ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1782/18 от 14.11.2018 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                         Дело № А37-1782/2018

21 ноября 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.11.2018.

Полный текст решения изготовлен 21.11.2018.

         Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, каб. 310, дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Скорпион» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области  (Магаданннедра)

о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в условия пользования недрами по лицензии МАГ № 04409БР, оформленное протоколом  № 1006-м от 12.04.2018,

         при участии в заседании:

от заявителя –  ФИО1, представитель, доверенность б/н от 24.08.2018, паспорт;

от ответчика – ФИО2, ведущий специалист – эксперт отдела геологии и лицензирования, доверенность б/н от 09.01.2018, паспорт,

В соответствии со статьёй 163 АПК РФ в судебном заседании 07.11.2018 объявлялся перерыв до 14.11.2018

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Скорпион», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области о признании незаконным решения, оформленного протоколом  № 1006-м от 12.04.2018, которым рекомендовано Дальнедра не вносить изменения в условия пользования недрами по лицензии МАГ № 04409БР.

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст. ст. 12, 50 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах», ст. ст. 197 - 201 АПК РФ, и указал, что необходимость несения изменений обусловлена тем, что в период 2005 – 2007 гг. по государственному заказу за бюджетные средства ОАО «Сусуманзолото» проводило поисково-оценочные работы на месторождении р. Берелех, где и расположен данный лицензионный участок недр.

Прогнозные ресурсы россыпного золота лицензионного участка категории Р1 составляют 600 кг (протокол НТС Магаданнедра от 21.09.2011 № 39), что свидетельствует об отсутствии необходимости проводить поисково-оценочные работы вновь.

В настоящее время месторождение реки Берелех (р.л. 763 - 782) представляет собой техногенную россыпь, центральная часть которой отработана, с недоразведанными флангами.

В промывочный сезон 2013 года ООО «Скорпион» составлен «Проект на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех р.л. 763 - 782» на 2013 - 2018 гг., который получил положительное заключение Магаданского территориального отделения (ФБУ «Росгеолэкспертиза») и согласован ТКР-ТПИ Магаданнедра (протокол № 134 от 13 августа 2013 года.

Проектом предусмотрено проведение ГРР путем проходки и опробования разведочно-эксплуатационных полигонов. Разведка данного участка месторождения р. Берелех шурфами, скважинами УКБ, траншеями с бороздовым опробованием, как предусмотрено условиями лицензии, не дает достаточно четкой информации или дает противоречивые результаты об объекте работ и не является эффективной.

Кроме того, имеющееся расхождение по способу проведения геологоразведочных работ, предусмотренных условиями лицензии и утвержденным проектом, приводит к ситуации, что общество вынуждено нарушить либо условия лицензии, либо проект.

Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии объективных причин для изменения условий лицензии в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах», предусматривающей возможность изменения этих условий.

Таким образом, заявитель считает, что ООО «Скорпион» имеет право на внесение изменений в лицензию на пользование недрами, отказ нарушает права и законные интересы общества в его предпринимательской деятельности и влечет для общества дополнительные материальные затраты, связанные с проведением работ, в которых нет необходимости.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и в представленных дополнительных объяснениях, устно пояснил доводы по существу заявленных требований.

Ответчик, Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области  (Магаданннедра) заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление № 8/1489 от 08.08.2018, из которого следует, что при рассмотрении вопроса об исключении из условий пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР подп. а), б), в) п. 4.1.1., внесения изменений в подп. г) п. 4.1.1. и подп. д) п. 4.1.1. учитывалось, что условия п.п. а) и в) на момент подачи заявки на внесение изменений и дополнений, ООО «Скорпион» выполнены не было.

Кроме того, заявка на внесение изменений и дополнений поступила от ООО «Скорпион» 09.12.2015, т.е. после наступления сроков, установленных в условиях пользования недрами и/или (сроки выполнения по которым истекли до подачи недропользователем заявки).

В п.п. г.) п. 4.1.1. установлен срок подготовки, согласования и утверждения в установленном порядке проекта разведочных работ и в п.п. д) п. 4.1.1. установлен срок начала разведочных работ на лицензионном участке.

