Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, д.7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк
Дело № А36-5468/2018
20 июля 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2018 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Никоновой Н.В., при ведении протокола помощником судьи Овчаренко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» в лице директора ФИО1
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу о назначении административного наказания от 24 апреля 2018 года № 07-18/40/27ПЮЛ1, о признании недействительным представления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителей: ФИО3 - представитель по доверенности от 23.09.2016 г. № 575-01-05, по доверенности от 18.05.2018 г.,
от заинтересованного лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» (далее – заявитель, ООО «ОВЦ») обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) (далее – заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу о назначении административного наказания от 24 апреля 2018 года № 07-18/40/27ПЮЛ1.
Определением от 15.05.2018 г. суд принял заявление к рассмотрению.
Определением от 28.05.2018 г. данное дело объединено с делом № А36-6013/2018 (т.2) по заявлению директора общества с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) о признании недействительным представления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1, в одно производство.
В настоящем судебном заседании представитель заявителей поддержал требования, пояснив, что ООО «Объединённые Вычислительные Центры» не является платежным агентом и не подпадает под действие Федерального закона № 103-ФЗ, в ООО «Объединённые Вычислительные Центры» не имеется платежных терминалов и контрольно-кассовой техники, с использованием которых осуществляется прием денежных средств граждан. В рамках заключенных договоров с контрагентами осуществляется деятельность по начислению платы, изготовлению квитанций, организации сбора денежных средств, их переводу от плательщиков к исполнителям и другая деятельность. Поскольку заявитель оператором по приему платежей не является, к нему не применимы требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, и событие административного правонарушения не подтверждено.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Учитывая наличие в материалах дела уведомлений органа почтовой связи, арбитражный суд считает, что заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав представителя заявителей, установил следующее.
В соответствии с постановлением прокурором Правобережного района г. Липецка от 28 марта 2018 года в отношении ООО «ОВЦ» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (т. 3 л.д. 22 - 29). Выявленное правонарушение заключается в том, что ООО «ОВЦ», как платежным агентом, не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 22-04-16/4286 от 18 апреля 2018 года, вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2, в соответствии с которым рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «ОВЦ» назначено на 24 апреля 2018 года, получено директором ООО «ОВЦ» ФИО1 (т. 3 л.д. 30 - 32).
24.04.2018г. МРУ Росфинмониторинга по ЦФО получены от ООО «ОВЦ» ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в свое отсутствие, а также объяснения от 23.04.2018г. (т. 3 л.д. 33 - 41).
24.04.2018 руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания № 07-18/40/27ПЮЛ1, которым ООО «ОВЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (т. 1 л.д. 13 - 26).
Указанное постановление получено ООО «ОВЦ» 04.05.2018 года.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ директору ООО «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 вынесено представления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 2 л.д. 32 - 34).
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, 07.05.2018 года ООО «ОВЦ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 07-18/40/27ПЮЛ1 от 24.04.2018, 21.05.2018 года директор ООО «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 - с заявлением о признании незаконным представления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 статьи КоАП РФ, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Согласно абзацу 11 статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации доходов) в целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся операторы по приему платежей.
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО по результатам рассмотрения, имеющихся в деле об административном правонарушении в отношении ООО «Объединенные Вычислительные Центры» материалов, установлено, что ООО «Объединенные Вычислительные Центры» заключены договоры с поставщиками на оказание услуг по организации сбора денежных средств от граждан за жилищно-коммунальные услуги (№ 10-17 от 01.02.2017 с ООО УК «Привокзальная»; № 17-17 от 01.03.2017 с ООО «Городская Управляющая компания «Сокол»; № 06-17 от 01.02.2017 с ООО «Управляющая компания «Привокзальная»; № 60-12 от 01.10.2012 с ООО «Городская управляющая компания «Центральная Л»; № 47-12 от 01.06.2012 с ООО «Управляющая Компания «Левобережная»). По указанным договорам ООО «Объединенные Вычислительные Центры» приняло на себя обязательства по организации сбора денежных средств, поступающих от граждан за жилищно-коммунальные услуги. В целях исполнения указанных обязательств ООО «ОВЦ» заключены договоры с кредитными организациями и ФГУП «Почта России».
