ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1393/13 от 13.12.2013 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело №А37-1393/2013

от 19 декабря 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2013.

Полный текст решения изготовлен 19.12.2013.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи В.В. Головченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.В. Банман, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «КАТ-РОСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», ФИО1, муниципальное казенное предприятие города Магадана «Служба землеустройства», Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана

о признании незаконной постановку федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...>

об обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести запись в Государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...>

при участии представителей в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 28.03.2013 № 3;

от ответчика – ФИО3, доверенность от 13.09.2013 №49/2013-05, ФИО4, доверенность от 13.09.2013 №49/2013-03;

от третьих лиц:

ОАО «Россельхозбанк» - ФИО5, доверенность от 17.12.2012 № 01;

ФИО1 – не явился;

МКП города Магадана «Служба землеустройства» - не явился;

Департамента САТЭК мэрии города Магадана – не явился;

КУМИ города Магадана – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «КАТ-РОСС», обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, (с учетом принятых определением суда от 25.09.2013 уточнений требований) о признании незаконной постановку федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...> о признании незаконной постановку федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:248, расположенного по адресу: <...> об обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести запись в Государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...> об обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести запись в Государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:248, расположенного по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Определением суда от 25.09.2013 ответчик заменен на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», ФИО1, муниципальное казенное предприятие города Магадана «Служба землеустройства», Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

От заявителя поступило заявление об уточнении требований, согласно которому просит признать незаконной постановку федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...> и обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести запись в Государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...>.

Третьи лица, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана, Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана, ФИО1, муниципальное казенное предприятие города Магадана «Служба землеустройства» в судебное заседание не обеспечили явку представителей, извещены. От Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана, Департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана, муниципального казенного предприятия города Магадана «Служба землеустройства» поступили ходатайства о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.

Указанное уточнение заявленных требований, в соответствии со ст. ст. 41, 49, 159, ч. 5 ст. 184 и ч. 2 ст. 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принимается арбитражным судом, поскольку не нарушает прав лиц, участвующих в деле и соответствует закону.

Заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, ОАО «Россельхозбанк», исследовав представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 заявитель (покупатель) приобрел у ООО «АНКОС» (продавец) в собственность нежилое помещение АРМ линия ТО-1, общей площадью 632,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 49-49-01/101/2006-440, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 06.10.2010 49 АА 078508.

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 заявитель (покупатель) приобрел у ООО «АНКОС» (продавец) в собственность нежилое помещение АРМ линия ТО-2, общей площадью 814 кв.м., расположенное по адресу <...>, кадастровый номер 49-49-01/101/2006-441, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 06.10.2010 49 АА 078509.

На основании постановления мэрии города Магадана от 19.07.2011 № 2675 по дополнительному соглашению №1 к договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 19.08.2008 №АН-49-09-03-10029 заявителю (арендатор) предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 7 845 кв. м с кадастровым номером 49:09:030901:172, под АРМ линией ТО-1 и АРМ линией ТО-2 по ул. Кожзаводская, 1 в г. Магадане. Срок договора установлен с 06.10.2010 по 17.06.2013.

Дополнительным соглашением № 2 от 25.06.2012 договор аренды от 19.08.2008 № АН-49-09-03-10029 расторгнут с 19.06.2012, в связи с изменением разрешенного использования.

На основании постановления мэрии города Магадана от 19.06.2012 № 2496 с заявителем (арендатор) заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.06.2012 № АН-49-09-03-12061, предметом которого являлся земельный участок, площадью 7845 кв.м, с кадастровым номером 49:09:030901:172, расположенный по адресу: <...>, под здание склада и рыбоперерабатывающее производство. Срок договора установлен с 20.06.2012 по 19.06.2017.

Договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.06.2012 № АН-49-09-03-12061 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 20.07.2012, номер регистрации: 49.49-01/021/2012-744.

ОАО «Россельхозбанк» (Кредитор и Залогодержатель) с заявителем (Залогодатель) заключил договор об ипотеке (залоге недвижимости) от 20.07.2012 <***>-7 в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору №124000/0029 перед кредитором. Договор об ипотеке (залоге недвижимости) от 20.07.2012 <***>-7 и обременение ипотекой в установленном порядке зарегистрированы 24.07.2012 ( номер регистрации сделки и ипотеки: 49-49-01/021/2012-437).

