ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2754/18 от 30.01.2019 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-2754/2018

06 февраля 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2019 г.

Решение в полном объёме изготовлено 06 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шумской Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремстроймаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Магаданской области (Магаданнедра)

о признании незаконным и отмене решения об отказе в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами, оформленного протоколом от 31.07.2018 № 1081-м,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 , представитель, доверенность от 22.10.2018

от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 10.01.2019 (до объявления перерыва); ФИО3, представитель, доверенность от 14.02.2018 № 5 (после перерыва)

в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.01.2019 до 30.01.2019

УСТАНОВИЛ:

заявитель, ООО «Ремстроймаш», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к ответчику, департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Магаданской области (Магаданнедра), о признании незаконным и отмене решения об отказе в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами, оформленного протоколом от 31.07.2018 № 1081-м.

Ответчик требования заявителя не признаёт по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В частности, ссылается на подпункт 8 пункта 65 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённого приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее – Административный регламент), указывая, что заявка ООО «Ремстроймаш» на переоформление лицензии подана после начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в отношении пользователя недр ОАО «Ремстроймаш».

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему от 21.01.2019.

В судебном заседании представитель ответчика настаивал на возражениях, изложенных в отзыве.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему выводу.

Как следует из материалов дела 14.03.2005 открытому акционерному обществу «Ремстроймаш» выдана лицензия на право пользования недрами серия МАГ № 03749 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпи руч.Берентал с притоками, лев.пр.р. Мякит в бассейне р.Герба. Дополнением № 1 к лицензии срок окончания её действия установлен 31.12.2017. Дополнениями и изменениями № 2 от 28.12.2017 к лицензии срок её действия продлён до 31.12.2026.

23.03.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании общества с ограниченной ответственностью «Ремстроймаш» путём реорганизации в форме преобразования ОАО «Ремстроймаш».

18.06.2018 ООО «Ремстроймаш» обратилось в Магаданнедра с заявкой на переоформление лицензии на основании статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) в связи с реорганизацией путём преобразования ОАО «Ремстроймаш» в ООО «Ремстроймаш».

31.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесённым к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу принято решение об отказе в переоформлении лицензии, оформленное протоколом № 1081-м. О принятом решении Магаданнедра проинформировало ООО «Ремстроймаш» письмом от 09.08.2018 № 08/1492.

Как следует из оспариваемого решения Комиссии, в качестве основания для отказа в переоформлении лицензии указан подпункт 8 пункта 65 Административного регламента, а также следующие обстоятельства.

В ходе плановой проверки ОАО «Ремстроймаш», результаты которой зафиксированы в Акте от 10.10.2017 № 24/в-17, установлен факт нарушения требований технического проекта в части невыполнения согласованного уровня добычи россыпного золота в 2014-2016 г.г.

28.12.2017 заявителю вручено Уведомление о допущенных ОАО «Ремстроймаш» нарушениях условий пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 25.12.2017 № 8/2326.

Порядок перехода права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр регламентирован положениями статьи 17.1 Закона о недрах.

Согласно абзацу 2 статьи 17.1 Закона о недрах, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизация юридического лица - пользователя недр путём его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, установлен Административным регламентом.

В зависимости от конкретного основания перехода права пользования пунктом 69 Административного регламента предусмотрено предоставление в лицензионный орган дополнительных документов и сведений.

В частности, по подпункту 1 пункта 61 Административного регламента (реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы) - передаточный акт (оригинал или заверенная в установленном порядке копия), в котором должно быть определённым образом отражено правопреемство лица, претендующего на получение лицензии, на соответствующий участок недр.

Пункт 65 Административного регламента устанавливает случаи отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр.

Согласно подпункту 8 пункта 65 Административного регламента в переоформлении лицензии на пользование участком недр уполномоченный орган отказывает, если до наступления событий, указанных в подпункте 1 пункта 61 настоящего Административного регламента (реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы), по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьёй 21 Закона Российской Федерации «О недрах» и в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами.

В силу части четвертой статьи 21 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трёх месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях и при условии, что пользователь эти нарушения в указанный срок не устранил.

Административным регламентом установлен порядок прекращения права пользования недрами, который состоит из нескольких последовательных этапов.

В пункте 95 Административного регламента установлено, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.

Представление (предложение) с комплектом необходимых документов направляется в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в соответствии с разграничением полномочий между ним и его территориальными органами (пункт 105 Административного регламента).

Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (постоянно действующий совещательный орган) принимает рекомендательное решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 107 Административного регламента). В случае принятия рекомендации о направлении уведомления о допущенных нарушениях пользователю недр предоставляется срок для их устранения, который в зависимости от характера нарушений может быть не менее трёх месяцев и не более 12 месяцев с момента получения уведомления (пункт 110 Административного регламента).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) направила в адрес Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) информацию о проведённой в отношении заявителя проверке по соблюдению обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии МАГ 03749 БР с приложением копии акта проверки от 10.10.2017 № 24/в-17, предписания от 10.10.2017 № 24н/в/1-17/1 (письмо от 14.11.2017 № ВС-02-02-30/25165).

На основании названного письма Роснедра поручило рассмотрение и принятие решений о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (письмо от 05.12.2017 № 04-30/17293).

На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесённым к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу 22.12.2017 принято решение (протокол от 22.12.2017 № 947-м) о направлении в адрес заявителя Уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР в связи с невыполнением условий пользования недрами с указанием на необходимость устранения в течение 12 месяцев имеющихся нарушений.

