ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1307/10 от 20.10.2010 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1307/2010

27.10.2010

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2010

Полный текст решения изготовлен 27.10.2010

Арбитражный суд Магаданской области в составе : судьи Степановой Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажутиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д.62, каб. 505, дело по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы Мэрии города Магадана

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

о признании недействительным решения от 24.06.2010 и предписания от 24.06.2010 № 48,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – ООО «Удача»; ООО «Магаданская жилищная управляющая компания»,

при участии в заседании:

от заявителя – руководитель департамента Кравцив В.А. (распоряжение № 76 - л/с от 11.09.2008г., паспорт); представитель Узюкова Е.Г. (доверенность 49 АА 297047 от 26.04.2010г., паспорт);

от ответчика – специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти Бакланова Е.В. (доверенность № 01-10/160 от 26.01.2010);

от третьего лица ООО «Удача» – директор Слепцов В. И. (приказ от 01.12.2007 № 1-ок, паспорт);

от третьего лица ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» – генеральный директор Мастренко М.Ю. (приказ № 18-п от 01.09.2010)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы Мэрии города Магадана, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 24.06.2010 и предписания от 24.06.2010 № 48 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области.

Указанным решением признаны нарушением  п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  ограничивающим конкуренцию на рынке выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы Мэрии г.Магадана, выразившиеся в установлении для приобретателя товаров (работ, услуг) - ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» - ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (работы, услуги).

Данное решение антимонопольного органа послужило основанием для выдачи Департаменту ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана предписания о недопущении нарушения антимонопольного законодательства – п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что ограничивает конкуренцию на рынке выполнения соответствующих работ.

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», гл. 24 АПК РФ и указал, что оспариваемое решение принято без наличия достаточных доказательств совершения Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана вменяемого нарушения.

В частности, заявитель указал, что в его действиях не имеется ни одного из признаков ограничения конкуренции, перечисленных в ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действие (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Кроме того, по смыслу ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При этом, системный анализ норм данного закона, регулирующих вопросы ограничения конкуренции, свидетельствует о том, что для установления факта ограничения конкуренции необходимо установление обстоятельства, создающего возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем прядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Между тем, обстоятельства заключения ООО «МЖУК» с ООО «Удача» договора подряда от 20.04.2010г., а также обстоятельства его расторжения не повлияли и не могли повлиять на общие условия обращения товара на товарном рынке - в сфере выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

По мнению заявителя, заключение 20.04.2010 договора подряда ООО «МЖУК» с ООО «Удача» произошло по воле обеих сторон, также как и его расторжение. Департамент ЖКХ и ОСС какого-либо участия в выборе подрядной организации на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 24 по ул. Пролетарской в г.Магадане не принимал, а также не выступал инициатором его расторжения, соответственно, мотивы, по которым расторгнут договор подряда от 20.04.2010, заявителю неизвестны.

Департамент ЖКХ и ОСС не является стороной по договору подряда между ООО «МЖУК» и ООО «Удача» и, следовательно, не правомочен выступать с требованиями о расторжении указанного договора. Со стороны Департамента ЖКХ и ОСС указаний о расторжении договора не направлялось. Более того, заявитель считает, что доводы заинтересованной стороны - ООО «МЖУК» - являются голословными и не соответствующими действительности, основанными на субъективном отношении директора ООО «МЖУК».

При этом, заявитель указал, что кроме пояснений руководителя ООО «МЖУК» доказательства того, что Департамент ЖКХ и ОСС требовал расторжения договора подряда и оказывал давление на управляющую компанию, в материалах антимонопольного дела № 02-9/12-2010 отсутствуют. В свою очередь, антимонопольным органом не приняты во внимание пояснения руководителя Департамента ЖКХ и ОСС о том, что соответствующих указаний он не давал и давать не вправе.

Более того, заявитель отметил, что департамент ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана не был поставлен в известность о наличии договорных отношений с ООО «Удача» на проведение капитального ремонта многоквартирного дома № 24 по ул.Пролетарской, за согласованием перечисления денежных средств по договору подряда от 20.04.2010 ООО «МЖУК» в Департамент не обращалось.

