Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Липецк | Дело № А36-4818/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2015г., в полном объеме решение изготовлено 10.12.2015г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Липецкой области о признании незаконным решения №19 от 30.03.2015г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, ФИО3, ФИО4 – представители по доверенности от 07.10.2014г.,
от МИФНС: ФИО5 – главный специалист-эксперт, доверенность от 20.07.2015г.; № 03-22/47, ФИО6 – главный госналогиснпектор, доверенность от 20.07.2015г. № 03-22/48, ФИО7 - старший госналогиснпектор, доверенность от 20.07.2015г. № 03-22/49,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения № 19 от 30.03.2015г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом заявитель указывает, что она правомерно применяла ЕНДВ в части оказания услуг по перевозке грузов; фактически ею не исполнялись договоры на организацию перевозки грузов и экспедиционные услуги. Документов, подтверждающих оказание услуг по организации перевозки грузов (логистика) и экспедированию в материалах дела не имеется. ИП ФИО1 получала на свой расчетный счет денежные средства исключительно за перевозку грузов, оплата ее услуг производилась без НДС. Кроме того, по мнению заявителя, налоговым органом неправомерно доначислен налог по УСН с объектом «доходы», поскольку фактически ею применялся упрощенный режим с объектом «доходы минус расходы». При подобном подходе к определению налогового обязательства, нарушается принцип экономической оправданности налогового бремени.
Представители налогового органа против удовлетворения заявленных требований возражали, представив в материалы дела письменный отзыв с дополнениями и материалы проверки. По мнению инспекции, установленные в ходе проверки обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что предприниматель не осуществлял перевозки грузов, а оказывал транспортно- экспедиционные услуги, то есть деятельность, подлежащую обложению УСН; фактически перевозку осуществляли иные лица на своих транспортных средствах; в собственности Предпринимателя не имелось достаточного количества грузовых транспортных средств, позволяющих оказать услуги по перевозке. Перевод на УСН произведен в соответствии с заявлением ФИО1 о применении данной системы налогообложения, в котором указан объект «доходы».
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее.
МИФНС России №7 по Липецкой области была проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО8 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания всех налогов за период с 01.01.2011г. по 31.11.2013г. Результаты проверки оформлены актом № 60 от 10.12.2014г. (см. л.д. 10-44 т.1).
Решением № 19 Заместителя руководителя МИФНС России № 7 по Липецкой области от «30» марта 2015 года заявителю было предложено уплатить недоимку по УСН в сумме 2 609 534 руб. 52 коп., пени по УСН в сумме 385 748 руб. 45 коп., предприниматель привлечен к ответственности за неуплату УСН по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 260 953 руб. 46 коп. с учетом положений ст. 114 НК РФ (см. л.д. т.1).
Не согласившись с принятым ненормативным актом, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением № 54 от 22.05.2015г. заместителя руководителя УФНС России по Липецкой области апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения (см. л.д. 76-90 т.1).
Считая решение налогового органа незаконным и необоснованным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Как установлено материалами дела, ФИО1 в проверяемый период применяла систему налогообложения в виде ЕНВД по виду деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов на принадлежащих ему на праве собственности транспортных средствах, а также с привлечением иных перевозчиков.
В силу подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Доначисление налогов по УСН, пеней и применение налоговой ответственности основано на выводе инспекции о том, что осуществляемая предпринимателем деятельность не подпадает под действие п. 4 ст. 346.26 НК РФ.
Договорные отношения в сфере автотранспортных услуг регулируются гл. 40 ГК РФ.
Согласно ст. 784, 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Предметом договора перевозки является оказание услуги, под которой закон понимает совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, а именно: осуществление деятельности по доставке груза, пассажиров, багажа из одного пункта в другой при помощи транспортного средства. При этом транспортное средство не выбывает из владения и пользования перевозчика.
Следует обратить внимание, что оказание услуг по перевозке грузов предполагает деятельность, опосредующую перемещение согласованного сторонами определенного объекта (груза) из одного пункта в другой и указанные обстоятельства подлежат установлению с учетом выяснения действительной общей воли сторон и их конкретных фактических взаимоотношений при исполнении условий заключенного гражданско-правового договора.
Одной из отличительных особенностей договора перевозки груза согласно ст. 785 ГК РФ является ответственность за сохранность груза и его доставку получателю.
Согласно ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 названного Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" установлено, что этим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).
В соответствии с пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
На основании пункта 5 Правил экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с пункта 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются в письменной форме.
При этом в пункте 6 Правил отмечено, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 этих Правил.
В соответствии с пунктом 4.2. ГОСТа Р 52298-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст) транспортно-экспедиторские услуги оказывают на основании договора, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или услуг отдельных видов.
В силу положений пункта 3.1 указанного ГОСТа услуги оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; оформление документов, прием и выдача грузов; завоз-вывоз грузов; погрузочно-разгрузочные и складские услуги; информационные услуги; подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; страхование грузов; платежно-финансовые услуги; таможенное оформление грузов и транспортных средств; прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Таким образом, транспортная экспедиция включает более широкий перечень выполняемых работ, чем перевозка грузов.
В силу ст. 431 ГК РФ буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом; квалификация правоотношений осуществляется с учетом фактического исполнения обязательств сторонами.
Согласно представленным документам перевозку груза для ИП ФИО1 осуществляли индивидуальные предприниматели (автовладельцы) на собственном транспорте (см. список на л.д. 49-50 т.1 мотивировочной части решения налогового органа). При этом ИП ФИО1 заключала с каждым из них договор перевозки грузов (см., например, л.д. 77-78 т.13). После осуществления перевозки груза, подтверждения доставки груза сторонами подписывались акты и ИП ФИО1 производила оплату за оказанные транспортные услуги. Следует обратить внимание, что размер оплаты ИП ФИО1 в адрес индивидуальных предпринимателей был абсолютно идентичен стоимости оплаченных в ее адрес услуг по перевозке грузов со стороны заказчиков (ОАО «ДСК «Автобан», ПК «Майолика», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Трансстроминвест»).
