ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1987/2011 от 29.02.2012 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1987/2011

07 марта 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2012 г.

  Решение в полном объёме изготовлено 07 марта 2012 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко

  при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания М.М. Ефимовой,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: город Магадан, проспект Карла Маркса, дом 62 дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)

к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)

о признании недействительным и отмене предписания № 119 от 03.10.2011,

при участии:

от заявителя – Р.О. Новиков, заместитель начальника юридического отдела, доверенность № 20/90 от 14.12.2010, удостоверение № 208 от 05.11.2008,

от ответчика – В.Е. Гундорин, начальник, распоряжение № 67-рк от 30.03.2006, удостоверение № 274 от 19.11.2009,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее также - общество), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 20/3-04-3231 о признании недействительным и отмене предписания № 119 от 03.10.2011, вынесенного Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области.

Оспариваемым предписанием на заявителя была возложена обязанность в срок до 03.11.2011 выдать Д.Д. Роменскому, собственнику квартиры документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учётом Закона Магаданской области № 678-ОЗ от 09.02.2006 года «О субсидиях бюджетам муниципальных образований для снижения платежей граждан за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию» (далее также – Закон № 678-ОЗ), в том числе, статьи 2 данного закона, а такжеподпункта «р» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006).

В обоснование заявленных требований общество, в частности, указало следующее. Руководитель ответчика в силу пункта 3.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Магаданской области (утверждённого постановлением Губернатора Магаданской области № 44-па от 22.02.2006) не имел права на вынесение оспариваемого предписания, т.к. заявитель не является ни собственником, ни владельцем, ни пользователем жилищного фонда общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 1086 от 26.09.1994) государственная жилищная инспекция наделена правомочием контроля за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, но не тарифов за их потребление.

Тарифообразование и контроль за применением тарифов это прерогатива специального органа на территории Магаданской области – департамента цен и тарифов администрации Магаданской области (раздел 2 Положения о департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области, утверждённого постановлением администрации Магаданской области № 420-па от 20.11.2006).

Следовательно, Главный государственный жилищный инспектор Магаданской области, обязав заявителя к проведению мероприятий, содержащихся в оспариваемом предписании, вышел за рамки своих полномочий.

Заявитель также считает, что ответчиком не были соблюдены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 (далее также – Закон № 294-ФЗ).

Заявитель указал, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, являются безосновательными в силу следующего.

Д.Д. Роменский по жалобе которого было вынесено оспариваемое предписание, не зарегистрирован в рассматриваемой квартире и не является её собственником, поэтому не может являться получателем документов на оплату отопления по данному адресу (пункт 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Согласно выписке из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником рассматриваемой квартиры является другое лицо, которому, как потребителю коммунальной услуги «отопление», стоимость которого рассчитывалась в соответствии с действующим законодательством по установленным тарифам.

Так, в соответствии с приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 2-ЖКК/96 от 06.12.2010 «Об установлении уровня платы граждан за потребляемые услуги отопления, предоставляемые филиалом «Магаданская ТЭЦ» ОАО «Магаданэнерго» и МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» на 2011 год», расчёт размера платы за потребляемые услуги отопления для собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения, или не зарегистрированных в нём, производится по тарифам, утверждённым приказами департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 22-5/э «Об установлении ОАО «Магаданэнерго» на 2011 год объёма финансовых средств на обеспечение регулируемой деятельности по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и тарифов на энергию, отпускаемую потребителям»; № 22-3/э от 23.11.2010 «Об установлении на 2011 год отпускных тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП города Магадана «Магадантеплосеть».

Приказ № 2-ЖКК/96 от 06.12.2010 издан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Законом № 678-ОЗ в рамках постановления администрации Магаданской области № 420-па от 20.11.2006 «Об утверждении положения о департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области». Изменений в приказ № 2-ЖКК/96 от 06.12.2010 не вносилось, в судебном порядке данный приказ не оспаривался.

