ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-4293/19 от 29.07.2019 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, д.7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, е-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-4293/2019

05 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 05.08.2019 года

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Левченко Ю.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабининой В.А. рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» в лице Филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, адрес филиала в г.Липецке: <...>)

Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «16 микрорайон» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, каб. 1)

об урегулировании разногласий при заключении договора ресурсоснабжения №20089 от 22.08.2018г.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель, доверенность №ЛГ-07/2019 от 09.01.2019г.,

от ответчика: ФИО2 – представитель, доверенность от 09.01.2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Квадра – Генерирующая компания» (далее – ПАО «Квадра», истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «16 микрорайон» (далее – ООО «УК «16 микрорайон», ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения №20089 от 22.08.2018г, котором просило принять пункты 1.1, 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 договора в редакции ПАО «Квадра».

Определением от 22.04.2019 г. исковое заявление принято к производству.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик просил в иске отказать, указал на нарушение шестимесячного срока на обращение в суд, просил согласовать спорные условия договора в своей редакции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ООО «УК «16 микрорайон» является управляющей компаний в отношении многоквартиного дома №12 по улице Мичурина города Липецка. 22.08.2018г. ответчик обратился к ПАО «Квадра» с предложением заключить договор ресурсоснабжения в отношении указанного дома.

18.09.2018г. ПАО «Квадра» направило в адрес ответчика проект договора ресурсоснабжения № 20089 от 22.08.2018г. (далее-Договор) в отношении указанного многоквартирного дома.

03.10.2018г. истцом был получен подписанный Договор с протоколом разногласий (письмо от 03.10.2018г.).

ПАО «Квадра», в свою очередь, письмом от 25.10.2018 № АБ-315/12446 направило ответчику протокол согласования разногласий от 03.09.2018г. к Договору, в котором часть разногласий согласовало. Письмом от 26.11.2018г. № 40-03-04 ответчик предложил подписать протокол разногласий к протоколу согласования разногласий.

Отсутствие между сторонами согласованной позиции по пунктам 1.1, 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 Договора послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 2 статьи 432 ГК РФ закреплено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно части 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11 по делу №А76-15904/2010 изложен правовой подход по рассмотрению преддоговорных споров, согласно которому при рассмотрении таких споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора, при уклонении от заключения договора, а также при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению.

Если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее – Правила №124) ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил № 124).

Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 2 АПК РФ), следовательно, результатом разрешения преддоговорного спора является такой судебный акт, которым отношениям сторон будет придана правовая определенность и все существенные условия договора будут определены либо соглашением сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ), либо решением суда (статья 446 ГК РФ).

Ответчик в своих возражениях сослался на пункт 2 статьи 446 ГК РФ, в силу которого разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается, что 03.10.2018г. ответчик направил в адрес истца подписанный Договор с протоколом разногласий (письмо от 03.10.2018г.). Истец, в свою очередь, письмом от 25.10.2018 № АБ-315/12446 направил ответчику протокол согласования разногласий от 03.09.2018г. к Договору, в котором часть разногласий согласовал. Однако, ответчик с предложенной редакцией Договора не согласился, о чем свидетельствует письмо от 26.11.2018г. № 40-03-04.

Исковое заявление подано в суд 15.04.2019г., что подтверждено штампом суда на исковом заявлении.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае, срок, установленный законодателем, истцом не пропущен.

В абзаце 11 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъяснено, что ГК РФ не решает вопрос о том, вправе ли сторона, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда, однако если они были переданы, а контрагент представил в суд свои предложения по условиям договора, то в этом случае арбитражный суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон. По смыслу указанного разъяснения представление другой стороной предложений по условиям заключаемого договора квалифицирует иск как преддоговорный, переданный суду по соглашению сторон.

Ответчик в отзыве на иск от 24.05.2019г. представил свои предложения по редакции пунктов 1.1, 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2, в этой связи суд считает, что спор по настоящему делу передан на рассмотрение по соглашению сторон.

Разрешая спор, возникший при заключении или изменении договора, суд, основываясь на статье 131 АПК РФ, должен рассмотреть доводы сторон, касающиеся содержания отдельных условий договора, принять условия, соответствующие законодательству и отвечающие балансу интересов сторон и, при необходимости, восполнить недостающие условия договора.

Истец просит согласовать пункт 1.1. Договора в следующей редакции: «1.1. В соответствии с настоящим договором Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее – Потребители), находящихся в управлении Исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), в том числе коммунальный ресурс в части превышения объема, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления (сврхнормативный коммунальный ресурс), а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сверхнормативный коммунальный ресурс, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.

Местом исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями Ресурсоснабжающей организации».

Ответчик полагает, что пункт 1.1. Договора следует согласовать в следующей редакции: «1.1. В соответствии с настоящим договором Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее – Потребители), находящихся в управлении Исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), рассчитанный исходя из нормативов потребления, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанную исходя из нормативов потребления, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.

Местом исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе соединения коллективного общедомового прибора учета, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями Ресурсоснабжающей организации».

В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающую в себя: плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт; плату за содержание жилого помещения.

Состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен в результате принятия Федерального закона от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №176-ФЗ). Указанным федеральным законом расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме были исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (часть 2 статьи 154, части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 176-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ измененные положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498, нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года с учетом положений данного Постановления № 1498.

В силу пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса является существенным условием договора ресурсоснабжения.

Как указано в подпунктах «а», «г» пункта 21 Правил №123 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. №1498, от 29.06.2016г. № 603), при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (подпункт «а»).

В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем (подпункт «г»).

Таким образом, с учетом внесенных изменений в жилищное законодательство и законодательство, регулирующее поставку коммунальных ресурсов, с 01.01.2017г. нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются для потребителей коммунальных услуг, но не для управляющих организаций. Управляющие организации в полном объеме оплачивают ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома, и получают от потребителей возмещение указанных расходов в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Понятие «свернормативный коммунальный ресурс» в отношении коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества многоквартирного дома, утратило правовое значение.

Обязанность соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов» непосредственно установлена пунктом 1 ст. 539 ГК РФ, согласно которому по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Местом исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с тепловыми сетями Ресурсоснабжающей организации, что не противоречит положениям пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491, согласно которому внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

С учетом изложенного п.1.1 Договора следует принять в следующей редакции: «1.1. В соответствии с настоящим договором Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее – Потребители), находящихся в управлении Исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.

Местом исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями Ресурсоснабжающей организации».

Истец просит принять пункт 1.2. Договора в следующей редакции: «Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее по тексту - Правила), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. №124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034 (далее по тексту – Правила учета), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ».

Ответчик предлагает иную редакцию указанного пункта, а именно: «Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, Федеральным законом от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку все указанные истцом нормативные правовые акты регулируют отношения, возникшие между сторонами, пункт 1.2. следует принять в редакции истца.

Разногласия сторон по пунктам 4.1.12, 4.2.9., 4.3.17, 5.1., 6.3., 6.11 Договора также относятся к порядку определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества многоквартирного дома, и порядка его оплаты и основаны на тех же доводах, что и разногласия по пункту 1.1. Договора. В связи с чем, руководствуясь приведенными выше мотивами, суд принимает пункты 4.1.12, 4.2.9, 4.3.17, 5.1., 6.3 в редакции, предложенной истцом, исключив из нее указание на «свернормативный коммунальный ресурс».

Кроме того, из пункта 6.11. в предложенной истцом редакции суд полагает необходимым исключить положение о том, что в случае невозврата исполнителем УПД в установленный срок такой документ считается согласованным сторонами и не может быть оспорен, поскольку указанное положение ограничивает право ответчика оспаривать представленные истцом документы с точки зрения объема и качества поставленного ресурса.

Таким образом, пункт 6.11. суд полагает необходимым принять в следующей редакции: «6.11. Оплату за потребленные коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исполнитель производит ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежного документа. Оплата по настоящему договору и выставленным платежным документам производится Исполнителем платежными поручениями по реквизитам Ресурсоснабжающей организации, указанным в договоре, с обязательным указанием номера договора, суммы и периода, за который производится платеж, номера счета, назначения платежа. При отсутствии или неполном указании данных сведений в платежных поручениях Ресурсоснабжающая организация относит платеж на исполнение ранее наступивших обязательств. Оплата считается произведенной только после зачисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации.

В случае отказа от признания потребления указанного в УПД количества коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Исполнитель оплачивает в установленный настоящим договором срок стоимость признаваемого количества потребленных коммунальных ресурсов. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае недостижения такого соглашения – в судебном порядке».

Истец просит не дополнять Договор пунктом 4.1.14 и принять пункт 4.3.6. (раздел 4.3 «Исполнитель обязуется») в следующей редакции: «4.3.6. Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета в установленные нормативными документами сроки. При обнаружении неисправности приборов учёта, принадлежащих Исполнителю, или их не соответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и письменно уведомить в течение суток Ресурсоснабжающую организацию обо всех случаях неисправности коллективных (общедомовых) приборов учета и схем коммерческого учета, необходимости их ремонта, нарушения целостности пломб на них, а также об истечении межповерочного срока приборов учета. Обеспечить доступ представителям Ресурсоснабжающей организации для проведения работ по вводу в эксплуатацию, а также периодической проверке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии с составлением акта в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и присутствие представителя Исполнителя при проведении указанных работ. Выполнять требование Ресурсоснабжающей организации по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с действующим законодательством РФ», а также пункт 4.3.28 в следующей редакции: «4.3.28. Устанавливать общедомовые приборы учета в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета».

Ответчик, полагая, что у него отсутствует обязанность по установке, ремонту и замене общедомовых приборов учета, предлагает пункт 4.3.28 исключить полностью, из пункта 4.3.6 исключить обязанность исполнителя производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета и дополнить раздел Договора 4.1. «Ресурсоснабжающая организация обязуется» пунктом 4.1.14. следующего содержания: «Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета в установленные нормативными документами сроки. Выполнять требование исполнителя по замене неисправных приборов учета (в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)».

