ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1429/2022 от 30.09.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                       Дело № А37-1429/2022

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2022

Полный текст решения изготовлен 07.10.2022     

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спириной Ж.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...> зал № 310 дело по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 30.05.2022 по делу № 049/10/18.1-102/2022 и предписания № 14 от 30.05.2022 по делу № 049/10/18.1-102/2022

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Общество с ограниченной ответственностью «Аткинская дорожная компания»,  Общество с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания»

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, консультант, доверенность от 10.01.2022, удостоверение; ФИО2, консультант, доверенность от 10.01.2022, диплом, удостоверение;

от ответчика – ФИО3, главный специалист-эксперт доверенность от 22.03.2022             № 01-10/689, удостоверение; ФИО4, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 10.01.2022 № 01-10/01, удостоверение; ФИО5, заместитель руководителя, доверенность от 30.05.2022 № 01-10/1295, диплом, паспорт;

от ООО «АДК» – ФИО6, представитель, доверенность от 01.05.2022, паспорт;

от ООО «МСК» – ФИО7, представитель, доверенность от 11.01.2022 № 1, паспорт, диплом

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области о признании незаконными решения от 30.05.2022 по делу № 049/10/18.1-102/2022 и предписания от 30.05.2022 № 14 по делу № 049/10/18.1-102/2022.

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст.ст. 197-199 АПК РФ и указал, что согласно требованиям абзаца 2 подпункта «ж» пункта 37 Правил проведения аукциона, а также требованиям подпункта «ж» пункта 3 требований к содержанию заявки на участие в аукционе па право пользования участком недр местного значе­ния на проявлении песчано-гравийной смеси, расположенном на 1821+100 (204) км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перераба­тывающих производств, и прилагаемых к ней документов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 30.03.2022                   № 71/22, заявитель должен приложить к заявке в форме электронного документа перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками за­явителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осу­ществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления использования участком недр.

В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр.

При этом, Министерство указало, что согласно пункту 57 Правил проведения аукциона отказ в приеме заявки осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона о недрах, предусматривающей основания для отказа в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона, в том числе – непредставление и невозможность представления доказательств того, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осу­ществления пользования недрами.

Также в обоснование заявленных требований Министерство указало, что в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о недрах к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физиче­ским лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуа­тации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в про­цессе всех видов пользования недрами.

Кроме этого пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ. связанных с пользованием недрами, а также соблюдение требований по рациональ­ному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с поль­зованием недрами, охране окружающей среды; (пункты 6,7 часть 2 статьи 22 Закона о недрах).

Основные требования по рациональному использованию и охране недр уста­новлены статьей 23 Закона о недрах, предусматривающей :

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

- обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использова­ния и охраны недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечиваю­щего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископа­емых;

- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;

- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и сов­местно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 5 частью 5 статьи 24 Закона о недрах, основным требованием по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, является проведение комплекса геологических, маркшейдер­ских и иных наблюдений для обеспечения нормального технологического цикла ра­бот и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение па планы горных работ опасных зон.

Таким образом, Министерство считает, что системный анализ изложенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что безопасное, эффективное и рациональное пользование участком недр в со­ответствии с требованиями федерального законодательства в области недропользо­вания невозможно без осуществления комплекса действий и мероприятий геологи­ческого характера.

В качестве подтверждения наличия квалифицированных специалистов из числа работников ООО «МСК» или привлекаемых им для пользования участком недр ООО «МСК» направило в адрес Министерства следующие документы:

- договор па выполнение маркшейдерских работ от 01.12.2021, заключенный с Производственным кооперативом «Магаданский завод круп­нопанельного домостроения»;

- лицензию на производство маркшейдерских работ от 18.12.2008 № ПМ-7б-004270(Г);                                 

- перечень квалифицированных специалистов, привлекаемых для осуществления пользования участком недр из числа работников ПК «МЗКПД»;

-  штатное расписание ПK «МЗКИД»;

- копии дипломов специалистов, привлекаемых для осуществления пользования  участком недр.