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО также установлено, что кредитные организации и ФГУП «Почта России» осуществляют прием платежей от клиентов - потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных и иных услуг с последующим перечислением сумм принятых платежей на расчетные и специальные счета ООО «Объединенные Вычислительные Центры», открытые в Липецком отделении № 8593 ПАО Сбербанк, ПАО «Липецккомбанк» и ФИО4 АО «Россельхозбанк». По условиям договоров ООО «Объединенные Вычислительные Центры» предоставляется информация об осуществленных переводах денежных средств плательщиков на счета общества. Поступившие на счета ООО «ОВЦ» денежные средства перечисляются на счета поставщиков (ООО УК «Привокзальная», ООО «Управляющая компания «Привокзальная», ООО «Городская управляющая компания «Центральная Л», ООО «Управляющая Компания «Левобережная») в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Анализ указанных обстоятельств позволил административному органу прийти к выводу о том, что ООО «Объединенные Вычислительные Центры» выступает оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц через банки, почтамт и последующие расчеты с поставщиками коммунальных услуг, что и стало основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Поскольку указанные обязанности ООО «ОВЦ» не выполнялись, на основании статьи 29.13 КоАП РФ директору общества с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 было вынесено представление от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 2 л.д. 32 - 34).
Проанализировав представленные доказательства, суд не усматривает оснований для вывода о правомерности отнесения ООО «Объединенные Вычислительные Центры» к категории операторов по приему платежей, в связи с чем событие административного правонарушения доказанным не признает в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Как следует из положений пунктов 1, 3 - 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.
Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.
Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.
Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Исходя из п. 2.4 Устава ООО «ОВЦ», (т. 3 л.д. 56), а также указанных в сведениях о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц данных по видам деятельности по ОКВЭД (т. 1 л.д. 29, 30) не усматривается, что ООО «ОВЦ» является оператором по приему платежей - платежным агентом.
Деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями) в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности обозначена кодом 66.19 «Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».
Представленные в материалы дела договоры, заключенные с управляющими организациями, носят типовой характер, и анализ их содержания не позволяет сделать вывод о том, что данные договоры являются договорами об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (т. 3 л.д. 73 - 139), осуществляемой ООО «ОВЦ» в качестве платежного агента.
В частности, согласно договору № 10-17 от 01.02.2017г., заключенному ООО «ОВЦ» и ООО «УК «Привокзальная», предметом договора является:
«1.1 По настоящему договору Центр обязуется предоставлять Обществу, а Общество обязуется оплатить услуги по осуществлению расчетов с нанимателями жилых помещений годарственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений (далее граждане, население), взиманию платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, услуги по приему и передаче в органы регистрационного учета документов на регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - регистрационный учет) и иные, непосредственно связанные с этими услугами, услуги.
1.2.В целях предоставления Обществу услуг, указанных в п. 1.1.настоящего договора, Центр организует сбор платежей за содержание жилого помещения, коммунальные услуги путем заключения договоров на прием платежей с банками и организациями, осуществляющими прием платежей физических лиц.
1.3.В целях предоставления Обществу услуг, указанных в п. 1.1 .настоящего договора, по заявке Общества, Центр осуществляет подготовку материалов (далее - пакет документов), необходимых для обращения в судебные органы, в отношении граждан, имеющих задолженность по оплате за содержание жилого помещения (далее - должники).
1.4.В целях предоставления Обществу услуг, указанных в п. 1.1. настоящего договора, по заявке Общества, Центр осуществляет изготовление долговых счетов-квитанций по оплате за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и доставку их до почтовых ящиков должников.