Предметом ипотеки являются: - нежилое помещение рыбоперерабатывающего производства, инвентарный № 9169, общей площадью 632,5 кв. м., рыночной стоимостью 22 220 650 руб.; - нежилое помещение склада, инвентарный номер № 9170, общей площадью 814,0 кв. м, рыночной стоимостью 18 032 115 руб.; - право аренды земельного участка, на котором расположены закладываемые здания, общей площадью 7 845 кв. м, по адресу: <...>.

Арендатором предоставлено письменное согласие Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана на ипотеку прав аренды земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172, площадью 7845 кв.м в соответствии с п.3 ст. 340 ГК РФ, ст. 69 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

На основании постановления мэрии города Магадана от 12.12.2012 № 5192 с гражданином В.А. Ятло заключен договор аренды не занятого строением земельного участка для несельскохозяйственных нужд от 26.12.2012 № АН-49-09-03-12421. В соответствии с договором аренды не занятого строением земельного участка для несельскохозяйственных нужд от 26.12.2012 № АН-49-09-03-12421 предоставлен в аренду В.А. Ятло земельный участок, расположенный в <...> площадью 2111 кв.м, с кадастровым номером 49:09:030901:247 под открытую автостоянку для хранения грузовых автомобилей.

Согласно постановлению Мэра города Магадана от 29.09.2008 № 2213 утвержден проект границ земельного участка от 26.05.2008 № 47-93-08/1, для размещения автомобильной стоянки, площадь участка определена в размере 2109 кв.м.

В соответствии с приказом Департамента САТЭК мэрии города Магадана от 24.08.2011 № 268 лицом ответственным за участие в согласовании местоположения границ земельных участков на территории муниципального образования «город Магадан», назначена ФИО6

В 2012 году ФИО1 во исполнение постановления Мэра города Магадана от 29.09.2008 № 2213 были заказаны соответствующие кадастровые работы и составлен межевой план постановки на кадастровый учет вновь созданного земельного участка.

Межевание спорных земельных участков проводилось Муниципальным казенным предприятием города Магадана «Служба землеустройства».

По утверждению заявителя, при межевании проводилось согласование границ земельных участков, в котором он нe участвовал, в связи, с чем о нарушении своих прав знать не мог до проведения кадастровых работ ООО «Землемер» в июне 2013 г.

Так, согласно акту согласования местоположения границы земельного участка, подписанному кадастровым инженером ФИО7, граница земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 согласована 09.08.2012 с уполномоченным лицом ФИО6

При осуществлении кадастрового учета, земельному участку, утвержденному согласно проекта границ № 47-93-08/1 присвоен кадастровый номер 49:09:030901:247.

Земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:247 является смежным с арендуемым заявителем земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172.

На стадии согласования границ не выявлено пересечений земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 с земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:247.

По утверждению заявителя, площадь земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 является существенным условием договора аренды, и любое ее изменение в отсутствии соглашения сторон, нарушает права и законные интересы заявителя.

При проведении заказанных заявителем у ООО «Землемер» кадастровых работ, было выяснено, что из-за уже установленных границ участков, земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172 не помещается на свободной территории оставшейся после межевания границ смежных земельных участков.

Фактическая площадь, оставшаяся для земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172, меньше чем указано в договоре аренды и правоустанавливающих документах она составляет 6902 кв.м., и установить границы земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 при проведении кадастровых работ таким образом, чтобы площадь земельного участка соответствовала, указанной в договоре аренды невозможно, что подтверждается ответом кадастрового инженера ФИО8 от 07.06.2013 № 78 и не оспаривается органом кадастрового учета.

По утверждению заявителя, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, орган кадастрового учета не осуществил проверку сведений содержащихся в государственном земельном кадастре и не выявил наложение границ земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 на земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172.

