Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-1826/2015
25 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2015 г.
Решение в полном объёме изготовлено 25 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Л.В. Кобеляцкой, рассмотрев в судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, зал № 303,
дело по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным и отмене инспекторского предписания от 16.07.2015
№ 36ГА/2015СВ,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, начальник отдела правового обеспечения и корпоративной деятельности, доверенность № 10-ОПОиКД от 19.01.2015, паспорт; ФИО2, заместитель генерального директора – главный инженер, доверенность № 09-ЗГД от 22.05.2015, паспорт;
от ответчика: ФИО3, заместитель начальника управления – начальник Северо-Восточного территориального отдела государственного авиационного надзора, доверенность № 64/2014 от 12.12.2014, удостоверение; ФИО4, старший государственный инспектор Северо-Восточного территориального отдела государственного авиационного надзора, доверенность без номера от 01.10.2015, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» (далее – ОАО « Аэропорт Магадан», Общество), 30.09.2015 обратилось в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением № 06-192 от 30.09.2015 к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, ответчик) о признании недействительным и отмене инспекторского предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ, которым заявителю предписано в срок не позднее 17.08.2015 представить ответчику копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации авиационным персоналом узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» в соответствии с требованием воздушного законодательства.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении № 06-192 от 30.09.2015 (т.1 л.д. 3-11) и дополнениях к нему № 06-233 от 23.11.2015 (т.2 л.д. 28-32), № 06-237 от 08.12.2015 (т. 2 л.д.61-64). При этом представители заявителя пояснили, что рассмотрев и проанализировав требование об обучении электротехнического персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП, Общество пришло к выводу об отсутствии необходимости прохождения обучения персонала в специализированных учреждениях. Заявитель считает, что оспариваемое инспекторское предписание не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и интересы ОАО «Аэропорт Магадан» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает обязанности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Заявитель считает, что ответчик незаконно возлагает на Общество обязанность проведения повышения квалификации персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП, и как следствие – несение финансовых затрат. В связи, с чем представители заявителя просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 19.10.2015 (т.1 л.д. 127-138), дополнениях к нему от 10.12.2015 № 12.1-124 (т.3 л.д. 25-30), от 18.12.2015 № 12.1-135. Ответчик полагает, что оспариваемое Предписание выдано заявителю уполномоченным должностным лицом, на основании фактических обстоятельств и действующего законодательства. Ответчик считает, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о соответствующей квалификации авиационного персонала (электротехнического персонала) узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» в области электросветотехнического обеспечения полетов. При этом Сертификатом соответствия № ФАВТ А.03.02621 от 03.12.2012, по мнению ответчика, не опровергается факт отсутствия у специалистов узла ЭТОП службы ЭСТОП заявителя свидетельств, подтверждающих их квалификацию в области электросветотехнического обеспечения полетов. Выданный заявителю сертификат соответствия № ФАВТ А.03.02621 от 03.12.2012 не свидетельствует об отсутствии указанного в обжалуемом инспекторском предписании нарушения. Соблюдение порядка выдачи сертификата не является предметом спора по настоящему делу. Ответчик считает, что его правовая позиция подтверждается судебной практикой, а именно, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2015 дело № А73-3375/2015 по заявлению Открытого акционерного общества «Хабаровский аэропорт» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании в части предписания от 25.12.2014 №114ГА/2014У и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 № 06АП-4305/2015, оставившим вышеуказанное решение без изменения. В связи, с чем представители ответчика просили отказать в удовлетворении требований заявителя.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8 от 01.07.1996 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом недействительными. При этом оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом, как следует из пункта 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган, принявший данное решение.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 ФЗ № 294-ФЗ и пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 114 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1 Административного регламента, Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора (далее - государственный надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) проведения проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания (далее - государственная функция).
Исполнение государственной функции осуществляется Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации, Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора) и территориальными управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - территориальный орган Ространснадзора) (пункт 2 Административного регламента).
Государственная функция осуществляется путем проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 5 настоящего Регламента, в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации (далее - обязательные требования) (пункт 4 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 409, государственный транспортный инспектор в целях исполнения государственной функции имеет право, в том числе, выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 6 Административного регламента).
Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (пункт 26 Административного регламента).
Проверки проводятся должностными лицами Управления Ространснадзора и (или) его территориального органа на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора) (пункт 31 Административного регламента)
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, установленным статьей 28 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (пункт 37 Административного регламента).
Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт 1 части 6 статьи 28 ВК РФ, пункт 51 Административного регламента).
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Управлением Ространснадзора и (или) территориальным органом Ространснадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (пункт 52 Административного регламента).
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по местонахождению юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления его деятельности (пункт 66 Административного регламента).
По результатам проверки должностными лицами Управления Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, проводившими проверку, составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения (пункт 71 Административного регламента).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (пункт 75 Административного регламента).
В случае выявления по результатам проверки нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании акта проверки выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (подпункт 1 пункта 79 Административного регламента).
Согласно сведений из ЕГРЮЛ по стоянию на 29.09.2015 открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.2012 Межрайонной ИФНС № 1 по Магаданской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: Магаданская область, г. Магадан, поселок городского типа Сокол (т.1 л.д. 114-122).
Как пояснили представители ответчика в судебном заседании и установлено из материалов дела, ответчиком на основании Распоряжения №14-р от 15.01.2015, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № АК-1176фс (Приложения № 1 к данному Приказу), по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 13.11.2014 (вх. № ФС1-7378 от 17.11.2014), согласно которому Ространснадзору в срок до 01.03.2015 поручено провести внеплановые выездные проверки деятельности служб, осуществляющих наземное обеспечение полетов воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в категорированных аэропортах Российской Федерации, в период с 09 февраля по 18 февраля 2015 года УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в лице Северо-Восточного территориального органа государственного авиационного надзора была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или условий, установленных воздушным законодательством Российской Федерации (статья 2 главы I Воздушного кодекса Российской Федерации), а именно:
- в службе ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов) Общества нет утвержденного календарного графика проверки знаний, норм и правил работы в электроустановках, с ознакомлением работников, подлежащих проверке;
- по узлу ЭТОП (электротехнического обеспечения полетов) не представлены документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом повышения квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки;
-в журнале регистрации нарядов по работам в электроустановках не зарегистрированы наряды № 4 от 04.02.2015, № 2 от 03.02.2015, № 1 от 02.02.2014 и № 1 от 15.02.2014 находящиеся в папке для нарядов.
В целях устранения нарушения требований воздушного законодательства Обществу ответчиком было выдано предписание от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ с установленным сроком его исполнения до 03.03.2015.
Согласно письму Общества от 03.03.2015 № 01-180 по исполнению инспекторского предписания, ОАО «Аэропорт Магадан» выполнено по пунктам 1 и 3. По исполнению пункта 2 указанного предписания Общество обратилось с просьбой о продлении срока его исполнения до 01.07.2015. Продление сроков исполнения предписания обосновывается необходимостью заключения договора с соответствующим образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно письму заместителя начальника управления - начальника отдела от 04.03.2015 № 12.1-26 срок исполнения пункту 2 предписания № 13ГА/2015СВ продлен с 03.03.2015 до 01.07.2015.
01.07.2015 ответчиком получено письмо (01.07.2015 исх.№ 01-657) генерального директора Общества с повторной просьбой об отсрочке исполнения пункта 2 предписания № 13ГА/СВ-2015 до 01.08.2015, в обоснование которого заявитель сослался на необходимость юридической проверки и корректировки договорных отношений с ООО «Международный Экспертный Центр».
Повторно срок исполнения указанного предписания ответчиком не продлевался.
С целью проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении Общества на предмет исполнения предписания № 13ГА/2015СВ от 18.02.2015 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01.07.2015, на основании Распоряжения № 751-р от 08.07.2015, в период с 14.07.2015 по 16.07.2015 в отношении ОАО «Аэропорт Магадан» в присутствии представителя Общества – начальника службы ЭСТОП была проведена внеплановая выездная проверка.
Копию данного Распоряжения ОАО «Аэропорт Магадан» получило 10.07.2015, что подтверждается отчетом об отправке по факсу от 10.07.2015, а также 13.07.2015 – по электронной почте, штамп входящего Общества № 3161 от 13.07.2015 на первой странице распоряжения (т.1 л.д. 23). Кроме того с распоряжением ознакомлен представитель Общества по доверенности от 29.01.2015, ЗГД - главный инженер ОАО «Аэропорт Магадан» - 14.07.2015 года, что подтверждается соответствующей записью и подписью на четвертой странице Распоряжения.
Результаты внеплановой выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 16.07.2015. С актом проверки ознакомлен представителем заявителя по доверенности от 29.01.2015, ЗГД- главный инженер ОАО «Аэропорт Магадан» - 16.07.2015, что подтверждается соответствующей записью и подписью в акте.
