Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-2311/2018
19 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в помещении суда по адресу: <...>, дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 23.08.2018 № 059S191800000859 о привлечении к ответственности в части размера штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
заявитель, Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» (далее - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области», заявитель), обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением от 17.09.2018 № 1080/2-4 о признании недействительным решения от 23.08.2018 № 059S191800000859, вынесенного Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее – Управление, ответчик), о привлечении к ответственности в части размера начисленных штрафных санкций.
Заявитель просит удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении № 1080/2-4 от 17.09.2018 (л.д. 6-9), указав, что факт нарушения срока представления сведений индивидуального (персонифицированном) учёта форма (СЗВ-М) за февраль 2018 года заявителем не оспаривается. Однако, учитывая характер правонарушения, степень вины, незначительный срок просрочки представления сведений, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, а также то, что ответчик, финансируется за счет средств федерального бюджета, заявитель полагает возможным в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П, от 27.04.2001 № 7-П, от 17.07.2002 № 13-П от 19.01.2016 № 2-П, уменьшить сумму штрафа, в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Определением суда от 24.09.2018 на основании пункта 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В определении сторонам были установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству суда и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
11.10.2018 от ответчика в материалы дела поступил отзыве № 02-0901/19281 от 05.10.2018, в котором ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное), не согласился с заявленными требованиями и указал, что оснований для признания незаконным и отмены решения № 059S19180000859 от 23.08.2018 не имеется, поскольку оспариваемое решение соответствуют законодательству Российской Федерации, права и законные интересы заявителя не нарушают, не создают препятствия для осуществления экономической деятельности. В связи, с чем представитель просил отказать в удовлетворении требований заявителя.
Кроме того, ответчик считает, что снижение размера штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования возможно только в судебном порядке при установлении судом смягчающих ответственность обстоятельств. Управление не согласно, что отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование может считаться обстоятельством, смягчающим вину в виду того, что указанный факт связан с правоотношениями по уплате страховых взносов, а не с представлением сведений по форме СЗВ-М.
Также, Управление просит учесть, по его мнению, отягчающие вину обстоятельства. Арбитражным судом Магаданской области рассмотрены дела № A37-65/2017 и A37-852/2017 по заявлениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области» о признании недействительным решений Управления от 15.12.2016 № 059S10160000732 и от 10.02.2017 № 059S19170000165 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части назначения штрафа в размере 22000,00 рублей и 22500 рублей соответственно.
Ответчик считает, что совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, является обстоятельством, отягчающим ответственность. На основании вышеизложенного ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
На отзыв ответчика, в дополнении к заявлению № 1274 от 07.11.2018, заявитель пояснил, что, с момента привлечения к ответственности ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области» на основании решения ГУ УПФР решение № № 059S10160000732 от 15.12.2016, прошло более года с момента вступления решения суда по делу А37-65/2017 от 12.04.2017.Определением Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-852/2017от 04.07.2017 по иску ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области», производство по делу о признании решения ГУУПФР № РФ № 059 S19170000165 от 11.02.2017 прекращено в связи, отказом от иска,поскольку ГУ УПФР отказался от претензий на взыскание штрафной санкции,руководствуясь частью 2 стати 54 Конституции Российской Федерации, а именно намомент фиксации события представления сведений СЗВ-М, состав правонарушения отсутствовал.
Кроме того, заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение № 059S19180000859 от 23.08.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования недействительным в части назначения штрафа снизив его до 1 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По результатам рассмотрения заявленного ходатайства суд находит его подлежащим удовлетворению.
В соответствии с часть 1 статьи 49 АПК РФ заявленное уточнение требований принято судом.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к следующим выводам.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного ненормативного акта (статьи 71 АПК РФ).
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6/8 от 01.07.1996 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом недействительными. При этом оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.
В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом, как следует из пункта 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший данное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства: граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона 27-ФЗ обязано представлять сведения о застрахованных лицах.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как видно из материалов дела, ГУ-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области».
В ходе проведения проверки установлено, что страхователем - Федеральным казенным учреждением «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» форма СЗВ-М (исходная) за месяц февраль 2018 года в отношении 42 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 19.03.2018 (при сроке представления – не позднее 15.03.2018), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
В связи с выявлением нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователю 22.06.2018 направлено уведомление № 02-1024/12022-11 от 21.06.2018 о вызове плательщика страховых взносов на подписание акта проверки.