При этом, по мнению заявителя, отсутствие у Департамента информации о наличии договора подряда между ООО «МЖУК» и ООО «Удача» подтверждается протоколом рабочего совещания при руководителе департамента Кравцива В.А. от 07.05.2010 с участием директора ООО «МЖУК», в повестку которого была включена информация об использовании ООО «МЖУК» предоставленной субсидии, расторжении договора подряда с ООО «СМУ-6» и заключении договора подряда с ООО «Мегастрой».

В судебном заседании представители заявителя, предъявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным правовых пояснениях к заявлению № б/н от 17.08.2010 и от 07.10.2010, из которых следует, что в соответствии с постановлением Мэра г.Магадана от 19.11.2008 № 2670-Ф Департамент ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана определен уполномоченным органом на получение и распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых в рамках Федерального закона № 185-ФЗ.

При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах средств производится с учетом требований ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления (уполномоченным органом) и подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.

Отказ органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома допускается только в случаях нарушения требований, установленных ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Контроль и надзор за выполнением подрядных работ и соблюдением подрядчиком сроков выполнения и качеством выполняемых работ возложен на управляющую организацию, которая как получатель средств обязана обеспечить целевое использование субсидии на капитальный ремонт, Департамент ЖКХ и ОСС обязан осуществлять контроль за целевым использованием средств на капитальный ремонт.

На основании изложенного заявитель считает, что Департамент ЖКХ и ОСС, являясь уполномоченным органом на получение и распределение предоставляемых в рамках Федерального закона № 185-ФЗ бюджетных ассигнований, не может выступать участником или заинтересованным лицом в правоотношениях между Заказчиком и Подрядчиком в рамках гражданско-правовых сделок.

Административный орган, вынесший оспариваемые решение и предписание, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление № 01-10/2379 от 10.08.2010, из которого следует, что наличие оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания доказано в ходе рассмотрения материалов дела по заявлению ООО «Удача» и подтверждено соответствующими доказательствами.

В обоснование возражений на заявленные Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г. Магадана требования административный орган указал, что действия заявителя, выразившиеся в установлении для приобретателя товаров (работ, услуг) - ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» - ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (работы, услуги), а именно - дача хозяйствующему субъекту указания о необходимости расторжения заключенного договора подряда с ООО «Удача» приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, т.е. ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Пocкoлькy обстоятельства расторжения договора подряда, заключенного между ООО «МЖУК» и ООО «Удача», а именно - понуждение ООО «МЖУК» со стороны Департамента ЖКХ и ОСС к расторжению указанного договора, повлияли на общие условия обращения товара на рынке выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (такие, как равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела), постольку в данном случае имеет место факт ограничения конкуренции действиями Департамента ЖКХ и ОСС, что запрещено ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В обоснование правомерности оспариваемых актов, антимонопольный орган указал, что согласно полученным объяснениям генерального директора ООО «МЖУК» Гуня Е.С. от 28.05.2010, договор подряда от 20.04.2010, заключенный с ООО «Удача», был расторгнут по требованию руководителя Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана.

Волеизъявления со стороны ООО «Удача» на расторжение договора подряда также не было. Следовательно, действительная воля сторон на прекращение договорных отношений отсутствовала, а договор был расторгнут под давлением со стороны Департамента ЖКХ и ОСС.

В противном случае (при обоюдном согласии обеих сторон договора подряда на расторжение указанного договора), рассматриваемой спорной ситуации не возникло бы, а в случае, если бы инициатива расторжения договора исходила от ООО «МЖУК» в отсутствие на то законных оснований, заявление было бы подано именно на его противоправные действия, а не на действия Департамента ЖКХ и ОСС.

Поскольку управляющая компания находится в зависимом положении от Департамента ЖКХ и ОСС и не вправе проводить платежи по договору без согласования с ним, постольку поступить вопреки указаниям Департамента ЖКХ и ОСС управляющая компания не может, в связи с чем была вынуждена расторгнуть заключенный с ООО «Удача» договор.

При этом, по мнению антимонопольного органа, зависимость ООО «МЖУК» от Департамента выражается в наличии заключенного между ними Соглашения № 2 от 01.12.2009, согласно которому ООО «МЖУК» обязано использовать предоставляемую субсидию в размере 2 655 319 руб. на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Без согласования Департамента управляющая компания не вправе проводить платежи по договору.

