АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-1277/2021
08 ноября 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2021 г.
Решение в полном объёме изготовлено 08 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.М. Марчевской,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Л.В. Кобеляцкой,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «МАГТЭКС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
к Департаменту строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>),
о взыскании 346 862 рублей 00 копеек
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, представитель, доверенность от 02 июня 2021 г. № 14, диплом:
от ответчика – ФИО2, консультант юридического отдела, доверенность от30 апреля 2021 г. № 291, диплом;
УСТАНОВИЛ:
Истец, общество с ограниченной ответственностью «МАГТЭКС» (далее – истец, ООО «Магтэкс»), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчику, Департаменту строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана (далее – ответчик, Департамент САТЭК мэрии города Магадана), о взыскании стоимости дополнительных работ в общем размере 346 862 рублей 00 копеек, выполненных истцом, в том числе в рамках исполнения:
- муниципального контракта от 12 марта 2020 г. № 8112020001 по благоустройству дворовой территории дома № 11 по улице Парковой в городе Магадане в размере 236 831 рубля 00 копеек,
- муниципального контракта от 12 марта 2020 г. № 8112020002 по благоустройству дворовой территории дома № 31/18 по проспекту Карла Маркса в городе Магадане в размере 110 031 рубля 00 копеек.
В материально – правовое обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 309, 310, 711, 740, 743, 746, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условия муниципальных контрактов от 12 марта 2020 г. № 8112020001, от 12 марта 2020 г. № 8112020002, а также на представленные доказательства.
Определением от 30 июня 2021 г. Арбитражный суд Магаданской области принял указанное исковое заявление к своему производству, а протокольным определением от 18 октября 2021 г. суд отложил рассмотрение дела в судебном заседании на 28 октября 2021 г. в 11 час. 50 мин. (л.д. 1-3 том 1, л.д. 79 том 3).
В соответствии со статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена 19 октября 2021 г. на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.
До начала судебного заседания от ответчика в материалы дела поступили дополнительные доказательства, а также дополнение № 2 к отзыву от 25 октября 2021 г. № 1-6724.
Представитель истца в судебном заседании представила для приобщения в материалы дела по правилам статей 65, 159 АПК РФ дополнительные доказательства, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в устных выступлениях поддержал доводы, изложенные в отзыве от 23 июля 2021 г. № 1-6724 (л.д. 142-144 том 1), в дополнении № 1 к отзыву от 14 октября 2021 г. № 1-6724 (л.д. 65-66 том 2), в дополнении № 2 к отзыву от 25 октября 2021 г. № 1-6724 (представлен ответчиком в материалы дела к судебному заседанию), подтвердил, что в ходе выполнения работ по муниципальному контракту от 12 марта 2020 г. № 8112020001, по муниципальному контракту от 12 марта 2020 г. № 8112020002 была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, которые не предусмотрены контрактами. Ответчик признаёт обоснованность выполненных истцом дополнительных работ, однако не имеет возможности изменить цены контрактов и объёмы работ в предлагаемых истцом пределах с учётом положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку контрактами не предусмотрена возможность изменения их существенных условий при изменении объёмов и (или) видов выполняемых работ, а цены контрактов являются твёрдыми на весь срок исполнения контракта. В связи с указанными обстоятельствами ответчик оставляет решение вопроса по исковому заявлению о взыскании стоимости дополнительных работ по указанным муниципальным контрактам на усмотрение суда.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, арбитражный суд пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, по результатам проведённого электронного аукциона, на основании решения аукционной комиссии, оформленного протоколом от 02 марта 2020 г. № 0347300000520000014, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 12 марта 2020 г. был заключён муниципальный контракт № 8112020001 в редакции дополнительных соглашений от 09 сентября 2020 г. № 1, от 14 сентября 2020 г. № 2, от 29 октября 2020 г. № 03 (далее – контракт № 8112020001, л.д. 15-31, 145-151 том 1, л.д. 1-3 том 2).
