АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А37-176/2012
г. Магадан
28.05.2012
Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2012
Полный текст решения изготовлен 28.05.2012
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Дьячковой Э. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Блиновой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному образованию «Город Магадан» в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 968 860 рублей 13 копеек, судебных издержек в размере 4 271 рублей 33 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
(до перерыва):
от истца: ФИО1 – юрисконсульт, доверенность от 14.12.2011 № 143
от ответчиков:
Управление: ФИО2 – консультант, доверенность от 19.10.2011 № 2
Департамент: не явился
(после перерыва):
от истца: ФИО3 – юрисконсульт, доверенность от 14.12.2011 № 150
от ответчиков:
Управление: ФИО2 – консультант, доверенность от 19.10.2011 № 2
Департамент: ФИО4 – консультант, доверенность от 01.12.2011
В судебном заседании 17.05.2012 был объявлен перерыв до 24.05.2012 до 14 часов 00 минут.
УСТАНОВИЛ:
Истец, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчикам, муниципальному образованию «Город Магадан» в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, о взыскании за счет казны муниципального образования «Город Магадан» убытков, составляющих стоимость теплоэнергии, отпущенной на отопление жилых помещений муниципального жилого фонда, не заселенных в установленном порядке, в размере 968 860 рублей 13 копеек, судебных издержек, связанных с необходимостью получения справок с места регистрации для обращения в суд, в размере 4 271 рубля 33 копеек (с учетом удовлетворенного судом ходатайства об уменьшении суммы иска от 23.04.2012 – л.д.66-67, 100-101, т.3).
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 12, 15-16, 210, 307-310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приобщил дополнительные документы, заявил письменное ходатайство от 17.05.2012 об уменьшении суммы иска до 943282 рублей 31 копейки, судебных издержек до 4 085 рублей 62 копеек в связи с перерасчетом суммы.
Суд на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявленное истцом уменьшение суммы иска.
Представитель Управления в судебном заседании и согласно письменному мнению от 17.05.2012 возражает против удовлетворения исковых требований по адресам: ул. Кольцевая, 52а, секция 36, ком. 4; Марчеканское шоссе, 38а, ком. 227; пер. Марчеканский,15, корп. 1, ком. 36; пер. Марчеканский, 11, ком. 311, 312; ул. Попова, 7, корп. 5, ком.5; ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 103; ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 310, приобщил дополнительные документы в обоснование своих возражений.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, извещен, заявил ходатайство от 15.05.2012 о рассмотрении дела в свое отсутствие, приобщил дополнительные документы, согласно имеющемуся в материалах дела письменному отзыву от 26.03.2012 (л.д.32-33, т.3) указал, что в силу распоряжения мэрии города Магадана от 14.11.2011 № 502/1-к «Об определении лица, управомоченного осуществлять обязательства по расходам на содержание и коммунальные услуги за пустующие муниципальные жилые помещения» департамент ЖКХ осуществляет обязательства по расходам на содержание жилых помещений и коммунальные услуги.
Для уточнения истцом заявленных требований, в том числе в связи с вновь приобщенными документами в судебном заседании 17.05.2012 был объявлен перерыв до 24.05.2012 до 14 часов 00 минут, о чем сделано публичное объявление путем размещения информации о перерыве на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области в сети Интернет (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113).
После перерыва судебное заседание продолжено 24.05.2012 в 14 часов 00 минут.
Представитель истца в судебном заседании после перерыва на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявил письменное ходатайство от 22.05.2012 (с учетом уточнений от 24.05.2012) об уменьшении суммы убытков до 765 566 рублей 17 копеек, судебных издержек до 3 528 рублей 49 копеек.
Суд на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявленное истцом ходатайство.