В результате чего не осуществил приостановление процедуры кадастрового учета в порядке ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, как считает заявитель, межевание земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 и постановка его на государственный кадастровый учет осуществлялись с нарушением требований действующего законодательства, а неисполнение органом кадастрового учета обязанности проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земельных участков привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и, как следствие, к нарушению прав.

По утверждению заявителя, в связи с уменьшением площади арендуемого земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172, он не имеет возможности в полном объеме осуществлять права пользования, владения и распоряжения объектами, расположенными на указанном земельном участке.

Заявитель считает, что имеет право на восстановление нарушенных прав и предоставление возможности пользоваться арендованным земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172 в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают лица, которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым актом или действиями (бездействием) в связи с несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.

Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке. При этом указанное лицо вправе использовать способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которой установлено, что защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законом.

Из содержания указанных норм закона во взаимосвязи с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 ГК РФ, ч. 1 ст. 49, п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК РФ следует, что прерогативой заявителя является выбор способа защиты нарушенного права, который должен соответствовать как содержанию нарушенного права, так и установленному законом для конкретного спорного правоотношения.

По правилам главы 24 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании, в том числе, действий органов и организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч.1 ст. 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с п. 65 которого в Реестр вносятся следующие сведения о частях земельного участка:

1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;

2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра и с указанием погрешности вычисления;

3) описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, приведенных в подпункте 1 пункта 64 Порядка;

4) сведения о прекращении существования части земельного участка (дата снятия с кадастрового учета).

В силу ст. 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

27.09.2012 в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поступило заявление №49-0-1-23/3001/2012-1008 от ФИО7 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

К указанному заявлению прилагался межевой план от 10.08.2012 №49-0-1-23/3001/2012-1008, подготовленный по результатам кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

При подготовке Межевого плана кадастровым инженером была определена граница смежного земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 (лист 8), местоположение границ которого по имеющимся сведениям государственного кадастра недвижимости не установлены (Описание земельных участков У-09/07-1-0549/2. Раздел «Описание границ») и согласованы представителем органа местного самоуправления (лист 12,2), поскольку земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172 находится в государственной собственности, права на которые не разграничены.

Согласно указанного межевого плана, в соответствии со ст. 23 Закона о кадастре 17.10.2012 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247.

Заявитель использует земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172 по договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.06.2012 № АН-49-09-03-12061, заключенному сроком на 5 лет (с 20.06.2012 по 19.06.2017), и, согласно п. 3 ст. 39 Закона о кадастре, он не относится к кругу лиц, с которыми местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию.

Заявитель не оспаривает факт отсутствия письменного согласования с ним местоположения границ земельного участка.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 39 Закона о кадастре не предусматривается обязанность кадастрового инженера проводить согласование границ уточняемого земельного участка с заявителем, так как границы земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

ФГБУ «ФКП Росреестра» является регистрирующим органом, не проводящим самостоятельно кадастровые работы. Регистрация вновь образуемых земельных участков осуществляется по предоставляемым от собственников документам.

Земельные участки с кадастровыми номерами 49:09:030901:247, 49:09:030901:172 являются участками государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение указанными участками осуществляет муниципальное образование «Город Магадан».

В настоящее время действует Постановление Мэра города Магадана от 29.09.2008 №2213 «О формировании земельного участка для размещения автомобильной стоянки для хранения грузовых автомобилей по улице Кожзаводской в городе Магадане», утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании незаконными действий государственных органов необходима совокупность двух условий: несоответствие действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 заявитель фактически указал на то, что о нарушении его прав стало известно в июне 2013 г. при проведении кадастровых работ ООО «Землемер».

При оценке доводов сторон в отношении соблюдения ч. 4 ст. 198 АПК РФ учитывается следующее.

27.02.2013 в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поступил запрос о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный реестр недвижимости за регистрационным номером 49-0-1-23/4001/2013-1934 от ООО «КАТ-РОСС» в лице представителя заявителя ФИО9, в котором заявителем запрашивалась копия межевого плана земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247.

Получение таких документов заявителем не опровергнуто, как и не мотивирована причина обращения с таким заявлением.

