Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2020 г.
Решение в полном объёме изготовлено 07.12.2020 г.
г. Липецк Дело № А36-5412/2020
«07» декабря 2020 года
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.,
при участии в рассмотрении дела и ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баевой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление арбитражного управляющего ФИО1, г. Липецк
о признании незаконными действий ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Липецкой области ФИО2, выразившихся в непосредственном обнаружении данных указывающих на наличие административного правонарушения при проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, при отсутствии оснований для их проведения, вне осуществления государственного контроля (надзора);
о признании незаконным определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.07.2020 г.;
о признании незаконным определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 15.07.2020 г.
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, г.Липецк
при участии в заседании:
от заявителя:– ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций ФИО2 (доверенность от 30.06.2000 года).
от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1.(паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными действий ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Липецкой области ФИО2, выразившихся в непосредственном обнаружении данных указывающих на наличие административного правонарушения при проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, при отсутствии оснований для их проведения, вне осуществления государственного контроля (надзора); о признании незаконным определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.07.2020 г.; о признании незаконным определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 15.07.2020 г.
В судебном заседании 16.12.2019 г., представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении от 30.07.2020 года и дополнительном обосновании к заявлению от 13.11.2020 года и просил суд:
- признать действия ведущего специалиста – эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Липецкой области ФИО2, по осуществлению контроля (надзора), проверки профессиональной деятельности арбитражного управляющего ФИО1 со ссылкой, как непосредственное обнаружение данных, указывающих на наличие административного правонарушения совершённое ФИО1, не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации – незаконными.
- признать недействительным определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.07.2020 года и определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 15.07.2020, составленных незаконно, за пределами полномочий должностного лица их составившего, т.к. нарушают его права и законные интересы, незаконно возлагают на него обязанности нести финансовые расходы в ходе проверки
Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения требований заявителя, по основаниям, изложенным в отзывена заявление от 27.08.2020 года.
Уточнённые требования заявителя суд принял к рассмотрению по существу.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд пришел к следующему выводу:
В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правовой позиции заинтересованного лица, изложенной в отзыве на заявление от 27.08.2020 года следует, что Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 утверждена структура федеральных органов государственной власти.
На основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (далее - Положение № 457), Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Должностные лица Росреестра составляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривают в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагают административные штрафы (пункт 5.5 Положения № 457), обращаются в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, саморегулируемой организации оценщиков и их должностных лиц к административной ответственности (пункт 5.8.2 Положения № 457).
Исходя из совокупного толкования пунктов 5.5, 5.6, 5.8 Положения № 457, следует, что Росреестр (включая ее территориальные органы) является исполнительным органом, наделенным полномочиями составлять в отношении арбитражных управляющих протоколы об административных правонарушениях в том числе, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, и обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении их к административной ответственности на основании названных норм, а значит, и правом возбуждать в отношении арбитражных управляющих дела об административных правонарушения.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 15652/12.
К полномочиям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области как органа по контролю (надзору) в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассмотрение такого дела или направление его для рассмотрения в арбитражный суд.
Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ) установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей - арбитражных управляющих.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ,
составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В части 2 статьи 28.3 КоАП РФ определено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, праве составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23,частями 6 - 8 статьи 14.25 КоАП РФ.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.09.2017 № 478 утвержден Перечень должностных лиц Росреестра, осуществляющих контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 указанного Приказа государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей Росреестра имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренными, в том числе, статьей 14.13 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 должностного регламента ведущего специалиста - эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области ФИО2, ведущий специалист - эксперт:
- возбуждает и проводит административные расследования в отношении арбитражных управляющих;
по результатам проведения административных расследований составляет протокол об административном правонарушении, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.
Следовательно, должностные лица Управления Росреестра по Липецкой области при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, составлении протокола об административном правонарушении (либо вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения), при направлении заявления в арбитражный суд о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности осуществляют данные полномочия в пределах своей компетенции, руководствуясь нормами КоАП РФ.
Таким образом, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1 от 15.07.2020 составлено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в области несостоятельности (банкротства).
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, установлены статьей 28.1 КоАП РФ.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
В силу части 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.13 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении финансового управляющего гражданки ФИО3 ФИО1 следует, что в результате изучения данных сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве, мониторинга сайта газеты «Коммерсантъ», а также по результатам участия 10.07.2020, 14.07.2020 в собраниях кредиторов гражданки ФИО3, были выявлены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о банкротстве, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных Законом о банкротстве. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети «Интернет».
Согласно пункту 4.1. статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если Законом о банкротстве включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2000 № 1049-р газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о банкротстве доступ к официальному изданию, в котором осуществляется опубликование сведений, его тираж, периодичность, порядок и срок опубликования, цена не должны являться препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к указанным сведениям. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ сообщения, размещенные в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, и в газете «Коммерсантъ», содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Таким образом, непосредственно при исполнении функциональных обязанностей должностные лица отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления могут обнаружить (установить) достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
10.07.2020 и 14.07.2020 представитель Управления ФИО2 принимала участие в собраниях кредиторов гражданки ФИО3
При обнаружении указанных данных должностное лицо фиксирует непосредственное обнаружение факта указывающего на наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, ведущим специалистом - экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулирующих организаций Управления ФИО2 15.07.2020 вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1, а также об истребовании сведении, необходимых для разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя, другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В связи с нахождением ведущего специалиста-эксперта Управления ФИО2 в ежегодном отпуске (с 22.07.2020 по 19.08.2020), проведение административное расследование по вышеуказанному административному делу было передано ведущему специалисту-эксперту отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций ФИО4
В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования в отношении арбитражного управляющее) ФИО1 составлен протокол об административном правонарушений от 17.08.2020 №00394820, который в последующем на основании ст. 23.1, ст. 28.8, п. 2 ст. 29.5 КоАП РФ был направлен в Арбитражный суд Липецкой области для рассмотрения и решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности.
Вышеизложенная позиция заинтересованного лица арбитражным управляющим ФИО1 в ходе судебного разбирательства не опровергнута.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих доводы заинтересованного лица заявителем, суду не представлено.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в Арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
Иные доводы заявителя, в рамках рассматриваемого спора, не принимаются судом во внимание в силу вышеизложенного.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.
В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 300 рублей (чек-ордер №4977от 28.07.2020 года) которые суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья А.В. Дружинин