Кроме того, ответчик считает, что согласно Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» Департамент ЖКХ и ОСС является органом, перечисляющим денежные средства на специальные счета управляющих компаний, что также свидетельствует о его причастности к правоотношениям по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном мнении № 01-10/2544 от 31.08.2010 и письменных пояснениях № 01-10/2875 от 04.10.2010 и указал, что факт указания руководителем Департамента ЖКХ и ОСС Мэрии г. Магадана генеральному директору ООО «МЖУК» на необходимость расторжения заключенного с ООО «Удача» договора подряда, не имеет письменного подтверждения, однако это представляется логичным и соответствующим обстоятельствам дела, поскольку руководитель Департамента ЖКХ и ОСС, осознавая неправомерность своих действий, сознательно не оформлял свои указания властно-распорядительным документом в адрес ООО «МЖУК».

О наличии устных указаний свидетельствуют показания генерального директора ООО «МЖУК» Гуня Е.С. и директора ООО «Удача» Слепцова В.И обращавшегося за разъяснениями в Департамент ЖКХ и ОСС.

Кроме того, антимонопольный орган указал, что согласно постановлению Мэра г.Магадана от 19.11.2008 № 2670-Ф Департамент ЖКХ и ОСС является уполномоченным органом на получение и распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, а согласно Решению Магаданской городской Думы от 19.10.2007 № 77 «О Положении «О предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Город Магадан» на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома» Департамент ЖКХ и ОСС, как уполномоченный отраслевой орган Мэрии г.Магадана является распорядителем бюджетных средств, выделяемых в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Оплата выполненных работ по капитальному ремонту осуществляется на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с уполномоченным органом и подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени управляющей организации.

В связи с указанными обстоятельствами доводы заявителя о непричастности к правоотношениям, складывающимся в процессе осуществления капитального ремонта многоквартирного дома между управляющей организацией иподрядной организацией, не соответствуют действительности.

ООО «Удача», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявленные Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана требования не признало и поддержало позицию антимонопольного органа, указав, что ООО «Удача» имеет свидетельство № 0101 -2010-4909912844-С-090 о допуске к выполнению данного вида работ; задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам за 2009 год отсутствуют; в Реестре недобросовестных поставщиков сведений о предприятии нет.

При заключении договора с ООО «МЖУК» ООО «Удача» были выполнены требования, изложенные в Областной адресной Программе «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области на 2010 год» - в соответствии с п. 5.4 предоставлен перечень объектов, на которых предприятием выполнялись аналогичные работы: Кроме того, по предварительной оценке сумма средств, предназначенных на проведение капитальных работ многоквартирного дома была уменьшена - с 2 776 000 руб. до 2 650 000 руб., что также предусмотрено данным пунктом Программы.

Однако, руководителем Департамента ЖКХ и ОСС Мэрии г. Магадана В.А. Кравцивом в категоричной форме было предложено Е.С. Гуня расторгнуть договор подряда от 20.04.2010 с ООО «Удача» и перезаключить его с другой организацией. Таким образом, данный договор не вступил в силу и Е.С. Гуня была вынуждена заключить договор с организацией, рекомендованной В.А. Кравцивом.

23.04.2010 руководитель ООО «Удача» обратился к руководителю Департамента ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана В.А. Кравциву с просьбой разъяснить причину отказа, однако, каких-либо объяснений не последовало.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Удача», заявленные требования не признал и в устных пояснениях подтвердил доводы антимонопольного органа.

ООО «Магаданская жилищная управляющая компания», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявленные Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана требования не признало и поддержало позицию антимонопольного органа, указав, что в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформирования ЖК» между Департаментом ЖКХ и ОСС и ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» заключено соглашение № 2 от 01.12.2009г., которым определено, что оплата выполненных работ подрядным организациям осуществляется на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с Уполномоченным органом, все перечисления со специального расчетного счета по оплате выполненных работ с подрядными организациями производились только с письменного согласования Департамента ЖКХ и ОСС, согласно заключенного дополнительного соглашения № 5510 от 14.12.2009г. ООО «МЖУК» с Северо-Восточным СБЕРБАНКОМ России.