При этом, требованиями федерального законодательства, а также требованиями, предъявляемыми к заявке на участие в аукционе, утвержденными приказом Министерства от 30.03.2022 № 71/22 установлено, что заявитель должен приложить к заявке в форме электронного документа перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицирован­ных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществле­ния пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов дея­тельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных распи­саний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, при­влекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих нали­чие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопас­ного осуществления пользования участком недр.

В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты  трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования.

Однако, ООО «МСК» в составе заявки па участие в аукционе предоставило лишь ин­формацию о наличии в штате ООО «МЗКПД» квалифицированных специалистов в области геологии, в то время, как трудовые или гражданско-правовые отношения с указанными специалистами у ООО «МСК» отсутствуют.

Таким образом, Министерство считает, что в связи с отсутствием в пакете заявочных материалов пе­речня квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками ООО «МСК» или привлекаемых для осуществления пользования участком недр геолога, заяви­телем не доказано обеспечение безопасного, рационального и эффективного пользо­вания участком недр в случае получения соответствующей лицензии, что свидетельствует о правомерности отклонения заявки ООО «МСК» на участие в аукционе на право пользования недрами.

Кроме того, заявитель указал на допущенные антимонопольным органом при рассмотрении дела процессуальные нарушения – несоблюдение  порядка рассмотрения дела, установленного Главой 9 Закона о защите конкуренции и нарушение Приказа ФАС России от 22.12.2006 № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

В судебном заседании представители заявителя предъявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и письменном дополнении к заявлению от 12.08.2022, устно пояснили доводы по существу заявленных требований.

Административный орган, вынесший оспариваемое решение, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 19.07.2022 и отзыве на дополнение к заявлению № 01-10/2193 от 25.08.2022, из которых следует, что аукционная комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии заявочных материалов  ООО «Мостостроительная компания» требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе.

В частности, в протоколе рассмотрения заявок № 2200007691000000000100101 от 11.05.2022 на участие в аукционе указано, что «в составе материалов отсутствуют заключенные договоры на привлечение специалистов  - председателя и начальника участка, что является нарушением абзаца 4 пункта «ж» требований к содержанию заявки на участие в аукционе.

Также согласно выписке из ЕГРЮЛ ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» осуществляет вид экономической деятельности 23.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве», вместе с тем, вид деятельности, связанный с геологическим изучением и разведкой, в перечне видов деятельности ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» отсутствует».

При этом, антимонопольный орган указал, что в аукционной документации отсутствуют требования о наличии в выписке ЕГРЮЛ участников аукциона, или привлекаемых ими лиц, видов экономической деятельности, связанных с геологическим изучением и разведкой.

Кроме того, согласно заявочным материалам, во исполнение требования абз. 4 пп. «ж» п. 3 Приложения № 5 к аукционной документации, предусматривающего предоставление «копий договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр», ООО «Мостостроительная компания» в составе заявки представлена копия Договора на выполнение маркшейдерских работ от 01.12.2021, по которому Исполнитель - Производственный кооператив «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» принимает на себя обязательства по выполнению маркшейдерских работ по объектам ООО «МСК».

В дополнение к данному договору, во исполнение требований абзаца 2 пп. ж п. 3 Приложения № 5 в составе поданной заявки представлен «Перечень квалифицированных специалистов» (начальник горного участка ПК «МЗКПД», маркшейдер горного участка ПК «МЗКПД») с указанием их ФИО, должности, квалификации (техник-геолог, горный инженер по специальности «Маркшейдерское дело») реквизитов их трудовых договоров и информацией о том, что указанные специалисты являются сотрудниками юридического лица - ПК «МЗКПД», привлекаемого для осуществления пользования участком недр. К данному Перечню квалифицированных специалистов приложено штатное расписание, копии дипломов и документы, подтверждающие их квалификацию и прием на работу указанных специалистов в ПК «МЗКПД».