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона об энергоснабжении) до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Из правовых положений статей 161 и 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил №491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из содержания подпунктов «б», «ж» пункта 10, подпункта «к» пункта 11, подпункта «а» пункта 28 Правил №491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Положения пункта 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении обязывает ресурсоснабжающие организации осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, за плату и на основании договора, который заключается с ресурсоснабжающей организацией по инициативе заинтересованного лица. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, но не имеют обязанности делать это по своей инициативе, за исключением случаев, когда собственники жилых помещений не исполнят свою обязанность по установке (замене) прибора учета в установленный срок (пункт 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении).

Таким образом, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной и горячей воды в таких домах возложена на лиц, ответственных за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, а положения пунктов 9, 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении не прекращают обязанности управляющей организации принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Управляющая организация в силу своего статуса должна принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2016г. №305-ЭС16-3833.

При таких обстоятельствах, оснований для урегулирования разногласий, возникших между сторонами при заключении Договора, путем изложения пункта 4.3.6 в редакции ответчика и исключения из договора пункта 4.3.28 не имеется.

Проанализировав редакции пунктов 4.3.6 и 4.3.28 Договора, суд пришел к выводу, что возникшие между сторонами разногласия подлежат урегулированию путем изложения пунктов 4.3.6 и 4.3.28 договора в редакции истца ввиду соответствия ее положениям пунктов 1, 2, 5, 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункта 1 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

Пункт 4.1.14 в предложенной ответчиком редакции следует из Договора исключить, поскольку от противоречит приведенным нормам.

Истец просил согласовать пункт 11.2. Договора в следующей редакции: «Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с действующим законодательством РФ».

Ответчик просил указанный пункт из Договора исключить, каких-либо доводов в обоснование данной позиции не привел.

Поскольку предложенная истцом редакция соответствует действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов ответчика не нарушает, суд полагает необходимым согласовать пункт 11.2 Договора в предложенной истцом редакции.

Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При обращении с иском истец уплатил государственную пошлину в сумме 6000 руб., что соответствует с требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 6000 руб.

Руководствуясь статьями 165-170, 174, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Урегулировать разногласия, возникшие между публичным акционерным обществом «Квадра – Генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, адрес филиала в г.Липецке: <...>) и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управляющая компания «16 микрорайон» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, каб. 1) при заключении договора ресурсоснабжения № 20089 от 22.08.2018г., приняв пункты договора в следующей редакции:

«1.1. В соответствии с настоящим договором Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее – Потребители), находящихся в управлении Исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.

Местом исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями Ресурсоснабжающей организации.

1.2. Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее по тексту - Правила), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. №124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034 (далее по тексту – Правила учета), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.

4.1.12. По итогам расчетного месяца направлять Исполнителю информацию по объемам потребления в разрезе каждого дома и квартиры по ИПУ и нормативному потреблению и следующие документы: счет и универсальный передаточный документ за поставленные коммунальные ресурсы (далее УПД) для оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, одним из способов: посредством почтовой связи, электронной почты, интернета (личный кабинет), нарочным, факсом.

4.1.14 –исключить.

4.2.9. Требовать от Исполнителя внесения платы за потребленные коммунальные ресурсы.

4.3.6. Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета, в установленные нормативными документами сроки. При обнаружении неисправности приборов учёта, принадлежащих Исполнителю, или их не соответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и письменно уведомить в течение суток Ресурсоснабжающую организацию обо всех случаях неисправности коллективных (общедомовых) приборов учета и схем коммерческого учета, необходимости их ремонта, нарушения целостности пломб на них, а также об истечении межповерочного срока приборов учета. Обеспечить доступ представителям Ресурсоснабжающей организации для проведения работ по вводу в эксплуатацию, а также периодической проверке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии с составлением акта в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и присутствие представителя Исполнителя при проведении указанных работ. Выполнять требование Ресурсоснабжающей организации по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.3.17. Сообщить за 30 (тридцать) дней до прекращения деятельности письменно в Ресурсоснабжающую организацию о расторжении настоящего Договора и провести полный расчёт за коммунальный ресурс.

4.3.28. Устанавливать общедомовые приборы учета в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета.

5.1. Количество поставленных коммунальных ресурсов определяется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.3. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно направляет Исполнителю счет и УПД за расчетный период для оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

6.11. Оплату за потребленные коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исполнитель производит ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежного документа. Оплата по настоящему договору и выставленным платежным документам производится Исполнителем платежными поручениями по реквизитам Ресурсоснабжающей организации, указанным в договоре, с обязательным указанием номера договора, суммы и периода, за который производится платеж, номера счета, назначения платежа. При отсутствии или неполном указании данных сведений в платежных поручениях Ресурсоснабжающая организация относит платеж на исполнение ранее наступивших обязательств. Оплата считается произведенной только после зачисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации.

В случае отказа от признания потребления указанного в УПД количества коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Исполнитель оплачивает в установленный настоящим договором срок стоимость признаваемого количества потребленных коммунальных ресурсов. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае недостижения такого соглашения – в судебном порядке.

11.2. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с действующим законодательством РФ».

Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «16 микрорайон» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, каб. 1) в пользу Публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, адрес филиала в г.Липецке: <...>) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья Ю.М.Левченко