Заявителем не опровергнуты доводы кадастрового инженера ФИО7 об уведомлении заявителя о проведении процедуры межевания для постановки на кадастровый учет смежных участков с земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172.

При этом земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:245, являющийся смежным участком с земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172, находится в аренде у ООО «КАТ-РОСС» и был поставлен на кадастровый учет 20.09.2012, в то время как земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:247 - 17.10.2012.

Межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами 49:09:030901:245, 49:09:030901:247 подготавливались и составлялись в августе 2012 г.

Заказчиком работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:245 стало ООО «КАТ-РОСС» в лице директора ФИО9, и именно от него в орган кадастрового учета поступило заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:245.

Оценивая указанные документы, суд пришел к выводу, что заявителю достоверно было известно о возможном несоответствии площади земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 с момента проведения межевания земельных участков с кадастровыми номерами 49:09:030901:245, 49:09:030901:247 и не позднее 27.02.2013.

Заявление по настоящему делу подано и поступило в суд 08.08.2013, в связи с чем, суд установил пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на обращение в суд с соответствующим требованием.

При этом, принимая во внимание отсутствие ходатайства общества о его восстановлении, суд ограничен в оценке наличия либо отсутствия уважительных причин для восстановления судом указанного срока.

Даже если признать, что заявителем не пропущен срок на оспаривание действий кадастрового органа, суд пришел к выводу о том, что считать оспариваемые действия (бездействие) незаконными не представляется возможным.

В настоящее время полномочия собственников и владельцами земельных участков с кадастровыми номерами 49:09:030901:247, 49:09:030901:172 осуществляет муниципальное образование «Город Магадан», заявитель и гражданин В.А. Ятло являются арендаторами, право владения которых, зарегистрировано в установленном порядке.

В п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Право аренды гражданина В.А. Ятло на земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:247, а также государственная регистрация права аренды на эти участки в установленном порядке, действия собственника имущества по утверждению межевого плана не оспорены.

В связи с оформлением заявления, как искового, заявитель, исполняя требования определения суда от 23.08.2013, в письменных уточнениях требований указал, что просит рассматривать заявленные требования по правилам главы 24 АПК РФ, а на предложение суда привлечь в качестве соответчиков арендатора и собственника земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 соответствующего требования и согласия не заявил.

В силу п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Обратившись в суд с настоящими требованиями, заявитель фактически оспаривает зарегистрированное право аренды другого лица на земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:247, в связи с чем, при снятии с кадастрового учета данного земельного участка сохранится право третьего лица на несуществующий объект недвижимости.

В данном случае, в части доводов заявителя о нарушении права владения земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172 со стороны гражданина В.А. Ятло избран не надлежащий способ защиты прав, применимый к возникшим отношениям, а также отсутствие требований к собственнику и владельцу земельного участка права, которых зарегистрированы в ЕГРП.

При проверке представленных документов для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 кадастровая палата должна была проверить сведения о местоположении этого объекта землеустройства относительно земельных участков, ранее учтенных в государственном земельном кадастре, для исключения последующего государственного кадастрового учета земельного участка, имеющего одинаковое местоположение с другим земельным участком, и, как следствие, имелась ли у кадастровой палаты возможность выявить противоречия в представленных документах о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247.

ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществил постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 в установленном законом порядке по представленным документам.

Сведения об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 в межевом плане №49-0-1-23/3001/2012-1008, предоставленном для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, отсутствуют.

В настоящее время по данным государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 составляет 7845 кв.м. (кадастровый паспорт №49:09:030901:0172) и заявлений об изменении площади в орган кадастрового учета не поступало.

Требование о признании незаконным решения кадастровой палаты об отказе в учете изменений объекта недвижимости не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Как указало третье лицо, муниципальное казенное предприятие города Магадана «Служба землеустройства», 25.07.2012 за выполнением кадастровых работ обратился В.А. Ятло. 31.07.2012 было заказана выписка из государственного кадастра недвижимости №4900/301/12-5176 на смежный земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172.

При выезде на место проведения работ выявлено, что границы смежного земельного участка не в полной мере соответствуют фактическим границам на местности, участок огорожен забором.