Также в составе заявки ООО «Мостостроительная компания» представлен «Перечень лицензий ПК «МЗКПД».

Дополнительно в составе заявки ООО «Мостостроительная компания» представлен перечень технических средств, подтверждающий наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр.

При этом, антимонопольный орган указал, что порядок и условия проведения рассматриваемого аукциона утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области № 71/22 от 30.03.2022. Положения указанного Порядка аналогичны и дублируют общие положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499.

Приложением № 5 к указанному Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области установлены требования к содержанию заявки на участие в аукционе.

В п. 3 указанного Приложения содержится перечень электронных документов, подлежащих приложению к заявке.

При этом, антимонопольный орган указал, что в «Требованиях к содержанию заявки на участие в аукционе» а именно, в п. 3 Приложения № 5 отсутствуют конкретные требования к необходимой квалификации специалистов, т.е. не указаны определенные специальности квалифицированных специалистов, которые в обязательном порядке должны быть в штате заявителя, чтобы его заявка была признана соответствующей требованиям и не была отклонена (к примеру: маркшейдер, геолог и т.д.).

Кроме того, антимонопольный орган указал, что формулировки отклонения заявки ООО «МСК», содержащиеся в протоколе, и представленные в пояснениях - различны.

Так, из пояснений, представленных Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области, следует, что одной из причин отклонения заявки ООО «Мостостроительная компания», стало отсутствие  в составе заявочных материалов иных сведений о наличии квалифицированных специалистов, имеющих право технического руководства геологоразведочными и горными работами, либо соответствующих договоров со сторонними организациями, а также не представлены сертификаты о поверке маркшейдерского оборудования, что является нарушением абзаца 4 пункта «ж» Приложения № 5 требований к содержанию заявки на участие в аукционе.

Таким образом, организатор торгов полагает, что из системного анализа положений законодательства о недрах, следует, что предоставление участниками торгов документов, подтверждающих наличие квалифицированных работников определенных специальностей, а также документов о поверке используемой для маркшейдерских работ техники, является обязательным, несмотря на то, что прямое требование об их предоставлении отсутствует в аукционной документации.

Однако, Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в аукционной документации отсутствуют положения, предусматривающие предъявление к потенциальным участникам аукциона и составу их заявок требований о предоставлении в составе заявки свидетельств и сертификатов о поверке оборудования и приборов, используемых при осуществлении маркшейдерских работ; копий документов о наличии специалистов, имеющих право руководства геологическими и горными работами; документов, подтверждающих наличие у ООО «МСК» квалифицированных специалистов по предмету аукциона, а именно в области геологического изучения, разведки и добыче полезных ископаемых, а также наличии  договоров со специалистами соответствующего аукциону профиля.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии установлено нарушение подпунктов «а», «б» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения».

Кроме того, антимонопольный орган указал на необоснованность доводов заявителя  о допущенных при рассмотрении дела процессуальных нарушениях, поскольку порядок рассмотрения жалоб и принятия решения, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не аналогичен порядку рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренному Главой 9 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, а также обжалования решений и предписаний установлен Главой 9 (статьи 39 - 52) Закона о защите конкуренции.

На основании пунктов 3.1 и 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки при организации и проведении обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов и выдает обязательные для исполнения предписания организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи. Порядок осуществления антимонопольным органом вышеуказанных полномочий установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, положения Главы 9 Закона о защите конкуренции применяются исключительно при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и не применяются при осуществлении полномочий антимонопольного органа, предусмотренных пунктами 3.1 и 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных дополнениях к отзыву, устно пояснили свою правовую позицию.

Общество с ограниченной ответственностью «Аткинская дорожная компания», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 14.08.2022, поддержало позицию заявителя, признало заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ООО «Аткинская дорожная компания»,  поддержал позицию заявителя и представил устные пояснения по существу заявленных требований и возражений.