1.5.Перечень многоквартирных домов, в отношении которых оказываются услуги по настоящему договору, приведен в Приложении № 1 к настоящему договору. При этом расчеты за содержание жилого помещения производятся по всем многоквартирным домам, включенным в перечень, а расчеты за коммунальные услуги только по многоквартирным домам, в отношении которых имеется соответствующее письменное указание Общества.
1.6.При осуществлении своей деятельности в рамках настоящего договора Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Липецкой области и органов местного самоуправления.»
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Следовательно, правоотношения, сложившиеся между ООО «ОВЦ» и управляющими организациями, носят характер представительских, подпадают по установленное статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование, и связаны с передачей ООО «ОВЦ» не только обязанностей управляющих организаций по осуществлению расчетов, но и целого ряда других функций.
Из положений Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
(Данный правовой подход содержится в определении Верховного Суда РФ от 26.05.2017 № 302-АД16-16468 по делу № А58-600/2016.)
При этом из буквального толкования договоров, заключенных управляющими организациями с ООО «ОВЦ», следует, что заявитель принял обязательство осуществлять организацию сбора платежей, а не прием платежей от плательщиков. Указанный характер правоотношений был установлен при анализе условий договора № 60-12 от 01.10.2012 года, заключенного между Обществом и ООО «Городская управляющая компания «Центральная Л» по делу № А36-2191/2017 (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2018 года по делу № А36-2191/2017).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении не усматривается, что жители многоквартирных домов, находящихся в управлении организаций, заключивших договоры с ООО «ОВЦ», несли расходы по оплате последнему вознаграждений.
Согласно представленных договоров с управляющими организациями усматривается, что в связи с передачей части своих обязанностей именно они выступали плательщиками вознаграждения, рассчитываемого исходя из площади многоквартирных домов, суммы собранных денежных средств, количества изготовленных счет-квитанций (раздел 3 договоров).
Таким образом, в рамках сложившихся правоотношений управляющие организации принимали на себя обязательства по оплате услуг представительства, а не физические лица - по оплате услуг за прием и перечисление платежей за коммунальные услуги и содержание жилых помещений.
При этом из материалов дела не усматривается, что при заключении договоров с ООО «ОВЦ» управляющие организации считали его платежным агентом.
В свою очередь административным органом не представлено достаточных доказательств того, что ООО «ОВЦ» являлось оператором по приему платежей.
У данного Общества отсутствовала контрольно-кассовая техника и платежные терминалы. Наличные денежные средства не принимались, соответственно не требовалось проведение идентификации физических лиц, осуществляющих платежи.
В данном случае наличие у ООО «ОВЦ» статуса платежного агента исключало бы необходимость заключения им договоров с кредитными организациями, поскольку в таком случае прием денежных средств осуществлялся бы непосредственно ООО «ОВЦ».
Признание ООО «ОВЦ» платежным агентом не согласуется с пунктом 21 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, в котором содержится прямой запрет для кредитных организаций на заключение договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с операторами по приему платежей. Кроме того, кредитные организации не вправе выступать платежными субагентами.
В материалы дела представлены договор с ОАО «Липецкомбанк» № 15 от 26.09.2011 о переводе денежных средств в валюте РФ по поручению физических лиц без открытия банковского счета (т. 4 л.д. 47 - 53), договор с АО «Россельхозбанк» № РСХБ-024-15/302-2017 от 15.05.2017г. об осуществлении информационного взаимодействия при оплате физическими лицами товаров, работ и услуг и осуществлению по их распоряжению переводов денежных средств (т. 4 л.д. 54 - 65), договор с ПАО «Сбербанк» № 54 от 22.03.2012 о переводе денежных средств физических лиц в валюте РФ (т. 4 л.д. 66 - 75).
Фактическое исполнение указанных договоров и перечисление денежных средств подтверждено представленными выписками по лицевым счетам ООО «ОВЦ», согласно которым денежные средства зачислялись по реестрам без указания конкретных плательщиков, все операции носили безналичный характер (т. 4 л.д. 76 - 128).
