ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2735/2021 от 06.07.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-2735/2021

13 июля 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2022 г.

Решение в полном объёме изготовлено 13 июля 2022 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спириной А.И., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возмещении ущерба, причинённого лесному фонду, в размере 839265 руб. 30 коп.,

при участии представителей:

от истца – ФИО1, консультант отдела правового и кадрового обеспечения управления административного, правового и экономического обеспечения, представитель, доверенность от 10.01.2022 б/н, удостоверение от 12.07.2021 № 118;

от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 23.03.2022 № 08

УСТАНОВИЛ:

истец, министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» о взыскании вреда, причиненного лесному фонду в размере 839 265 руб. 30 коп.

В обоснование исковых требований истец сослался на статьи 8, 307, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 77 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», акт № 025/04 от 06.07.2021 о нарушении лесного законодательства (лесонарушении), постановление о назначении административного наказания от 13.07.2021 № 18-пл.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела 06.07.2021 и.о.лесничего территориального отдела «Палаткинское лесничество» МОГКУ «Лесничества Магаданской области» составлен акт о нарушении лесного законодательства (лесонарушении) № 025/04.

Актом зафиксировано незаконное занятие и использование ответчиком лесного участка площадью 2,95 га в квартале 38 в части выделов 1,2 Аткинского участкового лесничества МО «Хасынского городского округа» под разработку карьера для добычи песчано-гравийной смеси в районе участка автодороги «Колыма» 1895 км с левой стороны в 50 метрах от автодороги Р-504.

Истцом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» произведён расчёт ущерба за самовольное использование лесных участков, сумма которого составила 839265 руб. 30 коп.

Согласно статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учётом экономических и социальных факторов; а также обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Частью 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 09.01.1998 № 1-П и от 07.06.2000 № 10-П, Определение от 27.06.2000 № 92-О).

В силу части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этими лицами вред лесам.

В соответствии со статьёй 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Способы возмещения вреда, причинённого окружающей природной среде, установлены статьёй 78 Федерального закона № 7-ФЗ и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в статье 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь и т.п.) или возместить причинённые убытки.

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде», вред, причинённый окружающей среде, подлежит возмещению в полном объёме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 100 Лесного кодекс Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, а также методика определения размера возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.

С ООО «МСК» заключён государственный контракт от 11.02.2020 № 142-КР-К/19 на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан на участке км 1888+000 – км 1888 + 059, км 188+ 305 – км 1998+000.

Постановлением о назначении административного наказания от 13.07.2021 № 18-пл ООО «МСК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.9 КоАП РФ. В данном постановлении (вступило в законную силу) отражён факт незаконного занятия и использования ответчиком земельного участка под разработку карьера для добычи песчано-гравийной смеси.

Ответчиком представлены материалы дела об административном правонарушении, в том числе, направленное в адрес ООО «МСК» (получено) 28.06.2021) письмо от 28.06.2001 № 232, в котором представителю предлагалось явиться 06.07.2021 к 15-00 в территориальный отдел «Палаткинское лесничество» в том числе для замера площадей лесонарушения, дачи объяснений.

В связи с неявкой представителя ответчика сотрудниками территориального отдела «Палаткинское лесничество» 06.07.2021 в отсутствие представителя ООО «МСК» составлена ведомость замера площади участка лесонарушения, также составлена схема расположения границ лесного участка лесонарушения с приложением абриса самовольного использования лесного участка с подробным описанием и координатами. Также составлена фототаблица.

Все, перечисленные документы, а также акт о нарушении лесного законодательства, расчёт ущерба, претензионное письмо о возмещении ущерба направлены в адрес ООО «МСК» с сопроводительным письмом от 07.07.2021 № 248 и получены 12.07.2021.

Довод представителя ответчика о том, что разработку карьера осуществляло иное лицо, опровергается вышеперечисленными материалами дела об административном правонарушении, а также дополнительно представленными истцом документами.

В частности актами осмотра от 15.07.2021, от 05.08.2021, проведённого помощником Магаданского межрайонного природоохранного прокурора совместно с государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Магаданской области зафиксировано факт разработки карьера на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 в части выделов 1,2 Аткинского участкового лесничества МО «Хасынского городского округа» в районе участка автодороги «Колыма» 1895 км.

Актом проверки от 28.05.2021, составленным помощником Магаданского межрайонного природоохранного прокурора совместно с оперуполномоченным Управления ЭБиПК УМВД России по Магаданской области также зафиксирован факт извлечения песчано-гравийной смеси из карьера, расположенного в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма».

