ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2895/06 от 12.02.2007 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

от 12.02.2007г. Дело №А37-2895/06-3а

Судья арбитражного суда Магаданской области Л.П. Комарова

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении по адресу: <...>,

Заявление Администрации муниципального образования «Среднеканский район»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

о признании недействительным решения от 24.10.2006г. и предписания от 24.10.2006г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились.

от ответчика – ФИО1 – специалист-эксперт отдела реестра и контроля финансовых рынков, доверенность от 11.01.2007г. №01-10/22

(резолютивная часть решения объявлена 05.02.2007г.)

(решение в полном объеме изготовлено 12.02.2007г.)

Содержание спора:

Администрация муниципального образования «Среднеканский район» обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании не действительным решения от 24.10.2006г. и предписания от 24.10.2006г., вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области.

В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что согласно Федеральному закону от 23.06.199г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета производится путем проведения открытого конкурса или аукциона. Порядок проведения открытых конкурсов и открытых аукционов для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Данный Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Установленный Центрбанком России предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 60 000руб. Если сумма сделки составляет менее 60 000руб., проведение конкурса не является обязательным.

В дополнении к заявлению Заявитель указал, что помимо наличия статуса исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, является также юридическим лицом, наделенным муниципальным имуществом на праве оперативного управления, т.е. удовлетворяет признакам бюджетного учреждения, указанным в п.2 ст. 161 ГК РФ и в спорном правоотношении выступает в качестве бюджетного учреждения – страхователем в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, заявитель считает, его действия, как бюджетного учреждения по заключению страховой организацией ОСАО, не нарушают требований ст. 12 Закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Заявитель также считает, что при заключении договора он выступал в гражданском обороте в качестве муниципального бюджетного учреждения и на основании ст.ст. 48, 120 ГК РФ действовал в своих интересах как субъект гражданского права.

В соответствии постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ст. 71 Бюджетного кодекса РФ указано, что приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными ГК РФ.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен, заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласен. По мнению ответчика, страхование ОСАГО автотранспортных средств, принадлежащих администрации Муниципального образования «Среднеканский район» на праве оперативного управления, относится к потребностям муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Страхование ОСАГО для нужд Заявителя относится к ведению администрации муниципального образования и осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования.

Согласно абзацу 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ» если учреждение уполномочено органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями, Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 2 ст. Закона о размещении заказов).

В соответствии со ст. 4 Закона о размещении заказов, муниципальным заказчиком может выступать орган местного самоуправления. В соответствии с Уставом, Администрация муниципального образования «Среднеканский район» обладает статусом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, то есть является органом местного самоуправления.

Таким образом, к заявителю не применимы нормы Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ» в части, касающихся обеспечения собственных нужд и применения статьи 71 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Заявитель должен в полной мере руководствоваться нормами Закона о размещении заказов с учетом требований ст. ст. 12 - 14 Федерального Закона № 117-ФЗ от 23.06.1999 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее Закон «О защите конкуренции...»).

Суд установил  :

24 октября 2006г ответчиком вынесено решение, в соответствие с которым Администрация муниципального образования «Среднеканский район» признана лицом, нарушившим ст.12,13,14 ФЗ от 23.06.199г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (л.д.7). По установленному факту выдано предписание № 33 (л.д.10). Ответчиком установлено, что договор на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) автотранспортных средств, принадлежащих администрации Муниципального образования «Среднеканский район», заключен Муниципальным образованием «Среднеканский район» с ОСАО «РЕСО-Гарантия» без проведения открытого конкурса (л.д.80-85).

Автотранспортные средства, принадлежат администрации Муниципального образования «Среднеканский район» на праве оперативного управления и непосредственно относится к потребностям муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Полномочия по страхованию ОСАГО для нужд администрации Муниципального образования «Среднеканский район относятся к ведению администрации муниципального образования и осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования. Эти обстоятельства ни одной из сторон не оспариваются.

Установив фактические обстоятельства спора, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 3 ФЗ № 117-ФЗ к финансовым услугам относится страхование.

Статьей 12 вышеуказанного ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным органам исполнительной власти, Центральному банку Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления также запрещается:

необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации;

препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют;

предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, установлен ст.13 ФЗ, согласно которому перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в порядке определенном ст.14 ФЗ.

Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Порядок проведения открытых конкурсов и открытых аукционов для муниципальных нужд регламентирован Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его применение является обязательным и в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Установленный Центрбанком России предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 60 000руб. Если сумма сделки составляет менее 60 000руб., проведение конкурса не является обязательным.

Муниципальным заказчиком может выступать орган местного самоуправления, что установлено ст. 4 Закона о размещении заказов.