В отношении ОАО «Магаданэнерго» по данному вопросу от уполномоченного органа - департамента цен и тарифов администрации Магаданской области указаний по изменению порядка начислений не поступало. Порядок расчёта за отопление - 100% собственникам жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения, или не зарегистрированных в нём, применяется с момента принятия Закона № 678-ОЗ.

Таким образом, начисление платы за теплоснабжение собственнику рассматриваемого жилого помещения производилось в 100% размере установленного тарифа правомерно.

В обоснование нарушения обжалуемым предписанием прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель в дополнительных пояснениях № 20/3-04-3804 от 27.12.2011 в частности, указал, что данное предписание незаконно возлагает на заявителя обязанности, предусмотренные подпунктом «р» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а, именно, обязывает предоставить Д.Д. Роменскому документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей, в то время как данное лицо не является ни собственником, ни нанимателем указанного в предписании жилого помещения. Заявитель также возражал против доводов ответчика, изложенных в отзыве. В частности, дополнительно указал, что из содержания частей 1 и 5 статьи 20 ЖК РФ следует, что инспекция не наделена полномочиями по контролю за применением тарифов на теплоснабжение.

Заявитель также считает, что из части 3 статьи 20 ЖК РФ следует, что при проведении государственного жилищного надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ. При этом, закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует порядок осуществления государственного контроля (надзора), что следует из части 1 статьи 1 данного закона.

В судебном заседании представитель заявителя изложенную правовую позицию поддержал в полном объёме. Просил суд удовлетворить заявленные требования.

Ответчик, Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области (далее также - инспекция) с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве № 1701 от 05.12.2011. В частности, указал следующее. Полномочия инспекции по вынесению обжалуемого предписания установлены статьёй статьи 20 ЖК РФ, а также пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области.

Считает, что оспариваемое предписание не касается тарифообразования и контроля за применением тарифов на продукцию, товары, работы, услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» инспекция, в целях объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения Д.Д. Роменского, связанного с порядком определения размера платы за отопление в жилом помещении, 04.08.2011 рассмотрела указанное обращение с участием гражданина и представителей заявителя, департамента цен и тарифов администрации Магаданской области. При этом ответчиком было установлено следующее.

Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учётом требований, установленных данным кодексом.

В соответствии со статьёй 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделаться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к приказу департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 22-5/э от 23.11.2010 тариф на тепловую энергию для потребителей филиала Магаданская «ТЭЦ ОАО «Магаданэнерго» установлен бюджетный одноставочный руб/Гкал - 2773,63 без учёта налога на добавленную стоимость.

Закон № 678-ОЗ устанавливает порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований и направлен на снижение платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в связи с введением 100%-ной оплаты коммунальных услуг населением, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 541 от 29.08.2005 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».

Приложение к Закону № 678-ОЗ «Методика расчёта субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями» не содержит каких-либо ограничений и изъятий в связи с наличием требований ко второму жилью или регистрации граждан, что позволяет сделать вывод о финансовом обеспечении бюджетом Магаданской области расходов энергоснабжающей организации, связанных с поставкой услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям муниципального образования «Город Магадан».

В приказе департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 2-ЖКК/96 от 06.12.2010 установлены уровни платы граждан за потребляемые услуги отопления на 2011 год вне зависимости от наличия второго жилья или требования к регистрации граждан. Однако, из данного приказа не следует, что расчёт размера платы для данной категории граждан должен производиться без учёта представляемых субсидий на снижение платежей граждан, так как в соответствии с Законом № 678-ОЗ расчёт субсидии на снижение платежей граждан производится исходя из экономически обоснованных расходов на топливо и его доставку, учтённых при формировании тарифа на производство тепловой энергии в доле, приходящейся на население МО «Город Магадан», т.е. на отапливаемую площадь, оплачиваемую собственниками жилого помещения, а также гражданами, проживающими на условиях социального и коммерческого найма.

