АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А37-205/2010
г. Магадан
30.04.2010
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2010
Полный текст решения изготовлен 30.04.2010
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Дьячковой Э. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казаченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт»
к Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 90 410 рублей 48 копеек
при участии представителей в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – юрисконсульт, доверенность от 14.12.2009 № 20/40-3917
от ответчиков:
Департамент финансов: ФИО2 – зам.начальника отдела, доверенность от 04.04.2010 № 06/56
Министерство финансов: ФИО3 – нач.юр.отдела, доверенность от 19.01.2010 № 02-23/172
УСТАНОВИЛ:
Истец, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчикам, Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в размере 90 410 руб. 48 коп. (с учетом принятого судом ходатайства об уменьшении суммы иска от 12.03.2010 – л.д. 136-137, 153-154, т.2).
В обоснование заявленных требований истец сослался на абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области», пункт 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении; приобщил дополнительные документы, в том числе письменные возражения на доводы ответчика – Министерства финансов Российской Федерации от 28.04.2010 № 20/3-1181.
Представитель ответчика – Департамента финансов в судебном заседании и согласно письменному отзыву на иск от 12.03.2010 № 06/594 (л.д.142-145, т.2), дополнению к отзыву на иск от 25.03.2010 № 06/699 (л.д.10-12, т.3) считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению за счет средств областного бюджета, считает правомерным взыскание задолженности за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; а также что департамент финансов администрации Магаданской области является ненадлежащим ответчиком и просит в иске отказать; приобщил дополнительные документы.
Представитель ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании и согласно письменному отзыву на иск от 06.04.2010 № 02-08/1430 (л.д.27-29, т.3) просит истцу в иске к Министерству отказать в полном объеме, в том числе в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих обращение истца в органы власти Магаданской области о возмещении расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации, указал, что финансирование указанных льгот в соответствии с требованиями Закона Магаданской области № 1060-ОЗ от 24.11.2008 осуществляется за счет средств областного бюджета; по мнению ответчика, Российская Федерация выполнила свои обязательства по выделению денежных средств для возмещения расходов на предоставление льгот; кроме того, указал на необоснованное включение в состав убытков госпошлины, взысканной с истца при рассмотрении в суде дел по заявлениям прокурора, поданным в интересах педагогических работников, с которых истец брал оплату за отопление и освещение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав представленные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием освобождения от доказывания является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу и оно обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как установлено арбитражным судом и подтверждено материалами дела, с истца судами общей юрисдикции были взысканы денежные средства в следующих размерах:
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 30.10.2009 № 2-1459/2009 (л.д.12-33, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО4, являющейся педагогическим работником, вышедшим на пенсию, оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 01.11.2008 по 31.12.2008, а, начиная с 01.01.2009 за коммунальные услуги по электроснабжению для освещения, признаны незаконными; в пользу ФИО4 взыскано неосновательное обогащение, которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО4, в счет оплаты предоставленных ей в период с 01.11.2008 по 31.12.2008 услуг по электроснабжению в сумме 450 руб., и в период с 01.01.2009 по 30.06.2009 услуг по энергоснабжению на освещение в сумме 813 руб. 63 коп., а всего 1 263 руб. 63 коп., а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 446 от 04.02.2010, 708 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 263 руб. 63 коп. в пользу взыскателя ФИО4, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.34-35, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 14.10.2009 № 2-1106/2009 (л.д.36-48, т.1) в пользу ФИО5 взыскано неосновательное обогащение в сумме 772 руб. 71 коп., которые ОАО «Магаданэнерго» получило от ФИО5, являющейся педагогическим работником в счет оплаты предоставленных ей услуг по освещению в период с 01.01.2009 по 01.06.2009, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 63 от 12.01.2010, 709 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 772 руб. 71 коп. в пользу взыскателя ФИО5, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.49-50, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 09.10.2009 № 2-1460/2009 (л.д.51-61, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО6, являющейся педагогическим работником, оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 01.10.2008 по 31.12.2008, а, начиная с 01.01.2009 за коммунальные услуги по электроснабжению для освещения, признаны незаконными; в пользу ФИО6 взыскано неосновательное обогащение, которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО6, в счет оплаты предоставленных ей в период с 01.10.2008 по 31.12.2008 услуг по электроснабжению в сумме 2 169 руб., и в период с 01.01.2009 по 31.07.2009 услуг по энергоснабжению на освещение в сумме 1 721 руб. 44 коп., а всего 3 890 руб. 44 коп., а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 920 от 27.01.2010, 710 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 3 890 руб. 44 коп. в пользу взыскателя ФИО6, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.62-63, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 14.09.2009 № 2-1136/2009 (л.д.64-78, т.1) в пользу ФИО7 взыскано неосновательное обогащение в сумме 786 руб. 36 коп., которые ОАО «Магаданэнерго» получило от ФИО7, являющейся педагогическим работником, в счет оплаты предоставленных ей в период с января по май 2009 включительно услуг по освещению, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 30 руб. 50 коп.
