ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1326/13 от 02.12.2013 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1326/2013

09.12.2013

Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2013

Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2013

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62, каб. 304, дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (ОГРН 1044900023277, ИНН 4909912058) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки и обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центрального банка Российской Федерации путем возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 - 4 кварталы 2010 года, 2011, 2012 годы в сумме 53 039 рубля 65 копеек.

при участии в заседании представителей :

от заявителя – начальник отдела учета налоговых платежей Савина М.В. (доверенность № 10-5/9 от 23.09.2013); ведущий юрисконсульт юридического отдела Рыбальченко М.В. (доверенность № 10-5/58 от 04.05.2012);

от ответчика – главный специалист – эксперт отдела экологического надзора Хаджинова Н.В. (доверенность № АШ-01/3258 от 30.10.2013); заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения Гончаров А.Е. (доверенность № АШ-01/2930 от 02.10.2013),

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, с учетом уточнения от 07.11.2013, о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 - 4 кварталы 2010 года, 2011, 2012 годы в сумме 53 039 рубля 65 копеек.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст.ст. 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 198 - 201 АПК РФ, и указал, что в процессе осуществления ГУ Банка России по Магаданской области деятельности образуются отходы, однако, заявитель не занимается размещением отходов, поэтому для выполнения данной функции ГУ Банка России по Магаданской области за период с 01.11.2008 по 27.03.2013 были заключены договоры со специализированными организациями (исполнителями) на выполнение услуг по утилизации, захоронению (демеркуризации) бытовых отходов.

Вместе с тем, несмотря на заключенные договоры, заявителем ежеквартально производилась оплата Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, за период с 2010 по 2012 годы ГУ Банка России по Магаданской области осуществлена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 77 166 руб. 71 коп.

Заявитель считает, что в силу положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Поскольку ГУ Банка России по Магаданской области не осуществляет деятельность по размещению отходов и не является субъектом, который в силу ФЗ «Об охране окружающей среды» может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку заявитель не является лицом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, произведенные платежи за 2010 - 2012 годы за негативное воздействие на окружающую среду являются излишне уплаченными и подлежат возврату.

Отказ Управления Росприроднадзора по Магаданской области в возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду заявитель считает незаконным, т.к. обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленного ФЗ «Об охране окружающей среды».

Однако, ГУ Банка России по Магаданской области не осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а также иную деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Отходы, образовавшиеся в результате деятельности ГУ Банка России по Магаданской области, передаются специализированным организациям для их дальнейшего обезвреживания и размещения.

При этом, заявитель указал, что Приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» Управление Росприроднадзора по Магаданской области (пункт 77 приложения № 1 к Приказу) определено территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета.

Таким образом, ГУ Банка России по Магаданской области считает, что у Управления Росприроднадзора по Магаданской области, являющегося уполномоченным территориальным органом - администратором доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - отсутствуют правовые основания для отказа в возврате заявителю излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представители заявителя предъявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении от 29.07.2013 № 10-18-4772, в возражениях на отзыв от 09.10.2013 № 10-18/6109 и в пояснениях от 07.11.2013 № ю-18/67492013 № ю-18/6749, устно пояснили доводы по существу заявленных требований и представили в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность заявленных требований.

Ответчик, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 20.09.2013 № АШ-10/2809, в отзыве на возражения от 21.10.2013 № АГ-10/3135 и в дополнениях к отзыву от 31.10.2013 № АШ-10/3284, из которых следует, что из буквального толкования ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится за размещение отходов производства и потребления, т.е. платным является само вредное воздействие на окружающую среду, а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием.

Таким образом, обязательство по оплате за размещение расходов возникает у лица, в процессе деятельности которого образуются отходы (собственника отходов), а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Законодательство не предусматривает наступление иных неблагоприятных последствий или влияния на компоненты окружающей среды, т.е. плата вносится за размещение отходов как за сам факт размещения не использованных и не обезвреженных отходов.