По условиям контракта № 8112020001 подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству дворовой территории по адресу: <...> согласно ведомости объёмов работ (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, и проектно-сметной документации шифр № 19-087-ГП, СМ; 19-087-ЭН, СМ (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик обязался выполнить и сдать заказчику результат работ в объёме и сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязался оплатить работы по контракту в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта № 8112020001 цена контракта составляет 6 333 170 рублей 00 копеек, НДС не облагается. Дополнительным соглашением от 09 сентября 2020 г. № 1 стороны уменьшили цену контракта до 6 174 590 рублей 00 копеек, НДС не облагается.
В сводном сметном расчете учтены затраты на непредвиденные работы и затраты в размере 2 %.
Цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и Законом № 44-ФЗ. Цена указана с учётом всех затрат, расходов подрядчика, связанных с выполнением работ, включая, но не ограничиваясь, затраты на материалы, транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, вывоз мусора, страхование, уплату всех налогов, пошлин и сборов, расходов по оплате стоимости услуг сторонних организаций и третьих лиц и других обязательных платежей, которые подрядчик уплачивает при исполнении контракта (пункты 2.2, 2.4 контракта).
По соглашению сторон по предложению заказчика предусмотренный контрактом объём работ может быть увеличен не более чем на десять процентов или уменьшен не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объёму работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объёма работ стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 2.6 контракта).
Основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются надлежащим образом оформленные документы: подписанные сторонами акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счёт либо универсальный передаточный документ (статус 2), справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счёт (пункт 2.7 контракта).
Оплата за выполненные работы производится заказчиком в безналичной форме путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика. Срок оплаты выполненных работ - до 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 или УПД (пункты 2.8, 2.9 контракта № 8112020001).
Сроки выполнения работ установлены в пункте 3.1 контракта: начало – с момента подписания контракта; окончание – 15 сентября 2020 г.
В связи с выявлением необходимости выполнения дополнительных работ, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ стороны контакта заключили дополнительное соглашение к нему от 14 сентября 2020 г. № 2, увеличив цену контракта до 6 411 438 рублей 00 копеек, НДС не облагается. Виды дополнительных работ приведены в пункте 2 указанного дополнительного соглашения (л.д. 29 том 1, л.д. 2 том 2).
Основные работы по контракту (с учётом непредвиденных работ и затрат в размере 2%), а также дополнительные работы, указанные в дополнительном соглашении от 14 сентября 2020 г. № 2 к контракту № 8112020001, приняты заказчиком по актам о приёмке выполненных работ формы № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 1, от 15 сентября 2020 г. № 1.1, от 15 сентября 2020 г. № 1.2, от 15 сентября 2020 г. № 1.3 (л.д. 2-22 том 3), справке формы № КС-3 от 15 сентября 2020 г. № 1 на сумму 6 411 438 рублей 00 копеек (л.д. 1 том 3) и акту приёмки выполненных работ приёмочной комиссией от 01 октября 2020 г. на сумму 6 411 438 рублей 00 копеек (л.д. 75-76 том 1, л.д. 8, 136 том 2) и полностью оплачены по платёжным поручениям от 09 октября 2020 г. № 735539, от 09 октября 2020 г. № 735540 (л.д. 4, 5 том 2).
Кроме того, в процессе исполнения контракта № 8112020001 ООО «Магтэкс» выявил обстоятельства, препятствующие исполнению обязательств по указанному контракту, инеобходимость выполнения дополнительного объёма работ, которые не были учтены в сметной документации. Как указал истец в исковом заявлении и в судебном заседании, невыполнение дополнительного объёма работ грозило бы годности и прочности результата основных работ, а также не соответствовало бы требованию о качестве выполненных работ (ухудшило бы его). Кроме того, завершение работ без выполнения дополнительных работ было невозможно.
В связи с указанными обстоятельствами МБУ «Служба технического контроля города Магадана» на основании письма Департамента САТЭК мэрии города Магадана от 14 сентября 2020 г. № 4237 (л.д. 66 том 3) и ведомости объёмов работ (л.д. 58 том 1) был подготовлен локальный сметный расчёт № 19-087-1/1-ГП,СМ, согласно которому стоимость дополнительных работ составила 236 831 рубль 00 копеек (л.д. 59-65 том 1, л.д. 64-76 том 3).