По платежным поручениям №№ 62 от 12.01.2010, 711 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 786 руб. 36 коп. в пользу взыскателя ФИО7, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.79-80, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 14.10.2009 № 2-1105/2009 (л.д.81-93, т.1) в пользу ФИО8 взыскано неосновательное обогащение в сумме 783 руб. 63 коп., которые ОАО «Магаданэнерго» получило от ФИО8, являющейся педагогическим работником в счет оплаты предоставленных ей услуг по освещению в период с 01.01.2009 по 31.05.2009, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 64 от 12.01.2010, 712 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 783 руб. 63 коп. в пользу взыскателя ФИО8, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.94-95, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 29.09.2009 № 2-1173/2009 (л.д.96-114, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию платежей за оказанную коммунальную услугу по электроснабжению за декабрь 2008 (полностью) и с января по июнь 2009 (включительно) освещение признаны незаконными; в пользу ФИО9 взыскана денежная сумма в размере 1 585 руб. 62 коп. в возмещение расходов за оказанную коммунальную услугу по электроснабжению за декабрь 2008 (потребленную электроэнергию полностью) и в период с января по июнь 2009 (включительно) за электроэнергию потребленную на освещение, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 105 от 02.02.2010, 713 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1585 руб. 62 коп. в пользу взыскателя ФИО9, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.115-116, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 09.12.2009 № 2-1796/2009 (л.д.117-128, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО10, являющейся педагогическим работником, оплаты за освещение с января по август 2009 года, признаны незаконными; в пользу ФИО10 взыскано неосновательное обогащение в размере 1 732 руб. 42 коп., которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО10, в счет оплаты предоставленных ей в период с января по август 2009 года услуг по освещению, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 61 руб. 73 коп.
По платежным поручениям №№ 445 от 04.02.2010, 225 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 732 руб. 42 коп. в пользу взыскателя ФИО10, а также 61 руб. 73 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.129-130, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 11.12.2009 № 2-1728/2009 (л.д.131-137, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО11, являющейся педагогическим работником, оплаты за освещение с января по сентябрь 2009, признаны незаконными, в пользу ФИО11 взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 996 руб. 90 коп., которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО11, в счет оплаты предоставленных ей в период с января по сентябрь 2009 услуг по освещению, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 69 руб. 79 коп.
По платежным поручениям №№ 89 от 29.01.2010, 224 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 996 руб. 90 коп. в пользу взыскателя ФИО11, а также 69 руб. 79 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.138-139, т.1).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 02.11.2009 № 2-1372/2009 (л.д.140-157, т.1) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО12, являющейся педагогическим работником, оплаты за электроснабжение за декабрь 2008 года, а за освещение - с января 2009 года, признаны незаконными; в пользу ФИО12 взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 904 руб. 17 коп., которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО12, в счет оплаты предоставленных ей в декабре 2008 года услуг по электроснабжению, а с января по июль 2009 года – по освещению, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 70 руб. 94 коп.
По платежным поручениям №№ 84 от 29.01.2010, 707 от 10.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 904 руб. 17 коп. в пользу взыскателя ФИО12, а также 70 руб. 94 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.1-2, т.2).
- по решению Ольского районного суда Магаданской области от 11.12.2009 № 2-1727/2009 (л.д.3-9, т.2) действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с ФИО13, являющейся педагогическим работником, оплаты за освещение с января по октябрь 2009 года, признаны незаконными; в пользу ФИО13 взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 497 руб. 67 коп., которое ОАО «Магаданэнерго» незаконно получило от ФИО13, в счет оплаты предоставленных ей в период с января по октябрь 2009 года услуг по освещению, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Ольский район» взыскана госпошлина в размере 55 руб. 34 коп.
