ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-7902/15 от 24.02.2016 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-7902/2015

26 февраля 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 26.02.2016.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трубкиным М.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, Липецкая область, Хлевенский район, с.Дмитряшевка

к заинтересованному лицу – Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области, г.Липецк

о признании незаконными действий УМВД России по Липецкой области по прекращению (аннулированию) регистрационного учета транспортного средства марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014;

об обязании УМВД России по Липецкой области восстановить регистрационный учет автомобиля марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014, принадлежащего ИП ФИО1, с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственного номерного знака,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель (доверенность от 23.01.2015 №23),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконными действий УМВД России по Липецкой области по прекращению (аннулированию) регистрационного учета транспортного средства марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014; об обязании УМВД России по Липецкой области восстановить регистрационный учет автомобиля марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014, принадлежащего ИП ФИО1, с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственного номерного знака.

Определением от 06.11.2015 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 или его представители в судебное 24.02.2016 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения (л.д.109-111). Каких-либо дополнительных доказательств и ходатайств заявителем не представлено. С учетом положений ч.2 ст.200 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.

В судебном заседании 24.02.2016 представитель УМВД России по Липецкой области возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве от 25.11.2015 (л.д.31-41; см. протокол с/з от 24.02.2016).

Арбитражный суд, выслушав доводы заявителя, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

Как видно из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи от 13.10.2014 ИП ФИО1 приобрел в собственность автомобиль ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011 (далее – ШААНКИ, л.д.13).

Из материалов дела видно, что вышеуказанное транспортное средство было постановлено прежним собственником на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области (л.д.14).

Из доводов заявителя следует, что он неоднократно предпринимал меры для постановки автомобиля ШААНКИ на регистрационный учет в органах ГИБДД, но в предоставлении соответствующей государственной услуги ему было отказано.

Письмом от 26.06.2015 №10/1-Д38, подписанным врио заместителя начальника УГИБДД УМВД РФ по Липецкой области ФИО3, ИП ФИО1 было сообщено, что отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации автомобиля ШААНКИ обусловлен следующим: 1) введение 04.05.2013 ОВД Хабаровского края ограничения на регистрационные действия с указанным автомобилем; 2) аннулирование регистрации данного автомобиля в связи с отменой сертификата соответствия данного автомобиля (л.д.9-10, 46, 47, 49-65).

ИП ФИО1, считая действия УМВД России по Липецкой области по прекращению (аннулированию) регистрационного учета автомобиля ШААНКИ незаконными и нарушающими его права на использование принадлежащего ему имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей на момент совершения регистрационных действий; далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения»), допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Подпунктом «ж» пункта 12 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.

Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пункту 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее – Административный регламент), утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;

- представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;

- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

- обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- отсутствуют в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;

- наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;

- если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.

В соответствии с пунктом 51 «Правил регистрации» не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством сертификат соответствия относится к документам, подтверждающим технические данные транспортного средства для целей безопасности дорожного движения.

В Определении от 01.10.2008 №670-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Конституционный Суд РФ указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Сама по себе государственная регистрация транспортных средств, предусмотренная пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве обязательного условия для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

В апелляционном определении от 09.12.2014 №АПЛ14-601 об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.09.2014 №АКПИ14-818 Верховный Суд РФ также указал, что прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства регистрационным подразделением Госавтоинспекции не является произвольным, как ошибочно указывает заявитель в апелляционной жалобе, а осуществляется при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, таких как представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствие транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ряда других обстоятельств. Такое нормативное правовое регулирование основано на нормах действующего законодательства, позволяет исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, не отвечающие установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создать дополнительные гарантии исполнения их владельцами обязательств, установленных действующим законодательством.

Следовательно, арбитражный суд считает, действия уполномоченных лиц УМВД РФ по Липецкой области, связанные со снятием с регистрационного учета спорного транспортного средства по мотивам отсутствия (отмены) сертификата соответствия на данное транспортное средство, прежде всего, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, а соответственно на охрану жизни и здоровья участников дорожного движения.

Ограничение прав собственника путем совершения оспариваемых действий, направленных на установление запрета его использования, для вышеуказанных целей не может считаться чрезмерным.

Учитывая вышеизложенное, такой порядок применения действующего законодательства к спорным правоотношениям не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.04.2011 №5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО5».

Выводы арбитражного суда соответствуют правовым подходам, выработанным Арбитражным судом Центрального округа в постановлении от 09.02.2016 по делу №А36-3035/2015.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив обстоятельства дела и доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает, что действия УМВД РФ по Липецкой области по аннулированию регистрации и снятию с регистрационного учета транспортного средства ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал (VIN: <***>) являются законными.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного заявление ИП ФИО1 не подлежит удовлетворению.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд ИП ФИО1 уплатил государственную пошлину за рассмотрение данного дела в сумме 300 рублей, размер которой соответствует требованиям статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.8).

В связи с отказом в удовлетворении заявления понесенные расходы в связи с оплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей относятся на заявителя и не подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>) полностью в удовлетворении заявленных требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по прекращению (аннулированию) регистрационного учета транспортного средства марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014, и об обязании Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области восстановить регистрационный учет автомобиля марки: ШААНКИ, тип ТС грузовой, самосвал, VIN: <***>, модель, двигатель 1611J207816 № WP10.380T32 1612B012634, номер кузова отсутствует, шасси № <***>, год изготовления 2011, цвет желтый, дубликат паспорта транспортного средства: 48 НХ 849120 от 19.07.2014, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю ФИО1, с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственного номерного знака.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья А.А. Хорошилов