При этом, ответчик указал, что с момента принятия ФЗ «Об охране окружающей среды» в рамках исполнения принятых в его развитие подзаконных нормативных актов сложилась однозначная правоприменительная практика, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказанное в результате размещения отходов производства и потребления, вносили собственники отходов. Собственником отходов в момент размещения, как правило, является лицо, образовавшее отходы в процессе своей деятельности. Исключением являются случаи, когда право собственности на отходы было передано другому лицу в соответствии с действующим законодательством.

Ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы являются объектом права собственности, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом, передачу отходов специализированной организации, оказывающей услуги по вывозу и размещению отходов необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов не освобождает собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Заключение хозяйствующими субъектами договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов со специализированными организациями не приводит к автоматическому переходу права собственности на отходы к данным организациям.

Переход права собственности должен быть о прописан в договоре оказания услуг по размещению отходов либо закреплен в иной форме, не противоречащей требованиям законодательства.

Ответчик считает также, что основные положения по порядку применения законодательства о плате за негативное воздействие на окружающую среду разъяснены в определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О, согласно которому платежи за негативное воздействие на окружающую среду имеют компенсационный характер и взимаются на основании принципа эквивалентности. При этом, внесение платежей является необходимым условием получения права на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду и представляют собой обязательные публично - правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, ответчик указал, что в Постановлении Конституционного суда РФ от 05.03.2013 № 5-П применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате производственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.

При этом, по мнению ответчика, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, или непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и переход права собственности на них или оказание услуг по размещению отходов) могут учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

В то же время, ответчик указал, что несмотря на то, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично - правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно - правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Заявителем заключены со специализированными организациями договоры на выполнение услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов. Однако, в договорах не отражена обязанность специализированной организации вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за предприятие, а также в них отсутствуют сведения о передаче отходов с переходом права собственности на них от заявителя к специализированной организации. К договорам не приложен и расчет стоимости услуг, представляемых специализированными организациями, в который была бы включена стоимость платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области заявленные требования признали неправомерными и не подлежащими удовлетворению, устно пояснили доводы административного органа и представили в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность возражений на заявление.

Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Центральный Банк Российской Федерации зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением МНС России по г. Москве 02.12.1990, свидетельство № 006996300, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области от имени Центрального банка Российской Федерации действует на основании Федерального Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации и Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 № 46-П.

Согласно ст. 3 Положения № 46-П основными задачами деятельности ГУ Банка России по Магаданской области являются участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепление банковской системы Российской Федерации; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; обеспечение осуществления регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организация валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

В процессе осуществления ГУ Банка России по Магаданской области деятельности образуются отходы.

Поскольку заявитель не занимается размещением отходов, для выполнения данной функции ГУ Банка России по Магаданской области за период с 01.11.2008 по 27.03.2013 заключены договоры со специализированными организациями на выполнение услуг по утилизации, захоронению (демеркуризации) бытовых отходов со следующими контрагентами:

- С ООО «Спецавтохозяйство» заключены - договор № 209 от 01.11.2008 на выполнение услуг по санитарной очистке - вывозу твердых бытовых отходов и договор № 57 от 15.04.2010.

Согласно п. 1.1. договора № 209 от 01.11.2008 исполнитель принимает на себя обязанности выполнения услуг по санитарной очистке - вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) по рабочим дням от объекта заказчика по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, 4.

В силу п. 1.1. договора № 57 от 15.04.2010 исполнитель принимает на себя обязательства по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров и от административных служебных и производственных зданий абонента.

- С МБУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» заключены - договор № 212 от 01.06.2011 на выполнение услуг по захоронению твердых бытовых отходов; договор № 212/д от 22.08.2011 на оказание услуг по демеркуризации отходов 1-го класса опасности; договор № 212/ТУ от 01.04.2009 на оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению медицинских отходов.

