ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2129/2021 от 13.10.2021 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-2129/2021

20 октября 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2021 г. 

Решение в полном объёме изготовлено 20 октября 2021 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Божениковой,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...>, зал № 304, дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области  (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным решения от 02.09.2021 № 059S19210001384,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, заместитель начальника  правового отдела, доверенность от 30.08.2021 № 26/2021-5, удостоверение, диплом;

от ответчика – ФИО2, специалист – эксперт юридического отдела, доверенность от 12.01.2021 № 09-30/7-21Д, удостоверение, диплом,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Управление Федеральной налоговой службы России по Магаданской области, 21.09.2021 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 15.09.2021 б/н  к ответчику, государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о признании недействительным решения № 059S19210001384 от 02.09.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, которым заявитель привлечён к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 18 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования».

Заявитель в заявлении от 15.09.2021 б/н  указал, что приказом Федеральной налоговой службы России от 17.08.2020 № ЕД-7-4/586 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Магаданской области (далее также – Инспекция, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области) реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы России по Магаданской области.

Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области, выступавшая страхователем, до момента завершения процедуры реорганизации, а именно до 14.12.2020, обязано было представить в ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о страховом стаже сотрудников Инспекции, уволенных в 2020 году.

01.03.2021, заявителем во исполнение пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в пределах установленного законодательством срока посредством сервиса электронного направления отчетности «Контур. Экстерн» в УПФР в г. Магадане Магаданской области направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении сотрудников страхователя.

В процессе формирования отчетности, по информации, представленной ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области, установлено, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области информация в отношении 47 уволенных в 2020 году сотрудников инспекции в установленный законодательством срок представлена не была.

Фактически откорректированные сведения об уволенных сотрудниках Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области представлены в УПФР в г. Магадане Магаданской области 26.05.2021.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Законом № 27-ФЗ на правопреемников реорганизованных юридических лиц не возложено обязанностей по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений по форме СЗВ-СТАЖ за своих правопредшественников.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.

Вместе с тем правопреемник не может быть привлечен к ответственности в виде штрафа за действия правопредшественника, так как в этом случае штраф налагается уже после момента завершения процедуры реорганизации и в этом случае речь идет не о правопреемстве, а о привлечении к ответственности уже самого правопреемника за действия, которые он не совершал.

В связи с чем, Управление считает, вынесенное решение является незаконным и подлежит отмене.

В предварительном  судебном заседании представитель Управления свои доводы поддержала в полном объёме, просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме, так же представила дополнительные документы и ходатайствовала переходе дела по существу в настоящем судебном заседании.

Ответчик в представленном отзыве от 11.10.2021  указал, что согласно выписке из ЕГРЮЛ 29.09.2021 деятельность Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области прекращена путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы России по Магаданской области, которое является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области.

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. на уволенных работников Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области должны быть представлены не позднее 14.12.2020, даты прекращения деятельности организации.

Управление ФНС России по Магаданской области 01.03.2021, в пределах установленного законодательством срока, по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке, представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. в отношении 357 застрахованных лиц, в том числе в отношении 29 застрахованных лиц, работавших ранее в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области.

Сведения в отношении 357 застрахованных лиц приняты ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской областии учтены на индивидуальных лицевых счетах.

Страхователем за Межрайонную ИФНС России № 2 по Магаданской области 26.05.2021, по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке, представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. в отношении 76 застрахованных лиц, в том числе в отношении 29 застрахованных лиц представленных и принятых ранее. Сведения в отношении 76 застрахованных лиц приняты ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области и учтены на индивидуальных лицевых счетах.

После выявленных обстоятельств, проведена сверка между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. и имеющимися сведениями по форме СЗВ-ТД за отчетные периоды 2020 г.

В результате сверки выявлено, что сведения от 26.05.2021 по 76 застрахованным лицам представлены в отношении работников, работавших в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области, в том числе в отношении 47 застрахованных лиц уволенных до 14.12.2020 (до даты реорганизации).

Таким образом, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. в отношении 47 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного срока, в связи с выявленным правонарушением в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования при проведении проверки своевременности, полноты и порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. заявитель привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ по п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем, применены санкции.

Также ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области указало, что в силу пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Поскольку Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области не выполнена обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. на уволенных работников в ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области в установленный законодательством срок, до завершения процедуры реорганизации 14.12.2020, то, по мнению ответчика,  эти сведения  обязан представить правопреемник – Управление ФНС России по Магаданской области в силу положений пункта 2 статьи 58 ГК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика  поддержал изложенную в отзыве правовую позицию поддержал в полном объёме и ходатайство о процессуальном правопреемстве, согласно которому ответчик просит произвести замену ответчика по настоящему делу - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области, в связи с тем, что с 01.10.2021 осуществлена его реорганизация в форме присоединения. Ответчик против перехода к рассмотрению дела по существу в настоящем судебном заседании не возражал.