Эти условия выполнены ООО «Скорпион» досрочно и в изменении не нуждаются. В условиях пользования недрами указаны предельные сроки выполнения и запрета на их выполнение досрочно не установлено.

В обоснование правовой позиции уполномоченного органа ответчик указал, что в соответствии с письмом Роснедра от 17.08.2011 № АЛ-06-30/8377 не допускается:

- продление срока действия уведомлений;

- внесение изменений в те условия лицензии, которые недропользователем были нарушены и по которым в письменном уведомлении установлен срок на устранение нарушений, до истечения срока действия уведомления и подтверждения органами государственного геологического контроля факта устранения недропользователем этих нарушений;

-   внесение   изменений   в   условия   лицензий,   сроки   выполнения   по которым истекли до подачи недропользователем заявки.

При этом, ответчик указал, что на заседании комиссии принято решение, что предлагаемые изменения в условия пользования недрами, сроки исполнения обязательств по которым истекли до подачи недропользователем заявки, нецелесообразно.

Кроме того, условиями пользования лицензионным участком (приложение № 1 к лицензии МАГ 04409 БР), а также согласованным проектом на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех установлено обязательство недропользователя по представлению в установленном порядке отчета о результатах геологоразведочных работ с подсчетом ресурсов и запасов полезных ископаемых по категориям P1, С2 в IV квартале 2015 года. Отчет о результатах ГРР с подсчетом ресурсов и запасов по категориям Р1, С2 в Магаданнедра не представлен (Протокол Дальнедра от 12.04.2018 № 1006-м).

Таким образом, ответчик считает, что ООО «Скорпион» нарушает требования Условий пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал, устно пояснил доводы, изложенные в отзыве,  и представил дополнительные документы, в том числе заключение об обоснованности предложений ООО «Скорпион» о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами МАГ № 04409БР.

Выслушав доводы представителей сторон, выяснив фактические обстоятельства дела,  суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Скорпион» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 11.11.2004, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Согласно Устава ООО «Скорпион» основным видом деятельности предприятия являются добыча руд и песков драгоценных металлов.

ООО «Скорпион» владеет лицензией на право пользования недрами МАГ 04409 БР с целевым назначением и видами работ:  геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота на месторождении р. Берелех в инт.р.л. 763 (оп. 1967 г.) - 782 (оп. 1951 г.), лев. пр. р. Аян-Юрях в Сусуманском городском округе Магаданской области (дата государственной регистрации 28.11.2012, срок действия до 31.12.2027).

В 2013 году ООО «Скорпион» подготовило «Проект на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех, лицензия МАГ 04409 БР на 2013-2018 годы». Проект согласован Протоколом ТКР-ТПИ Магаданнедра от 13.08.2013 № 134. В соответствии с проектом проведение буровых работ заменено проходкой разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов).

Согласованным проектом предусмотрено проведение ГРР путем проходки и опробования разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов), а ведение буровых работ не предусмотрено.

Согласно п. 4.1.1.условий пользования по объемам, основным видам работ и срокам их проведения ООО «Скорпион» обязалось обеспечить:

- В пп. а) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на проведение поисково-оценочных работ на Лицензионном участке не позднее 28.05.2013;

- В пп. б) начало поисково-оценочных работ на Лицензионном участке не позднее   28.09.2013;

- В пп. в) завершение поисково-оценочных работ на Лицензионном участке и представление геологического отчета с подсчетом прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых по категориям Р1 и С2 на рассмотрение в Магаданнедра и передачу его в территориальный и федеральный фонды геологической информации не позднее           28.11.2015, при этом минимальный объем работ должен составить:

- во второй год действия лицензии: бурение скважин - не менее 1 000 м;

- в третий год действия лицензии: бурение скважин - не менее 2 000 м.

- В пп. г.) п. 4.1.1. подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведочных работ не позднее 28.09.2016;

- В пп. д) п. 4.1.1. начало разведочных работ на лицензионном участке не позднее 28.03.2017.

- исключить подл, а), б), в), п. 4.1.1;

- в подп. г) п. 4.1.1. изменить дату подготовки, согласования и утверждения проекта геологоразведочных работ - не позднее 28.09.2013;

- в подп. д) п. 4.1.1. изменить дату начала разведочных работ - не позднее 28.03.2014.