Представитель Управления в судебном заседании после перерыва и согласно письменному мнению от 24.05.2012 возражает против удовлетворения исковых требований по адресам: ул. Попова, 7, корп. 5, ком. 5 (ФИО5); ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 103 (ФИО6); ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 310 (ФИО7); ул. Пролетарская, 61, корп. 4а, кв. 512, ком. 3 (ФИО8), ул. Пролетарская, 80, кв. 2 ком. 5 (ФИО9) приобщил дополнительные документы в обоснование своих возражений.
Представитель Департамента в судебном заседании после перерыва поддержал позицию по иску, изложенную Управлением.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра г. Магадана от 22.06.2004 № 1180 «О передаче функций сбыта тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов Магаданской теплоэлектроцентрали открытого акционерного общества «Магаданэнерго», от муниципального унитарного предприятия города Магадана «Магадантеплосеть» в открытое акционерное общество «Магаданэнерго» с 01.08.2004 были переданы функции сбыта тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов Магаданской теплоэлектроцентрали ОАО «Магаданэнерго» (л.д.89, т.1).
Таким образом, с 01.08.2004 истец, являясь энергоснабжающей организацией, осуществляет поставку и сбыт теплоэнергии абонентам (потребителям), расположенным в городе Магадане, в том числе осуществляет теплоснабжение муниципального жилищного фонда.
Считая, что расходы по коммунальным услугам (отопление), оказываемым по муниципальному жилищному фонду должен нести собственник жилищного фонда, истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчиков, муниципального образования «Город Магадан» в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» убытков в размере 765 566 рублей 17 копеек, составляющих стоимость теплоэнергии, отпущенной на отопление жилых помещений муниципального жилищного фонда в г. Магадане, не заселенных в установленном порядке, в частности по следующим адресам:
1) <...>, ком. 34 + 21, площадью 53,30 кв.м. (л.д.14, т.1) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 27.02.2004 № 307 (л.д.29, т.2) за период с 15.10.2011 (по 14.10.2011 взыскано по решению №А37-1861/2011) по 31.12.2011 убытки составили 8 891 рубль 04 копейки (л.д.69, т.3);
2) <...> , ком. 4, площадью 33,10 кв.м. (95,0-61,9, л.д.95, т.2; письмо ГУ «МОУТИ» от 03.05.2012 № 538) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.02.2004 № 147 (л.д.28, т.2) за период с 01.06.2009 (до 01.06.2009 было оплачено) по 31.12.2011 убытки составили 67 808 рублей 01 копейка (л.д.70-71, т.3);
3) <...>, ком.1, площадью 30,75 кв.м. (81,7 :54,4 х 20,5 - л.д.50, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.02.2004 № 147 (л.д.28, т.2) за период с 28.01.2009 (за три предыдущих года) по 31.12.2011 убытки составили 70 782 рубля 78 копеек;
4) <...>, ком. 1, площадью 28,80 кв.м. (л.д.92, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 03.08.2010 № 2294 (л.д.30, т.2; л.д.92, т.3) и за период с 01.11.2009 (до 01.11.2009 было оплачено) по 31.12.2011 убытки составили 50 165 рублей 40 копеек (л.д.24-25, т.1);
5) <...>, ком. 36, площадью 9,00 кв.м. включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановлений мэра г. Магадана от 26.09.2007 № 2445, от 20.06.2008 № 1353 (л.д.33, т.2) за период с 10.08.2009 (л.д.95-96, т.3) по 25.03.2010 (с 26.03.2010 л/счет открыт на ФИО10) убытки составили 4 761 рубль 00 копеек;
6) <...>, ком 101, площадью 22,80 кв.м. (л.д.34, т.2) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.12.2008 № 2793 (л.д.34, т.2) и за период с 28.07.2009 (л.д.35, т.1) по 31.12.2011 убытки составили 50 103 рубля 11 копеек (л.д.33-34, т.1);
