ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2474/06 от 11.12.2006 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан № А37-2474/06-14

от 18.12.2006г.

Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2006г.

Полный текст решения изготовлен 18.12.2006 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе: судья Е.С.Степанова,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «РЭУ-4»

к Межрайонной Инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области

третье лицо - Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области

об обязании произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 94 000 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ю/к ФИО1 (доверенность № 164 от 24.02.2006г.),

от ответчика - вед.спец. ФИО2 (доверенность № НБ-05/29574 от 31.08.2006г.),

от третьего лица - гл.юрисконсульт ФИО3 (доверенность № 02-09/1 от 10.01.2006г.)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Муниципальное унитарное предприятие «РЭУ-4», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 94 000 руб., перечисленных по платежному поручению № 224 от 13.07.2006г., направленных на выплату страховой части трудовой пенсии и ошибочно перечисленных на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст.2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001г., ч.2 ст.45, ст.78 НК РФ и указал, что платежным поручением № 224 от 13.07.2006г. МУП г. Магадана «РЭУ-4» ошибочно произведено перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии на сумму 94 900 руб., в результате чего по платежам, направленным на выплату накопительной части пенсии образовалась переплата, а по платежам, направленным на выплату страховой части пенсии - неуплата (недоимка). Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Магаданской области в удовлетворении заявления МУП г. Магадана «РЭУ-4» о проведении зачета вышеуказанной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по правильному коду получателя - как направленных на выплату страховой части пенсии, -отказала в связи с тем, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем к ним не может быть применена ст. 78 НК РФ, регулирующая порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов.

К судебному заседанию от заявителя поступило дополнение в обоснование исковых требований, из которых следует, что МУП г. Магадана «РЭУ-4», не отрицая различную социально-правовую природу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговых платежей, считает, что право Пенсионного фонда управлять средствами своего бюджета не означает, что он обладает правом произвести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов, т.к. в соответствии с приложением № 11.1 к Закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» Пенсионный фонд не является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

1

Администратором поступлений страховых взносов, направляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии по кодам бюджетной классификации 18210202020060000160 и 18210202010060000160 является Федеральная налоговая служба, что подтверждается приказом МФ РФ от 21.12.2005 г. № 152-н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Кроме того, в соответствии с п.4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом МФ РФ № 116н от 16.12.2004 г. учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа. Следовательно, по мнению заявителя, принимать решение о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны именно налоговые органы.

Кроме того, заявитель считает, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд). Таким образом, по мнению заявителя, неверное указание в платежном поручении № 224 от 13.07.2006 г. кода бюджетной классификации (КБК) не может свидетельствовать о неуплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии. Кроме того, в данном платежном поручении в поле «назначение платежа» указано, что это страховые взносы, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии. В связи с указанными обстоятельствами, заявитель считает свою обязанность по уплате страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии по данному платежному поручению исполненной.

Ссылаясь в обоснование своей позиции на ст. 2 Федерального Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,   предусматривающую регулирование правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством о налогах и сборах если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, заявитель, считает, что поскольку Федеральный Закон № 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, то применению подлежат нормы Налогового кодекса, ст.78 которого предусматривает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени. Согласно п. 13 ст. 78 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, каковым и является Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал и представил в материалы дела дополнительные доказательства их обоснованности с приложением материалов судебной практики и доказательств обращения в ПФР с заявлением о произведении зачета сумм страховых взносов и отказа ПФР произвести указанный зачет с разъяснением о необходимости обращения в налоговые органы.

Кроме того, МУП г. Магадана «РЭУ-4» заявлено ходатайство о привлечении третьего лица – ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области – к участию в деле в качестве соответчика.

Ответчик, Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что страховые взносы отличаются от налогов по своей социально-правовой природе и по целевому предназначению, т.е. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают закрепленному в ст. 8 НК РФ понятию налога, следовательно, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют и положения ст.ст.78 и 79 НК РФ о зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, сбора, пени в отношении страховых взносов применены быть не могут.

Ссылаясь в обоснование своей позиции на ст. 16 ФЗ № 167-ФЗ, налоговый орган указал, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2

Следовательно, по мнению ответчика, налоговый орган не имеет никаких полномочий изымать денежные средства из указанного бюджета и осуществлять их возврат страхователю. Налоговые органы вправе осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов из федерального, областного и местного бюджетов.