По вопросу отбора подрядных организаций для выполнения капитального ремонта ООО «МЖУК» указало, что в связи с невыполнением ООО «СМУ-6» обязательства по договору подряда, по результатам рассмотрения предложений подрядных организацийООО «МЖУК» 20.04.2010 заключен договор подряда с ООО «Удача».

Однако, руководитель Департамента ЖКХ и ОСС Кравцив В.А. потребовал выбрать иную подрядную организацию. В связи с чем ООО «МЖУК» привлекла к выполнению данных работ подрядную организацию ООО «Мегастрой», с которой был заключен договор подряда б/н от 26.04.2010.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «МЖУК», заявленные требования не признал и в устных пояснениях подтвердил доводы антимонопольного органа.

Установив фактические обстоятельства спора, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформирования ЖК» между Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана и ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» было заключено соглашение № 2 от 01.12.2009, согласно которому ООО «МЖУК» обязана использовать предоставляемую субсидию в размере 2 655 319 руб. на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: г.Магадан, ул. Пролетарская, д. 24.

На основании анализа предложений подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту управляющей компанией выбрана подрядная организация ООО «СМУ-6».Однако, в связи с невыполнением ООО «СМУ-6» обязательств по договору подряда, ООО «МЖУК» направило 20.04.2010 ООО «СМУ-6» уведомление о расторжении договора подряда, а ООО «СМУ-6» направило в адрес ООО «МЖУК» подтверждение о расторжении договора от 22.04.2010.

В связи с необходимостью обеспечения целевого использования субсидии для проведения капитального ремонта в установленные сроки - до 01.06.2010, ООО «МЖУК» осуществило повторный отбор подрядной организации. По результатам рассмотрения предложений подрядных организаций, ООО «МЖУК» заключен договор подряда от 20.04.2010 с ООО «Удача» на выполнение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведения, отопления); установке приборов учета потребления ресурсов и узлов управления: горячей и холодной воды, многоквартирного дома, расположенного по адресу: Магадан, ул. Пролетарская, 24. Стоимость работ по договору составляла 2 650 000 руб.

При заключении договора ООО «Удача» были выполнены требования, предусмотренные Областной адресной программой «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области на 2010 год», утвержденной постановлением администрации Магаданском области от 18.02.2010 № 58-па - предоставлен перечень объектов, на которых выполнялись аналогичные работы, на 126 000 руб. уменьшена сумма средств, предназначенных на проведение капитальных работ многоквартирного дома.

Однако, как следует из письменных и устных пояснений директора ООО «МЖУК», при доведении данной информации до руководителя Департамента ЖКХ и ОСС Кравцива В.А., последний потребовал выбрать в качестве подрядной организации иную строительную организацию, указав на имеющиеся сомнения относительно способности ООО «Удача» выполнить предусмотренный договором объем работ. В связи с указанными обстоятельствами, генеральный директор ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» Гуня Е.С. вынуждена была отказать ООО «Удача» в фактическом исполнении договора подряда.

В связи с ограниченными сроками выполнения работ по капитальному ремонту жилого дома, Управляющая компания привлекла к выполнению данных работ подрядную организацию ООО «Мегастрой», с которой заключен договор подряда б/н от 26.04.2010. При этом, стоимость работ была определена в 2 700 000 руб., что на 50 000 руб. превышает стоимость, определенную договором от 20.04.2010 с ООО «Удача».

В связи с указанными обстоятельствами 30.04.2010 ООО «Удача» обратилось в Управления ФАС по Магаданской области с заявлением о нарушении его прав действиями Департамента ЖКХ и ОСС, выразившимися в понуждении ООО «МЖУК» расторгнуть заключенный с ООО «Удача» договор от 20.04.2010, поскольку действия Департамента ЖКХ и ОСС наносят ущерб деловой репутации ООО «Удача» и не соответствуют антимонопольному законодательству РФ.