В соответствии с Уставом, Администрация муниципального образования «Среднеканский район» обладает статусом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, то есть является органом местного самоуправления.

Договор на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств относится к обязательным видам страхования. Базовый тариф определен Постановлением Правительства РФ 8.12.2005г № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности». Эти тарифы являются едиными для всех страховых организаций.

Страхование ОСАГО автотранспортных средств, принадлежащих администрацииМуниципального образования «Среднеканский район» (далее Заявитель) на праве оперативного управления, относится к потребностям муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Страхование ОСАГО для нужд Заявителя относится к ведению администрации муниципального образования и осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования.

Следовательно, при выборе организации- страховщика для заключения договоров ОСАГО, проведение торгов в форме открытого конкурса по отбору страховой компании являлось для заявителя обязательным. Причем проведение конкурса не зависит от стоимости страхового полиса ОСАГО. При этом ФЗ «О размещении заказа…» определяет процедуры отбора организации и проведение конкурса.

Как установлено Управлением Федеральной антимонопольной службы в Магаданской области на территории Магаданской области страховую деятельность по страхованию ответственности владельцев автотранспортных средств осуществляет, кроме «РЕСО-гарантия», еще 10 компаний.

Таким образом, заключив договор со страховой компанией «РЕСО-гарантия», без проведения открытого конкурса по отбору страховой компании, заявитель нарушил конкурсный принцип отбора страховых организаций.

Тем самым необоснованно создал в преимущественном порядке благоприятные условия для осуществления страховой деятельности ОСАО «РЕСО-Гарантия».

Следовательно, выводы антимонопольного органа о нарушении ст.12,13,14 ФЗ № 117-ФЗ правомерны.

Ссылки Заявителя на Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статью 71 Бюджетного кодекса РФ», не состоятельны, поскольку правовой статус Заявителя не подпадает под действия названного Постановления.

Как разъяснил ВАС РФ в абзаце 11 Постановления Пленума ВАС РФ « если учреждение уполномочено органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями, Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 2 ст. Закона о размещении заказов).

Как установлено судом, Заявитель по представленным правоустанавливающим документам является органом местного самоуправления, следовательно, согласно ст. 4 Закона о размещении заказов, является муниципальным заказчиком.

Поэтому, к заявителю неприменимы нормы Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ» в части, касающихся обеспечения собственных нужд и применения статьи 71 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Учитывая статус Заявителя, на него в полной мере распространяются положения Закона о размещении заказов…», ст. 12 - 14 Федерального Закона № 117-ФЗ от 23.06.1999 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее Закон «О защите конкуренции...»).

В части доводов Заявителя о том, что, выступая в качестве бюджетного учреждения -страхователем в системе ОСАГО, им не нарушены требования ст. 12 Закона о защите конкуренции, ввиду отсутствия элемента властного подчинения одной стороны другой, следует отметить , что наличие статуса бюджетного учреждения по признакам статьи 161 БК РФ не отрицает статуса органа власти местного самоуправления. Правовой анализ ст. 12 Закона о защите конкуренции показывает, что наличие отношений властного подчинения не является обязательным условием. Обязателен лишь специальный субъектный состав и совершение определенных действий в форме издания нормативно правовых актов и (или) совершения действий, в том числе согласованных. При этом действие возможно, в том числе и в виде заключения соглашений, под которым, согласно ст. 3 Закона о защите конкуренции, понимается договор между финансовой организацией и органом местного самоуправления, в том числе влекущий ограничение конкуренции. Договор, в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ, означает свободное волеизъявление обеих сторон и заключается в форме, предусмотренной гражданским законодательством РФ.

Реальное заключение договоров ОСАГО между органом местного самоуправления с одной стороны и финансовой организацией с другой стороны без соблюдения конкурсной процедуры является нарушением требований ст. ст. 12-14 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. согласно ст.110 НК РФ и ст.333.20 НК РФ подлежат отнесению на заявителя. Поскольку при обращении с заявлением не был урегулирован вопрос об оплате госпошлины, из-за не полного установления статуса заявителя. В ходе рассмотрения дела, установив статус заявителя, суд пришел к выводу о том, что он является плательщиком госпошлины. Госпошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета на основании исполнительного листа.

Руководствуясь ст.9,11,64-68,70,71,110,167-170,176,180,181,212-216 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Среднеканский район», зарегистрированного в ЕГРЮЛ за № 102490070303409, с местонахождением: п.Сеймчан, Магаданской области, ул.Ленина,9 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб. МРИ ФНС России № 3 по Магаданской области выдать исполнительный лист по вступлению решения в законную силу.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по ис течение месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Судья Л.П.Комарова.