Работая с проектами границ земельных участков от 26.05.2008 №№47-93-08, 47-93-08/1 и сопоставляя их на местности выявлен проезд через межуемый земельный участок к земельному участку с кадастровым номером 49:09:030901:171 в связи с чем, граница по согласованию с уполномоченным лицом собственника земельных участков установлена по ограждению в соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный забор (ограждение) был установлен предыдущим, до заявителя, арендатором земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 в соответствии с условиями договора об установке забора от 15.06.2008 №7.

Согласно акту выполненных работ от 20.09.2008 к договору об установке забора от 15.06.2008 №7 работы по установке забора по периметру земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 выполнены и приняты лицом, которое являлось арендатором указанного земельного участка до заявителя.

Таким образом, заявитель с момента получения земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 владел и владеет им в границах, огороженных забором, что свидетельствует об отсутствии каких-либо очевидных изменений по его территориальности при осуществлении фактического пользования арендаторами земельными участками с кадастровыми номерами 49:09:030901:172 и 49:09:030901:247.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Как следует из п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.

Часть 2 ст. 25 Закона о кадастре устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка – его преобразование.

На основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.

Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.

Право аренды у заявителя на земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172 возникло в результате переоформления права с ООО «АНКОС» ввиду приобретения заявителем в собственность у ООО «АНКОС» недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке.

Согласно п. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Так на основании постановления мэра г. Магадана от 25.07.2008 №1704, лицом, осуществляющим полномочия собственника (арендодатель) и ООО «АНКОС» (арендатор) заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд под объектами недвижимости, государственная собственность на которые не разграничена от 19.08.2008 №АН-49-09-03-10029, согласно условиям которого арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок, кадастровый номер 49:09:030901:172, площадью 7845 кв.м, расположенный примерно в 20 м по направлению на северо-восток от ориентира склад ГО, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, под АРМ линией ТО-1 и АРМ линией ТО-2, в границах указанных на карте (плане) участка №22-79-07. При уточнении границ участка по результатам межевания и установления расхождения декларируемой площади участка в настоящем договоре объектом аренды становится участок площадью, установленной по результатам межевания.

С учетом положений ст. 552 ГК РФ, ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, несмотря на те обстоятельства, что условие, указанное в договоре аренды от 19.08.2008 №АН-49-09-03-10029 о том, что при уточнении границ участка по результатам межевания и установления расхождения декларируемой площади участка в договоре объектом аренды становится участок площадью, установленной по результатам межевания, впоследствии было исключено сторонами из содержания указанного договора, обязанность проведения межевания земельного участка заявителем, как арендатором имущества, имелась.

Таким образом, при заключении договора аренды от 19.08.2008 №АН-49-09-03-10029 и переходе права аренды к заявителю от прежнего владельца на заявителе лежала обязанность уточнения границ земельного участка, полученного по указанному договору по результатам межевания и установления расхождения декларируемой площади участка, по определению объекта аренды участка площадью, установленной по результатам межевания, которая не была исполнена.

Заявителем не отрицается тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 49:09:030901:172 принимался в аренду, используется и стоит на кадастровом учете без уточнения границ и межевание его не проведено.

Таким образом, законные основания для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований по мотиву того, что зарегистрированный с определением границ земельный участок налагается на другой земельный участок, границы которого не установлены по результатам межевания, отсутствуют.

Заявитель, не исполняя длительное время обязанность по межеванию земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 ссылается на необоснованность и нарушением своих прав действиями владельца смежного земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, добросовестно исполнившего указания уполномоченного органа собственника по межеванию земельного участка, смежного с земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172 в порядке согласованном собственником, но злоупотребление правом в силу ст. 10 ГК РФ не допустимо и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При этом учитывается, что заявитель в период проведения работ по межеванию земельных участков смежных с земельным участком с кадастровым номером 49:09:030901:172 каких-либо действий, направленных на исполнение обязанности по проведению межевания указанного земельного участка, не осуществил, заявлений собственнику о несогласии с результатами межевания смежных участков не представил, о приостановлении проведения процедуры постановки на кадастровый учет смежных земельных участков не заявил.

До настоящего времени заявителем работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 не завершены.

