ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2218/2021 от 15.12.2021 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                      Дело № А37-2218/2021

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2021 года 

Решение в полном объёме изготовлено .12.2021 года

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Липина В.В. , при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Валюлис О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62, дело по заявлению прокуратуры Магаданской области (ОГРН 1024900969136, ИНН 4909000950)

к Администрации Сусуманского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить нормативный правовой акт

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, помощник прокурора, доверенность от 08.11.2021 б/н, служебное удостоверение;

от ответчика – не явился;

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, прокуратура Магаданской области, 30.09.2021 обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 28.09.2021 № 8-263-2021/1037 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Сусуманский городской округ» (далее - ответчик, а также Администрация) выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах и понуждении ответчика разработать и утвердить данный правовой акт.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи14, 15, 16, 17.1, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьи 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункт 4 статьи 2, части 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункт 1 статьи 37, Устава муниципального образования «Сусуманский городской округ», принятого решением Собрания представителей Сусуманского городского округа от 06.11.2015 № 17, пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и обстоятельства дела.

В представленном отзыве от 27.10.2021 № 3554 ответчик возражал против удовлетворения заявленного требования, в частности указал, что администрация Сусуманского городского округа разработала проект постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных актов муниципального образования «Сусуманский городской округ» о местах налогах и сборах.

28.09.2021 данный проект постановления администрации Сусуманского городского округа был направлен в прокуратуру Сусуманского района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Прокуратурой Сусуманского района указный проект постановления был изучен и 07.10.2021 возвращён для устранения выявленных недостатков.

В настоящее время, проект постановления приводится в соответствие с нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, ответчик полагает, что требования прокуратуры Магаданской области о признании незаконным бездействия администрации Сусуманского городского округа выразившееся в не принятия мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не обоснованы и не соответствуют действительности.

Ответчик в судебное заседание не явился, участия своего представителя не обеспечил, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определение суда от 23.11.2021 по настоящему делу направлено в адреса лиц, участвующих в деле посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.magadan.arbitr.ru.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении в заявлении от 28.09.2021 № 8-263-2021/1037, отзыве от 16.11.2021 № 8-221-2021/1215 на возражение ответчика, письменном мнении от 15.12.2021 № 8-263-2021/1378, дал устные пояснения по существу заявленного требования, в частности отметил, что на дату настоящего судебного заседания соответствующий нормативный правовой акт Администрацией не разработан.

Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечёт неопределённость требований к организациям, предпринимателям, гражданам, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности. С учётом изложенного просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Приобщил в материалы дела копию объяснения заместителя главы администрации Сусуманского городского округа ФИО2 от 29.09.2021 и копию объяснения главы администрации Сусуманского городского округа Пряникова И.Н. от 29.09.2021.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Так, из материалов дела следует, что при проведении проверки по результатам анализа состояния законности в сфере исполнения требований налогового законодательства, прокуратурой Сусуманского района установлено, что администрацией Сусуманского городского округа Магаданской области не разработан нормативно правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный статьями 21, 34.2 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полагая, что бездействие Администрации является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако, вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него частью 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пунктам 2, 8 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ, под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования определён статьями 14, 15, 16 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Следовательно, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Как установлено пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

В свою очередь, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведёнными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования «Сусуманский городской округ», утверждённого решением Собрания представителей Сусуманского городского округа от 06.11.2015 № 17, администрация Сусуманского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Сусуманский городской округ», осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия, переданные органам местного самоуправления Сусуманского городского округа федеральными законами и законами Магаданской области.

Согласно части 4 статьи 7 названного Устава глава Сусуманского городского округа в пределах своих полномочий, установленных Уставом муниципального образования и решениями Собрания представителей, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Магаданской области, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Однако, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрацией Сусуманского городского округа меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не приняты, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в информационно-коммуникационной сети Интернет отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями 15.07.2021 прокурором Сусуманского района в адрес главы Сусуманского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. 13-15), вместе с тем действенных мер по разработке и утверждению нормативного правового акта не принято, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В судебном заседании установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Сусуманского городского округа должным образом не приняты меры по разработке и утверждению нормативно правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

Из материалов дела следует, что письмом от 28.09.2021 № 3200 (л.д. 39) администрацией Сусуманского городского округа в прокуратуру Сусуманского района для проведения антикоррупционной экспертизы был направлен проект постановления, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Однако письмом от 07.10.2021 № 22-01-2021 (л.д. 37, 38) данный проект, в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства, не был принят прокуратурой Сусуманского района в представленной редакции и был возвращён.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на 15.12.2021 проект нормативно правового акта, доработанного с учётом ранее отмеченных замечаний в прокуратуру Сусуманского района, не поступал.

Согласно представленным заявителем сведениям с официального сайта администрации Сусуманского городского округа https://susumansk.iy-rayon.ru, на котором размещена информация о принятых нормативно-правовых актах администрации Сусуманского городского округа, наличие нормативно-правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, не установлено.

При таких обстоятельствах судом установлено, что администрацией Сусуманского городского округа не принят нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из приведённых норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд пришёл к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации Сусуманского городского округа, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.

Из материалов дела следует, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, влечёт неопределённость требований к организациям, предпринимателям, гражданам, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности.

Бездействие Администрации носит длящийся характер, предусмотренные законом действия по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги, Администрацией в полном объёме не были совершены.

Доводы ответчика о том, что администрация Сусуманского городского округа разработала проект постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных актов муниципального образования «Сусуманский городской округ» о местах налогах и сборах, изложенные в отзыве от 27.10.2021 № 3554 судом отклоняются, поскольку противоречат материалам настоящего дела и установленным фактическим обстоятельствам.

Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие ответчика является незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности.

В качестве мер, направленных на устранение нарушений прав неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.

В соответствии со статьёй 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области

РЕШИЛ:

1. Требования прокуратуры Магаданской области удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие Администрации Сусуманского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

3. Обязать Администрацию Сусуманского городского округа разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья                                                                                                                                  В.В. Липин