ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1838/06 от 04.10.2006 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон».Тел./факс(4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1838/06-14

04.10.2006 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного эксплуатационного предприятия № 251

к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области

о признании недействительным решения № 1 от 31.01.2006г.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность № 8 от 26.01.2006г.),

ФИО2 (доверенность б/н от 01.08.2006г.)

от ответчика – ФИО3 (доверенность № ТП-10-13 от 10.01.2005г.),

ФИО4 (доверенность № ТП-10-13 от 17.05.2006г.)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федерального государственного унитарного эксплуатационного предприятия № 251, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом заявленного уточнения формулировки, - о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № 1 от 31.01.2006г. об отмене проведения реструктуризации кредиторской задолженности ФГУ ДЭП № 251 по обязательным платежам в федеральный, региональный, местный бюджеты, начисленным пеням и штрафам, а также об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области пересчитать пени и штрафные санкции или снизить их до разумных пределов.

В процессе рассмотрения настоящего дела заявитель представил дополнительное уточнение заявленных требований, из которых следует, что Федеральное государственное унитарного эксплуатационное предприятие № 251 просит арбитражный суд списать половину долга по реструктуризации кредиторской задолженности, оставив долг за предприятием в сумме 3513 041 руб. 09 коп., признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Магаданской области № 1 от 31.01.2006г., восстановить право предприятия ФГУ ДЭП № 251 на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам.

Оспраиваемым решением № 1 от 31.01.2006г. Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области отменено решение № 1 от 30.09.2003г. о

реструктуризации кредиторской задолженности ФГУ ДЭП № 251 по обязательным платежам в сумме 7 026 082 руб. 18 коп., в т.ч. задолженность по пеням и штрафам -7 026 082 руб. 18 коп., возобновлено начисление пени со дня отмены решения о проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также указано на необходимость принять меры по принудительному взысканию задолженности, включая инициирование в Арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст.ст. 333 ГК РФ, ст. 75 НК РФ, ст.ст.29, 197, 198 АПК РФ, и указал, согласно п.5 Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течении 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

На 01.01.2006г. ФГУДЭП № 251 полностью погасило долги по налогам, и в течении 2001-2006 г.г. рассчитывало на списание половины долга по пеням и штрафам или полное его списание, т.к. согласно п.5 Порядка «при погашении реструктурируемой задолженности в течении 4 лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течении 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам».

Однако, с 01.01.2006г. структурная реорганизация (образование нового департамента дорожного хозяйства) значительно ухудшила финансовое состояние предприятия. Позднее проведение открытых торгов по содержанию и реконструкции территориальных автомобильных дорог усугубило ситуацию. До сих пор договоры и контракты находятся на оформлении и кредитные линии не открыты. Кроме того с 01.10.2005г. по настоящее время ФГУ ДЭП № 251 в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1306-р от 25.08.2005г. находится в стадии акционирования, что приводит к ряду законных при этом ограничений в финансовой деятельности предприятия, (запрет на продажу основных средств, оформление кредитов и т.п.). При этом, являясь градообразующим предприятием, ФГУ ДЭП № 251 вынуждено обеспечивать жизнедеятельность поселка Мадаун.

На счету предприятия средства отсутствуют, имеется картотека № 2. ФГУ ДЭП № 251 не уклоняется от уплаты налогов, однако, вышеперечисленные обстоятельства спровоцировали нарушение обязательств по решению о реструктуризации задолженности по обязательным платежам.

При этом, ФГУ ДЭП № 251 после получения решения № 1 от 31.01.2006г. Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области об отмене решения № 1 от 30.09.2003г. о реструктуризации кредиторской задолженности, в соответствии с п. 7 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности...» обратилось с заявлением о сохранении права на реструктуризацию в Управление ФНС России по Магаданской области и в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Магаданской области (исх. № 559 от 13.04.2006г.). Ответ на данное заявление истец не получил и повторно обратился с заявлением к ответчику в июне 2006 года. При этом все текущие платежи и долги по графику истцом были оплачены полностью, что подтверждается платежными документами и актами сверки с ответчиком. Однако письмом № МП-07-34/7900 от 09.08.2006г. в удовлетворении заявления о сохранении права на реструктуризацию было отказано.

Кроме того, в дополнении к исковому заявлению ФГУ ДЭП № 251 указало, что предприятие финансируется из бюджета Магаданской области и по причине недофинансирования не всегда располагает необходимой суммой для погашения налогов, что подтверждается письмами истца к налоговому орган от 09.03.06г, 03.04.06г, 03.05.06г., 31.05.06г. о разрешении оставлять на нужды предприятия 50% от поступающих денежных средств, при этом, нельзя говорить о том, что ФГУ ДЭП № 251 является злостным неплательщиком. Так например, в материалы дела предоставлены платежные поручения за текущий 2006г. по оплате НДС в марте 12 025-34; апреле 2 250 953; мае 1 641 707-58; июне 2 604 585-594 ; августе 3 128 871-90; всего на сумму 9 786 900 руб. 41 коп.