В ходе проведения указанной внеплановой выездной проверки ответчиком выявлены нарушения пункта 13 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 23.07.2003 № 149 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», пунктов 1.2.6, 1.4.5, 1.4.5.1, 1.4.5.2, 1.4.5.3 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, а также выявлен факт невыполнения пункта 2 предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ, а именно по узлу ЭТОП не представлены документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом повышение квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки.
По фактам выявленных в ходе проверки нарушений 16.07.2015 старшим государственным инспектором Северо-Восточного территориального отдела госавианадзора в соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-807фс, в качестве меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленного на недопущение и (ли) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, в адрес ОАО «Аэропорт Магадан» было выдано предписание № 36ГА/2015СВ о представлении копий документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации авиационным персоналом узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» в соответствии с требованием воздушного законодательства РФ в срок не позднее 17.08.2015 года. Копию данного предписания получил представитель Общества по доверенности от 29.02.2015– ЗГД-главный инженер – 16.07.2015 года, что не оспаривалось представителями заявителя в судебном заседании.
ОАО «Аэропорт Магадан» не согласилось с предписанием УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в лице Северо-Восточного территориального органа государственного авиационного надзора от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ, в связи, с чем обратилось в суд с заявлением о признании данного предписания недействительным и его отмене.
Заявитель считает, что ответчик в оспариваемом предписании незаконно возлагает на Общество обязанность проведения повышения квалификации авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП, поскольку, по мнению Общества, данный персонал не относится к авиационному, а является электротехническим. В связи, с чем ОАО «Аэропорт Магадан» пришло к выводу об отсутствии необходимости прохождения обучения персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП в специализированных учреждениях, полагая достаточным проведение ежегодного обучения персонала узла ЭТОП для работы в периоды осенне-зимней и весенне-летней навигации (далее - ОЗН и ВЛН) по утвержденной ЗГД - главным инженером ОАО «Аэропорт Магадан» программе обучения.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, для проведения обучения Обществом назначается преподавательский состав из числа специалистов службы ЭСТОП (приказ генерального директора от 05.09.2014 № 364). Прошедшие обучение лица допускаются к самостоятельной работе. Дополнительно к указанному обучению, электротехнический персонал проходит обучение и проверку знаний по нормативным документам, использующихся в повседневной работе. В состав комиссии при принятии зачетов входят представители Северо-Восточного Управления Ростехнадзора. По итогам обучения и успешной сдачи зачетов лицам, прошедшим обучение выдается свидетельство (удостоверение) о допуске к работе на электроустановках. Указанные документы были представлены ответчику в рамках проведения проверки по исполнению предписания в качестве подтверждения выполнения пункта 2 Предписания от 18.02.2015 № 13ГА/2015СВ. (пояснительная записка от 15.07.2015 начальника ЭСТОП).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а так же принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В период проведения внеплановой выездной проверки и вынесения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора оспариваемого предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ, Перечень должностей авиационного персонала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 № 749ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации» и приказом Федеральной авиационной службы России от 24.04.1998 № 267ДСП «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 № 749ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации» (далее – постановление № 749).
Доводы заявителя о том, что указанное постановление не является легитимным, в силу чего не может приниматься судом в качестве доказательства правовой позиции ответчика, суд считает ошибочными.
В силу статей 110, 115 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, конфиденциального характера (пункт 8).
Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Следовательно, постановление с грифом «ДСП» (для служебного пользования) содержит служебную информацию ограниченного распространения и не подлежит официальному опубликованию.
В пункте 1 постановления № 749 установлено, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а так же деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, включая авиационный персонал Межгосударственного авиационного комитета - граждан Российской Федерации.
В указанный Перечень должностей авиационного персонала (т.2 л.д. 33-37) включены, в том числе: диспетчер электромеханической службы (включая старшего); диспетчер электроподстанции (включая старшего); инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике; инженер по светотехническому обеспечению полетов; инженер по электротехническому обеспечению полетов; инженер-электрик; инженер-энергетик.
Учитывая вышеизложенное в совокупности с содержанием представленного заявителем в материалы дела Пофамильного замещения штатного расписания службы электросветотехнического обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Магадан» (т.1 л.д. 41), суд установил, что участки узла ЭТОП службы ЭСТОП по ремонту и обслуживанию низковольтного оборудования, по ремонту и обслуживанию высоковольтного оборудования, а также передвижная высоковольтная лаборатория включают в себя должности, относящиеся к авиационному персоналу, а именно: инженер по электротехническому обеспечению полетов – руководитель участка, инженер по электротехническому обеспечению полетов – руководитель высоковольтной лаборатории.
