ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1067/17 от 12.09.2017 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1067/2017

19 сентября 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2017.

Решение в полном объёме изготовлено 19.09.2017

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи В.В. Липина, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.А. Шумской, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственной жилищной инспекции Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предписания № 97 от 27.04.2017, а также о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 35 000 руб. 00 коп.,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 01.02.2017 б/н, удостоверение;

от ответчика – ФИО2, начальник правового отдела, доверенность от 12.01.2017 № 5, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7» (далее – ООО «ГУК РЭУ-7», а также Общество), обратился в суд с заявлением б/н от 29.05.2017 к государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее – ответчик, а также ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания № 97 от 27.04.2017. выданного на основании акта внеплановой проверки № 247 от 27.04.2017.

Оспариваемым предписанием Обществу предложено выполнить следующие мероприятия по обеспечению соблюдения лицензионных требований, по устранению нарушений (прекращении нарушений лицензионных требований):

1. обеспечить приём, регистрацию и рассмотрение заявлений (обращений, претензий, требований) граждан в соответствии с пунктами 2, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010, подпункта «з» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 416 от 15.05.2013 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

2. обеспечить прекращение нарушения прав собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме № 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане, а именно:

- производить, в текущем году расчёт платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в соответствии с размером, установленным на общем собрании собственников (протокол от 25.02.2014), то есть с учётом индекса потребительских цен на 2017 год;

- обеспечить указание в направляемых жителям дома № 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платёжных документах достоверной информации о тарифе за содержание и ремонт жилого помещения;

- обеспечить указание в направляемых жителям дома № 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платёжных документах указание правильно начисленного размера платы (с учётом перерасчёта) за услуги по содержанию и текущему ремонту данного многоквартирного дома.

Заявитель, считает, что размер платы на содержание и ремонт общего имущества на 2017 год им определен верно, указав на следующее.

В соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 25.02.2014 размер платы установлен 21,49 руб./кв.м, собственники жилья также решили на каждый последующий год действия договора размер платы повышать на базовый индекс потребительских цен Магаданской области (далее – базовый ИПЦ), соответственно, повышение в 2017 году размера платы на 16,6 % (25,06 руб./кв.м) с учётом отсутствия повышения платы в 2015 и 2016 годах, по мнению Общества, не может нарушать прав и интересов собственников жилья, поскольку размер платы определен в размере меньшем, чем если бы производилось ежегодное повышение размера платы в соответствии с решением собственников жилья от 25.02.2014.

Расчет производился следующим образом: 21,49 + (112.45 % /100 (базовый индекс потребительских цен за 2015) х 103,7% / 100 (индекс потребительских цен на все товары и услуги за 2016 ) = 25,059628 руб./кв.м, т.е. учетом округления составляет 25,06 руб./кв. м.

Также заявитель полагает, что у ответчика отсутствуют полномочия на выставление заявителю требований, содержащихся в пункте 2 оспариваемого предписания, поскольку нарушение требований к расчётам (обязательным платежам) за содержание многоквартирного дома, по мнению заявителя, в лицензионные требования не входит.

В части пункта 1 оспариваемого предписания заявитель указал, что исходя из анализа Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее - Стандарт раскрытия информации № 731) и Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416) следует, что необходимая информация предоставляется собственникам, нанимателям, представителям собственников в связи с чем, заявитель и требовал документы, подтверждающие личность и полномочия обращающегося лица. Общая информация о деятельности управляющей компании, необходимая неограниченному кругу лиц, предоставляется заявителем в установленном законодательством порядке.

С учетом изложенного, заявитель считает предписание ГЖИ, вынесенное на основании акта проверки, незаконным и необоснованным, оспариваемый ненормативный правовой акт просит отменить.

Информация о назначении даты и времени судебного заседания по данному делу размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Представитель заявителя в судебном заседании ранее заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении от 29.05.2017 без номера, письменных уточнениях от 19.07.2017 без номера.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве от 29.06.2017 № 2497 и письменном дополнении к отзыву от 19.07.2017 № 2766. Полагает, что доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм материального права, являются недостаточно мотивированными и необоснованными. В частности указала на то, что индекс потребительских цен по отношению к предыдущему году составил 104,67 %, в связи с чем, Обществом неверно определён размер платы за жилое помещение в размере 25,06 руб./кв.м, в нарушение положений, установленных протоколом собрания собственников жилья от 25.02.2014 с превышением платы на 16,6 %. Тариф, платы за содержание и ремонт общего имущества для собственников МКД должен составлять с учетом базового ИПЦ на 2017 год (104,67%) 22 руб. 05 коп. Представитель ГЖИ отметила, что индекс потребительских цен не может накапливаться за несколько лет, применяется однократно в конкретном временном периоде.