По платежным поручениям №№ 103 от 02.02.2010, 219 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 497 руб. 67 коп. в пользу взыскателя ФИО13, а также 55 руб. 34 коп. - в пользу МО «Ольский район» (л.д.10-11, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 02.12.2009 № 2-1289/2009 (л.д.12-19, т.2) в пользу ФИО14 взыскана сумма в размере 3 399 руб. 48 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 109 от 02.02.2010, 204 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 3 399 руб. 48 коп. в пользу взыскателя ФИО14, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Хасынский район» (л.д.20-21, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 16.12.2009 № 2-1313/2009 (л.д.22-29, т.2) в пользу ФИО15 взыскана сумма в размере 2 428 руб. 20 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 437 от 04.02.2010, 231 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 2 428 руб. 20 коп. в пользу взыскателя ФИО15, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МРИ ФНС России № 2 по Магаданской области (л.д.30-31, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 17.12.2009 № 2-1246/2009 (л.д.32-37, т.2) в пользу ФИО16 взыскана сумма в размере 2 954 руб. 66 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 450 от 04.02.2010, 212 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 2 954 руб. 66 коп. в пользу взыскателя ФИО16, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Хасынский район» (л.д.38-39, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 03.12.2009 № 2-1301/2009 (л.д.40-47, т.2) в пользу ФИО17 взыскана сумма в размере 3 050 руб. 24 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 442 от 04.02.2010, 203 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 3 050 руб. 24 коп. в пользу взыскателя ФИО17, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Хасынский район» (л.д.48-49, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 08.12.2009 № 2-1330/2009 (л.д.50-56, т.2) в пользу ФИО18 взыскана сумма в размере 1 807 руб. 66 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 111 от 02.02.2010, 207 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 1 807 руб. 66 коп. в пользу взыскателя ФИО18, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Хасынский район» (л.д.57-58, т.2).
- по решению Хасынского районного суда Магаданской области от 04.12.2009 № 2-1312/2009 (л.д.59-66, т.2) в пользу ФИО19 взыскана сумма в размере 3 050 руб. 24 коп. в возмещение расходов, затраченных ею на оплату освещения за период с ноября 2008 года по август 2009 года, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Хасынский район» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 439 от 04.02.2010, 211 от 03.02.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 3 050 руб. 24 коп. в пользу взыскателя ФИО19, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Хасынский район» (л.д.67-68, т.2).
- по апелляционному решению Магаданского городского суда Магаданской области от 28.10.2009 № 22-532 (л.д.73-80, т.2) взысканы денежные средства, уплаченные за освещение за период с 01.11.2008 по 30.06.2009 в пользу следующих лиц:
ФИО20 – 5 202 руб. 99 коп.;
ФИО21 – 3 188 руб. 20 коп.;
ФИО22 – 1 846 руб. 15 коп.;
ФИО23 – 3 573 руб. 39 коп.;
ФИО24 – 1 707 руб. 30 коп.;
ФИО25 – 2 845 руб. 24 коп.
ФИО26 – 4 579 руб. 00 коп.;
ФИО27 – 513 руб. 81 коп.;
ФИО28 – 2 567 руб. 51 коп.;
ФИО29 – 5 742 руб. 35 коп., а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Город Магадан» взыскана госпошлина в размере 1 052 руб. 98 коп.
По платежным поручениям №№ 396 от 03.12.2009, 402 от 03.12.2009, 893 от 14.12.2009, 896 от 14.12.2009, 705 от 10.12.2009, 399 от 03.12.2009, 395 от 03.12.2009, 314 от 25.12.2009, 706 от 10.12.2009, 393 от 03.12.2009, 321 от 01.12.2009 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 5 202 руб. 99 коп. в пользу взыскателя ФИО20, сумму в размере 3 188 руб. 20 коп. в пользу взыскателя ФИО21, сумму в размере 1 846 руб. 15 коп. в пользу взыскателя ФИО22, сумму в размере 3573 руб. 39 коп. в пользу взыскателя ФИО23, сумму в размере 1 707 руб. 30 коп. в пользу взыскателя ФИО24, сумму в размере 2 845 руб. 24 коп. в пользу взыскателя ФИО25, сумму в размере 4 579 руб. 00 коп. в пользу взыскателя ФИО26, сумму в размере 513 руб. 81 коп. в пользу взыскателя ФИО27, сумму в размере 2567 руб. 51 коп. в пользу взыскателя ФИО28, сумму в размере 5 742 руб. 35 коп. в пользу взыскателя ФИО29, а также 1 052 руб. 98 коп. - в пользу МО «Город Магадан» (л.д.81-92, т.2).
- по решению мирового судьи судебного участка № 5 г. Магадана от 18.12.2009 № 2-2819/5-09 (л.д.93-97, т.2) в пользу ФИО30 взыскана сумма в размере 3 777 руб. 74 коп. уплаченные ею в период с 01.11.2008 по 30.06.2009, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Город Магадан» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 80 от 29.01.2010, 82 от 29.01.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 3 777 руб. 74 коп. в пользу взыскателя ФИО30, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Город Магадан» (л.д.98-99, т.2).