Таким образом, суд считает несостоятельными доводы представителей заявителя о том, что персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП не относится к авиационному, а является только электротехническим, в связи, с чем не должен проходить повышение квалификации в установленном порядке в специализированных учреждениях.
Согласно Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163, персонал электротехнический - это административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок (далее – Правила безопасности).
В соответствии с пунктом 1.1.1. указанных Правил безопасности, область и порядок применения Правил распространяется на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющие строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что по общим правилам персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП является электротехническим, а по специальным – указанные должности относятся в авиационному персоналу, осуществляющему элетротехническое обеспечение полетов, суд считает обоснованными.
Учитывая изложенное, доводы представителя заявителя о том, что оспариваемое предписание противоречиво, поскольку в устанавливающей части предписания ответчик указывает электротехнический персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП, а в предписывающей – авиационный персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ВК РФ, специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 1 статьи 52 ВК РФ).
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 2 статьи 54 ВК РФ).
Приказом Минтранса РФ от 23.06.2003 № 149 утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов» (далее –ФАП №149).
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, лица, замещающие вышеназванные должности, участвуют в аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов воздушных судов, которая включает в себя следующие виды работ: централизованное электроснабжение объектов аэропорта; электроснабжение объектов аэропорта по электрическим сетям 0,4 кВ; техническая эксплуатация электроустановок, кабельных, воздушных линий, электропередачи; техническая эксплуатация системы светосигнального оборудования; проведение испытаний и измерений при помощи электротехнической лаборатории (пункт 2 ФАП №149).
Убедительных доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 7 ФАП № 149, для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов организация создает структурное подразделение (производственное подразделение, службу) электросветотехнического обеспечения полетов.
Согласно пункту 11 ФАП № 149, для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов организация должна иметь квалифицированный авиационный персонал.
В пункте 13 ФАП № 149 установлено, что организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
При этом, согласно положению пункта 22 ФАП № 149, организация имеет документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам, в пункте 6 которого указано, что организация должна иметь план (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный данной организацией.
Кроме того, в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее – ФАП №128), все оперативные переключения в системе электроснабжения аэропорта на объектах, задействованных для обеспечения полетов воздушных судов, производятся только по согласованию с органом ОВД (пункт 8.33 ФАП №128); руководителем полетов (диспетчером) днем предоставляется время для проведения ежедневного технического обслуживания электросветотехнических средств, используемых для обеспечения полетов воздушных судов, в соответствии с графиками (пункт 8.34 ФАП №128); запрещается использование для обеспечения полетов воздушных судов электросветотехникеских средств, на которых не выполнены или не завершены работы по техническому обслуживанию, а также проведение проверок работоспособности электросветотехнических средств на аэродромах ночью и днем в сложных метеоусловиях при нахождении на глиссаде воздушного судна (пункт 8.35 ФАП №128).
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения о службе электросветотехнического обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Магадан», утвержденного генеральным директором Общества 24.05.2013 года, служба электросветотехнического обеспечения полетов является структурным подразделением ОАО «Аэропорт Магадан» и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, «Правилами пользования электрической и тепловой энергией», Федеральными авиационными правилами (ФАП), Руководством по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001), нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов, Воздушным кодексом Российской Федерации, правилами сертификации аэродромов, постановлениями, распоряжениями, приказами и другими руководящими, нормативными и методическими документами, регламентирующими деятельность аэропортов гражданской авиации и службы ЭСТОП, настоящим Положением.
В пункте 4.1 данного Положения установлено, что в состав службы электросветотехнического обеспечния полетов (ЭСТОП) входит, в том числе структурное подразделение – узел электротехнического обеспечения полетов (ЭТОП), состоящий из участка по ремонту и обслуживанию низковольтного оборудования и участка по ремонту и обслуживанию высоковольтного оборудования, в том числе и передвижная электротехническая высоковольтная лаборатория.
Таким образом, структурное подразделение службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» - узел ЭТОП – также в своей деятельности по электротехническому обеспечению полетов воздушных судов руководствуется названными правилами и нормами действующего законодательства, в том числе Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минтранса от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее – ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001), которыми предусмотрено повышение квалификации электротехническим персоналом.