Общество с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по основаниям, изложенным в письменном мнении № 525 от 12.08.2022, поддержало позицию антимонопольного органа, признало заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ООО «Мостостроительная компания»,   поддержал позицию  ответчика и представил устные пояснения по существу заявленных требований и возражений.

Информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru. 

Выяснив фактические обстоятельства спора, выслушав пояснения представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, суд установил следующее. 

По материалам дела установлено, что 31.03.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов размещено извещение о проведении электронного аукциона на право пользования участком недр местного значения «Проявление песчано-гравийной смеси, расположенное на 1821+100 (204) км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан» (реестровый номер извещения 22000076910000000001).

Дата начала подачи заявок - 31.03.2022, дата окончания подачи заявок - 20.04.2022, дата проведения аукциона - 16.05.2022.

Согласно разделу извещения «Требования к заявкам» требования к участникам, перечень документов, требования к документам - определены аукционной документацией.

Согласно протоколу   рассмотрения            заявок № 2200007691000000000100101 от 11.05.2022 на участие в рассматриваемом электронном аукционе поступило две заявки: ООО «Аткинская дорожная компания» и ООО «Мостостроительная компания».

Согласно указанному протоколу «Представленные заявочные материалы ООО «Мостостроительная компания» для участия в аукционе на право пользования участком недр местного значения на проявлении песчано-гравийной смеси, расположенном на 1821+100 (204) км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, не соответствуют требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе.

В заявочных материалах ООО «Мостостроительная компания» представлен перечень квалифицированных специалистов, привлекаемых для осуществления пользования участком недр от ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения», а именно председатель, начальник участка (квалификация техник-геолог) и маркшейдер (квалификация горный инженер - маркшейдерское дело), но в составе материалов отсутствуют заключенные договора на привлечение специалистов — председателя и начальника участка, что является нарушением абзаца 4 пункта «ж» требований к содержанию заявки на участие в аукционе.

Также согласно выписке из ЕГРЮЛ ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» осуществляет вид экономической деятельности 23.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве», вместе с тем, вид деятельности, связанный с геологическим изучением и разведкой, в перечне видов деятельности ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» отсутствует».

В связи с указанными обстоятельствами заявочные материалы ООО «Мостостроительная компания» признаны несоответствующими требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе.

Согласно указанному протоколу заявочные материалы ООО «Аткинская дорожная компания» признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

В  связи с указанными  обстоятельствами  Аукционной  комиссией  принято  решение о признании аукциона несостоявшимся в связи с допуском к участию в аукционе только одного заявителя, и о предоставлении права пользования участком недр ООО «Аткинская дорожная компания», как единственному участнику аукциона.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области «Об итогах аукциона на получение права пользования недрами» № 12/22 от 11.05.2022 утвержден протокол рассмотрения заявок от 11.05.2022; рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся в связи с допуском одной заявки; право пользования рассматриваемым участком недр местного значения передано ООО «Аткинская  дорожная компания».

В связи с указанными обстоятельствами ООО «Мостостроительная компания» обратилось с жалобой от 16.05.2022 вх. № 01/1510 на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области - при проведении электронного аукциона на право пользования участком недр местного значения «Проявление песчано-гравийной смеси, расположенное на 1821+100 (204) км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан» (реестровый номер извещения 22000076910000000001).

В обоснование жалобы заявитель  указал на неправомерное принятие Аукционной комиссией организатора торгов решения о несоответствии заявки ООО «Мостостроительная компания» требованиям аукционной документации.

Жалоба рассмотрена антимонопольным органом в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Магаданского УФАС России от 30.05.2022 по делу                                № 049/01/18.1-102/2022 жалоба ООО «Мостостроительная компания» на действия Аукционной комиссии организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области при проведении электронного аукциона на право пользования участком недр местного значения «Проявление песчано-гравийной смеси, расположенное на 1821+100 (204) км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан» (реестровый номер извещения 22000076910000000001), признана обоснованной.