Истец выполнил согласованные с ответчиком (заказчиком) дополнительные объёмы работ и предоставил заказчику для подписания акт по форме № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 2 на сумму 236 831 рубль 00 копеек (л.д. 77-80 том 1, л.д. 28-31 том 2).
Однако ответчик, подписав указанный акт, от оплаты дополнительных работ отказался и возвратил истцу представленный акт по форме № КС-2, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, счёт на оплату от 15 сентября 2020 г. № 28, счёт-фактуру от 15 сентября 2020 г. № 21 с сопроводительным письмом от 06 октября 2020 г. № 4677 (л.д. 39-40, 69-95 том 2). При этом в письме ответчик указал, что в соответствии с пунктом 2.6 контракта право ООО «Магтэкс» на 2% непредвиденных затрат и 10% дополнительного объёма работ использовано, оснований для оплаты не имеется.
В претензии от 10 декабря 2020 г. подрядчик потребовал от заказчика оплатить выполненные в рамках контракта № 8112020001 дополнительные работы на сумму 236 831 рубль 00 копеек, предъявленные по акту по форме № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 2 (95 том 1). В ответном письме от 21 декабря 2020 г. № 1-10934 заказчик сообщил об отсутствии оснований для удовлетворения претензии, поскольку оплата работ по контракту была произведена в полном объёме (л.д. 96 том 1, л.д. 9 том 2).
Кроме того, по результатам проведённого электронного аукциона, на основании решения аукционной комиссии, оформленного протоколом от 02 марта 2020 г. № 0347300000520000015, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 12 марта 2020 г. был заключён муниципальный контракт № 8112020002 в редакции дополнительных соглашений от 14 сентября 2020 г. № 1, от 29 октября 2020 г. № 02 (далее – контракт № 8112020002, л.д. 32-54 том 1, л.д. 10-18 том 2).
По условиям контракта № 8112020002 подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству дворовой территории по адресу: <...> согласно ведомости объёмов работ (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, и проектно-сметной документации шифр № 19-086-ГП, СМ; 19-086-АС, СМ; 19-086-ЭН, СМ (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик обязался выполнить и сдать заказчику результат работ в объёме и сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязался оплатить работы по контракту в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта № 8112020002 цена контракта составляет 9 167 310 рублей 00 копеек, НДС не облагается. Дополнительным соглашением от 14 сентября 2020 г. № 1 стороны уменьшили цену контракта до 7 801 065 рублей 00 копеек, НДС не облагается, изложив ведомость объёмов работ (приложение № 1 к контракту) в новой редакции в соответствии с приложением № 1 к данному дополнительному соглашению.
В сводном сметном расчете учтены затраты на непредвиденные работы и затраты в размере 2 %.
Цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и Законом № 44-ФЗ. Цена указана с учётом всех затрат, расходов подрядчика, связанных с выполнением работ, включая, но не ограничиваясь, затраты на материалы, транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, вывоз мусора, страхование, уплату всех налогов, пошлин и сборов, расходов по оплате стоимости услуг сторонних организаций и третьих лиц и других обязательных платежей, которые подрядчик уплачивает при исполнении контракта (пункты 2.2, 2.4 контракта).
По соглашению сторон по предложению заказчика предусмотренный контрактом объём работ может быть увеличен не более чем на десять процентов или уменьшен не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объёму работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объёма работ стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 2.6 контракта).
Как установлено пунктом 2.7 контракта № 8112020002, основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются надлежащим образом оформленные документы: подписанные сторонами акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счёт либо универсальный передаточный документ (статус 2), справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счёт.
Оплата за выполненные работы производится заказчиком в безналичной форме путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика. Срок оплаты выполненных работ - до 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 или УПД (пункты 2.8, 2.9 контракта № 8112020002).
Сроки выполнения работ установлены в пункте 3.1 контракта: начало – с момента подписания контракта; окончание – 15 сентября 2020 г.