Истцом в надлежащие сроки и в полном объеме в течении 2-х лет 2001-2003 годов погашалась реструктурируемая задолженность и вносились текущие платежи, что подтверждается графиками погашения задолженности, платежными документами, актами

сверки, а в соответствии с п. 5 « Порядка...» при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих платежей в федеральный бюджет в течении 2х лет, производится списание половины долга по пеням и штрафам.

На основании вышеизложенного заявитель считает, что ФГУ ДЭП № 251 выполнило условия для сохранения права на реструктуризацию кредиторской задолженности, подав своевременно заявление о сохранении данного права , уплатив при этом задолженность по текущим платежам.

Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области заявленные требования не признала по основания, изложенным в отзыве на заявление, из которого следует, что на основании п.7 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой принято решение о прекращении осуществления реструктуризации, по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Заявление о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности подается организацией с приложением документа, подтверждающего соблюдение организацией предусмотренных выше условий по состоянию на первое число месяца подачи заявления. ФГУ ДЭП № 251 после принятия Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области решения № 1 от 31.01.2006 г. об отмене проведения реструктуризации задолженности, не подал заявление в установленный срок, т.е. не воспользовался правом на восстановление реструктуризации.

Согласно п.13 Правил, в случае если организация в течение действия графика погашения задолженности уплачивает текущие платежи по федеральным налогам и сборам не в полном объеме, если организацией не соблюдается график погашения задолженности, то налоговый орган, принявший решение о реструктуризации, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. С указанной даты возобновляется начисление пени, и применяются все предусмотренные законодательством РФ меры принудительного взыскания.

Поскольку ФГУ ДЭП № 251 не в полном объеме уплачивались текущие платежи по федеральным налогам, Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области было принято решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности в отношении указанной организации.

По вопросу списания задолженности по пеням и штрафам налоговый орган пояснил, что в соответствии с и. 5 Порядка, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов РФ по представлению Министерства РФ по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). Однако ФГУ ДЭП № 251 неоднократно нарушал данные положения, уплата текущих налоговых платежей в федеральный бюджет производилась им не своевременно и не в полном объеме. Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области неоднократно выносились решения об отмене проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также начисленным пеням и штрафам. Поэтому требование ФГУ ДЭП №251 о снижении задолженности по пеням и штрафам, налоговый орган считает необоснованными и не соответствующими законодательству РФ.

Исходя из вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области считает решение №1 от 31.01.2006 г. об отмене реструктуризации кредиторской задолженности ФГУ ДЭП № 251 по обязательным платежам в федеральный бюджет, в том числе задолженности но начисленным пеням и штрафам правомерным, восстановление права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный, региональный и местный бюджет невозможным и противоречащим законодательству РФ.

Представители заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержали и представили в материалы дела дополнительные письменные доказательства, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность заявленных требований.

Представители налогового орган в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск, и представили дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений на иск и правомерность оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 251 зарегистрировано Постановлением Главы Администрации от 07.06.1996 г. № 175, поставлено на налоговый учет - свидетельство от 12 июля 2001 г. серии 49 № 0020234, свидетельство о государственной регистрации серии ГУП № 209.

На основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002 «О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (в редакции Постановления Правительства РФ № 410 от 23.05.2001 г) было принято решение № 8 от 06.11.2001г. о реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия № 251. Решением № 8 от 15 июля 2003 года отменено Решение № 8 от 06.11.2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам в федеральный, региональный и местный бюджеты. Решением № 1 от 30 сентября 2003 года возобновлена реструктуризация кредиторской задолженности ФГУДЭП № 251 по обязательным платежам в федеральный, региональный и местный бюджеты в сумме 7579988.82 рубля в том числе задолженность по налогам и сборам в сумме 258597.35 рублей, задолженность по начисленным пеням и штрафам в сумме 7321391.47 рубля. ФГУДЭП № 251 добросовестно выполняло решения о реструктуризации № 8 от 06.11.2001 г. и № 1 от 30.09.2003 г., уплачивая текущие платежи по федеральным налогам и сборам. Решением № 1 от 31 января 2006 года Межрайонная Инспекция ФНС № 2 по Магаданской области отменила Решение № 1 от 30 сентября 2003 г. о реструктуризации кредиторской задолженности ФГУДЭП № 251 по обязательным платежам в сумме 7 026 082, 18 руб., в т.ч. задолженность по пеням и штрафам - 7 026 082.18руб.