При допросе в качестве свидетелей указанные предприниматели подтвердили, что осуществляли грузоперевозки по мере необходимости и по просьбе ИП ФИО1 на собственном транспорте. Договоры аренды транспортных средств с ИП ФИО1 не заключались. Расчет за оказанные услуги производился в наличной и безналичной форме.
Из материалов дела усматривается, что ИП ФИО1 является исполнителем по договорам на оказание услуг по перевозке заказчикам - ОАО «ДСК «Автобан», ПК «Майолика», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Трансстроминвест», предметом которых является перевозка грузов. Соответствующие правоотношения были предметом встречных проверок (договоры, транспортные накладные, акты на выполнение работ-услуг приобщены к материалам дела).
Анализ условий данных договоров (см., например, л.д. 1147-158 т.13) позволяет сделать вывод о том, что предмет включает в себя непосредственно перевозку груза, при этом ИП ФИО1 является ответственным по доставке груза из пунктов загрузки в пункты назначения и за сохранность груза.
Проверкой на основании анализа расчетных счетов налогоплательщика установлено, что ФИО1 поступили денежные средства, в том числе от ОАО «ДСК «Автобан», ПК «Майолика», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Трансстроминвест», которые частично снимались с расчетного счета наличными, а также перечислялись индивидуальным предпринимателям за оказанные транспортные услуги.
Выполненные работы приняты от ИП ФИО1 по актам. Оплата за услуги по перевозке груза полностью перечислена на счет предпринимателя.
Аналогичным образом сторонами оформлялись услуги по перевозке грузов, осуществляемые как посредством собственных транспортных средств, так и привлеченных.
Ранее судом приводились нормы статьи 784 ГК РФ, согласно которой, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной; форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 2 статьи 8 названного Устава). При этом в силу пункта 5 статьи 8 Устава автомобильного транспорта договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя; обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 6 статьи 8).
В свою очередь договор об организации перевозок грузов заключается при необходимости осуществления систематических перевозок грузов (статья 10 Устава автомобильного транспорта). В договоре об организации перевозок согласовываются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
В соответствии со статьей 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Из положений статьи 801 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, следует, что предметом договора транспортной экспедиции (в части обязательств на стороне экспедитора) являются выполнение или организация выполнения экспедитором разнообразных операций и услуг, связанных с перевозкой грузов. При этом перевозка грузов не рассматривается в качестве самостоятельного обязательства.
Само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием для причисления его к договору перевозки или договору транспортной экспедиции, основное значение имеет смысл договора, его содержание и фактическое исполнение обязательств сторонами, которое подтверждается первичными документами.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, в частности, товарной накладной по форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (при автомобильных перевозках), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Согласно п. 2 Инструкции Минфина СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т.
В случае, когда доставка ТМЦ осуществляется автомобильным транспортом независимо от того, кто доставляет товар - покупатель, продавец или сторонняя организация, оформление товарно-транспортной накладной (ТТН) является обязательным условием.
Унифицированная форма N 1-Т "Товарно-транспортная накладная" утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, утвержденным постановлением Госкомстата России N 78, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на каждого грузополучателя с обязательным заполнением всех реквизитов.
Транспортный раздел товарно-транспортной накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у фирмы-грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и служит основанием для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспортного средства, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя.
В соответствии с п. 9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон перевозки помимо договоров и актов оформлялись транспортными накладными, которые были представлены к проверке. Анализ соответствующих разделов демонстрирует, что они содержат конкретные даты оказания услуг; номера автомобилей, на которых осуществлялась перевозка грузов; фамилии лиц, осуществлявших перевозку грузов; наименование и количество перевозимого груза, пункт отправления и пункт назначения груза; при этом вне зависимости от использования собственных либо привлеченных транспортных средств ответственность за сохранность груза несет ИП ФИО1
Путевые листы не представлены к проверке по причине их несоставления.
Следует обратить внимание, что в оспариваемом решении налогового органа делается вывод об оказании ИП ФИО1 транспортно-экспедиционных услуг, в решении по апелляционной жалобе акцент сделан на правоотношения по организации перевозок. Очевидно, что налоговым органом данные понятия смешиваются. Тем не менее, исходя из смысла нормы ст. подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не следует запрета на привлечение транспортных средств третьих лиц, если они прямо используются для перевозки грузов.
Из представленных доказательств не следует, что ИП ФИО1, оказывала транспортно-экспедиционные услуги, поскольку сторонами не оформлялись необходимые документы, а также ей не оплачивалось соответствующее вознаграждение.
В силу ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган должен доказать законность и обоснованность доначислений по результатам проверки как по праву, так и по размеру.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, то обстоятельство, что в договорных отношениях с заказчиком состояла непосредственно ИП ФИО1, последствия неисполнения принятых на себя обязательств несла именно она, количество использованных для перевозки транспортных средств не превышает 20, суд признает вывод налогового органа о неправомерном применении ЕНВД ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а суд признал правомерным применение режима налогообложения –ЕНВД, основания для начисления отсутствуют.
По результатам анализа представленных сторонами доказательств и пояснений по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным требования удовлетворить.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку в рассматриваемом случае заявленные требования общества были удовлетворены, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в размере 3300 рублей.
Руководствуясь статьями 101-110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) Решение № 19 от 30.03.2015г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обязать МИФНС России № 7 по Липецкой области устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Взыскать с МИФНС России № 7 по Липецкой области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3300 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Е.В. Бессонова