Основные работы по контракту № 8112020002 (с учётом непредвиденных работ и затрат в размере 2%), приняты заказчиком по актам о приёмке выполненных работ формы № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 1, от 15 сентября 2020 г. № 1.1, от 15 сентября 2020 г. № 1.2, от 15 сентября 2020 г. № 1.3, от 20 октября 2020 г. № 2 (л.д. 24- 57, 59-63 том 3), справкам формы № КС-3 от 15 сентября 2020 г. № 1, от 28 октября 2020 г. № 2 на сумму 7 677 432 рубля 00 копеек (л.д. 23, 58 том 3) и акту приёмки выполненных работ приёмочной комиссией от 21 октября 2020 г. на сумму 7 677 432 рубля 00 копеек (л.д. 81-82 том 1, л.д. 25, 144 том 2) и полностью оплачены по платёжным поручениям от 21 октября 2020 г. № 779333, от 21 октября 2020 г. № 779335, от 23 декабря 2020 г. №163722 (л.д. 20, 21, 22 том 2).
При этом, в процессе исполнения контракта № 8112020002 ООО «Магтэкс» выявил обстоятельства, препятствующие исполнению обязательств по указанному контракту, инеобходимость выполнения дополнительного объёма работ, которые не были учтены в сметной документации. Как указал истец в исковом заявлении и в судебном заседании, невыполнение дополнительного объёма работ грозило бы годности и прочности результата основных работ, а также не соответствовало бы требованию о качестве выполненных работ (ухудшило бы его). Кроме того, завершение работ без выполнения дополнительных работ было невозможно.
Перечень и объём дополнительных работ был зафиксирован в акте обследования территории в районе дома № 31/18 по пр. Карла Маркса от 03 сентября 2020 г., в акте обследования территории в районе дома № 31/18 по пр. Карла Маркса от 07 сентября 2020 г., составленных с участием представителей Департамента САТЭК мэрии города Магадана, ООО «Магтэкс» и МБУ «Служба технического контроля города Магадана» (л.д. 91, 92 том 1, л.д. 140, 141 том 2).
В связи с указанными обстоятельствами МБУ «Служба технического контроля города Магадана» на основании указанных актов обследования территории и ведомости объёмов работ (л.д. 57 том 1) был подготовлен локальный сметный расчёт № 19-086-2-ГП,СМ, согласно которому стоимость дополнительных работ составила 85 594 рубля 00 копеек (л.д. 66-74 том 1).
Истец выполнил согласованные с ответчиком (заказчиком) дополнительные объёмы работ и предоставил заказчику для подписания акт по форме № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 3 сумму 85 594 рубля 00 копеек (л.д. 83-86 том 1, л.д. 32-35 том 2).
Кроме того, в рамках исполнения контракта № 81120020002 был составлен локальный сметный расчёт, шифр 19-086-1-АС,СМ, общая стоимость работ по которому составила 154 007 рублей 00 копеек (сметная документация, в том числе ведомость объёмов работ и локальный сметный расчёт представлены ответчиком в материалы дела к судебному заседанию с отзывом № 2 от 25 октября 2021 г. № 1-6724). Часть работ на сумму 129 570 рублей 00 копеек была принята ответчиком по акту формы № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 1.3 и оплачена им платёжным поручением от 21 октября 2020 г. № 779333 (л.д. 20 том 2, л.д. 54-57 том 3). В оставшейся части истец работы выполнил и предъявил заказчику для подписания акт по форме № КС-2 без даты, № 3.1 на сумму 24 437 рублей 00 копеек (л.д. 36-38 том 2).
Однако ответчик, 09 октября 2020 г. подписав указанные акты по форме № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 3 сумму 85 594 рубля 00 копеек, без даты, № 3.1 на сумму 24 437 рублей 00 копеек, от оплаты дополнительных работ отказался и возвратил истцу представленные акты по форме № КС-2, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, счёт на оплату от 15 сентября 2020 г. № 39 с сопроводительным письмом от 13 октября 2020 г. № 4782 (л.д. 41-42, 96-132 том 2). При этом в письме ответчик указал, что в соответствии с пунктом 2.6 контракта право ООО «Магтэкс» на 2% непредвиденных затрат и 10% дополнительного объёма работ использовано, оснований для оплаты не имеется.
02 ноября 2020 г. стороны контракта подписали соглашение № 02 о расторжении контракта № 8112020002 с момента подписания соглашения (л.д. 55 том 1, л.д. 19 том 2).