Комиссия Управления ФАС по Магаданской области рассмотрев дело №  02-9/12-2010 по признакам нарушения п. 5 ч. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установила, что в соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана, утвержденного Постановлением Мэра г. Магадана от 31.12.2004 № 2618, Департамент является отраслевым органом Мэрии города Магадана со статусом юридического лица. Следовательно, Департамент ЖКХ и ОСС являетсяорганом, осуществляющим функции органа местного самоуправления, и на него силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ, распространяется действие указанного ФЗ.

По результатам рассмотрения дела №  02-9/12-2010 антимонопольным органом установлено, что законодательством не предусмотрено право Департамента ЖКХ и ОСС устанавливать для управляющих организаций ограничения выбора подрядных организаций, правомочных выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также давать указания о расторжении заключенных договоров подряда. Выбор хозяйствующим субъектом контрагента при заключении договора должен осуществляться им на основании принципа свободы договора. Поэтому Департамент ЖКХ и ОСС не имел права обязать управляющую компанию расторгнуть заключенный с ООО «Удача» договор подряда, поскольку эти действия привели к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В связи с указанными обстоятельствами решением от 24.06.2010 Управление ФАС по Магаданской области признало действия Департамента ЖКХ и ОСС, выразившиеся в установлении для приобретателя товаров (работ, услуг) - ООО «Магаданская жилищная управляющая компания» - ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (работы, услуги), нарушением п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Кроме того, Департаменту ЖКХ и ОСС Мэрии г. Магадана выдано предписание № 48 от 24.06.2010 о недопущении в дальнейшем нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федеральном Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с решением от 24.06.2010 и предписанием № 48 от 24.06.2010 Управления ФАС по Магаданской области Департамент ЖКХ и ОСС обратился в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ.

Указанным Федеральным законом № 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемым предоставление финансовой поддержки, являются субъекты РФ или муниципальные образования (если субъектом РФ принято такое решение). Указанные средства поступают в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Средства бюджета субъекта РФ, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта РФ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, распределяются субъектом РФ между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта РФ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (ч. 2 ст. 20 Закона № 185-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 185-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ утверждается региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления принимает решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, и которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ постановлением администрации Магаданской области от 24.09.2009 года № 479-па «О реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области» в 2009 году» дом № 24 по ул.Пролетарская в г.Магадане включен в перечень домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на капитальный ремонт (капитальный ремонт внутренних инженерных сетей).

Постановлением мэра города Магадана от 20.04.2009 № 1022 «Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы муниципального образованна «Город Магадан» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год» указанный дом также предусмотрен для предоставления финансовой поддержки.

В соответствии с п. 8 ст. 20 ФЗ № 185-ФЗ порядок привлечения выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с ФЗ № 185-ФЗ, может устанавливаться субъектом РФ.

Так в соответствии с п. 5.2 разд. 7 постановления администрации Магаданской области от 24.09.2009 года № 479-па «О реализации областной адресной программы» Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Магаданской области» в 2009 году» решение о выборе подрядной организации принимается управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом управляющая организация при обращении собственников помещений в многоквартирном доме обязана предоставить обоснование выбора подрядной организации. Решение о выборе подрядчика должно содержать перечень подрядных организаций, предложения которых были рассмотрены.

В соответствии с ч. 8 ст. 20 ФЗ № 185-ФЗ порядок выплаты управляющими организациями средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.

Постановлением Мэра г.Магадана от 19.11.2008 № 2670-Ф «Об уполномоченном органе и порядке выплаты средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо собственниками помещений в многоквартирном доме в муниципальном образовании «Город Магадан» определено, что Департамент ЖКХ и ОСС является уполномоченным органом на получение и распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Кроме того, постановлением Мэра г.Магадана от 28.11.2008 № 2756 «Об утверждении Положения о порядке предоставления товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Магадан» определено, что уполномоченный отраслевой орган Мэрии г.Магадана - Департамент ЖКХ И ОСС - является распорядителем бюджетных средств, выделяемых в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Согласно п. 2.4 указанного Положения, уполномоченный орган : на основе полученных обращений и представленных документов производит оценку обращений, обосновывает объем необходимых средств за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта РФ и средств бюджета муниципального образования, подготавливает проект адресной муниципальной программы капитального ремонта на очередной финансовый год и направляет его на рассмотрение в органы местного самоуправления; после утверждения адресной муниципальной программы капитального ремонта на очередной финансовый год оформляет заявку на включение перечня многоквартирных домов в региональную адресную программу капитального ремонта и получение финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета; направляет уведомления управляющим организациям о включении многоквартирных домов в адресную муниципальную программу и планируемой сумме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов.