Суд, с учетом мнения представителей заявителя и ответчика, руководствуясь ч.4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции для рассмотрения дела по существу, о чем вынес протокольное определение.

Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

  Рассмотрев заявление ответчика о замене ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области, арбитражный  суд на основании статей 48, 159 АПК РФ признает ходатайство ответчика  обоснованным и подлежащим удовлетворению. 

Заслушав представителей сторон, установив фактические обстоятельства и исследовав доказательства по настоящему делу, оценив совокупность представленных в дело доказательств, с учётом норм процессуального и материального права суд пришёл к следующему.

Из материалов дела следует, что заявитель, Управление Федеральной налоговой службы России по Магаданской области, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004, адрес (место нахождения): 685000, Магаданская область, <...>.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ  к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии со статьёй 15 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Ответчик является страхователем, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о застрахованных лицах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Сведения, представляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представляются по форме СЗВ-СТАЖ и представляются вместе с формой ОДВ-1, которые утверждены постановлением Правления  Пенсионного Фонда Российской  Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п».

Согласно с пункту 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ сведения по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных «сведений» (далее - форма СЗВ-ТД).

В соответствии со статьёй 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок взыскания финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте предусмотрен статьёй 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что пенсионным органом в отношении Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 29.09.2021 деятельность Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области прекращена путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы России по Магаданской области, которое является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области.

01.03.2021 страхователем, посредством сервиса электронного направления отчетности «Контур Экстерн» в УПФР в г. Магадане Магаданской области  направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении сотрудников Управления.

Сведения в отношении 357 застрахованных лиц приняты территориальным органом пенсионного фонда и учтены на индивидуальных лицевых счетах.

Управлением за Межрайонную ИФНС России № 2 по Магаданской области 26.05.2021, по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке, представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. в отношении 76 застрахованных лиц, в том числе в отношении 29 застрахованных лиц представленных и принятых ранее.

Сведения в отношении 76 застрахованных лиц приняты ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области и учтены на индивидуальных лицевых счетах.

ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области проведена сверка между представленными Управлением сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. и имеющимися сведениями, которые даны ранее по форме СЗВ-ТД за отчетные периоды 2020 г.

В результате сверки выявлено, что сведения от 26.05.2021 по 76 застрахованным лицам представлены в отношении работников, работавших в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области, в том числе в отношении 47 застрахованных лиц уволенных до 14.12.2020 (до даты реорганизации).

В связи с выявленным правонарушением в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования  ответчиком  в отношении Управления составлен акт от 23.07.02021 № 059S18210001171.

Не согласившись с результатами проверки, Управление направило возражения  от 02.09.2021 б/н. на указанный акт.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 02.09.2021 с участием представителя Управления, по результатам которого вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.09.2021 № 059S19210001384.

Решение направленно страхователю заказной корреспонденцией и получено им.

В ходе рассмотрения дела, суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Положениями Закона № 27 ФЗ не предусмотрена обязанность правопреемников реорганизованных юридических лиц по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений по форме СЗВ-М за своих правопредшественников,  и, соответственно,  не установлен срок для её исполнения.

При отсутствии законно установленной обязанности совершить определенные действия юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за несовершение этих действий.

В случае привлечения правопреемника за действия/бездействие его правопредшественника  после завершения реорганизации, фактически  идёт речь уже о не правопреемстве, а о привлечении к ответственности самого правопреемника за действия/бездействие, которые он не совершал.

Положениями Закона № 27-ФЗ не предусмотрены особенности исполнения обязанности по уплате штрафов при реорганизации юридического лица. В то же время статья 2 Закона №  167-ФЗ относит положения Федерального закона № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На необходимость применения норм налогового законодательства к отношениям индивидуального (персонифицированного) учета в части, не урегулированной нормами Федерального закона № 27-ФЗ, указано в определении Верховного Суда РФ от 23.01.2019 №  306-КГ18-17376 по делу №  А12-7582/2018.

Согласно пункту 2 статьи 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Из приведенной правовой нормы следует, что на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации. Данный вывод соответствует правой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 17.02.2004  № 11489/03.

На основании изложенного,  заявленные требования Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области подлежат удовлетворению, решение Государственного  учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 02.09.2021 № 059S19210001384  подлежит признанию недействительным.

В силу положений  пункта 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объёме.

Руководствуясь статьей 96,  частью 4 статьи 137, статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,арбитражный суд

                 РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области удовлетворить.

2. Признать решение Государственного  учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 02.09.2021 № 059S19210001384 недействительным.

3. Обеспечительные меры, принятые определением  от 22.09.2021, сохраняют своё действие  до фактического исполнения указанного решения.

4. Решение  подлежит  исполнению после вступления в законную силу,  может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд. В кассационном порядке может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения  при условии его обжалования в апелляционном порядке. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

СудьяА.А. Минеева