Более того, налоговый орган считает, что в случае удовлетворения требования заявителя, ему будут возвращены деньги из бюджета, в котором отсутствует переплата, в то время как переплата в бюджете Пенсионного Фонда останется, и соответственно останется право заявителя на ее возврат. Таким образом, по мнению налогового органа, осуществить возврат излишне уплаченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование вправе только страховщик, т.е. ГУ УПФР в г. Магадане.

По мнению ответчика, в соответствии со ст.25 ФЗ от 15.12.2004г. № 167-ФЗ налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако, вышеуказанным законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, право на который предусмотрен для страхователей ст. 24 Закона № 167-ФЗ.

Кроме того, функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделены: контроль за их уплатой осуществляют налоговые органы, а взыскание недоимки и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ. При этом, в законодательстве четко не определено, какое из указанных ведомств как администратор поступлений в бюджет должно производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, равно как не установлен и порядок его проведения, а соответствующие изменения в Федеральный закон № 167-ФЗ, определяющие орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, порядок его проведения, в настоящее время разрабатываются.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области подтвердил позицию налогового органа по поводу заявленных требований, а также представил устные пояснения и дополнительные письменные доказательства обоснованности возражений на заявление МУП г.Магадана «РЭУ-4».

Представитель налогового органа не возражал против удовлетворения ходатайства заявителя о привлечении ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области к участию в деле в качестве соответчика.

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, требования заявителя признало обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном мнении по существу требований заявителя, из которых следует, что, согласно п. 2 ст. 24 ФЗ № 167-ФЗ, предусматривающему уплату разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачет в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.При этом, п. 1 ст. 25 указанного Закона установлено, что контроль за правильностью исчислении за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Поскольку Законом не установлен порядок зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то, по мнению ПФР, к данным правоотношениям должны применяться нормы ст. 78 НК РФ.

Более того, ПФР считает, что действующим законодательством четко определено, что полномочиями по принятию решений о возврате либо зачете излишне уплаченных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование наделены налоговые органы, т.к. в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону РФ от 15.08.1996. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. В приказе Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» также определено, что администраторами поступлений в бюджет являются, в частности, налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

3

В судебном заседании представитель третьего лица – ГУ Управление ПФ России в г.Магадане подтвердил позицию ПФР, изложенную в письменных отзывах, заявленные требования МУП г.Магадана «РЭУ-4» поддержал, представил письменные возражения против удовлетворения ходатайства заявителя о привлечении ПФР к участию в деле в качестве соответчика, а также представил устные пояснения и дополнительные письменные доказательства обоснованности требований заявителя.

По результатам рассмотрения ходатайства заявителя о привлечении ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области к участию в деле в качестве соответчика суд не находит оснований для его удовлетворения.

Из материалов дела следует, 17.07.2006г. МУП г. Магадана «РЭУ-4» через ОАО «Колыма-банк» ошибочно (в результате сбоя компьютерной программы) по платежному поручению № 224 от 13.07.2006г. было произведено перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии на сумму 94 900 руб. В платежном поручении надлежало указать код получателя - 18210202010061000160, заявителем код получателя ошибочно указан неверно - 18210202020061000160, поэтому произведенные платежи были зачислены как направленные на выплату накопительной части пенсии. В результате этого по платежам, направленным на выплату накопительной части пенсии образовалась переплата, а по платежам, направленным на выплату страховой части пенсии – неуплата (недоимка).

Обращение МУП г.Магадана «РЭУ-4» в ГУ Управление ПФ в г.Магадане с заявлением о произведении зачета сумм страховых взносов оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием у ПФР полномочий произвести указанный зачет, а также заявителю разъяснено о необходимости обращения в налоговые органы.

08.08.2006 г. МУП г. Магадана «РЭУ-4» обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Магаданской области с просьбой произвести зачет вышеуказанной перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по правильному коду получателя, как направленных на выплату страховой части пенсии. Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Магаданской области отказала в проведении зачета, мотивируя свой отказ тем, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем к ним не может быть применена ст. 78 НК РФ, регулирующая порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов.