- по решению мирового судьи судебного участка № 5 г. Магадана от 18.12.2009 № 2-2818/5-09 (л.д.100-104, т.2) в пользу ФИО31 взыскана сумма в размере 2 307 руб. 84 коп. уплаченные ею в период с 01.11.2008 по 30.09.2009, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Город Магадан» взыскана госпошлина в размере 200 руб. 00 коп.
По платежным поручениям №№ 79 от 29.01.2010, 81 от 29.01.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 2 307 руб. 84 коп. в пользу взыскателя ФИО31, а также 200 руб. 00 коп. - в пользу МО «Город Магадан» (л.д.105-106, т.2).
- по решению мирового судьи судебного участка № 5 г. Магадана от 01.12.2009 № 2-2634/5-09 (л.д.107-111, т.2) в пользу ФИО32 взыскана сумма в размере 15 158 руб. 88 коп., уплаченная в период с 01.06.2008 по 30.11.2008 за освещение, а также с ОАО «Магаданэнерго» в бюджет муниципального образования «Город Магадан» взыскана госпошлина в размере 554 руб. 77 коп.
По платежным поручениям №№ 78 от 29.01.2010, 77 от 29.01.2010 ОАО «Магаданэнерго» перечислило на счет судебных приставов сумму в размере 15 158 руб. 88 коп. в пользу взыскателя ФИО32, а также 554 руб. 77 коп. - в пользу МО «Город Магадан» (л.д.112-113, т.2).
Основываясь на нормах Федеральных законов, судами общей юрисдикции были взысканы с истца излишне уплаченные указанными гражданами денежные средства на оплату электроснабжения (освещение) на общую сумму 85 914 руб. 43 коп., а также взыскана госпошлина на общую сумму 4 496 руб. 05 коп.
На письмо истца от 28.12.2009 № 20/3-4106 о возмещении расходов, понесенных ОАО «Магаданэнерго» при предоставлении льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, а также о рассмотрении вопроса о принятии соответствующего порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, Департамент финансов администрации Магаданской области предложил обратиться истцу в арбитражный суд (л.д.114, 141, т.2).
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании с ответчиков, Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, Министерства финансов Российской Федерации, убытков, возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в размере 90 410 руб. 48 коп., в том числе сумма взысканных льгот – 85 914 руб. 43 коп., судебные расходы (госпошлина) – 4 496 руб. 05 коп.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением) при переходе на пенсию сохраняются за перечисленными в этом Постановлении педагогическими работниками и за совместно с ними проживающими членами их семей, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, каждого из этих работников составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Наличие права на льготу у каждого педагогического работника, а также размер такой льготы в соответствующий период времени установлены вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции не требуют дополнительного доказывания и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
По платежным поручениям ОАО «Магаданэнерго» перечислило взысканные суммы на счет службы судебных приставов для их перечисления взыскателям, следовательно, истцу были причинены убытки в результате предоставления льгот.
Таким образом, факт предоставления ОАО «Магаданэнерго» льгот, предусмотренных Законом «Об образовании», подтверждается представленными в материалы дела судебными актами судов общей юрисдикции и платежными поручениями.
Статьей 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
В соответствии со статьей 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
1) педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
Статьей 3 Закона Магаданской области № 1011-ОЗ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
В соответствии с правилами статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащими финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных предприятиями, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
При рассмотрении спора суд установил, что Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 № 198-ФЗ, «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ было предусмотрено распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан: на 2008 год – 38 820,8 тыс.руб., на 2009 год - в размере 91 045,1 тыс.руб.
В законе Магаданской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» от 29.07.2009 № 1175-ОЗ в приложении № 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820,8 тыс.руб. полностью освоены.
В Законе Магаданской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 22.12.2008 № 1080-ОЗ в приложении № 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в 2009 году в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045,1 тыс.руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) субвенций в 2008-2009 годах Министерством финансов Российской Федерации не представлено.
Также Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств того, что денежные средства в виде субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона Российской Федерации «Об образовании» были конкретно предусмотрены и выделены в 2008-2009 годах из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (Магаданской области).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Магаданская область в лице Департамента финансов администрации Магаданской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании» и принятого во исполнение его Закона Магаданской области № 1011-ОЗ, поскольку средства на реализацию непосредственно самого Закона Российской Федерации «Об образовании» из федерального бюджета в 2008-2009 годах не передавались, в связи с чем требования истца, предъявленные к Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, удовлетворению не подлежат.
Поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующе средства в законе о бюджете.
В соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30.06.2004 № 329).
Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств обеспечения субъекта Федерации – Магаданской области финансовыми средствами для обеспечения льгот педагогическим работникам в 2008-2009 годах.