П. 1.1. договора № 212 от 01.06.2011 предусмотрено, что исполнитель принимает на себя выполнение работ (услуг) по захоронению твердых бытовых отходов от объекта заказчика по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, 4,

Согласно п. 1.1 договора № 212/д от 22.08.2011 исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг (работ) по демеркуризации люминесцентных ламп, энергосберегающих ламп и прочих ртутьсодержащих отходов по адресу: г. Магадан, 6-й км Основной трассы.

В соответствии с п. 1.1. договора № 212/ТУ от 01.04.2009 исполнитель принимает на себя обязательство по вывозу от заказчика и термическому уничтожению медицинских отходов класса «Б» и «Г» на инсенераторской установке, расположенной по адресу: 6-й км Основной трассы.

- С ООО «Исток» заключен договор № 124 от 01.07.2011 на выполнение услуг по
 санитарной очистке - вывозу и размещению твердых бытовых отходов.

П. 1.1. договора предусмотрена обязанность ООО «Исток» по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от здания РКЦ п. Омсукчан ГУ Банка России по Магаданской области.

- С ООО «Сусуман» заключен договор № 32/м от 01.03.2011 на утилизацию бытового мусора.

Согласно п. 1.1 договора № 32/м от 01.03.2011 ООО «Сусуман» берет на себя обязательство по утилизации твердых бытовых отходов на складе ТБО, образовавшихся в результате деятельности РКЦ г. Сусуман ГУ Банка России по Магаданской области по адресу: г. Сусуман, ул. Ленина, 31.

- С Сеймчанским муниципальным унитарным предприятием «Коммунальник» заключен договор № 51 от 01.07.2010.

Согласно п. 1.1. договора № 51 от 01.07.2010 исполнитель обязуется по заявке заказчика производить вывоз сухого мусора.

Кроме того, наряду с заключением указанных договоров, ГУ Банка России по Магаданской области ежеквартально производилась оплата Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области платежей за негативное воздействие на окружающую среду. За период с 2010 по 2012 размер платежей составил 77 166 руб. 71 коп.

Таким образом, за период с 2010 по 2012 годы ГУ Банка России по Магаданской области осуществлена оплата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 77 166 руб. 71 коп., что подтверждается представленными в материалы дела расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежными поручениями.

Письмом № 6-3-12/2181 от 26.03.2013 ГУ Банка России по Магаданской области обратилось в Управление Росприроднадзора по Магаданской области с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Письмом № АШ-08/1381 от 29.04.2013 Управление Росприроднадзора по Магаданской области отказало в возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с отказом Управления Росприроднадзора по Магаданской области в возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы, заявитель, ГУ Банка России по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокуп-ность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природо-охранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. При этом, под качеством окружающей среды понимается состояние ок­ружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологиче­скими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, в силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом, ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет круг плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду как субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, и субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления.

Определяя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О указал, что эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 и п. 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» № 557 от 08.06.2006 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.07.2006 № 8077), срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 10.07.2002 № 86 ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах» под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения (т.е. хранения или захоронения), транспортирования.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

При этом, ст. 12 ФЗ «Об отходах» установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «Об отходах» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить работы по восстановлению нарушенных земель.

В соответствии с п. 4.4. Приложения № 1 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утверждённых приказом Минприроды России от 26.01.1993г., зарегистрированных в Минюсте России № 190 от 24.03.1993 размещение отходов производства и потребления осуществляется на: полигонах захоронения твердых бытовых отходов; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ № 14561/08 от 17.03.2009 и № 1752/11 от 12.07.2011 деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.

При этом, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 № 284-О, по смыслу ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Также Конституционный Суд РФ в своих Определениях № 1088-О-О и № 1097-О-О 15.07.2010 указал, что решение вопроса о правомерности возложения обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на определенного субъекта связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела и является прерогативой арбитражных судов.