Отказ налогового органа произвести зачет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как направленных на выплату страховой части пенсии заявитель считает незаконным и необоснованным, т.к. в данном случае, по его мнению, на основании ст. 2 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   возможно применение предусмотренного ст. 78 НК РФ порядка возврата и зачета излишне уплаченных сумм налога. В связи с указанными обстоятельствами заявитель, МУП г. Магадана «РЭУ-4», обратился в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.3 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом РФ и другими Федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Налоговые органы, а также их должностные лица обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

Кроме того, налоговые орган несут определенные обязанности при осуществлении своих полномочий. В частности, в соответствии с положениями ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляется с 01.01.2001г. налоговыми органами Российской Федерации.

4

Согласно абз. 3 ст. 2 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

П. 1 ст. 25 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и ст. 20 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что классификация доходов бюджетной системы Российской Федерации является группировкой доходов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы. При этом, основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации закреплены за администраторами поступлений, которые и осуществляют контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, взыскание и принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных платежей в бюджет.

В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону РФ от 15.08.1996. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, что подтверждается приказом Минфина РФ от 21.12.2005г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» определяющим, что администраторами поступлений в бюджет являются, в частности, налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

П.1 Приказа ФНС РФ от 21.04.2006г. № САЭ-3-11/247@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации» по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами ФНС» основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно приложению к настоящему приказу закреплены за территориальными органами ФНС, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В п. 19 и 20 перечня доходов, администрируемых территориальными органами ФНС в 2006 году (Приложение № 1 к Приказу), значатся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 182 1 02 02010 06 0000 160) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 182 1 02 02020 06 0000 160).

Кроме того, п.4 «Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ» утвержденного приказом Минфина РФ от 16.12.2004г. № 116н предусматривает, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, платежных поручений Налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа, а согласно абз. 9 п. 5 указанного «Порядка…», органы Федерального казначейства оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет, что подтверждается письмами Пенсионного фонда РФ от 17.02.2006г. № 03-19/1691, от 30.12.2003г. № АК-08-25/13799 и Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003г.

Согласно ст. 3 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

5

В соответствии п. 2 ст. 24 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   страхователи ежемесячно производят отчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, уплата которых производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. При этом, излишне уплаченные страховые взносы не подлежат разнесению по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете, а подлежат, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ, зачету в счет предстоящих платежей или возврату страхователю.

Таким образом, поскольку Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   не регламентирует порядок зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. излишне уплаченных страховых взносов, то к этим правоотношениям в соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ, в частности, ст. 78 НК РФ, определяющая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени. Согласно п. 13 ст. 78 ПК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, каковым и является Пенсионный Фонд РФ.

Следовательно, полномочиями по принятию решений о возврате либо зачете излишне уплаченных платежей, по осуществлению зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование действующим законодательством наделены налоговые органы.

В связи с указанными обстоятельствами, следует признать несостоятельным утверждение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области об отсутствии полномочий для произведения зачета страховых взносов, а довод заявителя, МУП г.Магадана «РЭУ-4», о том, что принятие решения о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование входит в компетенцию налоговых органов, и следовательно, о неправомерности отказа Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области произвести зачет - являются обоснованными.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ в п.п. 29, 30 постановления от 28.02.2001г. № 5 и в соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Кроме того, п. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

В данном случае, Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Магаданской области не представила необходимое и достаточное документальное подтверждение обоснованности своих доводов об отсутствии полномочий для произведения зачета страховых взносов и соответственно отказа в проведении зачета.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

6

Ст.137 НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом, суд учитывает положения п.7 ст.3 НК РФ, предусматривающей, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Таким образом, на основании изложенного, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает отказ налогового органа произвести зачёт незаконным и необоснованным, а требования заявителя произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 94 000 руб., перечисленных по платежному поручению № 224 от 13.07.2006г. как направленных на выплату страховой части трудовой пенсии - правомерными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика, который в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.

В связи с предоставленной заявителю при подаче заявления отсрочке по уплате государственной пошлины, госпошлина в сумме 2 000 руб. возврату из Федерального бюджета на основании п. 5 ст. 333.40 НК РФ не подлежит.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 11.12.2006г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 , 201 АПК РФ арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении ходатайства заявителя, Муниципального унитарного предприятия г.Магадана «РЭУ-4», о привлечении третьего лица, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане Магаданской области, к участию в деле в качестве соответчика, - отказать.

2. Требования заявителя, Муниципального унитарного предприятия г.Магадана «РЭУ-4», удовлетворить.

3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 94 000 руб., перечисленных по платежному поручению № 224 от 13.07.2006г., как направленных на выплату страховой части трудовой пенсии.

4. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области.

Судья Е.С.Степанова

7