28.12.2017 недропользователю вручено Уведомление о допущенных ОАО «Ремстроймаш» нарушениях условий пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 25.12.2017 № 8/2326.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1), т.е. не ранее истечения трёх месяцев с внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Ремстроймаш» зарегистрировано в качестве юридического лица, созданного путём реорганизации в форме преобразования ОАО «Ремстроймаш», 23.03.2018, т.е. после того, как по участку недр, предоставленному в пользование ОАО «Ремстроймаш», начата в порядке, установленном Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами.

В то же время, как следует из материалов дела, решение о реорганизации ОАО «Ремстроймаш» принято его единственным участником 30.11.2017, с соответствующим заявлением ОАО «Ремстроймаш» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области 04.12.2017, запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования внесена в ЕГРЮЛ 08.12.2017, т.е. до того как ОАО «Ремстроймаш» стало известно о начатой по участку недр процедуре досрочного прекращения права пользования недрами.

При этом, несмотря на то, что решение о реорганизации принято 30.11.2017, в силу императивных требований пункта 4 статьи 57 ГК РФ, государственная регистрация созданного в результате преобразования юридического лица не могла быть произведена ранее марта 2018 года. Также действующим законодательством не предусмотрена процедура отмены решения о реорганизации юридического лица в форме преобразования, кроме как в судебном порядке.

Таким образом, факт реорганизации не может свидетельствовать о недобросовестных действиях заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Из приведённых положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьёй 59 ГК РФ, от одного лица другому.

Указанная правовая позиция относительно реорганизации в форме преобразования изложена в пункте 12 Обзора практики № 3 (2016), утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных этим Кодексом.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (часть 1 статьи 54 ГК РФ).

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» (пункт 2 статьи 87 ГК РФ).

В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно статье 9 Закона о недрах, в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (часть 5 статьи 12 Закона о недрах).

Кроме случаев перехода права пользования недрами к другому субъекту предпринимательской деятельности, статья 17.1 Закона о недрах также устанавливает обязанность переоформления лицензии в случае изменения наименований юридических лиц - пользователей недр.

При этом, как следует из прямого указания подпункта 8 пункта 65 Административного регламента, начатая в отношении пользователя недр процедура досрочного прекращения права пользования недрами не является основанием для отказа в переоформлении лицензии в случае изменения наименования юридического лица - пользователя недр.

Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, фактически обращение за совершением юридически значимых действий – с заявкой на переоформление лицензии было обусловлено лишь изменением наименования юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования.

Действительно в ЕГРЮЛ 23.03.2018 внесены соответствующие записи: о прекращении деятельности ОАО «Ремстроймаш» путём реорганизации в форме преобразования и создании ООО «Ремстроймаш» - универсального правопреемника ОАО «Ремстроймаш».

Таким образом, в данном случае государственная регистрация ООО «Ремстроймаш» как нового юридического лица, фактически не означает, что оно является другим субъектом предпринимательской деятельности, поскольку изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объёме в порядке универсального правопреемства.

Об указанных обстоятельствах свидетельствуют также представленные заявителем документы. В частности, ООО «Ремстроймаш» представлен на согласование план развития горных работ на 2018 год (протокол № 65 от 08.06.2018), отчётность по итогам деятельности за 2018 год.

Представленные заявителем документы свидетельствуют также о том, что ООО «Ремстроймаш» не уклоняется от устранения выявленных проверкой нарушений.

Чтобы устранить нарушение, заявитель должен обеспечить выполнение пункта 4.1.1 раздела 4 приложения № 6 к лицензии МАГ 03749 БР в части выполнения ежегодного согласованного уровня добычи золота, установленного согласно утверждённого в установленном порядке технического проекта разработки месторождения.

Однако, с учётом особенностей деятельности по добыче драгоценного металла (необходимость заключения договора с аффинажным заводом на переработку золотосодержащего концентрата, договора с банком на реализацию драгметалла), отказ в переоформлении лицензии препятствует заявителю в установленные сроки устранить эти нарушения, о чём заявитель извещал Магаданнедра (письмо от 16.07.2018 № 65), Дальнедра (письмо от 27.07.2018 № 65), а также Управление Росприроднадзора по Магаданской области.

По материалам дела судом установлено, что заявитель представил в полном объёме необходимые для переоформления лицензии документы, предусмотренные пунктами 68, 69 Административного регламента.

Единственным основанием для отказа, как следует из оспариваемого решения, является подпункт 8 пункта 65 Административного регламента.

По мотивам, изложенным выше, суд не может признать данное основание законным при принятии решения об отказе в переоформлении лицензии.

Кроме того, в силу части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом.

Однако как сама возможность ограничений, так и характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 .07.2001 № 13-П).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено положение, в силу которого гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Административный регламент, определяя только порядок переоформления лицензии на право пользования недрами в случаях, предусмотренных федеральными законами, не может ограничить прав, предоставленных недропользователю, в том числе статьёй 17.1 Закона о недрах, а именно – в случае преобразования подтвердить своё право пользования недрами путём переоформления лицензии.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что требования ООО «Ремстроймаш» подлежат удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в сумме 3000 рублей подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Госпошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным решение об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Ремстроймаш» в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпи руч.Берентал с притоками, лев.пр.р. Мякит в бассейне р.Герба, оформленное протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесённым к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 31.07.2018 № 1081-м.

2. Взыскать с ответчика, департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Ремстроймаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>), расходы по госпошлине в сумме 3000 рублей. Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

3. Возвратить заявителю, обществу с ограниченной ответственностью «Ремстроймаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>), из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 3000 руб.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.В. Скороходова