В действиях Аукционной комиссии установлено нарушение подпунктов  «а» и  «б» пункта 20 Постановления  Правительства  РФ  от 28.12.2021        № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» (вместе с «Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного
значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме».

На основании решения Комиссии Магаданского УФАС России от 30.05.2022  по делу № 049/01/18.1-102/2022 выдано предписание № 14 от 30.05.2022, согласно которому предписано :

Не согласившись с результатами рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области жалобы ООО «Мостостроительная компания», Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по делу № 049/10/18.1-102/2022.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя неправомерными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы зашиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонополь­ного законодательства органами власти всех уровней, хозяйствующими субъек­тами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законода­тельства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного зако­нодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Главой 9 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а именно - о нарушении запретов и ограничений, предусмотренных данным законом.

Вместе с тем, статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Частью первой указанной статьи определен круг торгов, на нарушение процедуры при проведении которых, жалобы должна рассматриваться в порядке, установленном данной статьей. К ним относятся:

- торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- торги при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом порядок рассмотрения жалоб на торги, проводимые в рамках законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлен этим законодательством.

Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, и не содержит предписаний обязывающих комиссию или заказчика принимать какие - либо дополнительные меры для поиска информации, который участник был обязан сообщить в заявке в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.2 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Правила проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499.

Согласно п. 13 Правил уполномоченный орган осуществляет принятие решений   о  проведении   аукциона,   о  внесении   изменений  в  решение  о проведении   аукциона,   о   составе   аукционной   комиссии,   о   внесении изменений в состав аукционной комиссии и об отмене аукциона.

В соответствии с п. 14 Правил решение о проведении аукциона содержит:

а)  сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона, в том числе наименование (при наличии) участка недр, описание его границ в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах», вид пользования недрами;

б)  требования к участникам аукциона, ограничения на участие в аукционе в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О недрах»;

в)  порядок подачи заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов;

г)  порядок рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов;

д)  основания для отказа в приеме заявки;

е)  условия пользования участком недр, подлежащие включению в лицензию на пользование недрами по результатам аукциона.

Пунктом 15 Правил установлено, что организатор аукциона осуществляет :

а)  подготовку проекта решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к содержанию заявки и прилагаемых к ней документов (далее - требования к аукционной документации), а также проектов изменений в указанные документы;

б)  утверждение порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к аукционной документации, принятие решений о внесении изменений в указанные документы.

Требования к аукционной документации регламентируют требования к содержанию заявки, устанавливают форму заявки, определяют состав документов, прилагаемых к заявке, и требования к их содержанию (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил  аукционная комиссия осуществляет, в том числе:     

а)  рассмотрение поданных заявителями заявок и прилагаемых к ним документов на предмет их соответствия требованиям Закона Российской Федерации «О недрах» и настоящих Правил, решению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона и требованиям к аукционной документации;

б)  принятие решения о допуске заявителя к участию в аукционе и признании заявителя участником аукциона либо об отказе в приеме заявки.

В соответствии с п. 31 Правил объявление о проведении аукциона должно содержать полные тексты решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии и требований    к    аукционной    документации,     а также указание на предусмотренные частями четвертой и пятой статьи 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах» сведения об особенностях порядка проведения аукциона, ограничениях допуска к участию в аукционе и (или) специальных требованиях к его участникам.

Согласно пп. «ж» п. 37 Правил, заявка подается путем заполнения заявителем, прошедшим регистрацию на электронной площадке в соответствии с регламентом электронной площадки, электронной формы заявки, установленной требованиями к аукционной документации и подписываемой с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя, с приложением, в том числе, следующих электронных документов:

- данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

- перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с  пользованием участком  недр,   планируется  осуществлять  с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 ГК РФ (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц).

При этом, подавая заявку, заявитель соглашается с положениями, приведенными в решении о проведении аукциона, порядком и условиями проведения аукциона, требованиями к аукционной документации.