В соответствии с разд. 3 Постановления Мэра г.Магадана от 28.11.2008 № 2756 средства, поступившие в местный бюджет на проведение капитального ремонта, распределяются органом местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня их получения из бюджета субъекта РФ между многоквартирными домами, которые включены в муниципальную и региональную адресную программу, и направляются на лицевой счет Уполномоченного органа, открытый в Управлении Федерального Казначейства. Указанные средства предоставляются управляющим организациям в форме субсидий.

В течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган : уведомляет получателей субсидий о принятии такого решения с указанием объема предоставляемых средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома; рассчитывает размеры субсидий за счет соответствующих источников финансирования на каждый многоквартирный дом.

Заявитель в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывает отдельный банковский счет в кредитной организации и направляет в Уполномоченный орган следующие документы : уведомление об открытии отдельного банковского счета с указание реквизитов; утвержденную общим собранием смету расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома с проведением государственной экспертизы в установленном законом порядке; протокол общего собрания собственников помещений об утверждении сметы на капитальный ремонт и утверждении размера платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; договор подряда на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных документов Уполномоченный орган заключает соглашение с Заявителем о предоставлении субсидии и перечисляет Субсидию на банковский счет Заявителя. Предоставление субсидии осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на специальный счет заявителя.

По материалам дела установлено, что на основании решения Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, оформленного протоколом № 111 от 13.11.2009 и договора № 70-3 С «О долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда» от 22.10.2008 Магаданской области были перечислены средства финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ.

На основании соглашения № 2-КР от 17.11.2009 года о финансировании региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов денежные средства были перечислены в бюджет муниципального образования «Город Магадан».

Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана в адрес ООО «МЖУК» было направлено Уведомление от 30.11.2009 № 3798 о предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств областного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Пролетарская, 24.

01.12.2009 года между Департаментом ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана и ООО «МЖУК» заключено Соглашение № 2 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Пролетарская, 24, в 2009 году в сумме 2 655 319 руб.

В соответствии с п. 3.11 Положения о порядке предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Магадан», утвержденного Постановления Мэра г.Магадана от 28.11.2008 № 2756, оплата выполненных работ по капитальному ремонту осуществляется на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с Уполномоченным органом и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени управляющей организации.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах средств производится с учетом требований, установленных ч. 5 ст. 15 Федерального закона. При этом, отказ органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома допускается только в случаях превышения сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также нарушения требований, установленных ч. 5 ст. 15 Федерального закона, содержащей перечень работ, на проведение которых могут использоваться средства Фонда и средства долевого финансирования.

По материалам дела установлено, что на основании приказа Департамента № 71 от 21.12.2009 на специальный счет ООО «МЖУК» (р/с № 40702810936000002999 Северо-Восточного банка Сбербанка России) платежными поручениями № 59543 от 24.12.2009, № 59544 от 24.12.2009 года, № 59545 от 24.12.2009, № 60936 от 28.12.2009, № 60937 от 28.12.2009 были перечислены денежные средства на капитальный ремонт.

Положением о порядке предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Магадан» (п. 3.14) предусмотрено, что на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома заявитель : осуществляет контроль за сроками и качеством выполняемых подрядной организацией работ; осуществляет приемку выполненных работ с привлечением представителей собственников многоквартирного дома, специалистов муниципального учреждения города Магадана «Служба технического контроля»; осуществляет расчет с подрядной организацией за выполненные работы; предоставляет Уполномоченному органу отчеты и документы, установленные соглашением.

В случае нецелевого использования субсидий, а также в случаях неиспользования в установленные сроки, субсидии подлежат возврату в Уполномоченный орган (п. 3.17).

Уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством РФ и Магаданской области и нормативно-правовыми актами муниципального образования «Город Магадан» осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (п. 3.18).