7) <...>, ком. 413, площадью 26,40 кв.м. (л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.12.2008 № 2793 (л.д.37, т.2) и за период с 14.10.2009 (наниматель умер – л.д.44, т.1) по 31.12.2011 убытки составили 53 324 рубля 17 копеек (л.д.76-77, т.3);
8) <...>, площадью 52,70 кв.м. (л.д.59, т.3) за период с 21.05.2011 (до 21.05.2011 взыскано по делу № А37-911/2011) по 31.12.2011 убытки составили 31 714 рублей 21 копейка (л.д.48, т.1);
9) <...>, корп.4а, кв. 512, ком. 3, площадью 19,38 кв.м. (101,0 : 64,6 х 12,4 – л.д.59, т.3) включены в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 14.05.2007 № 1105 (л.д.38, т.2) и за период с 04.12.2009 (наниматель умер – л.д.52, т.1) по 31.12.2011 убытки составили 33 928 рублей 24 копейки (л.д.78-79, т.3);
10) <...>, площадью 68,60 кв.м. (л.д.54, т.1) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 05.12.2011 № 4409 (л.д.39, т.2) и за период с 01.12.2010 (л.д.17, т.2) по 31.12.2011 убытки составили 57 809 рублей 01 копейка (л.д.53, т.1);
11) <...>, ком. 5, площадью 27,96 кв.м. (151,5 : 90,5 х 16,7 – л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 10.04.2008 № 760 (л.д.40, т.2) и за период с 28.01.2009 (за три предыдущих года) по 31.12.2011 убытки составили 78 988 рублей 00 копеек (л.д.80-81, т.3);
12) <...>, ком. 5, площадью 32,50 кв.м. (л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 15.12.2008 № 2929 (л.д.41, т.2) и за период с 02.07.2009 (истек срок договора соц.найма № 2427 от 29.06.2004, заключенного с ФИО5) по 31.12.2009, с 01.10.2010 (за период с 01.01.10 до 01.10.10 – уплачено) по 31.12.2011 убытки составили 39 826 рублей 40 копеек (л.д.82-83, т.3);
13) <...>, площадью 24,90 кв.м. (л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.03.2009 № 464 (л.д.43, т.2) и за период с 01.10.2009 (до 01.10.2009 взыскано) по 31.12.2011 убытки составили 51 022 рубля 36 копеек (л.д.84-85, т.3);
14) <...>, площадью 12,60 кв.м. (л.д.44, т.2) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 02.03.2009 № 464 (л.д.44, т.2) и за период с 01.11.2009 (до 01.11.2009 было взыскано) по 31.12.2011 убытки составили 24 940 рублей 12 копеек (л.д.73-74, т.1);
15) <...>, ком.12, площадью 32,30 кв.м. (л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 26.09.2007 № 2445 (л.д.45, т.2) и за период с 01.10.2009 (наниматель снят с учета – л.д.79, т.1) по 05.05.2011 (договор найма № 18 от 06.05.2011 заключен с ФИО11) убытки составили 45 468 рублей 96 копеек (л.д.86, т.3);
16) <...>, площадью 22,70 кв.м. (л.д.25, т.2) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 04.02.2011 № 344 (л.д.46, т.2) и за период с 30.12.2010 (л.д.25, т.2) по 31.12.2011 убытки составили 21 497 рублей 37 копеек (л.д.80, т.1);
17) <...>, ком.516, площадью 24,50 кв.м. (л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 18.10.2007 № 2614 (л.д.47, т.2) и за период с 28.01.2009 (за три предыдущих года) по 31.12.2009, с 01.10.2010 (за период с 01.01.2010 по 01.10.2010 оплачено) по 31.12.2011 убытки составили 44 453 рубля 52 копейка (л.д.87-88, т.3);
18) <...> (145), ком. 4, площадью 20,10 кв.м. (83,85 : 51,8 х 12,4 – л.д.59, т.3) включена в состав казны муниципального образования «Город Магадан» на основании постановления мэра г. Магадана от 28.05.2007 № 1226 (л.д.48, т.2) и за период с 28.01.2009 (за три предыдущих года) по 31.12.2009, с 01.10.2010 (за период с 01.01.2010 по 01.10.2010 оплачено) по 31.12.2011 убытки составили 30 082 рубля 48 копеек (л.д.89-90, т.3).