В претензии от 11 декабря 2020 г. подрядчик потребовал от заказчика оплатить выполненные в рамках контракта № 8112020002 дополнительные работы на сумму 110 031 рубль 00 копеек, предъявленные по актам по форме № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 3, без даты № 3.1 (93 том 1). В ответном письме от 12 января 2021 г. № 1-10933 заказчик сообщил об отсутствии оснований для удовлетворения претензии, поскольку оплата работ по контракту была произведена в полном объёме (л.д. 94 том 1, л.д. 27 том 2).
Неоплата ответчиком, согласованного сторонами и необходимого дополнительного объёма выполненных истцом работ по контракту № 811202001 в размере 236 831 рубля 00 копеек и по контракту № 8112020002 110 031 рубля 00 копеек явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отношения между сторонами регулируются положениями ГК РФ, применимыми к договору строительного подряда (параграфы 1 и 3 главы 37), общими положениями о договорах, обязательствах и сделках ГК РФ, с особенностями, установленными Законом № 44-ФЗ, а также условиями контрактов.
В соответствии со статьёй 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 «Общие положения о подряде» ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Как установленопунктом 1 статьи 702ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является сдача работ заказчику путём подписания акта выполненных работ (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).
Из приведённых норм права следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ является совокупность следующих обстоятельств - надлежащее выполнение работ и передача их результата заказчику.
Согласно статье 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1). Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2).
Исходя из положений статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1).
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 ГК РФ).
Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приёмке. Сдача результата работ подрядчиком и приёмка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункты 1 и 4 статьи 753 ГК РФ).
Судом по материалам дела установлено и ответчиком не оспаривается, что истец выполнил согласованные с ответчиком виды и объёмы дополнительных работ, предусмотренных локальным сметным расчётом № 19-087-1/1-ГП,СМ, на сумму 236 831 рубль 00 копеек (по контракту № 8112020001), локальным сметным расчётом № 19-086-2-ГП,СМ на сумму 85 594 рубля 00 копеек, а также работ, предусмотренных локальным сметным расчётом шифр 19-086-1-АС,СМ на сумму 24 437 рублей 00 копеек (по контракту № 8112020002) и предъявил их к приёмке и оплате.
Ответчик акты приёмки выполненных работ формы № КС-2 от 15 сентября 2020 г. № 2 на сумму 236 831 рубль 00 копеек (л.д. 77-80 том 1, л.д. 28-31 том 2), от 15 сентября 2020 г. № 3 сумму 85 594 рубля 00 копеек (л.д. 83-86 том 1, л.д. 32-35 том 2), без даты, № 3.1 на сумму 24 437 рублей 00 копеек (л.д. 36-38 том 2) подписал, однако отказался оплатить указанные дополнительные работы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твёрдой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твёрдой.
В силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объём работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон при изменении объёма и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Таким образом, в силу прямого указания закона изменение твёрдой цены контракта возможно в случае отличия стоимости выполненных работ от стоимости утверждённой сметы на сумму, не превышающую десять процентов от изначально утверждённой цены.
Как следует из пункта 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г.), следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создаёт возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обусловливает необходимость приоритетного применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтённые в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
При этом с учётом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, увеличение объёма работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает десять процентов от цены или объёма, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможность для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.
Истец и ответчик в ходе судебного разбирательства указали, что выполненные истцом дополнительные работы действительно были согласованы сторонами и являлись необходимыми, поскольку без их проведения ООО «Магтэкс» не имело возможности приступить к последующим работам и завершить их своевременно. Продолжение работ без проведения спорных дополнительных работ привело бы к ухудшению конечного результата, грозило бы годности и прочности результата работ в целом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г., при рассмотрении спора о взыскании стоимости дополнительных работ, не предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, необходимо учитывать следующие обстоятельства: необходимость проведения работ, предусмотренных в акте для достижения целей контракта, факт их выполнения, отсутствие претензий относительно объёма и качества выполненных работ, а также использование их результата в деятельности заказчика и наличие у данных работ потребительской стоимости.