В части пункта 1 оспариваемого предписания, представитель ответчика отметила, что наличие права на получение конкретных видов информации у определенного круга заявителей либо обязанность по принятию мер управляющей компанией по результатам рассмотрения обращения лишь по отношению к определенной группе гражданского сообщества (например только собственникам либо нанимателям жилых (нежилых) помещений МКД, находящегося в управлении) не может являться препятствием для обращения в управляющую организацию для получения ответа в установленном законом срок, в целях получения информации, содержащей запрашиваемые сведения либо получения ответа управляющей организацией о причинах непредставления указанной информации.

Оспариваемое предписание считает вынесенным с соблюдением законодательства, в пределах компетенции ГЖИ с учетом обстоятельств дела. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Установив фактические обстоятельства дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и

законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктами 2,3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 (далее – Положение № 493), задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

Одним из способов осуществления государственного жилищного надзора является организация и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Как следует из пунктов 10, 11 Положения № 493 в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ( далее Закон 294-ФЗ).

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в том числе к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Как следует из части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с пунктами 6, 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ, а также соблюдение лицензиатом требований, к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а также иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что данный перечень лицензионных требований не является исчерпывающим, поскольку пункт 7 части 1 вышеуказанной статьи предусматривает, что это могут быть и иные требования, установленные правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «а», «б», «в» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил № 416, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Изложенное свидетельствует о правомерности действий ГЖИ в части проведения проверки соблюдения заявителем лицензионных требований и вынесения предписания заявителю в том числе в части расчета платы за пользование и ремонт общим имуществом МКД.

ООО «ГУК РЭУ-7» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2008 Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, имеет ОГРН <***>. Основным видом деятельности ООО «ГУК РЭУ- 7» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

ООО «ГУК «РЭУ -7» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом 4, корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане в соответствии с договором управления от 01.03.2014.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора управления МКД № 4, корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане Управляющая компания по заданию собственника за плату обязуется, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД по указанному адресу, предоставлять внутридомовые коммунальные услуги.

ООО «ГУК РЭУ – 7» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.04.2015 № 30. Лицензия выдана бессрочно и действует на территории Магаданской области.

Инспекцией в период с 31.03.2017 по 27.04.2017 в рамках осуществления лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Магаданской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ГУК «РЭУ-7».

Внеплановая проверка проводилась на основании распоряжения руководителя государственной жилищной инспекции Магаданской области от 27.03.2017 № 185 по многочисленным жалобам собственников (жителей), в том числе коллективным, поступившим из прокуратуры города Магадана, на нарушения законодательства при управлении многоквартирным домом № 4 корпус 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане.

Цель проверки - оценка соблюдения ООО «ГУК РЭУ-7» лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также лицензионных требований по исполнению обязанностей по договору управления МКД № 4 корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ по обращениям жителей МКД № 4, корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане.

В ходе проводимой проверки Обществом направлен в адрес инспекции порядок подачи, принятия и учета заявлений, обращений, требований, претензий граждан в ООО «ГУК «РЭУ-7», в соответствии с которым с января 2017 прием заявлений, обращений, требований, жалоб и претензий от потребителей чьи многоквартирные дома находятся в управлении ООО «ГУК «РЭУ-7» осуществляется два раза в неделю (вторник и четверг) по месту нахождения офиса организации - <...>.

ООО «ГУК «РЭУ-7» сообщено, что данная информация размещена на информационном стенде в помещении офиса организации, а также была доведена до сведения потребителей путем размещения соответствующего объявления в газете «Вечерний Магадан» 29.12.2016-05.01.2017. Кроме того, из пунктов 2,3,4 указанного Порядка следует, что любые обращения, заявления, требования, жалобы, претензии, предложения принимаются только при предоставлении документов, удостоверяющих личность, позволяющих установить наличие у заявителя прав в отношении помещения. При отсутствии указанных документов предусмотрен отказ в приеме заявления, обращения, требования, жалобы, претензии, предложения.

18.04.2017 г. с 15 час 20 мин до 15 час 40 мин в рамках проверки был осуществлен осмотр информационных стендов и стоек, расположенных в помещении ООО «ГУК «РЭУ-7» по адресу: <...>, в ходе которого установлено следующее. Стенды располагаются в офисе, в месте доступном для ознакомления неограниченному кругу лиц. На стендах и стойках имеется следующая информация, необходимая для достижения целей и задач настоящей проверки:

-объявление о графике приема граждан руководителем ООО «ГУК «РЭУ-7» (каждую пятницу месяца с 17.00 до 18.00);

-график приема обращений (два раза в неделю вторник, четверг);

-сведения о том, что регистрация и прием обращений (заявлений, претензий. жалоб) осуществляется ООО «ГУК «РЭУ-7» только при предъявлении паспорта, свидетельства о регистрации права па жилое/нежилое помещение (при первичном обращении), либо договора служебного, коммерческого, социального найма, либо по нотариально заверенной доверенности па представление интересов собственника. наниматели;

-информация о том, что обращения, заявления, претензии, жалобы посредством электронной почты, а также через мессенджер WhatsApp принимаются ежедневно.

