Арбитражный суд Липецкой области
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2008 года
г. Липецк Дело №А36-737/2008 25 апреля 2008 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой областиДружинин А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачёвой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Добровского района Липецкой области младшего советника юстиции Н.М. Гаевского
о привлечении к административной ответственности
Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Трубетчинская» с. Трубетчино Добровского района Липецкой области
при участии в заседании:
от заявителя: начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Липецкой области Копытина Г.И. (удостоверение № 109229 действительно по 16.09.2008 года);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: инженер по технике безопасности Струков М.А. (доверенность № 16 от 22.04.2008 г.);
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Липецкой области о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Трубетчинская» на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме и просил привлечь ООО Агрофирма «Трубетчинская» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, пояснив, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена и в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании и отзыве № 19 от 21.04.2008 года возразил против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в связи с неоднократной сменой учредителей подготовка документов на получение лицензии на АЗС откладывалась.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Межрайонной ИМНС России №6 по Липецкой области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице (ООО Агрофирма «Трубетчинская»), зарегистрированном до 01 июля 2002 года (свидетельство серии 48 № 000479795 от 19.11.2002 г., ОГРН 1024800768838) (л.д. 44).
В марте 2008 года прокуратурой Добровского района Липецкой области совместно с ОНД по Добровскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области была проведена проверка соблюдения ООО Агрофирма «Трубетчинская» законодательства, регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.
12.03.2008 года начальником ОНД по Добровскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области Ю.В. Павловым был составлен акт осмотра территории АЗС ООО Агрофирма «Трубетчинская» (л.д. 16), которым зафиксирован факт хранения обществом в емкостях дизельного топлива и дизельного масла.
На основании материалов проверки 19 марта 2008 года прокурором Добровского района Липецкой области Н.М. Гаевским было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ООО Агрофирма «Трубетчинская» за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательна (л.д. 9-12).
Исходя из ст. 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 N 28-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.12.2002 N 164-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 11.03.2003 N 32-ФЗ, от 26.03.2003 N 36-ФЗ, 23.12.2003 N 185-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 31.12.2005 N 200-ФЗ, от 27.07.2006 N 156-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 244-ФЗ, от 29.12.2006 N 252-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 134-ФЗ, от 19.07.2007 N 135-ФЗ, от 19.07.2007 N 136-ФЗ, от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 01.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) (далее - Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») установлено, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 вышеназванного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.п. «в» п. 1 Приложения №1 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а так же возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Часть 1 статьи 9 указанного Закона предписывает организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами и на АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. В п. 1.2 Правил предусмотрено, что положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.
В п. 1.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 06.05.2002 г. № 33, установлено, нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны.
Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации. Соответственно, данный признак по смыслу п/п "в" п. 1 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим для признания автозаправочных станций опасными производственными объектами.
Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление субъектом правонарушения именно предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу статей 7, 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов является видом деятельности, на который предоставляется лицензия, и выполняться данная деятельность может только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 1.2 ГОСТа 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» пожаровзрывоопасность веществ и материалов - совокупность свойств, характеризующих их способность к возникновению и распространению горения. Следствием горения, в зависимости от его скорости и условий протекания, могут быть пожар (диффузионное горение) или взрыв (дефлаграционное горение предварительно перемешанной смеси горючего с окислителем).
Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 18, и Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.02 г. № 595, определено, что следует понимать под взрывоопасными и пожароопасными производственными объектами.
Исходя из буквального толкования норм вышеуказанных Положений, ГОСТа 12.1.044-89 следует, что взрывопожароопасными производственными объектами являются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), характеризующиеся способностью при взаимодействии с кислородом воздуха или друг с другом к возникновению и распространению горения, следствием которого могут быть пожар и взрыв, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом.
В п. 1.6.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станции, установлено, что нефтепродукты пожаро - и взрывоопасны; при неправильной организации технологического процесса или несоблюдении определенных требований возникают пожары со взрывами, которые приводят к авариям, термическим ожогам и травмированию работников.
В Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ № 231 от 19.06.2003 года (далее - Инструкция), дано определение нефтепродукта – «готовый продукт, полученный при переработке нефти, газового конденсата, углеводородного и химического сырья (синтетический бензин)». В приложении №2 Инструкции указаны виды нефтепродуктов, к которым относятся, в том числе бензины автомобильные, дизельное топливо, масла.
Из материалов дела следует, что на автозаправочной станции, принадлежащей ООО Агрофирма «Трубетчинская» и расположенной по адресу - Липецкая область, Добровский район, с. Трубетчино, ул. Заводская, производится хранение и отпуск горюче-смазочных материалов (дизельное масло, дизельное топливо), то есть осуществляется деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, без соответствующей лицензии.
Факт осуществления ООО Агрофирма «Трубетчинская» взрывопожароопасной деятельности по хранению горюче-смазочных материалов в целях удовлетворения собственных производственных нужд, без соответствующей лицензии, установлен постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.03.2008 г. и подтвержден объяснениями - директора общества Башкирова А.А. (л.д. 18), главного инженера общества Газина И.М. (л.д. 17).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что у ООО Агрофирма «Трубетчинская» имелась возможность не осуществлять взрывопожароопасную деятельностьбез соответствующего разрешения (лицензии), однако оно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства,регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).
С учётом изложенных обстоятельств, суд считает, что выявленные административным органом в ходе проверки факты нарушения требований обязательного лицензирования отдельных видов деятельности образуют в действиях ООО Агрофирма «Трубетчинская» состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Право прокурора Добровского района Липецкой области Н.М. Гаевского на вынесение постановления об административном правонарушении предусмотрено ст.ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении было составлено в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
Принимая во внимание, что административное правонарушение ООО Агрофирма «Трубетчинская» совершено впервые, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 40 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 2, 13, 27, 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, 2.10, ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Трубетчинская», расположенное по адресу: с. Трубетчино Добровского района Липецкой области, зарегистрированное в качестве юридического лица до 01 июля 2002 года и включенное Межрайонной ИМНС России №6 по Липецкой области в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 48 № 000479795 от 19.11.2002 г., ОГРН 1024800768838), к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере – 40 000 (сорока тысяч) рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж).
Административный штраф может быть уплачен не позднее 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Липецкой области (ИФНС Правобережного района г. Липецка)
ИНН: 4825040019
КПП: 482501001
Расчетный счет: 40101810200000010006
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
БИК банка: 044206001
КБК: 182 116 90040 04 0000 140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты штрафа в установленный срок выдать заявителю исполнительный лист.
Судья А.В. Дружинин