Как следует из материалов дела, в ходе выполнения истцом работ на объектах возникла необходимость проведения дополнительных работ и, как следствие, увеличение сметной стоимости строительства. При этом, как указывает истец, и не оспаривает ответчик, выполненные ООО «Магтэкс» дополнительные работы в проектно-сметной документации не учтены, но завершение работ по благоустройству объектов по представленным контрактам без них невозможно. Необходимость выполнения на объектах дополнительных работ ответчиком не оспорена. Спорные дополнительные работы выполнены подрядчиком в согласованном с заказчиком объёме (локальные сметные расчёты № 19-087-1/1-ГП,СМ (по контракту № 8112020001), № 19-086-2-ГП,СМ, № 19-086-1-АС,СМ (по контракту № 8112020002)).
Из материалов дела следует, чтов контрактах № 8112020001, № 8112020002 предусмотрена возможность их изменения в части цены работ по предложению заказчика, если предусмотренный объём работ увеличивается не более чем на десять процентов с последующим пропорциональным увеличением цены не более чем на десять процентов цены договора (пункт 2.6 контрактов), а также предусмотрена возможность их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 13.2 контрактов).
Вместе с тем, дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в связи с увеличением объёма работ на спорный объём дополнительных работ между сторонами подписано не было. Однако из переписки сторон и пояснений представителей истца и ответчика в судебном заседании судом установлено, что дополнительные работы на сумму 236 831 рубль 00 копеек (по контракту № 8112020001) и на сумму 110 031 рубль 00 копеек (по контракту № 8112020002) были согласованы сторонами, работы являлись необходимыми.
Отсутствие между сторонами единого письменного дополнительного соглашения к контракту не является основанием для отказа подрядчику в оплате дополнительно выполненных работ, поскольку в данном случае такие действия фактически согласованы сторонами путём согласования локальных сметных расчётов, в связи с чем отказ в оплате этих работ влечёт нарушение баланса интересов сторон и создаёт необоснованные преимущества для заказчика.
Из материалов дела следует, что спорные дополнительные работы выполнены подрядчиком с ведома и согласия заказчика, результат выполнения дополнительных работ был фактически им принят и обладает для него потребительской ценностью.
Доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключённому контракту работы, не представлено. При этом отсутствуют основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости.
Стоимость дополнительных работ не превышает десять процентов от цены контрактов (в том числе с учётом дополнительного соглашения от 14 сентября 2020 г. № 2 к договору № 81112020001).
Доказательств наличия в действиях истца намерения повысить стоимость работ либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорных работ без заключения дополнительного соглашения к контракту ответчиком также не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что необходимость проведения дополнительных работ согласована с заказчиком, стоимость дополнительных работ подтверждена локальными сметными расчётами и не превысила десять процентов от цены контрактов, в также учитывая, что без выполнения спорных работ невозможно было завершить работы по контракту и сдать объект в эксплуатацию, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты ответчиком дополнительно выполненных истцом работ, требование последнего о взыскании их стоимости заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере 346 862 рублей 00 копеек.
Иные доводы ответчика сводятся к уточнению его правовой позиции, и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.
По настоящему делу при заявленной сумме исковых требований 346 862 рубля 00 копеек согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины составляет 9937 рублей 00 копеек.
Истцом при подаче иска платёжным поручением от 15 июня 2021 г. № 91 была уплачена государственная пошлина в размере 9937 рублей 00 копеек (л.д. 136 том 1).
В связи с удовлетворением исковых требований истца в полном объёме государственная пошлина в размере 9937 рублей 00 копеек относится на ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца.
При этом суд взыскивает с Департамента САТЭК мэрии города Магадана в пользу истца судебные расходы, к составу которых по правилам статьи 101 АПК РФ отнесена и государственная пошлина, поскольку освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечёт за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесённых стороной, в пользу которой принято решение.
На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме – 08 ноября 2021 г.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Взыскать с ответчика, Департамента строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу истца, общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «МАГТЭКС» (ОГРН <***>, ИНН <***>), сумму долга в размере 346 862 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 9937 рублей 00 копеек, а всего – 356 799 рублей 00 копеек, о чём выдать исполнительный лист истцу по его ходатайству после вступления решения в законную силу.
2.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.
3.Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области при условии, что оно было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.М. Марчевская