В обоснование необходимости внесения  изменений и дополнений в условия пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР ООО «Скорпион» указало, что в 2005-2007 г.г. по государственному заказу за бюджетные средства ОАО «Сусуманзолото» проводило поисково-оценочные работы на месторождении р.Берелех, где и расположен данный лицензионный участок недр.

Прогнозные ресурсы россыпного золота лицензионного участка по категории P1 составляют 600 кг (Протокол НТС Магаданнедра от 21.09.2011  № 39). Поэтому не имеет смысла заново проводить поисково-оценочные работы на переразведанном участке недр.

В настоящее время месторождение реки Берелех (р.л. 763-782) представляет собой техногенную россыпь, центральная часть которой отработана, с недоразведанными флангами.

В конце сентября 2013 года предприятие приступило к проведению ГРР.

В промывочные сезоны 2014-2015 г.г. предприятие приступило к дальнейшему проведению геологоразведочных работ, путем проходки и опробования разведочно-эксплуатационных полигонов на наиболее перспективных для получения прироста запасов участках месторождения. Выявленные в процессе геологоразведочных работ запасы оперативно включались в отработку 2014 - 2015 г.г. Фактические объемы выполненных геологоразведочных работ приведены в формах № 2-гр., 2-лс.

Геологоразведочные работы не завершены и будут продолжены в 2018 году. По состоянию на 01.01.2018 на лицензионном участке балансовые запасы золота не числятся.

В промывочный сезон 2013 года ООО «Скорпион» был составлен «Проект на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех р. л. 763-782» на 2013-2018 г.г., который получил положительное заключение Магаданского территориального отделения (ФБУ «Росгеолэкспертиза») и согласован ТКР-ТПИ Магаданнедра протоколом № 134 от 13.08.2013.

Проектом предусмотрено проведение ГРР путем проходки и опробования разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов). Разведка данного участка месторождения р. Берелех шурфами, скважинами УКБ, траншеями с бороздовым опробованием не дает достаточно четкой информации или дает противоречивые результаты об объекте работ и является не эффективной, ведение буровых работ не предусмотрено, при том, что недропользователь вправе самостоятельно  выбирать способ проведения ГРР.

Таким образом,  ООО «Скорпион» считает, что имеющееся расхождение по способу проведения геологоразведочных работ, предусмотренных условиями лицензии и утвержденным проектом, приводит к ситуации, когда заявитель вынужден нарушить либо условия лицензии, либо проект.

В связи с указанными обстоятельствами ООО «Скорпион» просит исключить сроки касающиеся поисково-оценочных работ - в подп. а), б), в) п. 4.1.1, а также изменить сроки в части геологоразведочных работ - в подп. г) п. 4.1.1. изменить дату подготовки, согласования и утверждения проекта геологоразведочных работ - не позднее 28.09.2013, в подп. д) п. 4.1.1. изменить дату начала разведочных работ - не позднее 28.03.2014.

Согласно Протокола № 10006-м от 12.04.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользовании недрами на территории Дальневосточного округа рассмотрены заявочные материалы ООО «Скорпион» и принято решение, что вносить предлагаемые изменения в условия пользования недрами, сроки исполнения обязательств по которым истекли до подачи недропользователем заявки, нецелесообразно.

При этом, в Протоколе Дальнедра от 12.04.2018 № 1006-м указано, что условиями пользования лицензионным участком (приложение № 1 к лицензии МАГ 04409 БР), а также согласованным проектом на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех установлено обязательство недропользователя по представлению в установленном порядке отчета о результатах геологоразведочных работ с подсчетом ресурсов и запасов полезных ископаемых по категориям P1, С2 в IV квартале 2015 года. Отчет о результатах ГРР с подсчетом ресурсов и запасов по категориям Р1, С2 в Магаданнедра не представлен.

Письмом № 08/737 от 13.04.2018 Отдел геологии и лицензирования по Магаданской области (Магаданнедра) Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу сообщил ООО «Скорпион» о том, что на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользовании недрами на территории Дальневосточного округа рассмотрены заявочные материалы ООО «Скорпион» и принято решение рекомендовать Дальнедра не вносить изменения в условия пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР.