Согласно п. 53 Правил рассмотрение заявок и прилагаемых к ним документов на предмет их соответствия требованиям Закона Российской Федерации «О недрах» и настоящих Правил, решению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона, а также требованиям к аукционной документации осуществляется аукционной комиссией в течение срока, не превышающего 15 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок. По результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов аукционная комиссия подписывает протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В соответствии с п. 57 Правил отказ в приеме заявки осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона Российской Федерации «О недрах».

Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:

-    заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в т.ч. если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

- если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

- заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр;

- наличие обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Закона.

По материалам дела установлено, что Порядок и условия проведения спорного аукциона утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области № 71/22 от 30.03.2022.

Положения указанного Порядка аналогичны положениям постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499.

Приложением № 5 к указанному Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 30.03.2022 № 71/22 установлены требования к содержанию заявки на участие в аукционе.

Согласно пп. «ж» п. 3 указанного Приложения к заявке прилагаются, в том числе,  следующие электронные документы :

ж) данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

- перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр* В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 ГК РФ (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц).

По результатам судебного разбирательства установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.05.2022 заявка ООО «Мостостроительная компания» отклонена по причине отсутствия в составе заявочных материалов заключенных договоров на привлечение специалистов - председателя и начальника участка, что является нарушением абзаца 4 пункта «ж» требований к содержанию заявки на участие в аукционе.

В то же время, согласно заявочным материалам, во исполнение требований абз. 4 пп. «ж» п. 3 Приложения № 5 к аукционной документации («копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр») ООО «Мостостроительная компания» в составе заявки представлена копия Договора на выполнение маркшейдерских работ от 01.12.2021, по которому Исполнитель - Производственный кооператив «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» принимает на себя обязательства по выполнению маркшейдерских работ по объектам ООО «МСК».

В дополнение к данному договору, во исполнение требований абзаца 2 пп. ж п. 3 Приложения № 5 к аукционной документации в составе заявки представлен «Перечень квалифицированных специалистов» (начальник горного участка ПК «МЗКПД», маркшейдер горного участка ПК «МЗКПД») с указанием их ФИО, должности, квалификации (техник-геолог, горный инженер по специальности «Маркшейдерское дело») реквизитов их трудовых договоров и информацией о том, что указанные специалисты являются сотрудниками юридического лица - ПК «МЗКПД», привлекаемого для осуществления пользования участком недр.

К данному Перечню квалифицированных специалистов приложено штатное расписание, копии дипломов и документы, подтверждающие их квалификацию и прием на работу указанных специалистов в ПК «МЗКПД».

При этом, по результатам рассмотрения дела антимонопольным органом правомерно установлено, что в «Требованиях к содержанию заявки на участие в аукционе» а именно, в п. 3 Приложения № 5 отсутствуют конкретные требования к необходимой квалификации специалистов, т.е. не указаны определенные специальности квалифицированных специалистов, которые в обязательном порядке должны быть в штате заявителя, чтобы его заявка была признана соответствующей требованиям и не была отклонена (к примеру: маркшейдер, геолог и т.д.).

Также в составе заявки ООО «Мостостроительная компания» представлен «Перечень лицензий ПК «МЗКПД».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПК «МЗКПД» имеет следующие лицензии:

-    разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Дополнительно в составе заявки ООО «Мостостроительная компания» представлен перечень технических средств, подтверждающий наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр, в котором указаны наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.05.2022 заявка ООО «Мостостроительная компания» отклонена по причине отсутствия в перечне видов деятельности ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» вида деятельности, связанного с геологическим изучением и разведкой, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ ПК «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» осуществляет вид экономической деятельности 23.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве».

Однако, по результатам рассмотрения дела антимонопольным органом правомерно установлено отсутствие в аукционной документации требований о наличии в выписке из ЕГРЮЛ участников аукциона, или привлекаемых ими лиц, видов экономической деятельности, связанных с геологическим изучением и разведкой.