Также представителем ООО «МСК» (ФИО3, начальник отдела торгов и недвижимости ООО «МСК», по доверенности от 03.06.2021 № 33) даны объяснения помощнику Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о том, что ООО «МСК» осуществляет добычу песчано-гравийной смеси в районе 1895 км автодороги Р-504 Чкутск-Магадан.

Кроме того, обстоятельства, подтверждающие факты разработки именно ответчиком, ООО «МСК», карьера для добычи песчано-гравийной смеси на участке, указанном истцом, отражены во вступивших в законную силу судебных актах – решении Хасынского районного суда от 20.09.2021 по делу № 2-1205/2021, апелляционным определением Магаданского городского суда от 21.12.2021, в рамках которых рассматривались исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределённого круга к ООО «МСК» о признании незаконным и запрете деятельности по добыче общераспространённых полезных ископаемых до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

Доводы ответчика в части расчёта размера ущерба, изложенные в отзывах от 11.05.2022 и от 17.06.2022, судом не принимаются.

Лесонарушие - самовольное занятие лесного участка под разработку карьера, площадь которого составила 2,95 га, а именно: 1,67 га - защитные леса (категория защитности - защитные полосы вдоль автомобильных дорог; 1,28 га- эксплуатационные леса. (категория защитности - освоенные леса). Вся площадь лесонарушения представлена нелесными землями - голь­цами.

Согласно части 3 стать 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации не­лесные земли отнесены к землям лесного фонда, что обусловливает применение при расчёте размера ущерба постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объ­ектам вследствие нарушения лесного законодательства», постановления Пра­вительства Российской Федерации от 12.10.20191318 «О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственно­сти, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310.

Согласно таблице 16 постановления Правительства Российской Феде­рации от 22.05.2007 № 310, ставка платы за гектар в год в Магаданской области по мягколиственным деревьям составляет 2707,1 руб.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 12.10.2019 № 1318 «О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за еди­ницу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждённых указанным поста­новлением, в 2021 году применяются с коэффициентом 2,35.

Согласно таблице 16 постановления Правительства Российской Феде­рации от 22.05.2007 № 310, к ставкам в отношении Сусуманского, Ягоднинского, Омсукчанского, Ольского, Хасынского муниципальных районов приме­няется коэффициент 1,5. Лесонарушеиие совершено на территории Аткинского лесничества Хасынского района, таким образом, коэффициент - 1,5.

В силу пункта 1, подпункта «б» пункта 4 к ставкам в отношении экс­плуатационных лесов применяется поправочный коэффициент 2, к ставкам в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль же­лезнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных до­рог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Рос­сийской Федерации, - 4,5.

Лесонарушспие совершено в квартале 38 выделах 1 и 2, соответственно, выдел 1 - эксплуатационные леса, выдел 2 - защитные леса вдоль авто­мобильных дорог, следовательно - в отношении лесопарушения, совершённого в выделе 1, площадью 1,28 га, применён поправочный ко­эффициент – 2, в отношении лесонарушения, совершённого в выделе 2, пло­щадью 1,67 га, применен поправочный коэффициент - 4,5.

В силу пункта 4 приложения № 3 «Таксы для исчисления размера вреда, причинённого лесам, вследствие нарушения лесного законода­тельства, за исключением вреда, причинённого лесным насаждениям» к осо­бенностям возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них при­родным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвер­ждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 за самовольное использование лесов для целей, предусмот­ренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учётом назначения зе­мель, на которых они располагаются, применяется 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и при­ведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Таким образом, ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструк­ции и эксплуатации линейных объектов, после применения всех коэффициен­тов, применимых в соответствующем субъекте Российской Федерации и в со­ответствии с видом лесонарушения, подлежит увеличению в 5 раз.

С учётом изложенного, проанализировав представленный истцом расчёт, суд признает его верным, произведённым в соответствии с перечисленными выше нормативными актами, исходя из фактических обстоятельств лесонарушения.

Таким образом, суд пришёл к выводу о доказанности факта причинения ООО «Мостостроительная компания» вреда в результате лесонарушения, ущерб от которого составляет 839 265 руб. 30 коп.

На дату судебного заседания доказательств, подтверждающих возмещение ООО «Мостостроительная компания» ущерба, причинённого нарушением лесного законодательства, в какой-либо сумме в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с положением статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

При подаче искового заявления в суд истец госпошлину не уплачивал, освобождён на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с удовлетворением иска в полном объёме госпошлина в сумме 19785 руб. подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ущерб, причинённый лесному фонду в размере 839 265 руб. 30 коп.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 19785 руб.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.В. Скороходова