Изучив, полученную в ходе проверки информацию, ГЖИ пришла к выводу о несоблюдении ООО «ГУК РЭУ – 7» лицензионных требований, установленных подпунктом «в» пункта 3 Положения № 1110, частью 1 статьи 193 ЖК РФ, частью 10 статьи 161 ЖК РФ, пункта 4 правил № 416, пунктами 2, 21 Стандарта раскрытия информации № 731, поскольку им не был обеспечен доступ неограниченному кругу лиц к информации в соответствии с установленной законодательством процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В частности, установленные ограничения не предусмотрены положениями пунктов 2, 21 Стандарта раскрытия информации № 731, что является недопустимым.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что с 01.01.2017 к оплате собственникам и пользователям жилых помещений в МКД № 4, корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане предъявляются платежные документы, содержащих неправильно исчисленный размер платы за содержание и ремонт общего имущества - в размере 25 руб. 06 коп. с 1 кв. м. До 01.01.2017 размер платы составлял 21 руб. 49 коп. Таким образом, произошло однократное повышение тарифа на 16.6%.

Указанный размер платы был исчислен в нарушение решения собственников помещений многоквартирного дома № 4 корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане, что было расценено ГЖИ как несоблюдение лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения № 1110, несоблюдение требований, установленных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ в части соблюдения Правил № 491, подпункта «ж» пункта 4 Правил № 41627.

27.04.2017 по результатам проведенной проверки в присутствии представителя по доверенности ООО «ГУК РЭУ-7» ФИО3 по выявленным нарушениям составлен акт №247 (т.1 л.д. 116-124).

Копия акта проверки от 27.04.2017 № 247 вручена представителю по доверенности ООО «ГУК РЭУ – 7» ФИО3 02.05.2017, что подтверждается личной подписью последнего (т. 1 л.д. 124 оборотная сторона).

27.04.2017 консультантом, государственным жилищным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности ФИО4 составлено предписание № 97, которым предписано проведение обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений (прекращении нарушений лицензионных требований).

Копия предписания вручена представителю по доверенности ООО «ГУК РЭУ – 7» ФИО3 02.05.2017, что подтверждается личной подписью последнего (т. 1 л.д. 125).

Судом установлено, что проверка в отношении ООО «ГУК РЭУ - 7» проведена на законных основаниях, в пределах компетенции ответчика, нарушений процедуры проведения проверки, установленной Законом 294-ФЗ, судом не установлено.

Рассмотрев довод заявителя о правомерности предоставления информации при предоставлении дополнительных документов (удостоверяющих личность, право собственности на жилое/нежилое помещение или договора найма, доверенности на предоставление интересов собственника), суд пришел к выводу о его несоответствии требованиям законодательства в сфере раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД ввиду нижеследующего.

Согласно части 2 статьи 165 ЖК РФ управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Пунктом 4 Правил № 416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом; раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731; прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (подпункт «з»).

Как следует из содержания пункта 6 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями в том числе являются: соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ.

В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Стандартом раскрытия информации № 731, установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.

Так, согласно пункту 2 указанного Стандарта, под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Согласно пункту 3.1 Стандарта раскрытия информации № 731 информация, предусмотренная подпунктами «в» - «и» пункта 3 настоящего документа раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

На основании подпункта «г» пункта 5 Стандарта раскрытия информации № 731 Управляющими организациями информация раскрывается путем представления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Порядок предоставления информации по запросам регламентирован пунктами 18-23 Стандарта.

Таким образом, законодательство, регулирующее правоотношения сторон, не возлагает обязанность предъявления документов удостоверяющих личность и документов, подтверждающих наличие права собственности, либо договора служебного, коммерческого, социального найма или нотариально заверенной доверенности на представление интересов собственника, нанимателя на лицо, обратившееся с заявлением, претензией, требованием или жалобой в организацию, на которую возложена обязанность по управлению многоквартирным домом.

В связи с тем, что правом на обращение в эту организацию для доступа к информации (независимо от цели ее получения) наделен неограниченный круг лиц, следовательно, отсутствуют основания предъявления заявителем различных документов, удостоверяющих личность или подтверждающих правовой статус заявителя на этапе подачи заявления предусмотренным законом способом.

Наряду с изложенным, наличие права на получение конкретных видов информации у определенного круга заявителей либо обязанность по принятию мер управляющей организацией по результатам рассмотрения обращения лишь по отношению к определенной группе гражданского сообщества (например, только к собственникам либо нанимателям жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении) не может являться препятствием для обращения в управляющую организацию для получения ответа в установленный законом срок, в целях получения информации, содержащей запрашиваемые сведения либо в целях получения ответа управляющей организации о причинах непредставления указанной информации.