Основными видами деятельности Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области как структурного подразделения Центрального банка России является участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечение развития и укрепления банковской системы РФ, участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, организация валютного контроля, проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

По материалам дела установлено, что в процессе осуществления Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области своей деятельности образуются отходы, которые передаются в соответствии с заключенными договорами специализированным организациям с целью транспортировки для их дальнейшего обезвреживания, размещения. Данное обстоятельство Управлением Росприроднадзора по Магаданской области не опровергнуто.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что заявитель не занимается размещением отходов, поскольку для выполнения данной функции заключены соответствующие договоры со специализированными организациями.

Таким образом, заявитель не является специализированной организацией и не осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления, образующихся в результате его деятельности, поэтому не являлся субъектом отношений в сфере обращения с отходами в том смысле, которое придает данному понятию ФЗ «Об отходах».

Следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов.

Довод ответчика о том, что заявитель должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку является собственником отходов, признается несостоятельным, т.к. законодатель не связывает обязанность внесения платы за размещение отходов с правом собственности на них и регламентирующее деятельность по обращению с отходами законодательство не возлагает обязанность по внесению платежей за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов, на их собственника.

Ссылки ответчика на Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П не имеют отношения к настоящему делу, т.к. Конституционный Суд РФ прямо указал на отсутствие должной нормативной определенности правового регулирования в рассматриваемой сфере, что означает необходимость принятия соответствующих актов.

При этом, Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П касается иных фактических обстоятельств дела - специализированная организация при формировании своей договорной политики на 2009 год не могла предвидеть и учесть в структуре стоимости оказываемых услуг плату за негативное воздействие на окружающую среду, в то время как в рамках настоящего дела установлено, что заявитель не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления и предметом спора является плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы.

Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П обращено внимание на необходимость учета особенности объекта обложения - того или иного вида негативного воздействия на окружающую среду и соответствующей облагаемой базы и определения плательщиков данного публично-правового платежа, которые должны четко осознавать, что обязанность по его уплате возлагается именно на них как на субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Указанный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой : определения № ВАС-7020/13 от 20.06.2013, № ВАС-9294/13 от 22.07.2013, № ВАС-9590/13 от 24.07.2013, постановления ШААС № 06АП-3065/13 от 08.07.2013, ФАС ДВО № Ф03-4816/2013 от 21.10.2013.

Таким образом, поскольку ГУ Банка России по Магаданской области не является лицом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, произведенные заявителем в течение 2010 - 2012 годов платежи являются излишне уплаченными и подлежат возврату.

Соответственно, у Управления Росприроднадзора по Магаданской области, на которого возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе обязанность по возврату излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствовали правовые основания для отказа в возврате заявителю излишне уплаченных платежей.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

П. 4 ст. 200 АПК РФ также установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанных норм следует, что признание незаконными действий возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

По результатам исследования оспариваемых действий Управления Росприроднадзора по Магаданской области установлено, что указанные действия обладают признаками, являющимися основанием для признания их незаконными, - одновременное несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать оспариваемые действия одновременно несоответствующими закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложен-ных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В данном случае Управлением Росприроднадзора по Магаданской области не представлены достаточные доказательства правомерности отказа в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы.

В то же время, с учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований. Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных ГУ Банка России по Магаданской области требований.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании действий Управления Росприроднадзора по Магаданской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы, поскольку судом установлена правомерность возврата указанной суммы.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение по существу.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд заявителем платежным поручением № 2750 от 14.08.2013 перечислена государственная пошлина в размере 2 000 руб., которая в соответствии со ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 09.12.2013.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Требования заявителя, Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, удовлетворить.

2. Признать незаконными действия ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области, по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки.

3. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать ответчика, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, путем возврата излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3 - 4 кварталы 2010 года, 2011, 2012 годы в сумме 53 039 рубля 65 копеек.

4. Взыскать с ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области, в пользу заявителя, Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб., уплаченной по платежному поручению № 2750 от 14.08.2013. Выдать заявителю исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Магаданской области, в установленном АПК РФ порядке.

Судья Степанова Е.С.