В связи с указанными обстоятельствами, ООО «Скорпион» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области о признании незаконным решения, оформленного протоколом  № 1006-м от 12.04.2018, которым рекомендовано Дальнедра не вносить изменения в условия пользования недрами по лицензии МАГ № 04409БР.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя неправомерными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1.2 ФЗ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом  недр в пределах территории РФ  осуществляется совместно Российской Федерацией  и субъектами РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу ст. 12 ФЗ «О недрах» условия   пользования   недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст. 15 ФЗ «О недрах»).

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации  (ст. 16 ФЗ «О недрах»).

В силу п. 7 ч.1 ст. 22 ФЗ «О недрах» недропользователь имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;

Внесение изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами осуществляется в порядке, установленном пунктами 37 – 60 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315.

Пунктом 37 Административного регламента установлено, что внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами).

Согласно пунктов 38 и 39 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является, в том числе, заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, содержащая, помимо прочего, краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.

Также к заявке должны прилагаться, в том числе: предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде); краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде); проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде);

В силу пункта 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.

Согласно пункта 52 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий территориальный орган Роснедр уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа и с поручением проинформировать об этом заявителя в течение 5 дней с момента поступления уведомления в территориальный орган Роснедр.

Согласно пункт 53 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя территориального органа Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 дней направляет заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Скорпион» 21.02.2018 в порядке статьи 22 Закона о недрах направило в Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области  (Магаданннедра) заявку на внесение изменений в лицензию МАГ № 04409БР с приложением обосновывающих документов.

В указанной заявке ООО «Скорпион», мотивируя свои действия возникновением обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была предоставлена спорная лицензия, просило Дальнедра внести изменения в условия пользования недрами,

По результатам рассмотрения поступившей от ООО «Скорпион» заявки на заседании Комиссии принято решение рекомендовать Дальнедра не вносить изменения в условия пользования недрами по лицензии МАГ № 04409БР, оформленное протоколом № 1006-м от 12.04.2018.

При этом, в нарушение требований пункта 52 Административного регламента Комиссия не приняла решение об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию и не указала причин такого отказа.

Таким образом, указанное решение, отраженное в протоколе заседания Комиссии             № 1006-м от 12.04.2018, носит рекомендательный характер.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что поскольку мотивированное решение по вопросу о наличии либо отсутствии оснований для внесения изменений в лицензию не принималось, следовательно, лицензирующим органом заявка ООО «Скорпион» на внесение изменений в лицензию МАГ № 04409БР и приложенные обосновывающие документы по существу рассмотрены не были.

Кроме того, письмом № 08/737 от 13.04.2018 Отдел геологии и лицензирования по Магаданской области (Магаданнедра) уведомил ООО «Скорпион» о том, что на заседании Комиссии рассмотрены заявочные материалы ООО «Скорпион» и принято решение рекомендовать Дальнедра не вносить изменения в условия пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР.

Таким образом, в нарушение  требований пункта 53 Административного регламента Отдел геологии и лицензирования по Магаданской области (Магаданнедра) не направил заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа.

Каких - либо ссылок на закон, либо указание причин отказа во внесении изменений в условия пользования недрами по лицензии МАГ 04409 БР указанные акты – Протокол              № 1006-м от 12.04.2018 и письмо № 08/737 от 13.04.2018 - не содержат.

Между тем, материалами дела подтверждается, что направленная ООО «Скорпион» заявка и приложенные к ней обосновывающие документы соответствовали установленным требованиям.

Указанное обстоятельство не оспорено уполномоченным органом.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что после получения ООО «Скорпион» лицензии возникли обстоятельства, отличные от условий предоставленной лицензии.

По результатам судебного разбирательства установлена обоснованность довода ООО «Скорпион» о том, что имеющееся расхождение по способу проведения геологоразведочных работ, предусмотренных условиями лицензии и утвержденным «Проектом на проведение геологоразведочных работ по россыпи р. Берелех р. л. 763-782» приводит к ситуации, когда недропользователь вынужден нарушить либо условия лицензии, либо проект.