ФГУ ДЭП № 251 после получения решения № 1 от 31.01,2006г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области об отмене решения № 1 от 30.09.2003г. о реструктуризации кредиторской задолженности, в соответствии с п. 7 « Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности...» обратилось с заявлением о сохранении права на реструктуризацию в УФНС России по Магаданской области и в Межрайонную ИФНС России № 2 по Магаданской области ( исх. № 559 от 13.04.2006г., квитанция от 17.04.2006гю). Ответ на данное заявление истец не получил и повторно обратился с заявлением к ответчику в июне 2006 года. Однако в удовлетворении заявления было отказано (письмо от 09.08.2006г. № МП-07-34/7900).

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав представленные в деле письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд находит заявленные требования ФГУ ДЭП № 251 необоснованными и неподлежащими удовлетворению а решение Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области суд считает правомерным и соответствующим действующему законодательству.

Как следует из представленных в материалах дела документов и пояснений представител ФГУ ДЭП № 251, письмо Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № МП-07-38/287 от 18.01.2006г., в котором налоговый орган ставит заявителя в известность о том, что по результатам проведения ревизии уплаты текущих платежей по федеральным налогам и сборам по состоянию на 18.01.2006г. за ФГУ ДЭП № 251 числится задолженность по уплате текущих платежей в сумме 2 562 042 руб. 75 коп., в связи с чем, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос об отмене предоставленной реструктуризации задолженности.

Указанное письмо получено ФГУ ДЭП № 251 30.01.2006г., что подтверждается входящим штампом № 27 от 30.01.2006г.

Как следует из пояснений заявителя, ФГУ ДЭП № 251 после получения указанного решения № 1 от 31.01,2006г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области письмом № 559 от 13.04.2006г. обратилось в налоговый орган с заявлением о сохранении права на реструктуризацию в Управление ФНС России по Магаданской области и в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Магаданской области, в подтверждение заявитель представил в материалы дела копию почтовой квитанции. б/н от 17.04.2006г. Однако, как следует из пояснений представителей налогового органа, в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Магаданской области указанное письмо не поступало, заявление о восстановлении права на реструктуризацию задолженности поступило в налоговый орган 29.06.2006г., вх № 3963, что подтверждается представленным в материалы дела письмом № ТП-10.15/328 от 18.09.2006г., подписанным руководителем инспекции. Таким образом, материалами дела не подтверждается довод заявителя о том, что ФГУ ДЭП № 251 своевременно направило в налоговый орган заявление о восстановлении реструктуризации задолженности.

Как следует из пояснений налогового органа, 29.06.2006 г. в адрес инспекции от ФГУ ДЭП № 251 поступило заявление о восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам в региональный и местный бюджеты. Межрайонная ИФНС России №2 по Магаданской области отказала ФГУ ДЭП №251 в восстановлении данного права, в связи с тем, что предприятием пропущен 90 дневный срок обращения с заявлением о восстановлении права на реструктуризацию. Согласно п.7 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой принято решение о прекращении осуществления реструктуризации, по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Заявление о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности подается организацией с приложением документа, подтверждающего соблюдение организацией предусмотренных выше условий по состоянию на первое число месяца подачи заявления.

Согласно лицевого счета ФГУ ДЭП №251, на 01.04.2006 г. за предприятием числится задолженность по федеральному налогу: НДС - недоимка по налогу в сумме: 4024396 руб. 55 коп.

Поскольку ФГУ ДЭП №251 не выполнило условий для сохранения права на реструктуризацию кредиторской задолженности - не подало заявление о сохранении права на реструктуризацию кредиторской задолженности, не уплатило задолженность по текущим налоговым платежам, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области считает, что право на реструктуризацию кредиторской задолженности ФГУ ДЭП №251 было утрачено и восстановлению не подлежит.

Ст.200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В данном случае, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области представила достаточные доказательства обоснованности принятия оспариваемого решения, представленными в материалах дела письменными доказательствами и устными пояснениями представителей налогового органа подтверждается правомерность отказа в восстановлении реструктуризации задолженности письмом № МП-07-34/7900 от 09.08.2006г., т.к. заявитель не воспользовался своевременно предоставленным ему правом на восстановление реструктуризации

задолженности, а доводы заявителя о своевременном направлении заявления не подтверждены документально, т.к. представленная копия почтовой квитанции от 17.04.2006г. не может являться необхоимыи и достаточным доказательством по делу.

В соответствии с п. 2 ст. 29, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе братиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ст.137 НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ оспариваемый акт может быть признан недействительным, когда он одновременно не соответствует закону, иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Арбитражный суд с учетом ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, на основании изложенного, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает требования заявителя, ФГУ ДЭП № 251, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № 1 от 31.01.2006г. неправомерными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.ст.102, 110 АПК РФ, пп.4 п.1 ст. 333.21 НК РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования заявителя, ФГУ ДЭП № 251, о признании решения Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № 1 от 31.01.2006г. недействительным, отказать.

2. Взыскать с заявителя в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб. Выдать Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области исполнительный лист по истечении срока на обжалование.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья Степанова Е.С.