №ЛЗ-2420),

от ответчика: Данковцев В.И. – начальник учреждения (решение учредителя от 23.07.2020, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Управление образования и науки Липецкой области (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Профессиональному образовательному учреждению «Липецкий аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – ПОУ «Липецкий аэроклуб», учреждение, ответчик) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 48Л01 №0001959, рег.№1763 от 04.07.2018.

Определением от 17.06.2020 арбитражный суд принял исковое заявление, возбудил производство по делу №А36-3641/2020.

Определением от 25.08.2020 арбитражный суд назначил дело к судебному разбирательству на 16.09.2020.

В судебном заседании 16.09.2020 представители Управления поддержали требование об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 48Л01 №0001959, рег.№1763 от 04.07.2018

В судебном заседании 16.09.2020 руководитель ПОУ «Липецкий аэроклуб» заявил, что согласен с исковыми требованиями в полном объеме (см. протокол с/з от 16.09.2020).

Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

Управлением образования и науки Липецкой области ПОУ «Липецкий аэроклуб» выдана лицензия №1763 от 04.07.2018 (48Л01 №0001959, срок действия – бессрочно, на осуществление образовательной деятельности - дополнительное образование детей и взрослых (л.д.41-43).

Как следует из представленных доказательств, по результатам проведенной в период с 05.06.2019 по 28.06.2019 плановой выездной проверки ПОУ «Липецкий аэроклуб», оформленной Актом №88 от 28.06.2019, Управлением выявлены нарушения при осуществлении ответчиком образовательной деятельности (л.д.21-31).

С учетом выявленных нарушений требований законодательства об образовании учреждению было выдано предписание №49 от 28.06.2019 об их устранении и представлении отчета об исполнении предписания в срок до 25.12.2019 (л.д.20-24).

В связи с неисполнением предписания №49 от 28.06.2019 руководитель ПОУ «Липецкий аэроклуб» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г.Липецка от 27.02.2020 по делу №5-260/2020 (л.д.32-35, 36-39).

Кроме того, в связи с неисполнением предписания №49 от 28.06.2019 ПОУ «Липецкий аэроклуб» было выдано повторно предписание №49П от27.01.2020 об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании и представлении отчета об исполнении предписания в срок до 27.04.2020 (л.д.7-13).

Также, Управлением издан приказ от 28.01.2020 №103 о запрете с 30.01.2020 приема в ПОУ «Липецкий аэроклуб» (л.д.40).

На основании приказа от 25.03.2020 №88-ЛА Управление приостановило с 25.03.2020 полностью действие лицензии №641 от 06.06.2014 (серия 48ЛО1 №0000761) (л.д.5-6).

Выявленные нарушения требований законодательства об образовании и неисполнение учреждением предписаний №49 от 28.06.2019, №49П от27.01.2020 послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной учреждению лицензии.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании…») установлено, что лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п.2 ст.3); лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п.3 ст.3).

В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании…» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

При этом в силу подп.3 п.4 ст.1 ФЗ «О лицензировании…» в отношении образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») федеральными законами, регулирующими осуществление такого вида деятельности, могут устанавливаться особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании»).

Частью 1 ст.91 ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с ч.1 ст.93 ФЗ «Об образовании» государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер (ч.2 ст.93 ФЗ «Об образовании»).

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований (ч.3 ст.93 ФЗ «Об образовании»).

Согласно ч.6 ст.93 ФЗ «Об образовании» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В силу ч.7 ст.93 ФЗ «Об образовании» в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В соответствии с ч.8 ст.93 ФЗ «Об образовании» до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Материалами дела подтверждается соблюдение Управлением вышеуказанного порядка выдачи учреждению первоначального и повторного предписаний, приостановления действия лицензии и наличие оснований, указанных в                       ч.8 ст.93 ФЗ «Об образовании» для аннулирования лицензии.

При этом вышеуказанные обстоятельства учреждением не оспорены. Доказательства, опровергающие доводы Управления и свидетельствующие о соблюдении требований законодательства об образовании, либо об устранении выявленных нарушений (исполнении предписаний) ПОУ «Липецкий аэроклуб» арбитражному суду не представило.

Напротив в судебном заседании 16.09.2020 руководитель ПОУ «Липецкий аэроклуб» заявил о согласии с исковыми требованиями (см. протокол с/з от 16.09.2020).

В силу ч.2 ст.10 АПК РФ доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

На основании ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При этом введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии, с учетом степени опасности, характера нарушения и его последствий.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц и должна применяться в качестве особой меры государственного воздействия за существенные нарушения.

Арбитражный суд считает, что полное игнорирование учреждением предписаний Управления об устранении выявленных нарушений в образовательной деятельности является существенным и грубым нарушением требований ФЗ «Об образовании». Такое поведение свидетельствует о явном пренебрежительном отношении учреждения к выполнению законных требований государственного органа, а также о невозможности оценить качество и безопасность образовательного процесса, учитывая характер деятельности учреждения (практическое обучение прыжкам с парашютом).  

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает заявление Управления об аннулировании лицензии №641 от 06.06.2014 (серия 48ЛО1 №0000761) на осуществление образовательной деятельности обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании подп.1.1 п.1 ст.337.37 Налогового кодекса РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины и не уплачивало ее при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В силу ч.3 ст.110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных          исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с тем, что заявленное требование удовлетворено в полном объеме, исходя из положений подп.4 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ, с учреждения подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Управления образования и науки Липецкой области удовлетворить.

Аннулировать лицензию №1763 от 04.07.2018 (48Л01 №0001959) на осуществление образовательной деятельности, срок действия – бессрочно, выданную Управлением образования и науки Липецкой области Профессиональному образовательному учреждению «Липецкий аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН 1024840840694).

2. Взыскать с Профессионального образовательного учреждения «Липецкий аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН 1024840840694) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины по истечении десяти дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   А.А. Хорошилов