При этом орган государственной власти не ограничивает свободу заявителя согласовать с заинтересованными лицами (гражданином, органами регулирования и управляющей организацией) порядок выдачи и подтверждения правильности начисления потребителю платежей с учётом обязательных требований Закона № 678-ОЗ.

В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве, поддержал. Также пояснил, что хотя Д.Д. Роменский и не является собственником квартиры в которой он проживает, он является сыном собственника, а также зарегистрирован там, следовательно, в соответствии с жилищным законодательством, как член семьи собственника жилого помещения несёт бремя расходов по коммунальным услугам. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Согласно информации, представленной департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области № 95 от 20.01.2012 по определению суда от 28.12.2012, приказом данного департамента № 22-5/э от 23.11.2010 установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «Магаданэнерго» на 2011 год. Законодательством не предусмотрено разделение потребителей на категории: собственники жилых помещений, наниматели жилых помещений и собственники жилых помещений, имеющие более одного жилого помещения, или не зарегистрированные в нём. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Департамент также указал, что согласно пункту 2 приказа № 2-ЖКК/96 от 06.12.2010 расчёт размера платы за потребляемые услуги отопления для собственников жилых помещений имеющих более одного жилого помещения, или не зарегистрированных в нём, производится по тарифам, утверждённым приказами департамента № 22-5/э от 23.11.2010 и № 22-3/э от 23.11.2010.

На территории Магаданской области плата граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не доведена до 100%-ного возмещения экономически обоснованных расходов организаций коммунального комплекса. Кроме того, стоимость услуг по теплоснабжению для граждан Магаданской области являлась и является высокозатратной в этой связи на территории области был принят и введён в действие Закон № 678-ОЗ, который предусматривает выделение субсидий бюджетам муниципальных образований на условиях долевого финансирования целевых расходов местных бюджетов. В данном случае, согласно статей 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ такими расходами являются расходы местных бюджетов по организации электро-, тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом осуществляемые муниципальными образованиями Магаданской области в рамках решения вопросов местного значения.

Методика расчёта субсидий (приложение к Закону № 678-ФЗ) не содержит каких-либо ограничений или изъятий в связи с наличием требований ко второму жилью или регистрации в нём.

Законом Магаданской области № 1344-ОЗ от 24.12.2010 «Об областном бюджете на 2011 год» в таблице 3 приложения 11 утверждено распределение субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов муниципальных образований на снижение платежей населения за тепловую энергию и электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Магаданской области, на снижение платежей потребителей тепловой энергии от электрокотельных Магаданской области в 2011 году, в том числе, для муниципального образования «Город Магадан».

Таким образом, департаментом расчёт рассматриваемых субсидий по услугам теплоснабжения (отопления жилых помещений и горячего водоснабжения) и потребляемую электроэнергию на 2011 год произведён исходя из производственных программ организаций коммунального комплекса без разделения потребителей на категории: собственники жилых помещений, наниматели жилых помещений и собственники жилых помещений, имеющие более одного жилого помещения, или не зарегистрированные в нём.

Согласно информации, представленной начальником отдела ценообразования и договоров комитета экономического развития мэрии города Магадана А.И. Цыбульник по определению суда от 28.12.2012 порядок расчёта размера платы за услуги теплоснабжения с учётом размера выделяемых субсидий бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения не установлен ни Законом № 678-ОЗ, ни нормативным правовым актом администрации Магаданской области. Поэтому орган местного самоуправления (далее также – орган МСУ) не лишён права самостоятельно определять уровень платежей граждан в пределах федерального стандарта.

Устанавливая уровень платы за жилищно-коммунальные услуги ниже уровня федерального стандарта, орган МСУ тем самым устанавливает льготу на оплату данных услуг. При этом установление льготного уровня оплаты, а также определение категорий населения, которым устанавливается данный льготный уровень оплаты, является правом органа МСУ, т.к. он вправе самостоятельно решать вопросы перераспределения собственных средств. Установление и отмена такого рода льготного уровня оплаты в силу его дополнительного (субсидиарного) характера по отношению к мерам, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов МСУ. Последние вправе определять круг лиц, которым предоставляются данный льготный уровень оплаты, условия его предоставления.