Уполномоченный орган на основании представленных документов ведет реестр расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и осуществляет финансирование указанных расходов в безналичной форме.

Кроме того, Положением о порядке предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Магадан» предусмотрены случаи приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Предоставление субсидий приостанавливается в случаях : банкротства, реорганизации заявителя или подрядной организации; отсутствия финансирования заявителем собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта; непредоставления отчетности и документов, установленных соглашением о предоставлении субсидии; иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 3.15).

Предоставление субсидий прекращается в случаях : нецелевого использования заявителем предоставленной субсидии; неиспользования заявителем или подрядной организацией предоставленной субсидии в установленные соглашением сроки; неисполнения или ненадлежащего исполнения заявителем обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии (п. 3.16).

Согласно ст. 4 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющей основные понятия, используемые в указанном Федеральном законе, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в силу п. 5 ч. 1 указанной статьи запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Таким образом, по смыслу ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» нарушения антимонопольного законодательства обязательно установления фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.

Правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольным органом.

При этом, антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства должен выяснить, находится ли выявленное им нарушение законодательства в рамках отношений, связанных с защитой конкуренции.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные выводы подтверждаются правовой позицией, сформулированной в постановлениях ФАС ДВО № Ф03-1866/2009 от 12.05.2009, № Ф03-909/2009 от 25.03.2009, ФАС УО № Ф09-7088/09-С1 от 20.10.2009, ФАС СЗО № А56-17444/2008 от 19.06.2009, № А56-

23485/2009-С4-10 от 02.04.2010, ФАС ЗСО № А05-13126/2009 от 30.04.2010, ФАС ЦО № А14-17422/2009/618/30 от 20.04.2010, ФАС МО № КА-А40/1601-10-1, 2, 3 от 31.03.2010, определении ВАС РФ № ВАС-10459/10 от 17.08.2010.

Между тем, из материалов дела следует, что вывод о влиянии на общие условия обращения товара на рынке выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и соответственно, об ограничении конкуренции действиями ДепартаментаЖКХ и ОСС, сделан антимонопольным органом в связи с обстоятельствами расторжения договора подряда от 20.04.2010 между ООО «МЖУК» и ООО «Удача», а именно - понуждением ООО «МЖУК» со стороны Департамента ЖКХ и ОСС к расторжению указанного договора.

При этом, ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке, по мнению антимонопольного органа, выразилось в сокращении числа хозяйствующих субъектов на рынке выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, вызванном действиями Департамена по установлению для ООО «МЖУК» ограничения выбора хозяйствующих субъектов.

Однако, документальное подтверждение существования указанного фактического обстоятельства - ограничения конкуренции, выразившегося в сокращения числа хозяйствующих субъектов на указанном рынке, а также наличия причинной связи между совершенными Департаментом ЖКХ и ОСС действиями и наступившими последствиями в материалы дела не представлено.

Кроме того, ст. 15 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Департаменту вменяется понуждение ООО «МЖУК» к расторжению договора подряда от 20.04.2010, что, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует об установлении Департаментом ЖКХ и ОСС для приобретателя товара ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такой товар.

Однако, документальное подтверждение осуществления Департаментом указанных фактических действий по ограничению выбора хозяйствующих субъектов в материалы дела не представлено.

Кроме того, по материалам дела невозможно установить, на основании каких обстоятельств устное указание руководителя Департамента директору ООО «МЖУК» о необходимости расторжения договора подряда от 20.04.2010 с ООО «Удача» расценено антимонопольным органом как понуждение, властно-распорядительное указание управляющей компании расторгнуть указанный договор.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расторжение договора по требованию руководителя Департамента ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана констатировано антимонопольным органом на основании пояснений генерального директора ООО «МЖУК» Гуня Е.С. от 28.05.2010.

Однако, кроме указанных пояснений какие-либо иные доказательства требования Департамента ЖКХ и ОСС о расторжении договора подряда и оказания давления на управляющую компанию в материалах антимонопольного дела № 02-9/12-2010 отсутствуют.

В то же время антимонопольным органом не приняты во внимание противоположные по содержанию пояснения руководителя Департамента ЖКХ и ОСС об отсутствии соответствующих указаний.