Фактически действия заявителя, не исполняющего длительное время обязанность по межеванию земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172, следует признать необоснованными, нарушающими обязательства перед собственником имущества, и препятствующими организации территориального планирования с учетом соблюдения прав всех собственников и владельцев земельных участков в соответствующем кадастровом квартале.

Довод заявителя о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, не принят судом, поскольку имеющиеся в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права от 06.10.2010 49 АА 078508 и от 06.10.2010 49 АА 078509 подтверждают нахождение объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 49:09:030901:172, а не на земельном участке с кадастровым номером 49:09:030901:247.

При этом, каких-либо доказательств, безусловно свидетельствующих о невозможности осуществлять заявителем права пользования, владения и распоряжения объектами, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 49:09:030901:172 по характеру использования имущества не представлено, как и очевидного наложения границ земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 и с кадастровым номером 49:09:030901:172.

Доводы заявителя о том, что в связи с уменьшением площади земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 заявитель понесет убытки, связанные с досрочным погашением долга в рамках договора об ипотеке, не доказаны и не являются предметом требований по настоящему делу.

Заявителем заявлено ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы по исследованию вопросов на предмет соответствия границ земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247, расположенного по адресу: <...> проекту границ, утвержденному постановлением Мэра города Магадана от 29.09.2008 №2213, а также возможности идентификации земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172.

По результатам обсуждения ходатайства судом разъяснен установленный ст. ст. 82, 83, 106-109 АПК РФ и разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», порядок назначения экспертизы и оплаты судебных расходов, связанных с проведением экспертизы.

Истцом представлено сообщение ООО «ГОРГЕОПРО» о возможности проведения судебной экспертизы по поставленным истцом вопросам, стоимости услуг эксперта – 20000 руб., и сроках проведения экспертизы – ориентировочно 10 рабочих дней с момента получения определения суда.

Представители ответчика и третьего лица, ОАО «Россельхозбанк» по окончательным доводам возражали в отношении назначения экспертизы.

Заявителем платежным поручением от 20.11.2013 №294 на сумму 20000 руб. внесены денежные средства на депозитный счет Арбитражного суда Магаданской области для оплаты услуг эксперта.

Суд не может признать правильным назначение судебной экспертизы, поскольку эксперт будет пользоваться документами, составленными до назначения экспертизы при межевании земельных участков, в то время как при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 его границы на местности не устанавливались.

При этом часть вопросов, поставленных на разрешение эксперта, является вопросами правового характера, не требующих специальных знаний в области землеустройства, и фактически ходатайство заявлено с целью разрешения спора о праве собственности на земельные участки.

Часть вопросов поставленных перед экспертом касается определения фактической площади земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172, возможности размещения земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 при межевании границ площадью установленной в договоре аренды, ответы на которые следуют из сообщения ООО «Землемер» и не оспариваются.

Решение вопроса о невозможности идентификации земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:172 с учетом положений договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.06.2012 № АН-49-09-03-12061 может повлечь вывод о не заключенности указанного договора.

Возможность назначения экспертизы по иным вопросам ограничена также не заявлением фактического владельца земельного участка в качестве ответчика, объем процессуальных полномочий которого, содержит, в том числе такие права как: право на заявление отвода эксперту, постановку соответствующих вопросов.

Заявитель не доказал, что в результате совершения органом действий по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 каким-либо образом нарушены или нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и создаются препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, с учетом представленных заявителем доказательств, судом не установлены правовые основания, позволяющие признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 49:09:030901:247 и удовлетворить требования заявителя.

Предусмотренный ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) размер госпошлины составляет 4000 руб.

Платежным поручением от 06.08.2013 №548 на сумму 4000 руб. заявитель оплатил госпошлину.

В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по госпошлине в размере 4000 руб. относятся на истца.

В соответствии со ст.176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 19.12.2013.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 197-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Возвратить заявителю, обществу с ограниченной ответственностью «КАТ-РОСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с депозитного счета Арбитражного суда Магаданской области денежные средства в сумме 20000 руб., после вступления решения суда в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Магаданской области в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия настоящего решения, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья В.В. Головченко