Согласно пункту 1.4.5 Правил (ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001), обязательной формой работы с различными категориями работников для непрерывного повышения квалификации, является дополнительное профессиональное образование.
В пункте 1.2.6 Правил (ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001) установлено, что ответственный за электрохозяйство обязан обеспечить повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет).
Согласно пункту 3.4.59 данных Правил (ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001), потребитель, эксплуатирующий и проводящий ремонт электрооборудования, должен проводить техническое обучение персонала, непосредственно связанного с ремонтом и/или проверкой электрооборудования, и осуществлять надзор за уровнем их квалификации. Обучение на курсах повышения квалификации должно проводиться регулярно (не реже одного раза в три года).
Согласно статье 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 № 23 утверждены и введены в действие с 01.08.1999 Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с указанными правилами повышение квалификации - это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения Федеральное агентство воздушного транспорта организует и проводит в установленном порядке обязательную аттестацию авиационного персонала гражданской авиации; осуществляет организацию профессионального обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Как пояснил ответчик, все программы подготовки специалистов гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала, утверждаются в Росавиации. Подготовку специалистов авиационного персонала служб электросветотехнического обеспечения полетов осуществляют, в частности, Институт повышения квалификации Московского государственного технического университета гражданской авиации, ФИО5 авиационно-технический колледж, а также специальные сертифицированные центры подготовки и переподготовки авиаперсонала, в частности, в г. Хабаровске - Дальневосточный Центр подготовки авиационного персонала.
После окончания обучения слушателям выдается свидетельство (сертификат) государственного образца, которое является документом, подтверждающим квалификацию специалиста.
Как правомерно пояснил ответчик и не оспаривалось заявителем в судебном заседании, ОАО «Аэропорт Магадан» не осуществляет какую-либо образовательную деятельность, не имеет лицензий на оказание образовательных услуг по реализации основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих, реализации дополнительных общеобразовательных программ дополнительных общеразвивающих программ, реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, относящихся к лицензируемому виду образовательной деятельности.
Таким образом, суд находит правомерными доводы ответчика о том, что проведение ОАО «Аэропорт Магадан» обучения персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП к работе в периоды осенне-зимней и весенне-летней навигации по утвержденной Программе обучения, разработанной и утвержденной самостоятельно, не может быть признано доказательством соблюдения Обществом положений пункта 13 ФАП №149.
Учитывая вышеизложенное, суд считает ошибочными доводы заявителя о том, что наличие у Общества сертификата соответствия № ФАВТ А.ОЗ.02621 от 03.12.2012 и документов, составленных в рамках проверки готовности к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам, указывает на соответствие деятельности заявителя в сфере электросветотехнического обеспечения полетов и отсутствие необходимости обучения персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП на курсах повышения квалификации в специализированной организации.
Доводы заявителя о том, что у ответчика отсутствуют полномочия осуществлять контроль (надзор) за исполнением требований, предусмотренных правилами подготовки электротехнического персонала, ссылаясь на подпункт а) пункта 3.1.4 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-807фс (далее -Положение об Управлении), суд расценивает критически и не принимает, как необоснованные и не подтвержденные материалами дела.
Согласно 3.1.1 Положения об Управлении, Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее -субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее -обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации.
Доводов и доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, а также подтверждающих наличие у вышеназванного авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП ОАО «Аэропорт Магадан» соответствующих свидетельств (сертификатов) курсов повышения квалификации, в материалы дела не представлено.
В нарушение вышеназванных норм и Правил заявитель сведений о выполнении предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015СВ в материалы дела не представил.
Нарушений ответчиком положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по полномочиям, основанию и порядку проведения проверки, судом не установлено.
Убедительных доводов и доказательств, опровергающих законность и обоснованность оспариваемого предписания, в материалы дела заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для признания оспариваемого предписания от 16.07.2015 № 36ГА/2015 СВ недействительным, нарушающим права и законные интересы ОАО «Аэропорт Магадан» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающим на Общество обязанность проведения повышения квалификации авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП.
Исследовав и оценив установленные фактические обстоятельства и материалы дела в совокупности с вышеназванными нормами и Правилами, суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей, уплаченные заявителем при подаче заявления в суд по платежному поручению № 2670 от 29.09.2015, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ, дата изготовления настоящего решения в полном объёме считается датой его принятия.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований заявителю, открытому акционерному обществу «Аэропорт Магадан» (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным и отмене инспекторского предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 36ГА/2015СВ от 16.07.2015, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в месячный срок со дня его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья А.А. Минеева