При указанных обстоятельствах неубедителен довод антимонопольного органа о том, что отсутствие письменного подтверждения указаний руководителя Департамента ЖКХ и ОСС Мэрии г. Магадана генеральному директору ООО «МЖУК» о необходимости расторжения договора подряда с ООО «Удача» представляется логичным и соответствующим обстоятельствам дела, т.к. руководитель Департамента, осознавая неправомерность своих действий, сознательно не оформлял свои указания властно-распорядительным документом в адрес ООО «МЖУК». В силу ст.ст. 71, 162 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо иные доказательства, прямо или косвенно подтверждающие совершение Департаментом ЖКХ и ОСС вменяемых ему действий по ограничению конкуренции.

Также не подтверждается материалами дела довод антимонопольного органа о том, что управляющая компания находится в зависимом положении от Департамента ЖКХ и ОСС и не вправе проводить платежи по договору без согласования с ним, поэтому вынуждена в соответствии с указаниями Департамента ЖКХ и ОСС расторгнуть договор подряда с ООО «Удача».

По материалам дела установлено, что Департамент ЖКХ и ОСС Мэрии г.Магадана действительно является уполномоченным органом на получение и распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, распорядителем бюджетных средств, выделяемых в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также наделен полномочиями по осуществлению контроля за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Однако, предусмотренный нормами Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» и Положения о порядке предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Магадан», утвержденного постановлением Мэра г.Магадана от 28.11.2008 № 2756, порядок оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, перечисленные основания для отказа органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также основания приостановления и прекращения предоставления субсидий, свидетельствуют об отсутствии у уполномоченного органа возможности по своему усмотрению ограничивать выплату субсидии.

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются перечислением на основании приказа Департамента № 71 от 21.12.2009 на специальный счет ООО «МЖУК» в декабре 2009 года денежных средств в порядке субсидирования капитального ремонта авансом, т.е. независимо от выбора подрядчика, заключения договора подряда и согласования выплаты субсидии с уполномоченным органом, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком.

Таким образом, утверждение директора ООО «МЖУК» Гуня Е.С. об угрозе возможных негативных последствий для ООО «МЖУК» в случае неисполнения указания Департамента ЖКХ и ОСС о расторжении договора с ООО «Удача» признается несостяотельным и не подтвержденным документально, основанным на субъективной оценке обстоятельств, которая не может рассматриваться в качестве повода для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Документальное подтверждение обратного антимонопольным органом в материалы дела не представлено.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии с требованиями ст. 162 АПК РФ представленные заявителем и ответчиком доказательства подлежат исследованию в судебном заседании и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность оспариваемого акта, при этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При указанных обстоятельствах признается неподтвержденным с достаточной степенью достоверности и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод Управления ФАС по Магаданской области в оспариваемом решении от 24.06.2010 об ограничении конкуренции на соответствующем товарном рынке в связи с понуждением Департаментом ЖКХ и ОСС ООО «МЖУК» расторгнуть заключенный с ООО «Удача» договор подряда от 20.04.2010. Обстоятельства заключения указанного договора, а также обстоятельства его расторжения не повлияли на общие условия обращения товара на товарном рынке в сфере выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и соответственно, не привели к ограничению конкуренции.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

П. 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложен-ных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По материалам дела установлено, что антимонопольным органом не представлены необходимые и достаточные доказательства правомерности оспариваемых актов. В то же время, заявителем с достаточной степенью достоверности подтверждено несоответствие оспариваемых актов закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы, и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит заявленные требования Департамента ЖКХ и ОСС подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать оспариваемое ненормативные акты Управления ФАС по Магаданской области одновременно несоответствующими закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.

При этом, отмена решения от 24.06.2010 о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой отмену соответствующего представления № 48 от 24.06.2010 о недопущении нарушений антимонопольного законодательства, поскольку судом установлено отсутствие доказательств совершения указанных нарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 27.10.2010.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области,

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы Мэрии города Магадана, удовлетворить.

2. Признать недействительными и не подлежащими применению решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 24.06.2010 и предписания от 24.06.2010 № 48, о недопущении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Степанова Е.С.