Указанные квартиры находятся в жилых домах и подключены к системе центрального отопления, в связи с отсутствием возможности отключения временно пустующих жилых квартир муниципального жилищного фонда от тепловых сетей энергоснабжающей организации, истец осуществлял поставку тепловой энергии на указанные объекты через присоединенную сеть.
Договор между муниципальным образованием или управомоченными им лицами и энергоснабжающей организацией на отопление отсутствует, приборы учета тепловой энергии в вышеуказанных помещениях не устанавливались.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещении причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 20.05.2002 № 25-Д, в собственность г. Магадана входит в том числе и казна города.
Спорные жилые помещения были включены в казну муниципального образования «Город Магадан» по постановлениям мэра г. Магадана либо право собственности муниципального образования было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт принадлежности спорных жилых помещений к муниципальному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией применяются правила о договоре энергоснабжения, указанные в статьях 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что количество отпущенной тепловой энергии на спорные жилые помещения, поскольку в них отсутствуют приборы учета, истец определил расчетным путем, в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Расчет стоимости тепловой энергии, отпущенной на отопление пустующего жилья, был произведен истцом на основании норматива потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании «Город Магадан», утвержденного постановлением мэра г. Магадана от 01.12.2008 № 2764, приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 01.12.2010 № 1-НКУ – 0,020 Гкал/кв.м в месяц,исходя из площади каждой пустующей квартиры, с применением тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Магаданэнерго», утвержденных в установленном порядке приказами Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 20.07.2007 № 12-2/э – 1 993,99 руб./Гкал (без НДС), от 21.08.2008 № 11-3/э – 2 363,09 руб./Гкал (без НДС), от 19.05.2009 № 8-3/э – 2 363,09 руб./Гкал (без НДС), от 16.10.2009 № 19-6/э – 2 423,98 руб./Гкал (без НДС), от 23.11.2010 № 22-5/э – 2 773,63 руб./Гкал (без НДС) (л.д. 6-8, 90-106, т.1).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что из-за бездействия муниципального образования «Город Магадан», выразившегося в невозмещении энергоснабжающей организации расходов по отоплению незаселенных в установленном порядке жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, истец вынужден нести расходы (убытки).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком доказательства, подтверждающие возмещение истцу расходов, связанных с теплоснабжением спорного пустующего муниципального жилищного фонда, в материалы дела не представлены.
Расчет убытков судом проверен и признан обоснованным в размере 621 811 рублей 65 копеек.
Суд признает необоснованной и не подлежащей взысканию сумму убытков в размере 143 754 рублей 52 копеек, в том числе по следующим жилым помещениям:
- ул. Попова, 7, корпус 5, ком. 5 за период с 02.07.2009 по 31.12.2009, с 01.10.2010 по 31.12.2011 на сумму 39 826 рубля 40 копеек;
- ул. Попова, 3, корпус 2, кв. 310 за период с 01.11.2009 по 31.12.2011 на сумму 24 940 рублей 12 копеек;
- ул. Пролетарская, 80, кв. 2, ком.5 за период с 28.01.2009 по 31.12.2011 на сумму 78 988 рублей 00 копеек.
Как установлено судом по настоящему делу вышеуказанные комнаты и квартира до октября 2006 года относились к специализированному жилищному фонду как жилые помещения в общежитии.
В соответствии с постановлением мэра города Магадана от 29.09.2006 № 1861 «Об изменении статуса жилых помещений, находящихся в ведении МУП «Социальное жилье» статус жилых помещений, расположенных в домах, указанных в настоящем постановлении, был изменен с отнесением их к жилищному фонду социального использования.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем.