Постановлениями мэра г. Магадана № 2772 от 02.12.2008, № 1210 от 07.05.2010; № 3269 от 24.11.2009, которые действовали в 2009-2010 годах был определён круг лиц, которым предоставлялся данный льготный уровень оплаты, условия его предоставления. Предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию имеют иной предмет регулирования и не тождественны предельным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Уровни платы при неизменном наборе и объёме потребляемых услуг не превышали предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, установленные для муниципального образования «Город Магадан». В то время как для граждан, имеющих второе жильё и не имеющих регистрацию по месту жительства набор и объём потребляемых услуг изменяется, т.к. некоторые виды услуг этой категории граждан не оказываются, условия не могут быть отнесены к сравнимым.

При расчёте уровней платы граждан за услуги отопления, предоставляемые ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» на 2009 и 2010 годы, субсидий в бюджете муниципального образования «Город Магадан» было недостаточно для предоставления льготного уровня оплаты отопления гражданам, имеющим второе жильё, отвечающее всем требованиям благоустройства и гражданам, не имеющим регистрацию по месту жительства, что подтверждается расчётами.

За период 2009 и 2010 годы в адрес муниципального образования «Город Магадан» не выносились предписания о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с выделенной субсидией на снижение платежей населения за тепловую энергию и электроэнергию и с предельными индексами, установленными для данного муниципального образования. В судебном заседании А.И. Цыбульник была также заслушана в качестве специалиста по ходатайству представителей сторон.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к следующему.

Обжалуемое по настоящему делу предписание Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области было вынесено в адрес генерального директора ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» 03.10.2011 по результатам рассмотрения 04.08.2011 заявления Д.Д. Роменского от 15.07.2011. В данном заявлении, которое было направлено в адрес ответчика, Д.Д. Роменский указал следующее.

В мае 2008 года он купил квартиру в г. Магадане (по договору ипотеки) в которой зарегистрировался в сентябре 2008 года. В отделении «Магадантеплосбыт» на данную квартиру был открыт новый лицевой счёт, но начисления за отопления производились в 100%-ном объёме. С ответом отделения «Магадантеплосбыт», обосновывающим начисления в таком размере гражданин был не согласен, в связи с чем просил инспекцию разобраться в сложившейся ситуации (т. 1 л.д. 84).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права на рассматриваемое жилое помещение, его собственником является Е.В. Роменская (т. 1 л.д. 85). Материалами дела подтверждается, что Д.Д, Роменский (сын собственника квартиры) зарегистрирован в данной квартире с 03.09.2008 по 03.09.2010 и с 28.09.2011 (т. 1 л.д. 87, л.д. 118).

Согласно ответу отделения «Магадантеплосбыт» филиала «Магаданэнергосбыт» ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» № 20/3-24/2237 от 07.06.2011 при начислении за услуги теплоснабжения предприятие руководствуется постановлениями мэра г. Магадана: № 3227 от 19.12.2007; № 2772 от 02.12.2008; № 3269 от 24.11.2009 и пунктом 10.1 приказа департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 2-ЖКХ/102 от 30.12.2010. Согласно данным правовым актам расчёт размера платы за потребляемые услуги отопления для собственников жилых помещений, имеющих в пользовании более одного жилого помещения, или не зарегистрированных в нём, производится по тарифам, утверждённым приказами департамента цен и тарифов администрации Магаданской области (т.е. в размере 100%). Так как собственник в указанной в заявлении квартире не зарегистрирован, начисления производятся по экономически обоснованному тарифу.