Также по результатам судебного разбирательства установлено, что  одной из причин отклонения заявки ООО «Мостостроительная компания» стало отсутствие в составе заявочных материалов иных сведений о наличии квалифицированных специалистов, имеющих право технического руководства геологоразведочными и горными работами, либо соответствующих договоров со сторонними организациями, а также отсутствие  сертификатов о поверке маркшейдерского оборудования, что является нарушением абзаца 4 пункта «ж» Приложения № 5 требований к содержанию заявки на участие в аукционе.

При этом, по мнению организатора торгов, необходимость представления участниками аукциона указанных документов следует из указанного в извещении вида пользования недрами : «геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых», а представление документов, подтверждающих наличие у участника таких специалистов, как геолог и маркшейдер, следует из специфики работ на участке недр и совокупности положений законодательства о недрах.

Таким образом, организатор торгов полагает, что из системного анализа положений законодательства о недрах, следует, что предоставление участниками торгов документов, подтверждающих наличие квалифицированных работников определенных специальностей, а также документов о поверке используемой для маркшейдерских работ техники, является обязательным, несмотря на то, что прямое требование об их предоставлении отсутствует в аукционной документации.

Однако, по результатам рассмотрения дела антимонопольным органом правомерно установлено, что в аукционной документации отсутствуют положения, предусматривающие предъявление к потенциальным участникам аукциона и составу их заявок требований о предоставлении в составе заявки свидетельств и сертификатов о поверке оборудования и приборов, используемых при осуществлении маркшейдерских работ; копий документов о наличии специалистов, имеющих право руководства геологическими и горными работами; документов, подтверждающих наличие у ООО «МСК» квалифицированных специалистов по предмету аукциона, а именно в области геологического изучения, разведки и добыче полезных ископаемых, а также наличии  договоров со специалистами соответствующего аукциону профиля.

Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлено, что требования документации не содержат положений, обязывающих участников торгов предоставлять в составе заявки информацию и документы, непредставление которых привело к отклонению заявки ООО «Мостостроительная компания».

При указанных обстоятельствах признается обоснованным вывод  антимонопольного  органа о рассмотрении аукционной комиссией заявки ООО «Мостостроительная компания» с нарушением требований, установленных решением о проведении аукциона, порядком и условиями проведения аукциона и требований к аукционной документации, что свидетельствует о неправомерности отклонения заявки ООО «Мостостроительная компания».

Соответственно, антимонопольным органом в действиях аукционной комиссии правомерно установлено нарушение подпунктов «а», «б» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» вместе с «Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме».

Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлено, что представленные в материалы дела доказательства с достаточной степенью достоверности подтверждают неправомерность отклонения аукционной комиссией заявки ООО «Мостостроительная компания» по причине несоответствии заявочных материалов требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе.

Содержащийся в оспариваемом решении Магаданского УФАС вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтвержден в ходе судебного разбирательства. Достаточные доказательства обратного в материалы дела заявителем  не представлены.

Также признается необоснованным довод заявителя о незаконности и неисполнимости оспариваемого предписания Магаданского УФАС.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрена выдача антимонопольным органом организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Таким образом, оспариваемое предписание Магаданского УФАС выдано в соответствии с полномочиями антимонопольного органа, является исполнимым и подлежащими безусловному исполнению субъектом антимонопольного контроля.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

П. 4 ст. 200 АПК РФ также установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, признание недействительным ненормативного акта возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

По результатам исследования оспариваемых решения и предписания  Магаданского УФАС не установлено наличие признаков, являющихся основанием для признания их недействительными, - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Содержание оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа соответствует положениям законодательства о защите конкуренции и контрактной системе.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложен-ных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В данном случае антимонопольным органом представлены необходимые и  достаточные доказательства нарушения аукционной комиссией требований законодательства о защите конкуренции и контрактной системе.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании решения и предписания Магаданского УФАС, т.к. судом установлена законность указанных актов.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объеме.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 159, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Судья                                                                                                 Е.С. Степанова