Указанные договоры с кредитными организациями, а также доказательства их фактического исполнения являются дополнительным подтверждением отсутствия у ООО «ОВЦ» статуса оператора по приему платежей - платежного агента, при наличии которого данные договоры с банками заключаться не могли.
Как правильно указано в пояснениях ООО «ОВЦ», деятельность кредитных организаций по переводу платежей находится в сфере правового регулирования Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а Общество, как обычный субъект хозяйственной деятельности, выступает клиентом банков при оказании услуг по переводу денежных средств, а также иных предусмотренных договорами услуг.
В материалы дела также представлен договор с ФГУП «Почта России» № 10 от 09.02.2011 на прием платежей за коммунальные услуги (т. 4 л.д. 1 - 39), а также копии платежных поручений, подтверждающих перечисление ФГУП «Почта России» в адрес ООО «ОВЦ» собранных от граждан денежных средств (т. 4 л.д. 40 - 46).
Наличие у ФГУП «Почта России» статуса платежного агента было установлено МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, и ООО «ОВЦ» не оспаривается.
В частности, в обжалуемом постановлении указывается на то, что согласно выписке операций, представленной Липецким отделением № 8593 ПАО Сбербанк за период с 01.02.2018 по 28.02.2018, с 01.03.2018 по 18.03.2018, на указанный счет ООО «ОВЦ» поступают денежные средства со счета ФГУП УФПС Липецкой области - филиал ФГУП «Почта России», а также с указанного счета ООО «ОВЦ» перечисляет на счета поставщиков (ООО УК «Привокзальная», ООО «Управляющая компания «Привокзальная», ООО «Городская управляющая компания «Центральная Л», ООО «Управляющая Компания «Левобережная») денежные средства согласно договорам.
Вместе с тем, наличие у ФГУП «Почта России» статуса платежного агента, и возникающие в связи с этим обязанности по использованию специального банковского счета для осуществления расчетов и сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет, не может безусловно свидетельствовать о том, что взаимодействующие с ФГУП «Почта России» организации становятся операторами по приему платежей - платежными агентами.
Проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд приходит к выводу, что основанный на положениях пунктов 15, 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ посреднический характер деятельности ООО «ОВЦ» в его правоотношениях с управляющими организациями, многоплановый характер принятых к исполнению обязательств управляющих организаций, безналичный характер всех операций с денежными средствами плательщиков, не позволяют признать обоснованным вывод МРУ Росфинмониторинга по ЦФО о том, что ООО «ОВЦ» является оператором по приему платежей.
Следовательно, ООО «ОВЦ» не относится к организациям, перечень которых установлен в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и на него не могут быть возложены обязанности, вытекающие из положений статей 3, 4, 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является событие административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в нарушение статьи 210 АПК РФ не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, установленных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
При этом судом учитывается, что административным органом была проведена проверка именно в отношении ООО «ОВЦ», фактически оспариваемое представление адресовано для исполнения Обществу, как лицу, в отношении которого были проведены проверочные мероприятия в лице его директора ФИО1 (т. 2 л.д. 32 - 34).
Поскольку осуществление ООО «ОВЦ» деятельности в качестве оператора по приему платежей и нарушение Обществом в этой связи требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не доказаны, выданное представление не отвечают требованиям законности, и является неисполнимым.
При названных условиях, арбитражный суд считает требования заявителей обоснованными, и полагает возможным признать незаконными постановление о назначении административного наказания от 24 апреля 2018 года № 07-18/40/27ПЮЛ1 и вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении представление от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учетом указанного директору ООО «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная на основании чека-ордера от 18.05.2018 (т. 2 л.д. 12).
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконными постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу о назначении административного наказания от 24 апреля 2018 года № 07-18/40/27ПЮЛ1, представление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу ФИО2 от 24.04.2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Выдать директору Общества с ограниченной ответственностью «Объединённые Вычислительные Центры» ФИО1 справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Н.В. Никонова