В постановлении мэра города Магадана от 01.12.2006 № 2267 «О порядке оформления договоров социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые находятся в жилых домах, принадлежавших МУП г. Магадана «Социальное жилье» и МУП г. Магадана «Соколовское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения и использовавшихся в качестве общежитий» указано, что оформление договора социального найма на жилое помещение, находящееся в жилом доме, ранее использовавшееся в качестве общежития, осуществляется по заявлениям граждан, на законных основаниях проживающих в таких жилых помещениях.
Таким образом, проживающие в вышеуказанных жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам муниципального предприятия, должны были обратиться в Департамент ЖКХ с заявлениями с приложением необходимых документов для оформления договора социального найма.
Поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают возможность понуждения граждан к заключению договоров социального найма, отношения с новым наймодателем, не являющимся работодателем граждан, оформлены не были.
Между тем, отсутствие указанных договоров не подтверждает факт того, что предоставленные ранее работодателями гражданам на законном основании комнаты в общежитиях являются пустующими.
Напротив, из представленных в материалы дела документов следует, что по:
- ул. Попова, 7, корпус 5, ком. 5 заселена, в ней проживает гражданин ФИО5, лицевой счет открыт 29.06.2004 на основании договора № 2427 от 29.06.2004, имеется задолженность по коммунальным платежам;
- ул. Попова, 3, корпус 2, кв. 310 заселена, в ней проживает гражданин ФИО7, лицевой счет открыт 06.07.2004 на основании договора № 2437 от 06.07.2004, на 31.03.2012 им были произведены коммунальные платежи в сумме 10 000 рублей;
- ул. Пролетарская, 80, кв. 2, ком.5 заселена, в ней проживает гражданин ФИО9, лицевой счет открыт 11.05.2005 на основании договора № 124 от 11.05.2005, задолженности по коммунальным платежам нет.
Поскольку положения статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат норм об обязанности собственника муниципального жилищного фонда возмещать задолженность нанимателей жилых помещений по оплате коммунальных услуг, исковые требования истца в части взыскания убытков по указанным выше жилым помещениям в размере 143 754 рублей 52 копеек (39 826,40 + 24 940,12 + 78 988,00) не подлежат удовлетворению.
При этом судом не принимаются во внимание возражения ответчиков в части следующих помещений, расположенных по адресам: ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 103 (ФИО6); ул. Пролетарская, 61, корп. 4а, кв. 512, ком. 3 (ФИО8) по следующим основаниям.
Как следует из представленной в материалы дела справки из ОФМС России по Магаданской области от 22.05.2012 ФИО6 зарегистрирован по адресу: <...>, в связи с чем возражения ответчиков в части помещения по адресу: ул. Попова, 3, корп. 2, кв. 103 судом не принимаются.
В отношении помещения по адресу: ул. Пролетарская, 61, корп. 4а, кв. 512, ком. 3 ответчиками в материалы дела была представлена только копия справки ООО «Социальное жилье» о том, что лицевой счет по адресу: <...> к.3 был открыт на ФИО8, закрыт 01.11.2011 на основании приказа № 24 от 09.02.2012 и справки с МУ «Горжилсервис», с момента открытия лицевого счета по 01.11.2011 были произведены оплаты в сумме 9 069,41 рублей. Документов, подтверждающих законность вселения гражданина ФИО8, а также подтверждающих дату открытия ему лицевого счета ответчиками в материалы дела не представлено, в связи с чем суд критически относится к указанной справке ООО «Жилсервис», поскольку отраженные в ней данные не подтверждены документально. Кроме того, согласно сведениям МУП «Социальное жилье» от 16.05.2012 № 192 сведений по адресу ул. Пролетарская, 61, корп. 4а, кв. 512, ком. 3 на предприятии отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истцом по настоящему делу доказано наличие у него убытков в размере 621 811 рублей 65 копеек (765 566,17 – 143 754,52), составляющих стоимость теплоэнергии, отпущенной на отопление жилых помещений муниципального жилищного фонда, незаселенных в установленном порядке, а также бездействие муниципального образования, выразившееся в невозмещении истцу стоимости отпущенной теплоэнергии.