В обжалуемом предписании № 119 от 03.10.2011 на заявителя была возложена обязанность в срок до 03.11.2011 выдать Д.Д. Роменскому, собственнику квартиры, расположенной в городе Магадане документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учётом Закона Магаданской области № 678-ОЗ от 09.02.2006, в частности, статьи 2, а также подпункта «р» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (т. 1 л.д. 14).

Согласно преамбуле Закона № 678-ОЗ данный закон устанавливает порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований и направлен на снижение платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в связи с введением стопроцентной оплаты коммунальных услуг населением, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".

При этом из содержания данного закона не следует, что правом на снижение платежей обладает не всё население муниципального образования, осуществляющее соответствующие платежи, а только отдельные его группы.

Согласно части 1 статьи 2 данного закона, основным принципом предоставления субсидий, обеспечивающим поддержку населения   в части оплаты за потребляемые услуги тепло- и электроснабжения, является достижение баланса экономических интересов между потребителями услуг и энергоснабжающими организациями при полном возмещении расходов энергоснабжающим организациям  .

Из указанной нормы следует, что Магаданская область берёт на себя обязательства полного воземщения расходов энергоснабжающих организаций при предоставлении населению указанной поддержки. Следовательно, не находит нормативного подтверждения довод заявителя о том, что выполнение обжалуемого предписания нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 3 статьи 2 Закона № 678-ОЗ установлено, что размер субсидий определяется департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области в соответствии с Методикой расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения и за потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, согласно приложению к настоящему Закону.

В части 4 данной статьи установлено, что субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, в случае   если расходы на топливо для населения, учтённые в экономически обоснованном тарифе   на тепловую и электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, превышают плату граждан в доле топливной составляющей.

Следовательно, право на получение бюджетом муниципального образования субсидий ставится в зависимость от расходов на топливо для населения, учтённых в экономически   обоснованном тарифе. Поэтому при рассмотрении вопроса о соответствии обжалуемого предписания требованиям указанного закона суд признаёт ошибочной ссылку заявителя и специалиста А.И. Цыбульник на сниженные по сравнению с экономически обоснованным тарифом уровни платы граждан за отопление.

В части 5 статьи 2 Закона № 678-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления - получатели субсидий обеспечивают приобретение и оплату топлива (включая транспортировку, перевалку, переработку, хранение и подогрев), оплату электроэнергии, используемой энергоснабжающими организациями при производстве тепловой энергии электрокотельными, путем предоставления финансовых средств энергоснабжающим организациям, оказывающим населению услуги тепло- и электроснабжения в соответствии с заключенными муниципальными контрактами.

Иных полномочий органам МСУ в целях реализации положений данного закона не предоставлено. Следовательно, суд не может признать правомерным ссылки заявителя и специалиста на указанные выше постановления мэра г. Магадана, т.к. по смыслу Закона № 678-ОЗ органы МСУ не наделены полномочиями правового регулирования в рассматриваемой сфере, поэтому правовые акты данных органов не применяются к правоотношениям предоставления рассматриваемых субсидий. В любом случае, областной закон имеет большую юридическую силу, чем муниципальные правовые акты, следовательно, положения Закона № 678-ОЗ имеют приоритет перед положениями постановлений мэра г. Магадана в рассматриваемой сфере.

Согласно подпункту 4 Методики расчёта субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения и за потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями (приложение к Закону № 678-ОЗ) для расчета размера субсидий органы МСУ предоставляют в департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области определённые документы и сведения, в том числе: сведения о количестве квадратных метров оплачиваемой общей площади жилых помещений по муниципальным образованиям; сведения о количестве квадратных метров сверхнормативной площади жилых помещений по муниципальным образованиям, подлежащих оплате по экономически обоснованным тарифам; сведения по оплачиваемой площади жилищного фонда муниципальных образований по видам благоустройства: отопление, горячее водоснабжение.

Т.е. запрашиваемые сведения касаются не граждан и наличия/отсутствия у них более одного жилья и регистрации в нём, а площади отапливаемых помещений.