Довод заявителя о правомерности произведенного им расчета платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 25 руб. 06 коп./кв.м, суд оценивает критически исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 указанного кодекса.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Исходя из приведённых норм изменение размера платы с учётом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.

В соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 25.02.2014 размер платы за содержание и ремонт общего имущества установлен в размере 21,49 руб./кв.м, собственники жилья также решили на каждый последующий год действия договора размер платы повышать на базовый индекс потребительских цен Магаданской области.

Как установлено в ходе проверки, в нарушение вышеуказанного решения собственников помещений многоквартирного дома № 4 корн. 3 по Колымскому шоссе в 1. Магадане управляющей организацией не производилось ежегодное повышение размера платы в 2015 и 2016 годах на базовый индекс потребительских ценпо Магаданской области. Уважительных причин, по которым не производилось повышение размера платы предыдущим и нынешним руководством ООО «ГУК «РЭУ-7», не указано.

Вместе с тем, правовые основания для однократного повышения тарифа с 21 руб. 49 коп. до 25 руб. 06 коп. (на 16,6%), отсутствуют.

Как следует из расчетов, приведенных в заявлении о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Магаданской области№ 97 от 27.04.2017 об устранении нарушений, данный процент складывается из базового индекса потребительских цен на 2015 год (112,45 %) и индекса потребительских цен за 2016 год на все товары и услуги (103.7 %), который, между тем отличается от базового индекса потребительских цен.

То есть, в нарушение решения собственников помещений многоквартирного дома№ 4 корпус 3 по Колымскому шоссе в городе Магадане, зафиксированного протоколом общего собрания от 25.02.2014, управляющей организацией при расчете размера платы за жилое помещение использован не базовый индекс потребительских цен по Магаданской области,как указано в решении собственников.

Согласно индексам потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по территории Магаданской области за декабрь 2016 размещенным на официальном сайте в сети Интернет Территориального органа Федеральной службой государственной статистики по Магаданской области, базовый индекс потребительских ценв соотношении к месяцу предыдущего года составил 104.67 %.

В соответствии с положениями пунктов 1.1. 1.2 11.1. 11.2 Постановления Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен» индекс потребительских цеп характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряем отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущею периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Индекс потребительских цен применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих ценв сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

На основании изложенного, индекс потребительских цен не может накапливаться за несколько лет, применяется однократно в конкретном временном периоде.

Следовательно, если управляющая организация посчитала возможным, экономически обоснованным, не повышать в течение двух лет (2015, 2016 года) размер платы за содержание и ремонт общего имущества, установленный на уровне 2014 года в размере 21.49 руб./кв.м то, соответственно, последующее повышение размера платы на 2017 год в соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 25.02.2014, может производиться на индекс потребительских цен, установленный на 2017 год в размере 104,67 % и, соответственно, размер платы тогда составит 22 руб. 50 коп. (21.49 х 104.67/100).

В части довода заявителя об отсутствии у него возможности руководствоваться при исчислении платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с 01.01.2017 с учетом базового ИПЦ на 2017 год ввиду его отсутствия, суд пришел к следующему выводу.

Предыдущим (базисным) периодом действия стоимости услуг управляющей компании в 2017 году (в связи с применением индекса потребительских цен с января 2017 года на протяжение всего 2017 года (что является тождественным формулировке предписания «с учетом индекса потребительских цен на 2017 год») является период с 01.01.2016 по 31.12.2016, по отношению к текущему периоду - 2017 году.

Поскольку плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается в текущем году в размере, ежегодно индексируемом на индекс потребительских цен в процентном соотношении к предыдущему году, следовательно, следует признать обоснованным применение индексов потребительских цен, установленных за 2016 год в 2017 году на всем его протяжении.

Повышение размера платы на 2017 год (то есть год, следующий за 2016 годом, в котором действовал договор), в соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 25.02.2014 может производиться только на индекс потребительских цен, установленных на 2017 год по состоянию на декабрь 2016 года в размере 104,67 % и соответственно, размер платы составит 22 руб. 50 коп.

С учетом изложенного, вынесенное по результатам проверки ООО «ГУК РЭУ - 7» предписание от 27.09.2017 № 97 признается судом законным и обоснованным.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.

В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано, то, соответственно, не полежит удовлетворению и заявленное требование Общества об отнесении судебных расходов в размере 35 000 руб. на ответчика.

Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции относится в соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации на заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Магаданской области

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление – 7» - отказать.

2. Решение подлежит немедленному исполнению, и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. В кассационном порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения при условии его обжалования в апелляционном порядке. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья В.В. Липин