Поскольку Магаданской области в 2008-2009 годах не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону «Об образовании», суд приходит к выводу, что убытки, понесенные истцом в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 85 914 руб. 43 коп. следует взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на то, что суммы субвенций и порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки должен определяться на основании представленных Департаментом финансов администрации Магаданской области отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели, в связи с чем, их отсутствие является виной субъекта, а также на отсутствие в деле доказательств неправомерных действий федеральных органов власти, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов не было выделено, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере областные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации по направлению отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу.
Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», и причинение в связи с этим истцу убытков непосредственно связано с вышеназванным бездействием Российской Федерации, то с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», арбитражный суд на основании статей 16, 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что невозмещенные истцу расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, в сумме 85 914 руб. 43 коп., подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В отношении предъявленной ко взысканию суммы взысканной с истца госпошлины в размере 4 496 руб. 05 коп. суд не находит оснований для ее взыскания по следующим основаниям.
Вышеуказанными решениями судов общей юрисдикции действия ОАО «Магаданэнерго» по взиманию с педагогических работников оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению для освещения были признаны незаконными, взысканы неосновательно полученные ОАО «Магаданэнерго» от педагогических работников денежные суммы, а также на истца отнесены расходы по уплате госпошлины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявленная истцом по настоящему делу госпошлина не имеет никакого отношения к льготам, предусмотренным Законом «Об образовании», а является судебными расходами, связанными с рассмотрением дела в суде, и, следовательно, не может быть взыскана с ответчиков в виде убытков.
Кроме того, действующим законодательством возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в большем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.
При этом, довод истца о том, что при отсутствии законодательного урегулирования и установленного порядка возмещения льгот, а также определения размера электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения, ОАО «Магаданэнерго» было вынуждено нести судебные расходы по оплате госпошлины по искам прокуроров в защиту педагогических работников судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из решений судов общей юрисдикции, при взыскании с ОАО «Магаданэнерго» денежных средств судами, для определения размера расходов на оплату внутриквартирного освещения применялись действующие нормативно-правовые акты, а именно Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Правила пользования электрической энергией непромышленными потребителями, утвержденные решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета депутатов трудящихся от 09.10.1959 № 412, решение Исполнительного комитета Магаданского областного совета народных депутатов от 24.07.1990 № 221 «О нормах коммунальных услуг работникам бюджетных учреждений».
Таким образом, материалами дела, а именно решениями судов общей юрисдикции, опровергается довод истца об отсутствии законодательного урегулирования и установленного порядка возмещения льгот, а также определения размера электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения.
Кроме того, статьей 404 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены обращения в компетентные органы за разъяснением о порядке возмещения льгот, а также о порядке определения размера электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения.
Также, как следует из материалов дела, первое решение суда общей юрисдикции с определением размера электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения, было вынесено еще в сентябре 2009 года, следовательно, с сентября 2009 года у истца имелась возможность руководствоваться сложившейся судебной практикой для определения размера льготы педагогическим работникам по освещению.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что истцом не предпринимались разумные меры к уменьшению убытков, в связи с чем во взыскании убытков в размере взысканной с истца судами общей юрисдикции госпошлины на сумму 4 496 руб. 05 коп. надлежит отказать.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
При сумме иска 90 410 руб. 48 коп. госпошлина составляет 3 616 руб. 42 коп.
Истец платежным поручением № 848 от 09.02.2010 уплатил госпошлину в размере 3 629 руб. 00 коп. (л.д.9, т.1).
Таким образом, излишне уплаченная госпошлина в размере 12 руб. 58 коп. (3629,00 – 3 616,42) подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
В связи с удовлетворением заявленных требований частично госпошлина с удовлетворенной суммы иска (85 914 руб. 43 коп.) в размере 3 436 руб. 58 коп. подлежит отнесению на ответчика, за счет которого удовлетворены требования – Министерство финансов Российской Федерации, а с отказанной суммы иска (4 496 руб. 05 коп.) госпошлина в размере 179 руб. 84 коп. относится на истца.
При этом суд взыскивает с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца судебные расходы, к составу которых по правилам статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесена и государственная пошлина, поскольку освобождение Министерства от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт» убытки в размере 85 914 рублей 43 копейки, госпошлину в размере 3 436 рублей 58 копеек, а всего – 89 351 рубль 01 копейка. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.В остальной части заявленных требований, в том числе предъявленных к Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, истцу отказать.Вернуть истцу, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт», из федерального бюджета госпошлину в размере 12 рублей 58 копеек, о чем выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд либо в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Дьячкова Э. Л.