В соответствии с распоряжением мэрии города Магадана от 14.11.2011 № 502/1-к лицом, управомоченным до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке осуществлять обязательства по расходам на содержание жилых помещений и коммунальные услуги определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (л.д.41, т.3).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о правомерности взыскания убытков в сумме 621 811 рублей 65 копеек с муниципального образования «Город Магадан» в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет средств казны муниципального образования «Город Магадан».
В удовлетворении исковых требований в размере 143 754 рублей 52 копеек, а также предъявленных к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана суд отказывает по приведенным выше основаниям.
Далее, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных издержек, связанных с получением справок с места регистрации, в размере 3 528 рублей 49 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Сумма расходов, связанных с получением справок с места регистрации, в размере 3528 рублей 49 копеек подтверждена истцом представленными в материалы дела договором о предоставлении справочно-информационных услуг от 10.05.2011 № 3 (№701/3-2011), копиями справок, счетов-фактур, актов об оказании услуг, оформленных муниципальным бюджетным учреждением города Магадана «Горжилсервис», копиями платежных поручений на оплату истцом справочно-информационных услуг, оказанных вышеназванным учреждением (л.д.107-124, т.1).
Таким образом, суд пришел к выводу, что произведенные истцом расходы в размере 3 528 рублей 49 копеек, относятся к судебным издержкам, поскольку непосредственно связаны с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде, и, соответственно, подлежат взысканию с Департамента пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Однако, поскольку по жилым помещениям, расположенным по адресам: ул. Попова, 7, корпус 5, ком. 5, ул. Попова, 3, корпус 2, кв. 310, ул. Пролетарская, 80, кв. 2, ком.5, суд отказал во взыскании убытков, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании по ним судебных издержек в размере 557,13 рублей (185,71 рублей х 3 справки).
Таким образом, общая сумма судебных издержек, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 2 971 рубль 36 копеек (3 528,49 – 557,13).
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
С суммы иска 765 566 рублей 17 копейки (с учетом принятого судом уменьшения) подлежит уплате госпошлина в размере 18 311 рублей 32 копеек.
Истцом при подаче иска в суд по платежному поручению № 582 от 26.01.2012 уплачена госпошлина в размере 24 276 рублей 32 копеек (л.д. 11, т. 1).
Таким образом, излишне уплаченная госпошлина в размере 5 965 рублей 00 копеек (24 276,32 – 18 311,32) подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований госпошлина с отказанной суммы (143 754,52) в размере 3 438 рублей 41 копейки относится на истца, а с удовлетворенной (621 811,65) в размере 14 872 рублей 91 копейки - на ответчика, за счет которого удовлетворены исковые требования.
Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с Департамента, составляет 17 844 рублей 27 копеек (2 971,36– судебные издержки, 14 872,91 - госпошлина).
При этом, суд взыскивает с ответчика – Департамента в пользу истца судебные расходы, к составу которых по правилам статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесена и государственная пошлина, поскольку освобождение Департамента от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 112, 159, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Принять заявленное истцом ходатайство об уменьшении суммы иска. Считать исковыми требованиями истца – о взыскании убытков в размере 765 566 рублей 17 копеек, судебных издержек в размере 3 528 рублей 49 копеек.
2. Взыскать с ответчика, муниципального образования «Город Магадан» в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны муниципального образования «Город Магадан», в пользу истца, открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>), убытки в размере 621 811 рублей 65 копеек, судебные расходы в размере 17 844 рублей 27 копеек, а всего – 639 655 рублей 92 копеек. Выдать исполнительный лист истцу после вступления решения в законную силу.
3. В остальной части заявленных исковых требований, в том числе предъявленных к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (ИНН <***>, ОГРН <***>), истцу отказать.
4. Возвратить истцу, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 965 рублей 00 копеек, о чем выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Дьячкова Э.Л.