10.07.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18180000740, который направлен страхователю письмом 16.07.2018, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений. Указанным актом страхователю предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней письменные возражения и документы, их подтверждающие.
Рассмотрение материалов проверки состоялось 23.08.2018 в отсутствие представителя страхователя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за период февраль 2018 года в отношении 42 застрахованных лиц представлены страхователем 19.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона 27-ФЗ форма СЗВ-М за февраль 2018 года должна быть представлена страхователем не позднее 15.03.2018 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) 23.08.2018 принято решение № 059S19180000859 о привлечении страхователя, Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области», к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ срок сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-М за период февраль 2018 года в виде штрафа в сумме 21 000 рублей (42 * 500 рублей). Копия данного решения направлена страхователю по почте - 29.08.2018, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений с отметками отделения почты о принятии.
Не согласившись с данным решением ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное), Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части размера штрафа и снижения его до 1 000 рублей (с учетом принятых судом уточнений).
Из материалов дела следует, что в качестве объективной стороны состава правонарушения Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» вменено непредставление в определенные Федеральным законом № 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленному статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
При рассмотрении материалов проведенной проверки ГУ-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) было установлено и подтверждается материалами дела, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за период февраль 2018 года в отношении 42 застрахованных лиц представлены страхователем 19.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи, то есть с нарушением установленного законом срока.
Факт совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, подтверждается материалами дела.
Решение ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) принято в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ, порядок привлечения страхователя к ответственности не нарушен.
В заявлении № 1080/2-4 от 17.09.2018 заявитель, не оспаривает факта несвоевременного представления отчета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
При этом, заявитель не согласен с решением пенсионного органа № 059S19180000859 от 23.08.2018 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования только в части размера примененного штрафа.
У сторон отсутствуют разногласия по арифметическому расчёту санкции.
Однако заявитель полагает возможным применение смягчающих ответственность обстоятельств, указанных в заявлении, в связи с чем просит признать недействительным решение № 059S19180000859 от 23.08.2018, вынесенное Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное), в части размера примененного штрафа.
Принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П (подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации) и согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения, также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Исходя из вышеизложенного, суд принимает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность признание заявителем факта совершения правонарушения, незначительный период просрочки (3 дня), отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, и считает возможным снизить размер назначенного Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное).
Доводы ответчика о наличии отягчающих вину заявителя обстоятельств, ссылаясь на вступившие в законную силу решение суда по делу № А37-65/2017 от 12.04.2017 и определение по делу № А37-852/2017 от 04.07.2017 о прекращении производства по делу, суд расценивает критически и не принимает.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившей в силу 01.01.2017) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статьи 112 НК РФ, обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (часть 2).
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (часть 3 статьи 112 НК РФ).
Таким образом, поскольку с даты вступления в законную силу решения государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области № 059S10160000732 от 15.12.2016 о привлечении страхователя к ответственности в части размера штрафных санкций (а также решения суда по делу № А37-65/2017 от 12.04.2017), прошло более 12 месяцев, то заявитель не считается подвергнутым штрафной санкции.
Определением суда по делу № А37-852/2017 от 04.07.2017, которым прекращено производство по указанному делу, не является доказательством, подтверждающим наличие факта привлечения заявителя ранее к ответственности за аналогичное правонарушение.
Таким образом, суд, исходя из совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и приобщенных в нем доказательств, с учетом вышеназванных положений действующего законодательства, установленных смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств, а также принципов равноправия и состязательности сторон, соразмерности и справедливости, предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию юридической ответственности, считает возможным снизить размер штрафа, назначенного решением № 059S19180000859 от 23.08.2018 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) до 5 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, судом установлено основание для частичного удовлетворения заявленного Федеральным казенным учреждением «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» требования.
Определением суда от 24.09.2018 заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей до рассмотрения спора по существу.
В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Учитывая изложенное, государственная пошлина по настоящему делу взысканию с ответчика не подлежит.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления настоящего решения в полном объёме считается датой его принятия.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Принять уточнение заявленных требований от 07.11.2018.
2. Требования заявителя, Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), удовлетворить частично.
3. Признать недействительным решение № 059S19180000859 от 23.08.2018, вынесенное Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, в части размера примененного штрафа, превышающего сумму 5 000 рублей 00 копеек.
4. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в течение 15 дней с даты его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья А.А. Минеева