Достаточные доказательства обратного уполномоченным органом не представлены.

Также признается неправомерным указание в протоколе заседания Комиссии                     № 1006-м от 12.04.2018 на нецелесообразность внесения предлагаемых недропользователем изменений в условия пользования недрами, сроки исполнения обязательств по которым истекли до подачи недропользователем заявки, поскольку истечение срока исполнения отдельных видов работ не лишает недропользователя возможности обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переносе данных сроков в рамках действующей лицензии.

При этом, признается не несостоятельной ссылка ответчика на указание в письме Роснедра от 17.08.2011 № АЛ-06-30/8377 о невозможности внесения  изменений в условия   лицензий, сроки выполнения по которым истекли до подачи недропользователем заявки,  это обстоятельство не наделяет уполномоченный орган правом формального подхода к вопросам рассмотрения заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию, и не снимает с уполномоченного органа обязанности по подробному рассмотрению заявки, с учетом указанных заявителем обстоятельств необходимости внесения указанных изменений, а также не освобождает уполномоченный орган от указания причин отказа во внесении изменений и дополнений в лицензию в случае принятия такого решения.

С учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, судом установлено, что ООО «Скорпион» представлены исчерпывающие доказательства возникновения обстоятельств, существенно отличающиеся от тех, при которых была выдана лицензия, следовательно, имелись достаточные основания для обращения с заявлением о внесении изменений в лицензию на основании п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах.

Принятое по результатам рассмотрения заявления решение, изложенное в протоколе               № 1006-м от 12.04.2018, не содержит указания ни на нормы права, ни на причины и основания для принятия такого решения, т.е. не мотивировано, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы ООО «Скорпион» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого решения рекомендовать Дальнедра не вносить изменения в лицензию на пользование недрами, т.к. ответчиком не была обеспечена надлежащая реализация права заявителя на рассмотрение в установленном порядке заявки на изменение условий лицензии МАГ 04409 БР.

Правомерность указанного вывода подтверждается сложившейся судебной практикой по указанному вопросу : постановление АС ДВО № Ф03-3770/2017 от 05.10.2017, постановление  17 ААС № 17АП-12475/2014 от 22.10.2014, постановление АС УО № Ф09-10000/2014 от 06.02.2015, постановление АС ПО № Ф06-3294/2015 от 01.11.2016.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанной нормы следует, что признание недействительным ненормативного акта, действий (бездействия) возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев - несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В данном случае, в ходе судебного разбирательства установлено несоответствие оспариваемого решения нормам федерального законодательства о недрах, а также установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, ООО «Скорпион».

Таким образом, по результатам исследования оспариваемого решения установлено, что указанный ненормативный акт обладает признаками, являющимися основанием для его признания недействительным.

Достаточные доказательства обратного ответчиком не представлены.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,  а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые ссылается ООО «Скорпион» в обоснование заявленных требований.

Возражения ответчика против заявленных ООО «Скорпион» требований не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждены документально.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании решения, т.к. судом установлена его недействительность.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Таким образом, заявленные ООО «Скорпион» требования подлежат удовлетворению, решение рекомендовать Дальнедра не вносить изменения в лицензию на пользование недрами МАГ № 04409БР, оформленное протоколом № 1006-м от 12.04.2018, подлежит признанию недействительным.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Указание в резолютивной части решения на устранение Дальнедра допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя является следствием признания незаконным решения указанного органа и необходимостью надлежащим способом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку полномочиями по принятию соответствующего решения наделен уполномоченный орган – Дальнедра, который, в том числе, через свои территориальные органы, в соответствии с административными процедурами при их реализации проверяет представленные недропользователем документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства, постольку на Дальнедра возлагается указанная обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

По правилам ст. 110 АПК РФ судебные расходы, к которым относятся и судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются  арбитражным судом с другой стороны.

Поскольку заявителем при обращении в арбитражный суд платежным поручением  № 175 от 04.07.2018 оплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., постольку в связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика.

На основании ст. 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 180 - 182, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Судья                                                                                       Степанова Е.С.