ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1329/11 от 10.10.2011 АС Магаданской области

                  АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем

Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи  Комаровой Любови Петровны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Детиненко Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу Магадан, пр.Карла Маркса,62  дело об административном правонарушении по заявлению Магаданского транспортного прокурора

о привлечении к административной ответственности Областное Государственное Унитарное  Дорожное  эксплуатационное Предприятие  «Магаданское»  по части 3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 при участии:

от  заявителя:  Заикина Ю.Б. помощник  Магаданского транспортного прокурора, дов. от 22.08.2011г, № 02-03-45-2011, удостоверение.

от ответчика: Ткаченко И.П. юрисконсульт, по доверенности от 04.10.2011 № 17;

резолютивная часть решения объявлена  05 октября  2011.

мотивированное решение  изготовлено  10 октября  2011г.

       Установил:  Заявитель, Магаданский транспортный прокурор (ОГРН 1072722005652, 685000, г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, 7)  в порядке статьи 203 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении Областное Государственное Унитарное Дорожное Эксплуатационное Предприятие «Магаданское» (далее - ОГУДЭП «Магаданское», ОГРН 1024900955034, 685001, г. Магадан, ул. Снежная, 22) к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

         В материально-правовое обоснование заявленных требований сослался на Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», нарушение  привлекаемым лицом Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» .

Ответчик в представленном  письменном отзыве от 01.09.2011г. № 590 указал, что выявленные при проверке нарушения имели место и им не оспариваются.  Однако все выявленные нарушения им устранены в полном объеме, о чем 15.08.2011г. в Магаданскую транспортную прокуратуру направлено письмо № 575. В связи с чем, просит принять во внимание, что нарушения устранены и ранее к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ не привлекался и учесть это при назначении наказания, применив минимальный предел штрафа.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело материалы административного дела, письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к административной ответственности Областное Государственное Унитарное  Дорожное  эксплуатационное Предприятие  «Магаданское»  по части 3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.

При квалификации правонарушения по ч. 3 статьи 14.1 Кодекса необходимо исходить из того, что лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности обязан соблюдать соответствующие лицензионные требования и условия, установленные для  соответствующего вида деятельности. Применительно к  привлекаемому лицу такие требования установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. № 416.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия определяется, как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Областное Государственное Унитарное Дорожное Эксплуатационное Предприятие «Магаданское» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за № 1024900955034, с местонахождением 685001, г. Магадан, ул. Снежная, 22 и является действующим юридическим лицом.

В силу пункта 57 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозка морским транспортом грузов входит в перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия.

Одним из видов деятельности ОГУДП «Магаданское» является перевозка пассажиров, транспорта и грузов баржами через реку Яна.

ОГУДЭП «Магаданское» имеет лицензию на осуществление морским транспортом перевозок грузов   серии МТ 1001 № 019689 от 29.06.2009. сроком на 5 лет, выданную на основании решения лицензирующего органа от 18.06.2009г № 60-ЛД (т.1, л.д.65). Имеет в собственности судно «Славянка-401» (баржа), что подтверждено свидетельством о праве собственности, свидетельством о государственной регистрации прав на судно  и свидетельством о годности к плаванию (т.1, л.д.45-61).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490  утверждено Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов. Пункт 4  Положения содержит перечень лицензионных требований и условий,  который предъявляется при осуществлении перевозок грузов, в частности, являются:

а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

б) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки грузов, допущенных к плаванию в соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

в) соответствие лицензиата (соискателя лицензии) и каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международного кодекса по охране судов и портовых средств;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

д) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов и имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение";

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение" и диплом, подтверждающий право занимать соответствующую должность командного состава морского судна, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

ж) укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным в соответствии со статьей 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

з) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей;

и) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок грузов, судовых документов, предусмотренных статьями 24 - 28 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной заявителем 15 июля 2011 года в порядке исполнения поручения Генерального прокурора РФ, в связи с произошедшей аварией пассажирского теплохода «Булгария»  выявлены нарушения  лицензионных требований. ОГУДП «Магаданское»  для перевозки  грузов и пассажиров  на паромной переправе через реку Яна эксплуатирует судно «Славянка-401» на автодороге «Магадан- Балаганное -Талон». При проверке установлено,  что  на судне «Славянка-401» отсутствовали  судовые свидетельства и документы, что является нарушением  ст.25,33 Кодекса торгового мореплавания; магнитный компас на судне «Славянка-401» находится в нерабочем состоянии (нарушен п.2.1  Правил 19 части V Международной Конвенции по охране  человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС-74); место хранения спасательных жилетов не обозначено (нарушен п.2.2.2.2 части П  Правил по оборудованию морских судов», изданных Российским  морским регистром судоходства. Кроме того, при загрузке автотранспорта и следовании через переправу р.Яна аппарель судна «Славянка-401» полностью не закрыта, размещение автомобилей на судне производилось вместе с пассажирами (люди не находились на палубе квартердека). На момент  перевозки (8 часов 35 минут 15  июля 2011г) на барже общее количество перевозимых людей превышало допустимое по спасательным средствам (всего  перевозилось 15 человек и 5 легковых автомобилей), тогда как согласно Свидетельству о годности к плаванию нахождение на борту 10 человек допускается при одновременной перевозке грузов и людей. Отсутствует договор страхования и полисы страхования жизни и здоровья  членов экипажа судна при исполнении  ими служебных обязанностей в период навигации 2011 года, что является нарушением п. «з» пункта 4 Положения.

Выявленные нарушения отражены заявителем  в акте проверки от 18 июля 2011г (т.1 л.д.149), что явилось основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 июля 2011 года  по признакам состава  части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (т.1, л.д.194).

Представитель ОГУДП «Магаданское»  установленные проверкой нарушения не оспаривает. Однако в ходе судебного заседания установлено, что все нарушения, обозначенные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении,  устранены, что подтверждается актом от 15 августа 2011года.

Факт устранения нарушений не оспаривается и  заявителем.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о несоблюдении ОГУДЭП «Магаданское» лицензионных требований.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса).

В данном случае обстоятельства, подтверждающие событие административного правонарушения и вину ОГУДЭП «Магаданское» в его совершении, отражены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Указанные документы в силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса являются надлежащими доказательствами по делу.

Выявленные нарушения подпадают под перечень грубых нарушений, установленный подпунктами «а-и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 490.

Таким образом, выявленные нарушения, отраженные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении свидетельствуют о грубом  нарушении лицензионных требований, установленных в  Положении и как  в совокупности, так и в отдельности, и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, что подтверждается представленными в дело доказательствами.

Следовательно, при изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях ОГУДЭП «Магаданское» состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения к административной ответственности. В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ ответственность  (санкция) установлена в виде наложения штрафа на юридическое лицо - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По правилам, закрепленным частью 1 статьи  2.2 Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Установление же того, имелась ли у ОГУДЭП «Магаданское»  возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины  или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела и является прерогативой суда арбитражной юрисдикции.

Следовательно, при привлечении лица к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением разрешения (лицензии) подлежит установлению и доказыванию не только сам факт правонарушения, но и вина соответствующего лица.

Как  установлено судом, что не оспаривается сторонами и следует из совокупности доказательств по делу, ОГУДЭП «Магаданское» знало о требованиях, установленных ст.25,33 Кодекса торгового мореплавания; п.2.1  Правил 19 части V Международной Конвенции по охране  человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС-74); п.2.2.2.2 части П  Правил по оборудованию морских судов», изданных Российским  морским регистром судоходства, об обязательности  заключения договора страхования, полюсов страхования жизни и здоровья  членов экипажа судна при исполнении  ими служебных обязанностей в период навигации 2011 года.  

Однако не приняло достаточных и своевременных мер, направленных на их соблюдение. Из чего следует, что ОГУДЭП «Магаданское» сознавало противоправный характер своего бездействия и пренебрежительного отношения к исполнению законодательства,  регламентирующего особенности морских перевозок грузов.

Как установлено ст.71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом совокупности изложенного суд пришел к выводу о наличии правовых оснований (состава административного правонарушения) для привлечения ОГУДЭП «Магаданское» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.

При определении размера санкции, суд исходит из санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и учитывает, что административное правонарушение ОГУДЭП «Магаданское» совершено впервые, поэтому  назначается штраф в размере 30 000 рублей.

Данная категория дел госпошлиной не  облагается.          

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176,180,часть 2 статьи 206 АПК РФ  суд

                                               РЕШИЛ:

 Срок предъявления -1 год.

 Судья                                              Л.П. Комарова.