ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-5213/16 от 12.09.2016 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого д.7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк

Дело № А36-5213/2016

16 сентября 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября  2016 года.

Полный текст решения изготовлен 16 сентября  2016 года.

Арбитражный суд Липецкой  области в составе судьи Никоновой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Бахаевым М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области № 058V12160000183 от 07.04.2016.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.04.2016 г.,

от заинтересованного  лица: ФИО2 – представитель  по доверенности от 17.03.2016 г.,

УСТАНОВИЛ:

Совет депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее – заявитель,  Совет  депутатов) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее – заинтересованное  лицо, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области  № 058V12160000183 от 07.04.2016 г.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель заинтересованного  лица возражал против заявленных требований.

         Изучив материалы дела, выслушав участников процесса по существу спора, суд установил следующее.

         Пенсионным фондом проведена выездная проверка Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации по вопросам соблюдения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г. Результаты проверки отражены в акте от 29.02.2015г. № 058 001 16 АВ 0000062 (л.д. 6 – 16 т.  1).

         Советом депутатов на вышеуказанный акт в адрес Пенсионного фонда было передано возражение от 21.03.2016 г. № 7, зарегистрированное УПФР вх. № 3626 от 21.03.2016 г. (л.д.  17,  18 т.  1).

         Рассмотрев акт проверки и возражения страхователя, Пенсионным фондом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.04.2016 № 058 V 12160000183, которым Совет депутатов привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 980,53 руб., а также к ответственности, предусмотренной абзацем 3 ст. 17 Закона Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 4732,23 руб.                            (л.д. 21-31  т.  1).

        Кроме того, этим решением Совету депутатов начислена к уплате недоимка по страховым взносам в сумме 4902,63 руб., пени в сумме 211,70 руб. Основанием для принятия названного решения послужили выводы Пенсионного фонда о неправомерном невключении страхователем в объект обложения страховыми взносами компенсации сотрудникам стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации в период отпуска.

         В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

         Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

          В пункте 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

         Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

         В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

         Как указано в статье 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

         Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

          Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при исполнении государственных или общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

 В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 53 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные государственные гарантии.

В статье 7 Закона Липецкой области от 05.01.2000 № 61-ОЗ «О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области»  государственным гражданским служащим Липецкой области  установлена дополнительная государственная гарантия в виде оплаты проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено  и не отрицается заинтересованным лицом, что сотрудники заявителя (ФИО3 Л .И. и ФИО4)  являлись муниципальными служащими, поэтому на них распространялось действие законодательных актов Липецкой области, в частности, статьи 7  Закона Липецкой области от 30.11.2000 № 124-ОЗ «О денежном содержании и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области, и лиц, замещающих должности муниципальной службы Липецкой области», устанавливающей дополнительные государственные гарантии муниципальным служащим.

В статье 3 Закона Липецкой области от 30.12.2005 № 257-03 «О социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления Липецкой области», выборным должностным лицам местного самоуправления Липецкой области установлена дополнительная гарантия в виде оплаты проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации.

Председатель Совета депутатов являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, поэтому па него  распространяется действие статьи 3 Закона Липецкой области от 30.12.2005 № 257-03 «О социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления Липецкой области».

Установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации компенсации направлены на восполнение муниципальному служащему (выборному должностному  лицу местного самоуправления) его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей).

При таких обстоятельствах, следует признать, что компенсация сотрудникам заявителя расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации относится к компенсации, предусмотренной подпунктом  «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в связи с чем, не подлежат обложению страховыми взносами.

Кроме того, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ  в силу следующего.

 На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к числу обязанностей страхователей, в том числе, отнесено представление в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), который является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан, в том числе, в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) перечисленные в данной норме сведения, в том числе, сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования и сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Предусмотренная абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ ответственность применяется к страхователям, в том числе, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011, от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.

Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

При названных обстоятельствах решение УПФР № 058V12160000183 от 07.04.2016  следует признать незаконным в полном объеме.

Поскольку при обращении в суд заявитель не уплачивал госпошлину в связи с наличием льготы, оснований для распределения судебных расходов в данной части не имеется.

         Руководствуясь статьями 101-110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области                    № 058V12160000183 от 07.04.2016.

Обязать  Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>) восстановить  нарушенные  права   и  законные интересы Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья                                                                                       Никонова Н. В.