Согласно пункту 4.3 данной Методики департамент цен и тарифов администрации Магаданской области представляет в департамент финансов администрации Магаданской области расчёт потребности финансовых средствдля предоставления субсидий   из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на снижение платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями.

Следовательно, признаются ошибочными доводы заявителя и специалиста о том, что орган МСУ определяет категории населения, которым будут предоставлены данные субсидии исходя из размера выделенных субсидий, т.к. исходя из содержания указанной нормы, размер субсидий рассчитывается на основании потребности снижения платежей населения муниципального образования без каких-либо исключений.

Исходя из содержания пункта 5 Методики, в формулу размера субсидии соответствующему муниципальному образованию входят составляющие, ни одна из которых не связана с выделением из населения муниципального образования группы собственников имеющих долее одного жилья жилья и/или незарегистрированных в нём собственников. Напротив, в расчётах присутствует составляющая - Ртэ - расходы на топливо для населения, принятые в расчёт экономически обоснованного тарифа   на тепловую энергию (руб.) без каких-либо ограничений и изъятий.

При этом суд учитывает, что согласно сведений, представленных в материалы дела департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области, расчёт субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований по снижению рассматриваемых платежей населения на 2011 год был произведён департаментом без разделения потребителей на категории, в частности, собственников имеющих более одного жилья, или незарегистрированных в нём (т. 1 л.д. 144).

Кроме того, суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, сформулированную им в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2001 года по гражданским делам (утверждён Постановлением Президиума ВС РФ от 26.09.2001). Так, в пункте 3 указанного обзора Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом суд признаёт ошибочным указание ответчиком в обжалуемом предписании Д.Д. Роменского в качестве собственника жилого помещения, в этой части требование заявителя подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд пришёл к выводу, что Д.Д. Роменский, проживающий в рассматриваемом жилом помещении, имеет право на получение документов, указанных в предписании наряду с собственником жилого помещения в силу следующего.

Материалами дела подтверждается, что Д.Д. Роменский является членом семьи (сыном) собственника жилого помещения, а также зарегистрирован в нём (временно) (т. 1 л.д. 118).

В соответствии с пунктом 3 Правил оказания коммунальных услуг гражданам «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, потребителем коммунальных услуг является не только собственник жилого помещения, но и члены его семьи, проживающие в нём.

При этом суд учитывает, что в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. А в части 3 данной статьи установлено, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную   с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.

Согласно части 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

При указанных выше нормах гражданского и жилищного законодательства суд признаёт правомерным довод ответчика о том, что Д.Д. Роменский, как пользователь жилого помещений, имеет право на получение запрошенных документов.

При этом суд учитывает, что по настоящему делу рассматривалась законность выданного предписания № 119 от 03.10.2011, а не вся совокупность правоотношений, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и наличие или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проанализировав содержание обжалуемого предписания № 119 от 03.10.2011, суд установил, что оно соответствует положениям закона Магаданской области № 678-ОЗ от 09.02.2006, следовательно, оно не может быть признано недействительным в указанной части.

Суд также признаёт правомерным довод ответчика, что полномочия выдавать предписания установлены пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ. При этом, суд признаёт правомерной ссылку ответчика на соответствие его действий по рассмотрению обращения Д.Д. Роменского порядку, установленному в статье 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с чем нашёл своё подтверждение довод инспекции о том, что проверки деятельности заявителя он не осуществлял, поэтому в данном случае не требовалось соблюдения положений Закона № 294-ФЗ.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела.

В связи с изложенным, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьёй 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170; 176; 180-182; 200; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Частично удовлетворить требования заявителя,открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго».

2. Признать недействительным и не подлежащим применению предписание № 119 от 03.10.2011 в части  указания в нём потребителя Д.Д. Раменского как собственника квартиры.

3. В удовлетворении остальной части заявленных требований открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» отказать.

4. Решение на основании части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента вступления в законную силу.

5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.В. Кушниренко