ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-4455/19 от 21.10.2019 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: i№fo@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело № А36-4455/2019

28 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2019 года

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Левченко Ю.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» (ОГРН 1074823021591, ИНН 4826036760, г. Липецк, ул.Петра Смородина, д. 11)

к заинтересованному лицу: Государственная жилищная инспекция Липецкой области, (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, г. Липецк, ул. Советская, д. 3, офис 414)

о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 20.03.2019 г. №1089,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Черных Т.А. – представитель, доверенность от 01.08.2017г.,

от заинтересованного лица: Новичкова Л.Н. – представитель, доверенность от 09.01.2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» (далее – ООО УК «Городок», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее – Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 20.03.2019 г. №1089.

Определением от 23.04.2019г. арбитражный суд принял заявление общества и возбудил производство по делу.

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленного требования, полагая, что заявитель производит расчет платы коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, с нарушением установленного порядка, следовательно, основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют.

Арбитражный суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующее.

Как следует из материалов дела, 19.02.2019г. в адрес заинтересованного лица поступила информация Управления Жилищно-коммунального хозяйства о нарушении заявителем установленных жилищным законодательством обязательных требований при управлении многоквартирным домом № 2 по ул.Стаханова г.Липецка.

20.02.2019г. Инспекцией издано распоряжение (приказ) № 2794 о проведении в отношении ООО УК «Городок» внеплановой документарной проверке фактов, изложенных в названном обращении.

В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной Инспекцией, установлено, что заявитель осуществляет управление многоквартирным домом №2 по ул.Стаханова г.Липецка (далее – спорный МКД).

В расчетах размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества спорного МКД, заявитель в составе общего имущества учитывает площади чердачных помещений в размере 2506,8 кв.м, в том числе: чердачные помещения 3, 4, 5 подъездов общей площадью 836,5 кв.м и чердачные помещения 6, 7, 8 подъездов общей площадью 909,8 кв.м.

Расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества МКД, в период с июня 2018г. по январь 2019г. производится по нормативу потребления в целях содержания общего имущества МКД, в составе общего имущества также учитываются площади чердачных помещений в полном объеме.

При этом высота чердачных помещений 3, 4, 5 подъездов составляет 1,7 м, высота чердачных помещений 6, 7, 8 подъездов составляет 1,75 м, что, по мнению Инспекции исключает возможность учета данных помещений в составе общего имущества МКД.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки №2836 от 20.03.2019г. и вынесено предписание №1089 от 20.03.2019г., которым заявителю предписано в срок до 24.05.2019г. с 01.01.2017г.исключить при расчете размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома № 2 по ул.Стаханова г.Липецка из состава площадей мест общего пользования площадь чердака согласно экспликации к поэтажному плану 3, 4, 5 подъездов площадью 836,5 кв.м. и чердака 6, 7, 8 подъезда площадью 909,8 кв.м; выполнить перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества за период с июня 2018 года по январь 2019 года жителям многоквартирного дома № 2 по ул.Стаханова г.Липецка, исключив из состава площадей мест общего пользования площадь чердака согласно экспликации к поэтажному плану 3, 4, 5 подъездов площадью 836,5 кв.м. и чердака 6, 7, 8 подъезда площадью 909,8 кв.м.

Заявитель, полагая указанное предписание неправомерным, создающим препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы заявителя, пояснения заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены требования к техническому плану здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Согласно части 13 указанной статьи форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Требования к определению площади здания, сооружения и помещения утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016г. №90 (далее – Требования № 90). В соответствии с Приложением Б Свода правил №54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденного приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010г. №778 (далее - СП N 54.13330.2011), пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является. Согласно пункту 1.6 Приложения В СП N 54.13330.2011 подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.

Таким образом, вывод Инспекции о том, что чердачные помещения 3, 4, 5 подъездов спорного МКД общей площадью 836,5 кв.м и чердачные помещения 6, 7, 8 подъездов общей площадью 909,8 кв.м, не являются самостоятельным этажом, соответствует закону.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для исключения их из состава общего имущества МКД.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 1).

Согласно части 2статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Статьей 36 ЖК РФ предусмотрен более подробный перечень общего имущества МКД, в который включаются:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Следовательно, статья 36 ЖК РФ прямо указывает, что чердаки и технические этажи входят в состав общего имущества МКД. Аналогичные правила установлены пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491.

Актом осмотра помещений от 16.10.2019г., проведенного совместно представителями заявителя и Инспекции во исполнение определения суда от 25.09.2019г., подтверждается, что в спорных помещениях располагаются система освещения технического этажа, контур защитного заземления, система ливневой канализации, инженерные сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и машинные помещения лифтов.

С учетом изложенного, указанные помещения входят в состав общего имущества МКД в соответствии со статьей 36 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ).

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306 (далее - Правила №306), определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Так, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле, указанной в пункте 9 Приложения №1 к Правилам №306.

Согласно данной формуле, для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая определяется согласно статье 36 ЖК РФ.

Таким образом, законных оснований для исключения чердачных помещений 3, 4, 5 подъездов спорного МКД общей площадью 836,5 кв.м и чердачных помещений 6, 7, 8 подъездов общей площадью 909,8 кв.м из расчета размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества спорного МКД.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области 20.03.2019 г. №1089 является незаконным, требование заявителя о признании его недействительным подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб., что соответствовало пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом итога рассмотрения заявления, указанные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 20.03.2019 г. №1089.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Липецкой области, (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, г. Липецк, ул. Советская, д. 3, офис 414) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» (ОГРН 1074823021591, ИНН 4826036760, г. Липецк, ул.Петра Смородина, д. 11) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья Ю.М.Левченко